Широка страна моя родная
Вот только что по телевизору показывали, как душка Дмитрий Анатольевич по Дальнему Востоку шпацирует, и везде речи говорит. Вот про импортозамещение: «Надо рыбу с Дальнего Востока везти в центр!». Мудро говорит, как говаривал мой родной дядя Еша, Ефим Ефимович Спицин, работавший на обувной фабрике, - «етапно говорит». Очень мне это словечко нравится, оно специально про тех, кто в сути дела ни бельмеса, а речи толкать надо, положение обязывает!
Представляете, неделю пилить поезду из вагонов-рефрижераторов, таких холодильников на колесах, в которых -20°C? Простая рыбка станет сплошь «золотая». Нет, конечно, икорка там, лосось, который я в бытность в Германии страсть любил с пивком - это одно, а в России дороже скумбрии никакой рыбы позволить себе не могу, - а это, согласитесь, в плане подорожания совсем другое. Конечно рыбка для элиты если и подорожает на 200 р, то не заметно, а если скумбрия с мойвой и путассу?
А ведь эта надбавка за логистику видов рыбы не различает, к цене ЛЮБОЙ рыбки прибавляется одна и та же сумма! «Маскавский» обитатель Рублевки 200 х 100 / 1500 = 13% и не заметит, а пенсионер из Иванова 200 х 100 / 150 = 130%, т.е. почти в 2,5 раза, - непременно ощутит, и исключит бескорыстный подарок Дмитрия Анатольевича из своего рациона! А это лишние расходы на медицину, в то время, когда денег на победоносные войны «дрыгоценнейшего и безальтернативно-незаменимого» не хватает... :
«В этом году спасать от верной гибели пойманную и замороженную российскими рыбаками горбушу и кету предстоит, скорее всего, китайцам и корейцам. Отечественный бизнес оказался безоружным перед рекордным уловом и не может доставить его потребителям - с Дальнего Востока в Европейскую часть страны. Мы опять пронесем свою рыбу мимо рта.
Вот цифры: поймано уже 454 тысячи тонн лососей, отправлено на Большую землю 62 тысячи тонн. Такими темпами хорошо путешествовать за смертью. В советские времена в период лососевой путины с берегов Тихого океана ежедневно отправляли по 200 вагонов с рыбой. Теперь рыбаки утверждают, что им нужно вывозить из Владивостока всего лишь 12-14 вагонов в сутки. А реально уезжает только по 5-6 вагонов. 28 августа из Владивостока отправился очередной, уже пятый по счету ускоренный поезд дочернего предприятия РЖД, который через семь дней должен доставить в Екатеринбург 1440 тонн дальневосточного лосося. Но часть улова осталась на берегу, и на подходе еще несколько судов.
Отправка одной рефсекции на 170 тонн рыбы обходится сейчас не меньше, чем в 1,8 миллиона рублей, а с доплатой за срочность - в 2,5 миллиона рублей, - ЦЕНА ТРАНСПОРТИРОВКИ ПРИБЛИЖАЕТСЯ К ПОЛОВИНЕ СТОИМОСТИ САМОЙ РЫБЫ.
Поймать горбушу и освободить от икры мы еще в состоянии, а вот довезти до магазина, как выясняется, пока нет. А китайцы - могут. Рыбоперерабатывающие компании там при поддержке правительства уже понастроили себе холодильников. Нашу рыбу китайские предприниматели спокойно складируют в морозильники, а потом будут ритмично перерабатывать и поставлять на наш же рынок. Только уже с приличной добавленной стоимостью и толстым слоем ледяной глазури». https://rg.ru/2009/09/02/riba.html
«Проще вкладывать средства в перевозку рыбы по Северному морскому пути, что экономит и время, и деньги. Этим сейчас и хотят заняться власти и предприятия Камчатки. Также возят с ДФО рыбу и Южным морским путем, это все равно получается дешевле, чем по Транссибу». РИА Новости https://ria.ru/economy/20141105/1031883055.html
Хотя один хрен дорого, добавим с тенью сожаления. Китайцам вот завидуем, а дело-то вовсе не в вагонах, а в расстоянии. Китайцы не в Испанию, а к себе, за каких-то пару-другую сотен километров везут.
Обожаю скумбрию в любых видах: маринованная (самостоятельно), из домашней коптильни, в фольге в духовке и т.п. Дешево и сердито. Всё не путассу. Скумбрия в магазине 150 р/кг. только по акции, а до «кризиса» была 60 р.
