Очерки о художниках и картинах. Древний Рим

«Мальчик, вытаскивающий занозу», римская бронзовая статуя сер. I в. до н. э., копия эллинистической греческой статуи III в. до н. э. Рим, Капитолийский музей 18+


Во II веке до нашей эры Рим оказался под сильным влиянием искусства Греции. Империя как губка вобрала в себя творческие идеи завоёванной страны, наличие многочисленных греческих авторов и их оригинальные произведения способствовали развитию художественной мысли, и при императоре Августе она получила государственный статус. Мастерство оттачивалось при создании копий с греческих образцов. Одной из таких копий является «Мальчик вынимающий занозу». Созданная с эллинистического образца копия стала известной ещё с раннего средневековья и наряду с некоторыми другими послужила примером для мастеров эпохи Возрождения. Многочисленные реплики с этой скульптуры разошлись по Европе.

Со многими повторениями известны и большое количество версий по поводу сюжета. В одной из них говорится о подвиге юного пастуха, не смотря на занозу, предупредившего граждан о приближении врага, другая предполагает, что это иллюстрация мифа о Локре, сыне Зевса, который получил ранение вблизи будущей Локриды, а затем, увидав во сне пророчество, основал город. Третья - рассказывает о спортсмене, избавившегося от занозы только после достижения финиша. Четвёртая версия (самая свежая) высказывает мнение, что мальчик не вынимает, а наоборот вставляет в ногу занозу, для того чтобы получить травму и избежать службы в Римском легионе. И всё-таки все эти версии не стали бы причиной столь широкой популярности небольшой по своим размерам скульптуры, и мне кажется ей более ближе тема о нашем «основном инстинкте», которая связана с поветрием гласящим, что шип является символом первородного греха, и мальчик, вытаскивающий занозу это грешник пытающийся спастись. Я надеюсь, что при более близком рассмотрение вы согласитесь с моим мнением.

Скульптурка повествует нам о мальчике в период начала его полового созревания. Уже подставка, выполненная в виде пенька, обтянутая овечьей шкурой придаёт сценке теплоту и идиллический настрой пасторалей. И теперь обратим внимание на пальцы его спущенной ноги. Большой палец, по сравнению с малым пальцем напряжён и приподнят вверх. Это то мужское состояние, когда обозначение «ПЕНИС» уже можно заменить словом «ФАЛЛОС». Это время томлений, каких - то ожиданий и ночных поллюций. Мальчик пытается избавиться от непонятных для себя ощущений, как заноза, впившихся в тело, не подозревая, что это новое для него состояние, выглядывающее в промежности между ног, ещё долго останется с ним в его жизненном пути.

Используемые материалы:

http://story-online.ru/story_77.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мальчик,_вытаскивающий_занозу




"Статуя римлянина, совершающего возлияния" мрамор I век до н.э. Музей Ватикана, Рим


Скульптура « Римлянин, совершающий возлияния» была создана в I век до нашей эры в стиле « Тогатус» Этот стиль возник в Риме в эпоху Республик, когда было предписано всем гражданам, являющимся на Форум быть облачёнными в тогу. Люди, носящие это одеяние, назывались «тогатусы» Во времена римских завоеваний тога стала символом величия граждан Рима, отличавших их от прочих варваров. Тога – это широкий плащ одетый поверх туники. Плащ перекидывался через плечо и образовывал группы округлых складок. Дугообразные складки концентрировались у груди, пояса, колен, и рук. Драпировки помогали подчеркнуть значимость созданного образа, так как право быть увековеченным в мраморе или в бронзе удостаивались великие граждане Империи: правители, сенаторы, ораторы и другие. Длина тоги доходила до ступней ног. Фигуры выстраивались на, заимствованным у греков, принципе хиазма, с опорой на одну ногу. Постановка другой, свободно стоящей ноги зависела от сюжетного замысла ваятеля.

