рассказчица. Заида. часть первая

Рассказчица . ( Заиде Аль Хамри)

Первая часть .

Мне в жизни очень повезло - я повстречал много интересных людей . Если сравнить их с кладами , то можно сказать , что после встречи с каждым из них я становился все богаче богаче, и уже сейчас Богдан Селиванов сказочно богат ! :))).
Было бы несправедливо оставить все это сокровище себе , поэтому время от времени отдаю часть накопленного в виде рассказов об удивительных людях , с которыми мне повезло столкнуться .
И эта история как раз об одном таком человеке . 
Заида.
С этой выдающейся женщиной мне довелось встретиться в марокканском городе Марракеш . Знакомство с ней меня настолько сильно потрясло , что последние одиннадцать  лет , а именно столько прошло с момента нашей встречи , я часто вспоминаю  о ней , и её образ год от года становится мне все понятнее , и ближе ... Настолько ближе , что совсем недавно , к своему огромному удивлению , осознал , что тогда , одиннадцать лет назад , какой- то высший раз устроил мне встречу в лице этой марокканки с самим собой , только из будущего . Может быть , из этого времени .
В конце этого рассказа вы поймёте , что я имею ввиду , и будете удивлены не меньше меня самого ;).
А пока устраивайтесь поудобнее , потому что я начну издалека ...

Истоки моего рассказа об этой удивительной женщине начнутся за полтора десятилетия до знакомства с ней и я постараюсь ,чтобы все это время , переложенное в повествование , вы не скучали в ожидании главной встречи ;). В какой -то момент рассказа вам может показаться , что я отвлекаюсь от главной героини , и делюсь своими мемуарами , отчасти это так , но только отчасти . 
Все рассказанное мной будет иметь отношение к Заиде, так или иначе .

Итак, тропинка, которая привела меня однажды на древнюю площадь Марракеша , где я и встретил пожилую женщину по имени Заида , началась в Иране в 1992 году . В этой Исламской республике я оказался в самые первые дни после того , как её границы вновь открылись для европейских туристов . Точнее , для туристов челноков из только что распавшихся республик бывшего СССР . Это была единственная категория иностранных граждан , которую Иран пускал на свою территорию , и только по групповой визе .
Два десятилетия , которые минули после Исламской революции в этой стране , превратили Иран из светского государства в государство с идеологией Исламского фундаментализма. По этой причине Иран обзавёлся своим собственным железным занавесом , преодолеть который простым туристам было невозможно .
И по этой же причине Иран был так привлекателен для челноков : товары в этой стране были куда дешевле , чем в соседней Турции , и Эмиратах , которые уже вовсю ощущали на себе натиск торговцев из русскоговорящих стран.
Но в отличии от Турции и Эмиратов , куда торговцы без труда добирались в основном самолетами и не испытывали никаких трудностей внутри стран , Иран был сплошной полосой препятствий .
 Главное препятствие- запреты . Запреты буквально на всё. Но выгодные цены , хороший товар , и необыкновенные люди с лихвой покрывали все неудобства , связанные с посещением страны .
Поэтому в одной из первых групп , пересёкших высокогорную границу Ирана со стороны Туркмении на автобусе , был двадцатиоднолетний Селиванов Богдан , который на то время умудрялся совмещать учебу в академии с челночеством.
 Иран для меня был уже пятой страной , в которой я опробовал себя в качестве коммерсанта . За плечами были Финляндия , Норвегия , Турция , Эмираты .
В общем то , меня можно было считать опытным челноком :))).
Первым городом Ирана , куда я попал , был город Мешхед . Помню своё первое ощущение - другая планета , другая галактика , другое измерение.
Никогда больше не встречал на планете мест хоть на мизинец схожих с этим порталом в другую параллельную реальность .
Мешхед оказался местом паломничества шиитов - в нем располагался мавзолей Имама Резы - мусульманской святыни .
Этот факт серьезно осложнял нам , Европейским туристам , жизнь , так как нет- нет да случались недоразумения на почве религиозной нетерпимости со стороны паломников из Афганистана и Пакистана . Они были для нас совершеннейшими инопланетянами в своих диковинных одеждах . Особенно эту нетерпимость ощущали на себе наши женщины , неуклюжие в своих нарядах а-ля гюльчатай :))). По правилам страны они должны были носить на себе длинные плащи , манто ,закрывающие ноги , руки , голову .
Далеко не каждой удавалось вовремя заметить внезапно оголившуюся часть своего тела . Дело то непривычное :))).
Ну и случались стычки с фанатичными женщинами паломниками , желающими проучить неверных .
На этот случай нас сопровождали работники полиции нравов . Без их ведома из гостиницы не мог выйти ни один человек . В общем то, нам было запрещено ходить по городу по одному . Только группой, и в сопровождении полиции нравов .
 Ещё нас очень умиляли сами иранцы , особенно молодёжь , которые большой толпой следовали за каждым из нас .
 Это был каждодневный ритуал : выходишь из гостиницы , а тебя уже ждёт твой собственный эскорт из десяти - двадцати иранцев . Они улыбались и спорили между собой за место в эскорте:).
Особенной популярностью пользовались блондины среди нас . У них иранцы выпрашивали пряди волос , и смотрели на них с неприкрытым восхищением .
Я всегда почему то вспоминал фильм про Миклухо Маклая, который вызывал такое же боголепие у папуасов :)).
Что -то подобное было и у нас в годы железного занавеса , когда иностранцы были для нас в большую диковинку .
Я это помню .
В Мешхед я ездил больше года , пока в одну из поездок не познакомился с Тариком. Обстоятельства нашего знакомства были настолько ужасными , что я и сейчас содрогаюсь , вспоминая их . Думаю , и он тоже.

