I. Зиккурат

«Зиккурат, который всегда был воплощением модели мира».
(Петрухин)

Майя использовали два календаря. «Солнечный» календарь (с.к.) – шиупоуалли или хааб – предназначен для отсчёта дней и месяцев в году. То есть календарный круг задаёт начало и конец года, солнечный цикл от одного весеннего равноденствия до другого, отчего год назывался «весной» или «отравянением». Календарь определяет время посевов, время проведения праздников и ритуалов. В круг уложено 18 солнечных тотемов, где каждый – покровитель своего месяца, состоящего из 20 дней. По истечению 18 месяцев (а 18*20=360 дней), добавляется ещё 5 «дней без имени». Солнечные тотемы задают характер сезона и новорожденных. «Лунный» календарь (л.к.) – тональпоуалли или цолькин – определяет период беременности, который у женщины длится примерно 260 дней или 9 лунных месяцев по 29 дней. То есть календарный круг задаёт период от зачатия до рождения человека. Хотя как замечает «Книга дней» его происхождение достоверно не известно. В его круг уложено 20 солнечных тотемов (покровителей своей недели), которые сопрягаются с 13 лунными тотемами (покровителями своего дня) и попарно складываются как зубцы сопряжённых шестерёнок, то есть полный цикл л.к. составляет 13*20=260 дней. Солнечные тотемы ориентированы по 5 на каждое время года, где один из каждых пяти является родителем или главным, задающим вектор оставшимся четырём. Как на ладони руки распятого бога большой палец задаёт корневой тотем, а четыре – тотемы малые, корневой же по очереди принимает роль четырёх малых, как бы добавляясь к ним. Сами 13 лунных тотемов характеризуют возраст или периоды жизни, по которым путешествует каждый солнечный тотем, и здесь мы видим принцип, присутствующий в картах таро или китайских гексаграммах, где ситуации следуют друг за другом.

Календари тесно соединены в один универсальный с циклом в 52 года (365*52=260*73=18980 дней), по окончании которого каждая комбинация месяца-дня-луны снова повторяется. Считалось, что 52 года – период полного созревания человека с отрезками по 4 года (4*13=52). Так, согласно учению майя, также как и народов севера, в жизни каждого человека существуют собственные повторяющиеся периоды по 4 года и соотносятся с корневыми тотемами, идущими по порядку от самого рождения. Отсюда в каждый первый год «четвёрки» человек находится «в себе», то есть в своём чертоге. Это – хороший год. Человек-рысь – проживает «год Рыси», человек-кабан – «год Кабана». Каждый второй год – следующий в цикле, например, для человека-кабана это – «год Медведя». В третий год человек «в своём антиподе» – это будет тяжёлый год. «Лунный» календарь отмеряет такие периоды, как созревание человека в утробе матери, то есть поколение, эпоху, и прогнозирует удачу и неудачу, поскольку именно он задаёт тотем или божество, характеризующее весь год в «солнечном» календаре (по соотношению календарей в первый день года), подобно древнекитайской традиции. Таким образом, л.к. содержит две идеи: он может быть индивидуальным для каждого человека и начинаться с момента его зачатия и рождения, и он может быть народным. Но поскольку народный представляет собой «счёт от начала начал» и, при этом, точно неизвестно от какой даты нужно вести отсчёт дней, а его на момент обнаружения уже давно никто не вёл, то он нуждается в возрождении.

«Майя знали от своего учителя, что солнце воздействует на плодовитость, что его лучи несут с собой как радость, так и горе, и поэтому они называли своих детей в соответствии с их датой рождения в течение астрологического цикла».
(Морис Котрелл)

