Возрождение из пепла

ПАВЛОВ А.Н.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗ ПЕПЛА

          Мир един. Цикличность существования и квазицикличный характер развития присущи этому Миру в целом, а потому проявляются и в вырванных из него кусках, в частности, в информации. Это видно и из простой иллюстрации её связей с миром духовным.
 Пожалуй, ближе всего к нам и понятней идеологический цикл, проявившийся в так называемом марксистко-ленинским учении. Внедряемое в России оно постепенно овладело умами разночинной интеллигенции, затем с их помощью увлекло часть рабочих, было внедрено в армейскую среду, что, в конце концов, привело к известному октябрьскому перевороту. Получив власть, идеологи марксизма стали искоренять православие, а затем и другие формы духовного мира населяющих Россию народов. Вместо религии мечом и огнём насаждалась другая вера – вера в истинность и непогрешимость марксистко-ленинского учения. Её догматы выдавались за законы науки, духовная этика любви подменялась классовой ненавистью и т.д. Под этим идеологическим прессом вырастали новые поколения, материалистические верования которых и изоляция от духовных мировых ценностей привели к тому, что марксизм-ленинизм стал   мировоззрением не только партийно-чиновничьей номенклатуры, но и практически всех людей, населяющих одну шестую часть суши. Это был пик идеологического цикла, основанного на обещаниях людям рая на земле.
Однако вместо рая росло обнищание материальное и духовное. Это начали чувствовать и понимать вначале отдельные люди, затем число их стало катастрофически расти и, наконец, неудачная война в Афганистане убедила почти всех, что марксизм-ленинизм как беспорочное учение не состоялся. Разрушилась марксистко-ленинская партия власти, народные массы отхлынули от неё и цикл закончился.

   В качестве иллюстрации приведём компьютерную игру под названием   «ЖИЗНЬ». Она хороша тем, что в ней кроме компьютера нет ничего материального. Здесь лишь чистая идея, воплощённая в алгоритм. Названа она «жизнью»  только потому, что её результаты могут быть интерпретированы как события похожие на жизнь: рождение – существование – смерть. Эта игра придумана кембриджским математиком Дж. К. Конвеем и является одной из самых знаменитых математических игр. Мы прокомментируем её по П. Эткинсу [1987].
    Игра проводится на поле из квадратных ячеек в количестве 40х40, которое называется   «вселенная Марк 1». Это самая простая  «вселенная». Не рассматривая её свойства, отметим лишь, что игра на её поле имеет всего два правила:

1. Рождение возможно в любой ячейке, но не более и не менее, чем при трёх соседях. Только при трёх соседях.
2. Смерть наступает от одиночества, если соседей становится меньше двух, или от тесноты, если соседей появляется более трёх.

Ближайшими соседями считаются восемь ячеек примыкающих к   «зародышу»: соседи по сторонам квадрата и по его вершинам. П. Эткинс назвал   «зародыш»  по имени маленького пушистого зверька – леммингом.
    Игра имеет много вариантов и, как правило, предсказать её ход практически невозможно. В игру надо сыграть.
    Первый «зародыш» (заданный) развивается и умирает, оставляя потомство. «Дети»  повторяют цикл   «родителя», после которого остаётся цветное надгробие. В приводимом случае вся процедура повторяется  30 раз. За это время последний потомок добирается до края  «вселенной»  и исчезает там бесследно. Но именно в это мгновение во   «вселенной»  появляется новый лемминг, будто феникс, рождённый из пепла и ...  жизнь продолжается.
    Поколения целенаправленно двигались к краю  «вселенной», оставляя за собой погосты. Они исчезали, но последняя  смерть порождала новую жизнь. Здесь важным обстоятельством является тот факт что, не  лемминг  рождает  лемминга, а именно  СМЕРТЬ  выступает как начало ЖИЗНИ, ... но  СМЕРТЬ без надгробия,  СМЕРТЬ без конкретного ПРАХА. Если ничего не остаётся в прошлом, происходит воссоздание ... тоже как бы из ничего. Новый  «первоначальный зародыш» вынашивается не конкретным родителем, а  30-ю  поколениями пращуров.

    В книге П. Эткинса есть компьютерная программа этой игры и тот, кого она заинтересует, может найти эту книгу или какую-то другую, в которой эта игра рассматривается, и поиграет в неё сам. Безусловно, вы глубже почувствуете не только её прелесть, но и смысл. Конечно, это игра, но может быть и наша жизнь игра и игра не на много сложнее.
    Будет ли у нас последнее поколение? Если да, то когда и куда оно денется? Появится ли при этом новый Адам? ... из всех нас – наших пращуров и потомков, не рождённый человеком, а из праха человечества. Может быть, так уже было, и Великая книга просто донесла до нас этот факт, а сегодня компьютерные игры помогают нам его осознать, от веры перейти к знанию, пока лишь игровому, но уже знанию.
В этой игре вера сомкнулась с наукой.


Рецензии