Это случилось осенью . Иранская принимающая сторона решила сделать нам подарок и устроила экскурсию в святая святых - мавзолей Имама Резы.
 Ни до нас , ни после такой опрометчивый шаг никто не совершал . С уверенностью можно сказать , что в тот осенний день группа из 15 немусульман впервые за историю пересекла границы одной из самых значимых шиитских святынь.
13 женщин , и двое мужчин , одним из которых был я. Разумеется , перед походом в мавзолей нас тщательно подготовили , ознакомив с правилами поведения, и одели женщин в черные мантии , скрывающие даже лицо .
Сопровождение у нас было внушительным : 10 иранцев от принимающей стороны и полиции нравов . Казалось бы , ничего не предвещало беды .
Признаюсь , меня манил этот огромный религиозный комплекс .
 Попасть туда было моей мечтой . Целый год я косился в сторону монументальных стен , наблюдая за десятками тысяч шиитов паломников со всего света , проникающих за них в сердце своей веры .
Очень пёстрая людская река , монотонно втекающая в огромные сводчатые ворота неведомого и очень таинственного королевства . Вы бы не хотели хоть глазком заглянуть в этот запретный мир?
И вот моя мечта сбылась - я капля этой реки . С моей восточной внешностью мне было нечего бояться :))). ). Вполне себе мусульманин :). Я бы мог каждый день в одиночестве ходить к мавзолею , и ничего бы не случилось .
Весь Комплекс был похож на матрёшку : одна круговая зона , состоящая из стен и множества минаретов располагалась в другой , и так до самого мавзолея , прятавшегося  в самом сердце своеобразного ядра .
Представьте себе каплю , упавшую на водную гладь , и пустившую по ней круги/сама капля и была мавзолеем .
 Это большой куб , скрытый под золотой решёткой . Он - цель любого паломника , стремящегося прикоснутся к нему .
Крайне сложная задача , учитывая количество желающих сделать это .
Но прежде , чем дойти до главного святилища , паломники должны были пройти в молитвах через все круги с мечетями и минаретами . У некоторых на это уходило несколько дней .
Никому бы не советовал оказаться у мавзолея - очень жестокое зрелище : массовая истерия , плюс множество трупов , намертво вцепившихся в прутья золотой клетки . Я и сейчас помню ужас , который испытал при виде висящих на прутьях мертвых тел , в основном старых женщин .
У меня участилось сердцебиение и перехватило дыхание . Убрать их , видимо , для служащих комплекса представляло большую трудность из за непрекращающегося плотного потока людей .
Вся внутренняя территория комплекса была пунктиром разделена на две половины - по одной шли мужчины , по другой женщины . Это осложняло передвижение нашей группы , состоящей в основном из женщин .
В какой то момент мы их попросту потеряли из вида .
Мы с моим спутником и сопровождающими нас иранцами дошли до мавзолея так и не встретив наших женщин . Скрытые под черными тряпками , они смешались с толпой таких же чёрных ворон ;).

Мне в голову всегда приходило такое сравнение - слишком похожи шествующие в чёрных развивающихся мантиях иранки на стаи птиц . В таких одеждах ходили только очень религиозные , и пожилые женщины . Современные и модные иранки , тем не менее , умудрялись умело обходить нормы ислама , одеваясь в изящные , и даже приталенные плащи различных расцветок , иногда очень неожиданных :).
Симпатичный , миниатюрный платочек , мейкап со вкусом делал из них недосягаемых , таинственных восточных красавиц .
Я любовался такими женщинами , понимая , что их внешний вид - протест , вызов устоям крайне исламинизированного общества . Они словно цветочки , пробившиеся к солнцу через асфальт . Их смелость зачастую граничила с безрассудством .
Не раз видел как таких женщин останавливала на улице полиция нравов для разъяснительной беседы .

Уже направляясь обратно к выходу из комплекса , примерно на середине пути , мы сначала услышали , а потом увидели жуткую сцену - на женской половине площади происходила потасовка . Большая толпа женщин паломников (чёрных ворон )налетела на другую группу женщин , срывая с них мантии и мутузя их кулаками .
Визги , плач , звук рвущейся ткани , взымающиеся вверх руки , непонятная речь перемешанная с ......Русской речью.
 Мы замерли от ужаса -это были наши женщины ! Наших женщин избивали разъярённые чем то фанатички .
 Мы бросились к побоищу , но переступить черту не могли , иначе и сами бы попали в эту мясорубку и усугубили положение.
Наши провожатые бегали по границе и что -то кричали в беснующуюся толпу .
Только потом мы узнали , что они кричали -" не бейте их, они мусульманки из Казахстана . Они паломники ".
Но их мольбы не возымели никакого действия , и желающих приложиться кулаком по лицу неверных на женской половине с каждой секундой становилось все больше и больше . Несколько наших женщин уже лежали на земле , и их продолжали пинать и бить руками .
кошмар !
И вдруг произошло чудо - из одного из минаретов на площадь вышел имам в огромной белой чалме и коричневом кафтане с золотой косичкой по краям , и остановился прямо по её середине .
 Все мгновенно присели в низком поклоне . Площадь замерла .

