Степан. Судьбы

 записки путешественницы.   

Мужик вынырнул неожиданно,прямо перед носом из двери наполовину погрузившейся в землю развалюхи.Поднялся на дорогу,пошатнулся,поймал равновесие и отправился в путь.
Худой и длинный он медленно и уверенно шел впереди меня.Потом остановился и посмотрел,как я фотографирую ажурные дома.Я снимала вот этот дом
и спросила мужа:
-что это-бывшая пожарная часть?
-Неа,-подал голос мужик,здесь лавка была большая,Павлик тут торговал,да его уж лет 10 как нет на свете.

-Я все тут знаю,-сказал он,-живу тут с 36 года.
Навстречу шла прилично одетая,ухоженная,непохожая на местных, женщина,она кивнула мужику:
-здравствуйте,Степан Иваныч.
-А это наша продавщица,сказал мужик,поздоровавшись с нею.
-Вот,теперь ждать надо,когда вернется.

Подошли к магазину.
-В этом доме жил купец Федоров,вроде как он первым паромную переправу открыл через Волгу.А тут лавка его -ну магазин,так и был.Вишь,низ то каменный.
Я присмотрелась к мужику.Он был одет в чистую,но очень старую одежду,словно с чужого плеча.Широченные брюки на резинке еле держались на поясе ,они были вправлены в высоченные кирзовые сапоги,огромного размера.Вязанная,потерявшая цвет вытянувшаяся в длину кофта не сходилась на груди и была заправлена под резинку брюк.Когда то,видно, был он крепче и шире в плечах.
-Я вот пошел за молоком в магазин.Без молока то -никак.Да вы не думайте,город тут большой,живой был и работа была и люди жили.
Я присмотрелась,нет не пьяница,взгляд ясный и осанка прямая.
-А вот тут у нас на горе завод был.Там мой отец с дедом делали серванты и комоды ажурные.Хорошо жили.Я много чего помню.Мне ведь 82.Отсюда забрали в армию,во флот.
Я на подводной лодке плавал атомной,хорошо служил и меня направили на учебу в Питер.
Повезло мне,как раз,кода я был на курсах,лодка моя затонула.Их там еще 2 лежит и никто их не поднимает.
Дослужил на другой и направили после армии учиться в Нижний.А там только на агронома принимали.Ну и не стал учиться.На агронома не хотел.Вернулся на флот.Работал механиком до пенсии.Женился.Потом сюда,в дом отца вернулся.
Наши тут неплохо жили,завод то тот давно закрыли а на его месте новый-настольные игры делали _ну там хоккей.футбол_дергаешь за палочки,а они по мечу бьют ..
Зарабатывали больше инженера отец и брат.
_А дети то есть у Вас?-спросила я.
-Была дочка,нету уже,померла.

Живем с женой вдвоем.И пенсия у меня 18000,а вместе с нею-31 на двоих.Хватает.Не то ,что у тех,кто тут прожил всю жизнь.
А дед мой сюда с русско-японской войны пришел.Рассказывал,что у японцев ружья уже тогда были с этим..как его-ну типа бинокля..
-С оптическим прицелом?
-Да,и стреляли они метко.Дед с тремя друзьями сидели в окопах,выпили по шкалику,один привстал ,а его раз-и в плечо.Оттащили его в медсанбат и снова накатили.Тогда и дед встал и кричит снайперу:"Ах ты такой рассякой.."
А снайпер выстрелил и попал ему в шею,но пуля вышла под ухом и ничего важного внутри не задела.
Подержали в санбате неделю и выпустили,и снова в атаку.Но выжил,прошел революцию 17-го и осел тут Сначала колхоз поднимал под Нижним,да на него один завистник телегу написал ,взяли под арест,сюда привезли на расследование.А люди тоже написали властям,что кляузник вредитель,а отец не виноват.И его выпустили,видно на кляузника улики нашли вовремя.Но возвращаться в колхоз не захотел.Осел тут,брата перетащил.Так тут и живем.
Только брат во время ВОВ сгинул и детей не было у него.Так что кончается на мне род наш.
Ну вот,продавщица вернулась,пойду за молоком.
Мы попрощались и разошлись,теплоход уходил через 20 минут.А город,который я так не любила оставил в сердце новый светлый след.


Рецензии
Уличная случайная встреча всего в несколько минут.Человек рассказал свою судьбу. Не сомневаюсь, что Степану Ивановичу стало легче на душе. Потрясающий рассказ, о умении выслушать! Спасибо Наталия за талант и мастерство!

Ирина Кантемирова 2   13.09.2019 15:01     Заявить о нарушении
Я очень люблю беседовать с людьми,узнавать имх судьбы-ведь это бесценная история нашей страны.Спасибо!!!

Наталия Март 2   15.09.2019 18:04   Заявить о нарушении