Повсеместно в древности всех детей называли в соответствии с их датой рождения, и гадание по имени имело практический смысл. Каждое имя представляло собой книгу, по которой можно было читать привычки или наклонности, а значит предполагать весь жизненный путь его обладателя. На Руси XVII века детей всё ещё называли в соответствии с датой рождения: по ближайшему церковному празднику и имени святого того дня. Традиция имянаречения полно сохранилась у индейцев: чьи имена среди нас звучали бы как названия зодиаков. Где образ животного как образ одного из четырёх углов неба (времени года) представляет собой некоторый круг знаний и наблюдений. Поскольку такое имя не было случайным, его следовало открывать только самым близким людям. При этом майя имели сразу четыре имени: «наал каба» (имя, дававшееся после заключения брака и состоящее из фамилий отца и девичьей фамилии матери), отчество, «коко каба» (прозвище) и «паал каба» (имя, данное при рождении). Считалось, от частого применения личного имени оно изнашивается, а ведь оно может придать действенности манипуляциям знахаря. Выбор имени протекал так: родители обращались к жрецу, который сверялся с гороскопом. Но и другие имена не случайны. Например, их можно разобрать по варнам или кастам – какой обычай был в Индии или у древних славян. И вот гадание по имени утратило саму суть гадания, превратившись в светское развлечение, а имя стало пустым предметом украшения. Таким же образом назначенное число имеет смысл только в том случае, когда оно «развёртываемо» и может прямо указать на дату рождения. Отчего гадание по числам – это в точности то же самое, что гадание по имени.

В этом одновременно великолепие и трагизм идеи каменных лабиринтов – древних сооружений чаще круглой формы с уложенными в кольцевую структуру камешками, что позднее переросло в традицию строить роскошные сады-лабиринты при дворах. В утробе лабиринта размещались каменные или топиар фигуры животных, составляющих круг зверей – гороскоп как тайное знание и логика мироздания, а в центр помещён фонтан – источник жизни. И в самодовольном блуждании от одного животного к другому искатели истины находят лишь суету. Лишь иногда, уставши от разных бесед, люди подходят к фонтану, чтобы напиться. Поле чего следует продолжить обсуждать величие мрачных статуй. Это – форма капища, фиксирующая положения Солнца и Луны. А также она фиксирует виды желаний, что вытекает в гороскоп, который в контексте буддизма представляет собой колесо страданий, в культуре индейцев майя его ступенчатая и ориентированная на четыре стороны света структура воплощена в зиккурате – священной горе. Если посмотреть на храм-зиккурат с высоты птичьего полёта, то мы увидим подобие мандалы: крест из лестниц, по краю которых вьётся змей. Ступени-пороги храма изображают этапы разветвления божества на четыре стороны, где вершина храма соотносится с корнем и центром мандалы. Так и праздники индейцев майя по времени проведения и существу аналогичны христианским праздникам и языческим, разве что различаются формой обряда. И здесь находим все те же сюжеты.

«Величественным было её появление и повествование в ней о том, как совершилось возникновение неба и земли. Как она была расчленена, и как было разделено небо. И была доставлена верёвка для измерения и натянута в небесах и на земле, на четырёх углах, на четырёх главных точках, как это было названо Создательницей и Творцом, Матерью и Отцом жизни и всех сотворенных вещей. Теми, кто создал дыхание и мысль, кто размышляет над благополучием всего, что существует на небе, на земле, в озерах и море. Люди преуспевали в видении и знании всего. Когда они смотрели вокруг, то созерцали от верха до низа свод небес и внутренность земли. Они видели даже вещи, скрытые в глубокой темноте, они сразу видели весь мир до краёв, и видели его с того места, где находились. Велика была мудрость их, их зрение достигало лесов, скал, озер, морей, гор и долин. Тогда Создательница и Творец спросили их: «Что вы думаете? Не видите ли вы? Не слышите ли вы? Не хороша ли ваша речь, так же как и походка? Так живите же вечно и созерцайте, что находится под небом, смотрите, как появляются горы и долины» – сказали они. Тогда люди воздали благодарность: «Мы стали людьми, нам даны рот и лицо, мы говорим, слышим, думаем и ходим, мы совершенно чувствуем, и знаем, что находится далеко и что находится близко, мы видим большое и малое в небе и на земле». Люди не ограничились этим. Они исследовали четыре угла неба, свод небес и внутренность земли. Но Создательница и Творец услышали это с неудовольствием. «Это нехорошо, что говорят наши создания, наши творения. Пусть же они видят немногое на лице земли». Глаза людей были покрыты туманом, и они могли видеть только то, что находилось близко. Была потеряна их мудрость и всё знание четырех людей».
(«Пополь-Вух», книга-эпос месоамериканской культуры)


Рецензии