(Бывая в Иране часто , я знал , что когда на улице появлялся священнослужитель высокого ранга , прохожие мгновенно склонялись к земле , и не подымали головы пока тот не удалялся . Выглядело это всегда очень чудно .)

Имам не уходил , словно ожидая пока всех пострадавших людей не уведут с площади . Так и произошло - наши Иранские спутники использовали религиозную судорогу толпы и стали спешно выводить избитых женщин за пределы комплекса . Им помогал незнакомый молодой мужчина , появившийся вместе с имамом .
 Он говорил по русски . Да , это был Тарик.
С того памятного ужасного дня в моей жизни появился друг , с которым мы продолжаем дружить до этого дня .
Тарик оказался не иранцем , а марокканцем . Он работал в компании , привозившей в Иран паломников , и просто туристов с севера Африки . Он был экскурсоводом , знающим несколько языков , в том числе русский . Нам очень повезло , что в тот злополучный день Тарик оказался со своей группой в комплексе . Если бы не он, увидевший нашу трагедию и догадавшийся позвать имама , возможно мы бы не вышли из мавзолея в том же составе , в котором вошли .

Я много раз рассказывал о родстве душ. Это нечто необъяснимое , эзотерическое. Неожиданно столкнувшиеся люди врастают друг в друга , и становятся частью друг друга . Случается , что у них все напополам , и случается , что до конца жизни .
 Так и у нас с Тариком. Через несколько месяцев нашей дружбы мы оба уехали из Мешхеда , и оказались на маленьком иранском острове Киш . Тарику предложили хорошую работу в туристической фирме ,работавшей с русскими челноками , а чуть позже он и мне предложил поработать вместе с ним .
На Кише до исламской революции располагалась резиденция шаха Ирана , а После революции Остров был провозглашён властями свободной экономической зоной Персидского залива и имел массу преимуществ над другими районами страны : беспошлинная торговля , облегчённая процедура получения виз , подобие курортной зоны , и , что самое главное , менее жёсткие правила поведения . На остров прилетали отдохнуть и совершить покупки зажиточные иранцы , и мы , челноки .
К тому времени я уже получил свой диплом и переживал личную трагедию - расставание с женщиной , которую очень любил . Мы познакомились в одном из путешествий и последние два года вместе колесили по миру .
Увы ,я полюбил замужнюю женщину , обременённую двумя детьми , и не думал , что рано или поздно она одумается и закончит наш дорожный роман.
 Но именно это и случилось . Она была старше меня на 6 лет и , конечно же , гораздо мудрее.
Оставаться на руинах своей любви мне было невыносимо  , поэтому билет в один конец на крошечный остров в персидском заливе стал спасательным кругом .
Очень сейчас благодарен Веронике , так звали мою утерянную любовь, за то , что она вернула меня на мой Млечный Путь .
В конце концов , Богдан Селиванов был рождён пилигримом , вечно ищущим свой храм судьбы :))).
 Киш стал для меня важной остановкой на этом пути . Потеряв одну любовь , я встретил другую - остров ! Да , крошечный остров влюбил меня в себя по уши .
 И это была взаимная любовь .
 Спустя много лет , могу совершенно точно сказать, что те полтора года, подаренные мне судьбой на Кише , были самыми незабываемыми и счастливыми в моей жизни .
Люди ,места , ситуации , истории - все это изменило меня настолько, что полтора года стали пропастью между двумя разными жизнями . Прежде всего , люди .
На острове я встретил невероятных людей , которым стал важен и нужен .
 Главным был Тарик. Я поклонялся ему .
 Я обожал его .
Он был старше меня всего на пять лет , но по своему умственному развитию обгонял меня на десятки лет . Тарик имел прекрасное образование : историк , филолог , говорящий на нескольких языках . Уникум, каких я ещё никогда не встречал , да и разве мог ? Кем был я ? Выпускником ветеринарной академии, с трудом понимающим английский язык , и пытающимся прокормить себя торговлей .
Тарик же читал стихи Омара Хайяма на фарси наизусть , и знал историю древности всех стран Средиземноморья .
Я слушал его , открыв ров , и мечтал быть хотя бы чуточку похожим на него .
 В скорости на острове у нас появилось три близких друга , и благодаря им Киш мне стал совсем родным . Мара, Юля , Игорь - мои сверстники , также приехавшие незадолго до нас на остров .
Игорь приехал из Владивостока и работал на научно исследовательской океанологической станции . Он был океанологом , занимающимся изучением местных популяций дельфинов и огромных китовых акул . Мара же с Юлей получили профессию этнографов , и приехали работать в бывшую шахскую библиотеку острова . Мара из Ашхабада , а Юля из Москвы .
У них была очень интересная работа - они ездили по соседним крошечным островам , собирали данные о живущих там племенах , некоторые из которых поражали своей культурой . Например , на одном острове жило одно племя , женщины которого с самого рождения ходили в железных масках . Я их изредка встречал на рынках острова и с огромным любопытством следил за ними . Мне даже как -то удалась мельком сфотографировать одну такую женщину в маске , и  вы сможете увидеть это фото .
Я подпишу его .
Уверен , что это довольно редкий снимок , а , может быть , и вовсе уникальный . Иран не раскрывает свои тайны чужестранцам .

