О формах и жанрах

О формах и жанрах

Чувства и мысли человека, облачённые – в слова, могут быть зарифмованы, или нет. То, или – другое – определяет – форму их выражения, а значит – поэзию или – прозу. И – поэзия и проза – носят на себе печать – особенностей выражения таких мыслей и чувств, что в свою очередь – выражается в жанрах, определяющих в свою очередь – способы и формы такого выражения, определяемые – особенностями мыслей и чувств,– участвующих в – таком выражении.
В целом – особенности прозы определяются – мыслями, движущим началом которых являются – чувства, а – особенности поэзии – определяются – чувствами, движущим началом которых – являются – мысли. Поэтому, в целом, и – поэзия, и – проза, имея свои движущие силы, – объединены – сутью человека, обладающего и – мыслями и – чувствами в целом одновременно. Такова суть – жизнь человека (его гены и корни), которую он отражает в словесной форме (поэтому и гены и корни поэзии – язык человека).
Облекая свою,– человека разумного,– суть в слова, отражающие его жизнь, человек, исходя из – СВОЕГО! ЛИЧНОСТНОГО! отношения к – этой жизни, вырабатывает в себе – не только свой – творческий почерк, но и – делает это – по разному. Такая разница, выражается в – той форме, и – в том жанре, который делает такое отражение жизни – наиболее близким по мироощущению и – объективным по отношению к человеку, который – отражает жизнь.
При этом, жизнь – отражается – в ощущениях человека, тонко переживающего её нюансы, выраженные – в его чувствах от неё.
Проявлений жизни – много, чувств – много, и – жанров много. Есть и – цели (мотивации) отображения жизни в поэзии: поучить, а значит – предотвратить (жанр – “басня”), отразить, выразить себя в жизни и – жизнь в себе (стихотворение), придумать, выразив себя и жизнь и отношение к ней,– что есть творческое начало,– (поэма), то же самое, но и,– чтобы развлечь, поучить – (сказка), а чтобы отразить, оставить след, напомнить – (былина), отразить какую-то грань (обычно) жизни через предупреждение действием (драматическое произведение), отношение сугубо к другому человеку через его грани, или – грани предполагаемых жизненных обстоятельств (что обусловливает новую градацию), (эпиграмма), смешение жанров – (пьесы), и другое.
В форме прозы,– мысли человека, выраженные в слова,– уже – по – своему отражают жизнь, ибо – делают это – более прямо, оттеняя чувственные оттенки события – на второй план, “вынимая их” – когда это необходимо сделать. Хотя, например, “поэзия мыслей” характерна для Гоголя, который по праву является – основоположником классической русской прозы, что, по словам Достоевского, “вышла из гоголевской “Шинели”, как является основоположником современного русского языка в целом и – классической русской поэзии и прозы в целом – в самом высоком понимании этого слова – Пушкин, “мыслящий поэт” и "чувствующий прозаик". Но – ГЛАВНОЕ – В ЭТОМ ОБЪЕДИНЁННЫЙ, а значит – НЕПРЕВЗОЙДЁННЫЙ! РУССКАЯ ДУША! РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК! Объединивший нас и – обновивший – НАС – НАШИМ, – РУССКИМ ЯЗЫКОМ!
Это объяснимо: хранители языка – чувства человека, которые являются основой поэзии, а – хранители его чувств – мысли, выраженные через язык. Вдохновлённый поэзией чувств человек – Гоголь – должен был прийти – после Пушкина! И – он – пришёл! Кстати – самое древнее свидетельство – самовыражения – русского человека,– сохранённое им, а значит – имеющее для него – настоящую цену, самовыражение сохранённое через его жизнь и – его язык (и – сохранённое в – нём),– рифмованное, поэтическое “Слово о полку Игореве”!
В прозе – тоже много жанров и форм, идущих – “от цели” (рассказ, повесть, комедия, роман, публицистика и т. д.). Истоки и мотивы таковых,– через тот же язык, отразить жизнь. А значит, истоки прозы – та же поэзия жизни, языка, Судьбы… Но проза – как бы “думает” об этом, отражая жизнь, а поэзия как бы – “чувствует” жизнь,– отражая её...
Поэтому поэзия и проза – питают друг друга чувствами и мыслями, мыслями и – чувствами, развивая – саму жизнь, (через её восприятие – новое, и – “подгонка” её –под новое восприятие, развивая, самосовершенствуя и – жизнь и – себя: поэтому – забота о творчестве – государственное дело!), делая её – теплее, лучше, чище, двигая прогресс, в том числе и – языка, обогащая его, а значит – жизнь – новыми чувствами (мозгу, организму – всегда нужен – “запас”, чтобы, хотя бы,– двигался прогресс, для осознания его, иначе – человек – не выживет: образно говоря,– упадёт в обморок от – вида “работающего комбайна”… Хотя тут – много нюансов, и – можно поспорить и – оспорить в чём-то мою мысль, во всяком случае,– надо добиваться – гармонии). В – жизни и – душе.
В целом же, только – рифма – разница между поэзией и – прозой. Поэзия – зарифмованный рассказ. Классическим, любой рассказ становится – при наиболее тонком соответствии форм и – жанров наиболее тонкого отражения жизни, и – гуманистическим принципам оценки её отражения сочинителем (“свет и – окошко в тоннеле”), что выражается в сюжете и нюансах языка автора (поэтому классика определяется опытным глазом уже по 2-3 строчкам, по некоторым общим признакам образности: сострадательности, народности, логике, реализму, правде, общей жертвенности, простоте, гуманизму – любого произведения; здесь надо смотреть еще на "сцепку" таких "строчек-эпизодов" и – на общую, как их мысль, так и мысль сцепок-эпизодов, так и, – в целом произведения, через общие признаки, как классики – в целом, так и форм и жанров её. Ещё один признак классики – её восстребованность, информационная состоятельность. Так, например, в жанре прозы,– роман,– это всегда эпоха, которую стремится отразить человек, жанры поменьше – это части и грани такой эпохи. Также, в поэзии, всё исходит от поэмы, которая может (подчастую скрыто) включать в себя – все формы поэтического отражения жизни (поэтому, сочетая, порой, в себе – целую гамму чувств и оттенков самой жизни, переданной через сюжет). Поэтому все формы и жанры классики служат – ОСОЗНАНИЮ ЖИЗНИ, ОБРЕТЕНИЮ СЕБЯ В НЕЙ. поэтому классика,– это хранитель жизни на земле.

14 апреля – 15 ноября 2004 г.


Рецензии