Попробуем «поверить алгеброй гармонию», цифры иногда красноречивее слов. В приведенном выше источнике речь шла о лососевых, цена которых в среднем по России 274 р. Значит, подорожание из-за «за морем телушка полушка, да дорог перевоз»:
274 / 2 = 137 р.
Прибавим эту величину «налога на импортозамещение», который мы платим с каждого килограмма рыбы независимо от ее вида, к «докризисной» цене скумбрии 60 р, и получим 197 р/кг. Она примерно так и стоит.
Иными словами, мы с вами определили величину удорожания рыбы из-за необходимости возить ее в морозильниках с одного конца света в другой. Замечу, что так обстоит дело с любым «импортозамещением», только могут отличаться причины удорожания. НО ДОРОЖЕ ВСЕГДА! Поэтому никто и не «замещает», что нынче век глобализма, который предоставляет возможность экономить примерно от 10 до 40% денег просто потому, что этот товар в какой-то из стран дешевле, чем у вас! Именно эта экономия и была побудительной причиной возникновения глобализма.
Чрезмерно широка страна моя родная, только идиот вложит хоть копейку в такое «импортозамещение». Дешевле купить за границей. Но в случае с РФ глобализм – несбыточная мечта, как коммунизм. Потому что для того, чтобы пользоваться дополнительным бонусом, который предоставляет глобализм, надо иметь валюту, т.е. экспорт. А у нас нефти кердык, а всё, что мы можем произвести, дороже цен мирового рынка. Климат-с и сумасшедшая логистика. Зимовье наше никогда хорошо не жило, и жить не будет.
…Хотя, случай с рыбой особый, я потому на эту тему и завел разговор. Тут теоретически «налог на глупость предков» можно сократить раз в сто. Конечно, климатическую ренту не уберешь, и семьи этих самых «рыболовов и рыбоводов» должны кушать больше чем китайцы, и ЖКХ у нас несравненно дороже обходится, но вот от дурной логистики отстроиться проще простого: надо весь улов продавать там же, на Дальнем Востоке китайцам с японцами, и на вырученную валюту, которая, как известно, для своего перемещения вагонов, тем более, с морозильниками, не требует, - покупать рыбку как до «кризиса», у норвегов! Проще простого!
Но не повезет, так и на законной жене нескромную болезнь схватишь, как любил говаривать другой мой родственник, Валя Черкасов. При совке бы этот прием прошел на ура, а у нас нынче «капитализьм», по крайней мере, формально. Нет единого собственника! Любая конкретная рыболовная фирма охотно продаст улов хоть черту лысому, полученные деньги разделит, уплатит налоги, зарплату рабочим, - и упрекнуть ее не в чем, на этом ее производственный цикл и закончится.
А где-то за 10000 км, скажем, в Тамбове, имеет место быть другая, тоже частная, фирма, которая намылилась прикупить рыбки у империалистов, - но у нее нет денег! Как от одной к другой деньги передашь? При совке все было просто как кирзовые сапоги, что и составляло гордость марксистов, - рыбаки отдают выручку в бюджет, который и передает их Министерству внешней торговли.
Вы скажете, нынче эту функцию выполняют банки? Рыбаки кладут денежки в местное отделение банка «Рога и копыта», а тамбовская группировка возьмет их в виде кредита в одноименном тамбовском филиале.
Теоретически да, на Западе именно так и делают, но мы, увы, не Запад. Наши «предприниматели», работающие с забугорьем, и дивиденд предпочитают хранить там же! Можно, конечно, какого-нибудь Сечина над ними поставить, но тогда они работать будут как партизаны в тылу врага.
Опять все упирается в упитанность и безукоризненную репутацию экономики и государства. А в воровском притоне оставлять кошелек дяде с широкой улыбкой – верх беспечности.
Нет, придется нам так и наслаждаться «капитализмом XVII века» пока нефть не закончится окончательно. А потом кто куда, да и рыбка для Тамбова будет неактуальной, - вагоны-рефрижераторы-то на электричестве работают, а оно производится на 80% на тепловых станциях, а их топить будет нечем.
И вообще-то, кроме шуток, одно время была Дальневосточная республика, и ничего возить на край света не надо было. Дело, похоже, опять идет к этому.
Валентин Спицин
Свидетельство о публикации №217082401334