Тарик , я, Мара , Юля, Игорь очень сблизились и стали пятёркой " не разлей вода". Развлечений на острове для нас , иностранцев , не было никаких , поэтому приходилось развлекать себя самим.
 Благодаря Игорю , мы изучили всю акваторию острова . Она восхищала ! Совершено безжизненная , выжженная земля острова контрастировала с фантастической красотой подводного мира . Богатейшие коралловые рифы , населённые таким разнообразием разных живых существ , что оказавшись через десятилетия на Мальдивах и Сейшелах , я просто зевнул от скуки :)).
 Чего стоили только китовые акулы ! Огромные морские неповоротливые чудища , сплошь разукрашенные яблоками :))). Игорь изучал их , ныряя вместе с ними , Ставил на них маячки , и следил за из передвижениям .
Дружба с Игорем позволяла нам соседствовать с ним в лодке , завороженно наблюдая за его работой и немыслимыми красотами залива .
А дважды в год на острове случался настоящий фестиваль морских мистерий : в дневное время кромка воды становилась серебряной , а в ночное стиралась граница между небом и землёй - остров утопал в свете звёзд и всполохов странного свечения воды . Этот неожиданно  возникающий из воды свет и мерцающие звезды в ночной мгле вселенной создавали сказочную иллюзию - стоя в воде , мы парили в космосе , притрагиваясь к призрачному свету своими руками .
В реальности эта мистерия была легко объяснима : серебряное кольцо вокруг острова появлялось из за миграции к берегу колоссальных стай мелких рыб .
 Плотность стай настолько велика , что мы обожали прыгать в них , ощущая , как тело щекочет поток убегающих рыбин . Рыбий массаж . Правда , случались и недоразумения- я как то прыгнул и столкнулся в воде с наждачной кожей коралловых акул , охотившихся на этих самых рыбин . С тех пор на моем боку красуется памятная отметина :))).
Что касается света из моря , так и это не тайна - в воде на несколько дней в году такой свет давал особый планктон .
Любые резкие движения в воде рождали яркие вспышки , отчего море и становилось продолжением ночного неба .
Нам нравилось намазывать на себя этот невидимый глазу планктон - на одну секунду мы и сами светились фосфором, как морда собаки Баскердвилей :)).
В такие ночи вселенской гармонии мы поддавались волшебству момента и повелевали временем - мыслями отправлялись в своё прошлое , и прорицали будушее . Мы мечтали. Мечтали до утра . Мы были очень разными , но нас объединяла наша молодость и родство душ . Я бы отдал многое , чтобы очутиться на миг в одну из таких ночей и ощутить силу нашей дружбы . Наши разговоры обо всем - никогда их не забуду . Я и  Тарик  читали стихи : он - своего любимого Омара Хайяма , я- свои ;
 -" люби меня за то , что просто так ,
за то , что как у всех , за то , что встретил.
Я сам свою любовь к тебе собрал из тех вещей , что кто то не заметил ...