В данной скульптуре перед нами предстаёт уверенный в себе, не ведающий сомнений, не останавливающийся ни перед чем жёсткий, можно сказать, жестокий человек. В его надменном, немного презрительном взгляде чувствуется порода завоевателя. Его голову покрывает край плаща; напоминание об обязанности, совершая возлияние, благодарить богов за достигнутое благополучие. Это с одной стороны. А с другой… Пальцы его левой кисти согнуты таким образом, в каком обычно в руку берут монету или другую денежку. И судя по нависшим на руке и на теле тяжёлым складкам, эта мзда не малая. Его отставленная нога стоит впереди опоры, выглядывающей в глубине из-под свисающей тоги. Опора напоминает кубышку, с накопленным состоянием. Воинственная поза говорит о том, что своё достояние, он не отдаст никому. Возможны только пожертвования богам, но только чуть - чуть и символические. Столько, сколько займёт место жертвенная масса на блюдце.
Можно сказать, что на протяжении веков человеческая натура не изменилась.

Используемые материалы:


https://ru.wikipedia.org/wiki/Тогатус




Август из Прима-Порта. I век Мрамор. Высота 2,04 Музей Кьярамонти, Ватикан


Времена с I века до нашей эры по IV век нашей эры римской истории явились временами развития скульптурного портрета. Изучение анатомического строения лица и человеческого тела, познания особенностей пропорций и пластики, заимствованных у греков, довели этот жанр до совершенства. В эпоху Республик, по решению сената, устанавливались скульптуры великих граждан, а в эпоху Империй искусство портрета стало эксплуатироваться с целью создания величия образам правителей и превратилось в один из инструментов имперской пропаганды.

В 1863 году на вилле Ливии была найдена копия статуи императора Августа. Бронзовый оригинал по заказу сената был изготовлен в 20 году до нашей эры.
Август предпочитал, чтоб его называли не императором, а принцепсом. То есть равным среди равных. Поэтому, для демонстрации простоты, подчёркивания равенства с плебсом он изображён босоногим, а голова его, не увенчана никакими атрибутами верховной власти. Август был невысок и прихрамывал, но придуманный образ требовал красоты и мощи. Все эти качества скульптор продемонстрировал в оголённых до бедра ногах.

Покровительницей рода Юлиев считалась Венера. И подставка рядом с опорной ногой выполнена в виде ныряющего дельфина с сидящим на нём амуром (атрибуты Венеры). В отличии от скульптуры Венеры Медицейской роль амура здесь другая. Он служит связующим звеном между причиной рождения Венеры и нашим героем.

Считается, что памятник изготовлен по случаю дипломатической победы римлян над парфянами. Об этом говорит рельефная группа в центре панциря, с изображением парфянина возвращающего римскому полководцу захваченный знак легиона. Ещё знаками побед над прочими варварами служат аллегорические изображения по бокам панциря испанской и германской провинции. «Верхнюю его часть украшает изображение бога Гелиоса, потому, что тот знал все обо всех и, следовательно, помещен был здесь для того, чтобы чистота помыслов принцепса ни у кого не вызывала сомнений. Изображенные ниже богини Аврора и Селена должны были символизировать вечное процветание Рима, наступившее при Августе». Поднятая рука показывает путь в светлое будущее, а поочередно согнутые к себе пальцы руки (каждый согнутый палец – это новое завоевание) демонстрируют, что только с ним народ добьётся благополучие и богатства.
В другую руку вставлен Императорский скипетр, говорящий о том, что власть тверда и непоколебима. Перекинутый через руку плащ символизирует народ, который якобы нависает над властью и контролирует её действия.

Используемые материалы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Римский_скульптурный_портрет
https://ru.wikipedia.org/wiki/Август_из_Прима-Порта
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=491



"Альдобрандинская свадьба". Ватиканский музей 18+




Фреска, получившая своё название от имени своего первого владельца кардинала Альдобрандини и названная «Альдобранди;нская свадьба», была найдена в 1606 году в Риме вблизи Санта-Мария-Маджоре, возле арки Галиена. Затем, наследниками семьи Боргезе была продана, а с 1818 года фреска стала храниться в библиотеке Ватикана.

Содержание картины вызвало разные мнения у искусствоведов. Одни говорят о свадьбе мифических героев, другим нравится версия об исторических событиях, третьи находят, что это описание свадебного торжества. Я предлагаю Вам вместе со мной
проследить за чередой развивающихся действий и затем согласиться или нет с моими рассуждениями.
Мне кажется, что эта фреска не просто иллюстрация, к какой-то конкретной истории, а некая баллада о любви. О переходе девушки в новое для себя, неизведанное, поэтому пугающее состояние – женщины. Всё действие разбито на три группы. В центральной - изображена невеста, сидящая на богатом ложе.
 