Но больше всего моя компания страшно любила слушать мои рассказы , особенно про таёжную юность .
Признаться , эти четверо были самой первой моей серьёзной аудиторией , раскрывшей во мне талант рассказчика :)).
Очень им благодарен за это .
Как раз в один из таких своих литературных вечеров:))) я впервые услышал имя -Заида . Произнёс его Тарик :
-знаешь , Богдан , ты очень похож на мою маму , Заиду . Ты , как и она , очень хороший рассказчик , только не зарабатываешь этим деньги , а моя мама всю свою жизнь рассказывает разные истории , и люди ей за это платят деньги . На них она и воспитала всех своих восьмерых детей . Так что , когда у тебя не будет другой работы , ты можешь тоже выходить на площадь и зарабатывать рассказами себе на жизнь - после его слов мы все засмеялись , но я так и не понял, как можно зарабатывать рассказами , и что при этом нужно рассказывать .
В тот вечер мне впервые заочно посчастливилось познакомиться с великой женщиной , встретиться с которой предстояло в далёком будущем .
Но я был не единственным рассказчиком в нашей компании . Мара нисколько мне уступала . И сейчас помню , как любил слушать её  бесконечные , эмоциональные истории про её детство в Ашхабаде , про удивительную маму, работавшую главным зоотехником в конюшнях самого Туркменбаши .
-Ее энергии достаточно для того , чтобы опреснить всю солёную воду вокруг острова, а Ее звонкий голос можно услышать в соседнем Бахрейне - так про неё с улыбкой говорил наш иранский босс , Форхад Багдади. И мы с ним соглашались . Да, Мара была любимицей всего острова . Это все из за Ее веселого и доброжелательного нрава .
При всём этом , Мара никогда не переступала черту в общении с мужчинами - мусульманское воспитание . Она не позволяла себе никаких вольностей , и казалась совершенно недоступной .
Меня не раз посещали мысли о том, что она останется в старых девах :).
Эх , если бы мне сказали тогда , как повернётся судьба Мары через несколько лет , ни за что бы не поверил .
Как -то скучая в одиночестве  в зоне вылета аэропорта Дамаска, куда мы с Тариком в буквальном смысле вынуждены были бежать спешно из Ирана, я наблюдал за одной любопытной процессией- по терминалу неспешно и грациозно на посадку шли семь женщин в роскошных чёрных плащах с чадрами , расшитых золотой ниткой и камнями .
Их сопровождали несколько работников аэропорта с рациями. Для Дамаска обычная ситуация - наверняка улетал домой гарем какого нибудь саудовского принца , гостившего в стране .
Но меня всегда интриговали такие картины -мне страшно хотелось заглянуть за чёрную материю и увидеть лицо женщины , спрятанного от всех людей на свете , кроме одного человека . Какую тайну она прячет ? Какая она ? Что выражают Ее глаза?
Всем было безразлично , а мне нет . Совершенно точно , в прошлой жизни мне приходилось самому ходить в такой чадре :)). Никак не иначе :).
Пока я искоса наблюдал за шествующим гаремом , он дошёл до места , где я сидел , и внезапно остановился .
Женщины образовали круг и о чем то зашептались . Я сгорал от любопытства. :))). Такая редкая мизансцена и у меня место в первом ряду . Мне и в голову не могло придти , что произойдёт в следующую секунду .
Вдруг от группы отделилась одна фигура и пошла прямо ко мне. Меня парализовало. Вокруг меня не было никого .
Плащ подошёл вплотную и женская рука раздвинула ткань у лица .......
- привет , Богдан ! - на меня смотрела ..... Мара .
- Мара ? С ума сойти ! Ничего не понимаю ! Как ? Это ты ? - в то мгновение все мои фразы были бессвязны , и было от чего .
 С тех пор , как мы расстались с Марой на Кише прошло года три . Она оставалась работать на острове , и тут вдруг на тебе - она в гареме арабского владыки .
 В голове не укладывалось .
- вот это встреча ! Я сама подумала , что мне мерещится , когда я увидела тебя здесь . Слушай , у меня совсем мало времени на разговор . Сам видишь , мои куры меня ждут и трясутся от страха - Мара была все той же весёлой , заводной девчонкой .
У нас было всего то минут пять , и мы взахлёб делились своими новостями .
Мы знали , что больше никогда в жизни не увидимся и эта встреча просто подарок судьбы . Я узнал , что Мара стала женой одного из шейхов Бахрейна совсем недавно . Они познакомились на Кише, где у Ее муж имел транспортную компанию.
- помнишь , Форхад все время шутил , что мой звонкий голос слышно даже в Бахрейне ? И оказался прав - мой муж там его услышал .
По её словам , он Ее долго уговаривал,и она долго не соглашалась . Но любовь , как известно , страшная вещь :)))).
 Ну , может и так . Честно скажу , я бы не ломался на Ее месте :))). Может , и она не ломалась :). Кто знает ?
Кроме неё, у Ее мужа , который , кстати , ещё и молод , было ещё две жены , и они все очень хорошо ладили друг с другом . Наверное потому , что жили все в разных домах и занимались разными делами .
 Мара продолжала заниматься научной работой , и все свободное время уделяла увлечению своего мужа - верблюжьим скачкам .
В самом конце нашего разговора , когда Мара попрощалась , и повернулась , чтобы уйти , она вдруг остановилось , и произнесла:

 -" люби меня за то , что просто так ,
за то , что как у всех , за то , что встретил.
Я сам свою любовь к тебе собрал из тех вещей , что кто то не заметил ...

- Мара , как ты его помнишь ?
- конечно, оно мое любимое стихотворение . И мужу моему очень нравится . В общем то я только его и знаю наизусть . Я же не Тарик , и не заучиваю стихи .
И мы расстались .... наверное , навсегда .
 С той встречи в аэропорту прошло уже почти двадцать лет .

Полтора года беззаботной жизни на Кише
Неожиданно закончились в один день нашим с Тариком скоропостижным бегством . Причиной этому стали две Иранки из Тегерана , приехавшие на остров на уикенд . Я уже говорил , что на острове все исламские запреты были куда мягче , чем на материке , и это давало нам некую вольность : например , мы могли даже иногда купаться на одном пляже вместе с нашими девчонками , или сидеть с ними в кафе за одним столиком .
А в магазина острова торговцы не закрашивали фломастером на импортных упаковках с женским бельём части женского тела . Представить такую оплошностью в Мешхеде было невозможное - возмездие полиции нравов обрушилось бы незамедлительным .
 А я иногда умудрялся провозить на остров спиртное под видом " Русского компота" - закатанная в литровые банки водка, размешанная с клюквенным соком и ягодами . Я называл такие гостинцы национальным русским напитком , и таможенники ни разу не проверили содержимое банок .
Среди наших друзей иранцев не все придерживались строгих норм , и с большим нетерпением ждали меня с такими компотиками . Удивительно , но им хватало всего десятка миллилитров, чтобы быть абсолютно пьяными .
Они были чисты и непорочны как дети , а я своим компотом был дьяволом искусителем :)). В благодарность за возможность прикоснуться к европейской культуре :)), они пытались сделать для меня что -то значимое , сопоставимое по своей сакральности и запретности - к примеру , подарить мне невесть откуда взявшуюся баночку пепси с изображением Майкла Джексона , ну или футболку с ним .
Запрет на Джексона в Иране был очень серьёзным . Религиозное руководство страны считало его проявлением дьявольской сущности , ну или как то так . Его стремление поменять расу и стало причиной объявления ему войны иранскими духовными лидерами .
Так что подарки с изображением американского поп идола среди менее религиозной молодёжи считалось проявлением прогрессивности и несогласием с властью .
Объяснить дарившим нам иранцам подобные подарки , что они для нас не имеют ценности , представляло определённую трудность . Они искренне не понимали нашего равнодушного взгляда на банку пепси с беснующимся на ней в концертном экстазе Майкле .

Когда на острове появились Марджана с Дарьей , мы с Тариком уже потеряли осторожность , будучи разбалованными островным иммунитетом к строгим законам ислама , и не раз подшучивали , что неплохо было бы закрутить роман с какой нибудь иранкой .
Я вам совершенно ответственно заявляю - нет на свете более красивых женщин , чем персианки . Они пронзительно красивы, до мурашек . Их красота настолько благородна и чиста , что заставляет биться с перебоями сердце любого мужчины , с какой бы части планеты он не был . Темноволосые Ярославны с соболиными бровями , продолговатыми овалами лиц , и тонкими чертами на них .
Всевышний создал их богинями для поклонения. Мне кажется , происхождение персидского языка , одного из самых мягких и мелодичных языков на свете , напрямую было связано с красотой персидских женщин . Красивые женщины , говорящие на красивом языке .
А их недоступность делала их ещё загадочнее и желаннее . Тем не менее , как бы мы с Тариком не хорохорились , но делать знаки внимания иранкам не стали бы  . У меня перед глазами всегда стояла жуткая картина , которую я увидел в одной горной деревушке в центральном Иране .
Наш автобус заглох посреди деревни как раз тогда , когда там проходил страшный ритуал наказания :, из земли торчала голова живой женщины , а прямо над ней на кране головой вниз висел мужчина . Их головы почти соприкасались . Односельчане закидывали их камнями . Закидывали до смерти . Жертвы любовной драмы - кто то кому то изменил. .
Став свидетелем такой варварской расправы , уже никогда не осмелишься подойти к иранке первым . Страшно .
Да , но что делать , если иранка из Кожи вон лезет , чтобы обратить на себя внимание? Бежать от неё ! Обходить стороной ! Надвинуть на глаза чёрные очки и сделать вид , что ничего не видишь . Именно так и не иначе.
Увы , мы с Тариком оказались большими Глупцами и поступили иначе - мы ответили на назойливые знаки внимания двух девиц из Тегерана , и стали с ними встречаться . Полноценными встречами это назвать нельзя было - мы пересекались в спрятанных от чужих глаз местах торговых центров , закоулков , даже автобусных остановках . Сидели в одном кафе за разными столами , и косились в сторону друг друга . Невинно и по детски .
 Из коротких фраз мы узнали , что Марджан и Дарья близкие подруги .
 Хотя , если честно , мне казалась странной дружбы довольно взрослой Марджан, ей явно было далеко за тридцать , и совсем юной Дарьи . Одна работала парикмахером , а вторая была студенткой .
 Инициатором нашего группового , курортного стала именно Марджана .
Она вела себя крайне вызывающим - при любой возможности хватала за руку Тарика и мяла Ее , мяла, словно получая от этого оргазм . Она была решительной женщиной и доминировала над всеми нами .
 Мне , соотвественно , досталась застенчивая Дарья . Пока Тарик с Марджаной бегали по тайным закаулкам и щупались , мы с Дарьей прогуливались по галереям торговых центров на почтительном расстоянии друг от друга и обменивались недвусмысленными взглядами .
На пятый день нашей странной связи , когда мы наконец решились подержаться за ручку , нас с поличным взяла полиция нравов .
 В тот момент я оставлял свой поцелуй на стыдливо покрасневшей щеке Дарьи .
 Нас схватили , будто мы ..... будто мы целовались - страшнее ситуации и не придумать . Я помню как один из работников полиции нравов резко толкнул Дарью , она упала на плитку , и закрыла лицо руками . Она тряслась от страха , но не плакала . Другой полицейский схватил ее  отворот плаща и не дожидаясь , пока она встанет , потащил по полу .
У меня от жалости защемило сердце .
Странно, но нас с Тариком полицейские не били , а просто повезли в какое то учреждение , куда одновременно с нами примчался наш босс , Форхад Багдади.
Он вступил в долгие и очень эмоциональные переговоры с нашими стражами .
Через пару часов расстроенный Форхад сообщил , что нам аннулировали визу , и  что до утра мы должны покинуть Иран во что бы то ни стало .
У нас была всего одна ночь на сборы и прощание с друзьями . Мы не знали , что делать , и куда лететь . Если я в таких ситуациях теряюсь , то голова Тарика начинает бешено работать и он принимает мгновенные решения .
- полетим в Дамаск . У меня там брат работает . Там все и обдумаем .
Мне оставалось только следовать за Тариком . Возвращаться в Россию я уж точно не хотел .
Утро перед отлётом было очень эмоциональным : наша славная пятёрка распадалась , и сопровождалось это под общий поток слез , тёплых прощальных слов , и обещанием никогда не терять друг друга из вида, и сохранить нашу дружбу навсегда .