 Позади каменная ограда отеческого дома, за которой минули беззаботно детство и юность. Как и положено настоящей приличной девушке, она почти полностью обёрнута покрывалом целомудрия. Виднеется только испуганное лицо и обнажённая ступня, для шага в неизвестность. Всё туловище напряженно, руки прямо таки приросли к привычному для неё убежищу. Но рассказы, приобнявшей её товарки об ожидаемых наслаждениях, полуобнажённое тело подруги со слегка скользящими, как ласки, мягкими тканями, будоражат воображение.
 Все сценки, показанные художником, наполнены эротикой. Своеобразная « Тысяча и одна ночь», но только сработанная другим способом. Сидящий у кровати жених, с нескрываемым нетерпением, ждущий возможность, как плотная ткань сверху распластаться на заветном ложе.
В продолжение прелюдии – рабыня, вливающая ароматическое масло в материю. В сценке, вокруг ёмкости для омовения (пустой сосуд,который наполняется влагой, имеет здесь двусмысленное значение), художник расположил три фигуры. Крайний слева – юноша, дающий нечто. Молодая женщина, скрытая под одеяниями, но уже с обнажёнными рукой и плечом, берущая это и в глубине – сам художник, желающий принять участие в этой любовной игре и готовый наполнить для этого большой таз, который несёт он в своей руке.
 Конечно, без богини любви такая картина не может обойтись. Справа фрески изображена Афродита
в окружении женщин, воздающих жертвоприношения и играющих свадебные песни.


Используемые материалы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Альдобрандинская_свадьба



Сафо. Фреска из Помпей. I век Археологический музей. Неаполь


О трагедии Помпеи узнали случайно, при постройке водопровода. Это случилось в XVII в. Серьёзные раскопки с привлечением археологов, которые смогли реставрировать и создать музейный комплекс начались в XIX веке и закончились в XX веке. Благодаря им стало возможно познать, как были устроены римские города 2000 лет тому назад и познакомиться с сохранившимся художественным оформлением жилищ проживавших в них людей: богатых граждан, землевладельцев, ремесленников.

Посетивший в 1881 году Помпеи Ренуар писал об увиденных фресках:
"и чувствуется, что они вовсе не стремились высидеть шедевр. Какой-нибудь торговец или куртизанка заказывали художнику роспись своего дома, и тот стремился оживить гладкую поверхность — вот и все. Никаких гениев! Никаких душевных переживаний!.."
Позволю себе не согласиться с великим мастером. Одна из таких фресок, ныне хранящаяся в археологическом музее Неаполя с изображением молодой девушки, названной « Сапфо» ( ...Сапфо, или Сафо – древнегреческая поэтесса, жившая на острове Лесбос в VI веке до нашей эры, известная своей любовной лирикой...), хоть проста, но всё таки гениальна.

Перед нами предстаёт прекрасная, одухотворённая молодая женщина. В одной руке она держит восковые таблички, а в другой стилус для письма. Немного порассуждаем… Когда мы хотим какой - то фигурой отобразить поэзию, да ещё любовную, то, вероятнее всего мы прямоугольникам предпочтём овал или круг. Для портрета существующего человека, лучше подойдёт овал, так как овал помогает возвеличить изображённого, а для обобщённого образа - круг. Проза – она может быть жёсткой и грубой. Для неё характерны мужские чёрты. Поэзия мягче и витиеватее. Она больше похожа на женщину с погружёнными в себя томными глазами. Поэзия – это разрозненные образы, собранные в единую форму. И мы видим эту форму в виде золотой сетки, подчинившую себе непокорные локоны волос. Наши мысли похожи на отдельные кудряшки и только тогда приобретают вес и цену, как золотые серьги в ушах, когда собраны вместе. Любовная поэзия – не оратор. Ей не надо открывать рот и произносить громкие слова. Она интимна и тиха. Стилус для письма, приподнятый до сомкнутого рта, её язык. Стилус и восковые таблички помогут сохранить и поделиться с теми, кто хочет погрузиться в сокровенное и прекрасное.

Используемые материалы:

http://www.countries.ru/library/ant/rimpomp.htm
http://gogetart.ru/blog/288-zagadki-fresok-iz-pompej


Рецензии