Увы , этому обещанию было суждено сбыться только для троих из нас ...
Следы Игоря и Мары затерялись в бесконечных дорожках человеческих судеб , и , возможно , нам больше не суждено никогда снова посмотреть друг другу в глаза .
Юля же нашла через несколько лет в Сирии сначала Тарика , а через него и меня . Пожалуй , у Юльки из нас троих сложилась самая необычная судьба. После нашего отъезда скромняшку Юльку , миниатюрную , тихую, неуверенную в себе , на острове разглядел французик Анри , работавший на научно исследовательском судне команды Кусто , занимавшейся своими исследованиями в акватории Киша несколько месяцев . Разглядел , очаровал , влюбил , и увёз с собой во Францию .
Там они поженились , родили сына , и отправились жить в Океанию , так любимую Анри . Отправились на сейшелы .
 Вы теперь поняли о какой Юле шла речь в моем рассказе? Да , это та самая Юля , к которой я частенько езжу в гости , и которая совсем недавно гостила у меня :). Последние двадцать лет Юля гражданка этого островного государства в индийском океане , и работает большой шишкой в министерстве туризма . Все у неё в жизни прекрасно .
 
Я очень хорошо помню , что я чувствовал и о чем думал , глядя в окно самолёта , бегущего по взлетно посадочной полосе на взлёт -он вот-вот взмоет в небо , подымется над островом , и наша связь с ним порвётся навсегда , и все окажется позади .... . Позади окажется все моё хорошее , и я уже никогда не смогу вернуть то, что по своей глупости так нелепо потерял. А что впереди ? Меня уже больше ничего хорошего не ждёт . Все , это конец .

-слушай , Богдан , а у тебя хоть что то было ?
-С кем ?
-С Дарьей .
-Нет, ничего не было . А у тебя ?
-Тоже ничего .....

Молчание ....

 -Богдан , мы с тобой идиоты'
-Полностью согласен .

Есть правило - когда вы молоды , умны , целеустремленны , то все , что с вами не происходит , оно происходит к лучшему :)). И даже ваши досадные ошибки , приводящие к серьёзным переменам в вашей жизни , оказываются вам на руку . Имейте ввиду , это правило придумал я , и , поверьте , оно работает . Я сейчас докажу .

Через пятнадцать минут после того , как мы оказались в Дамаске , у меня страшно разболелась голова . Вокруг был хаос ! Я ещё никогда не встречал такого шумного людского муравейника .
 В то время как Тарик без умолку болтал со своим старшими братом Ишамом , встретившим нас в аэропорту на сорокалетнем Рено , страшно похожим на нашу копейку, я с ужасом смотрел в открытое окно . Меня пугал этот город .
 Он был сумасшедшим . Гарь из выхлопных газов , оглушаюший , непрерывный рёв сигналов тысяч машин , бьющихся с армией людей за право проехать по дороге . Противостояние между людьми и машинами , между машинами и машинами . 
Никаких светофоров , никаких полицейских -полнейший транспортный коллапс. Водители машин не пользовались сигналами поворота , и только руками показывали друг другу направление своей езды . И ещё ругань !
Наш автораритет оказался вполне ещё в тренде , и среди такой же древней рухляди на колёсах , заполонившей узкие улицы города , смотрелся неплохо :)).
Весь город был музеем винтажных авто ,изрядно помятых со всех сторон .
Первое , что мне бросилось в глаза , как только я вышел из самолёта в здание аэропорта - это рисованные портреты двух человек . Тогда я ещё не знал , что на них были изображены президент Хафез Асад и один из его сыновей .
Эти портреты были буквально по всему аэропорту , потом по всей дороге из аэропорта , а потом по всему городу . миллионы картин , очень смешных картин :)). Я был уверен , что их рисовали в школе на кружке самодеятельности - настолько они казались нелепыми :))).
Вместо глаз обязательно чёрные зияющие дыры , изображающие солнцезащитные очки .
В Иране я видел тоже много портретов руководителей страны , но это всегда были фоторепродукции . На них красовались очень симпатичные , породистые дядечки , похожие на профессоров из университета . Их даже не портили огромные тюрбаны, возведённые на их головах .
И дядечки на портретах сидели в одной и той же позе , как наш Ленин:)).
Здесь же портреты были сюжетными - вот сын президента на коне , вон он в военном самолёте . Кстати , впоследствии он и погиб в этом самолёте , а  после смерти отца президентом стал старший сын , врач стоматолог , Башар. По- моему , никто не хотел , чтобы он стал президентом . Может поэтому и начались такие народные волнения , переросшие в войну .

Оказалось , мы с Тариком приехали в Сирию очень вовремя - здесь только - только начинался челночный бум . Довольно  быстро мы нашли свою нишу , и стали работать процентниками - получали проценты от заказов челноков .
В отличии от Ирана , здесь это был серьёзный бизнес , который за три года сделал нас с Тариком зажиточными коммерсантами .
У нас образовалось много постоянных клиентов среди крупных челноков из России , и отличные связи среди фабрикантов в Дамаске и Алеппо . Началась роскошная жизнь !
 В Дамаске не было никаких запретов , как в Иране . Здесь можно было все, и я вскоре это оценил , наполнив свою жизнь любыми удовольствиями . Я полюбил Сирию всем сердцем , как когда то Иран .
А Тарик оказался дальновидным бизнесменом , и используя свои заработанные на челноках деньги , открыл профессиональную экскурсионную фирму . В конце концов , он всегда хотел работать по своей профессии . Сирия для этого подходила как нельзя лучше .
 Таким количеством исторически важных мест на ближнем востоке не могла похвастаться ни одна страна . Многие из них  имели высшую оценку исторической значимости , например , римский город Пальмира , с которой когда то Пушкин сравнил Петербург , библейские места , прекрасно сохранившиеся замки крестоносцев , развалины финикийских городов , мусульманские святыни .
У меня появилась новая страсть , опять же благодаря Тарику - история . Сидя ночами за учебниками , и слушая лекции Тарика , я познавал историю Сирии , ещё больше влюбляясь в эту великую страну .
Страсть эта осталась у меня на всю мою жизнь . Впоследствии она развилась в более масштабное изучении истории древнего Египта , и европейской истории , особенно периодов ренессанса .
Я стал неплохим экскурсоводом . Впервые мои рассказы получили большую аудиторию из числа туристов , которых мы с Тариком возили по стране .

Представьте , как тяжело мне сейчас узнавать о разрушении в ходе военных действий тех древних сооружений , по которым я когда то водил туристов.
У меня в голове не укладывается , как можно было посягнуть на величайшие творения человеческой цивилизации .
 Моя любовь , Пальмира , город в пустыне , оазис , что с тобой сейчас ?
 Я представить не могу , что Алеппо , самый трудолюбивый и добрый город во всей Сирии , умеющий очаровать , влюбить в себя , находится сейчас в руинах и терпит страшную боль от взрывов . 

Ещё работая процентником в Сирии , я подружился с одним своим клиентом из Москвы . Не родство душ , как с Тариком , но обоюдная выгода : у него были торговые точки на рынках в Москве , а у меня возможность поставлять ему хороший товар . В конце концов наш союз с ним стал приносить мне куда больше прибыли , чем работа с челноками , и я полностью переключился на работу с ним .
Сергей , так звали моего московского партнёра , предложил мне войти в долю по открытию серьёзных магазинов  в Москве , и я , видя наши барыши , быстро согласился . Денег у меня было много и я хотел куда то грамотно их инвестировать .
 Все чаще и чаще мне приходилось летать в Москву и в какой то момент я решил , что моя история в Сирии подошла к концу .
 Мне тогда было уже 27 лет .
 К моменту моего окончательного отъезда из Сирии  Тарик полностью перешёл работать в свою фирму , и открыл ещё несколько туристических направлений.
Он процветал . И ещё , Тарик влюбился без памяти в очень хорошую девушку сирийку из города Хомс , дочь одного крупного аптекаря . И чувства оказались взаимными . На свадьбу друга я уже приезжал из Москвы .
На этом наши с Тариком пути разошлись . Нет , мы конечно же продолжали созваниваться , но это было непросто , так как сотовая связь  в Сирию еще тогда не пришла .
В Москве , тем временем , у меня случился полнейший триумф в делах , и я быстро втянулся с столичную жизнь , обрастая атрибутами богатой жизни : квартиры , дома , машины , красотки :)).

Как то летом мне позвонил Тарик , и позвал меня поехать с ним в гости  в Марокко .
Это случилось через восемь лет после того , как я уехал из Сирии .
- Богдан , я как -то обещал тебе познакомить с моей семьёй  . Почему бы это не сделать сейчас ? В конце концов , мы с тобой уже не виделись вечность . Поехали , тебе очень понравится , я уверен .
Я не долго думая согласился и через несколько дней прилетел в Марракеш .
 У меня был целый день до встречи с Тариком , он прилетал из Дамаска вечерним рейсом , и я пошёл гулять по городу .
 Мне казалось , что меня  уже невозможно удивить ничем , но Марракеш меня положил на лопатки .
Город совершенно не изменился за многие столетия , и у меня  создалось ощущение , что я каким то волшебным образом попал в глухую древность . По улицам города ездили верблюжьи повозки , затирая между собой самые последние модели Ламборджини , Ферари - абсолютный сюр!
Добила же моё воображение центральная площадь города , в неё впадали , как реки в море, все древние улочки Марракеша со всеми своими экзотическими риадами , ресторанами , и лавками .
 От неё начинался и экзотический рынок с нескончаемыми узкими торговыми улочками . Невообразимого вида продавцы продавали невообразимые товары . До того , как я оказался в недрах этого рынка , я считал  рынок Дамаска самым экзотическим рынком . Ничего подобного , он был жалким подобием этого рынка .
Улица специй , улица керамики , улица непонятно чего , потом улица непонятно чего , за ней другая улица непонятно чего , а вот улица мумий животных и я в шоке !  Огромное количество мумий всех видов животных и птиц - мелких , средних , крупных . Их покупали целиком , или по частям , размалывая эти части в порошки - лекарство.  На самой площади творились невероятное - она была сплошь усеяна факирами , вытаскивающими из корзин кобр с раздутыми капюшонами ( Я все время в испуге озирался  , боясь не наступить на одну из них ), лекарями , выдёргивающими при всех без анестезии жуткими щипцами зубы у своих случайных пациентов , гадалки, прорицатели , танцоры , какие то ораторы , разносчики чая в огромных шляпах , и ещё , и ещё , и ещё ..... а потом вдруг случилось чудо - всего за несколько минут площадь сменила своих обитателей - их место заняли тысячи повозок с полевыми кухнями .
Всего несколько минут ещё  и площадь окуталась дымом от печек полевых кухонь , готовящих свою еду . Площадь стала самым большим в мире рестораном .
 Я был полностью раздавлен и погребён под лавиной эмоций .
Мне нужно было возвращаться в мой риад на встречу с Тариком , он уже подъезжал ...

Рассказ в нескольких частях . Продолжение читать в следующих постах .
.


Рецензии