Поездка на юг

    До отправления поезда оставался еще час. Максим Харликов,двадцатишестилетний брюнет приятной наружности,отбывал в отпуск на Черное море.
    Море -заветная мечта еще с детства.Оно снилось ему по ночам.Да и наяву  часто представлял себе,как он бросится в его объятия,заплывет подальше,перевернется на спину,раскинет руки и будет лежать на этой синей глади под ласковым южным солнцем.Красота!
    -Так, билет с паспортом на месте,деньги-триста рублей-в кармане пиджака .остальные семь сотенных   -надежно зашиты... Вроде все, ничего не забыл.
     Объявили посадку.Пассажиры толпой хлынули к поезду.Максим одним из первых заскочил в вагон,нашел свое место,подняв нижнее сидение ,сунул багаж.Затем, сняв пиджак ,повесил на крючок,но,вспомнив про деньги ,бумажник переложил в карман брюк.

    -Разрешите!-В купе зашел седой элегантный мужчина лет шестидесяти. Следом  за ним-другой,блондин лет сорока пяти с уже поредевшей прической.

   "Неужели одни мужики будут?"-подумал Максим.-Скукота!Он всегда давал предпочтение обществу женщин,разумеется ,молодых и красивых.

   До отправления поезда оставалось пять минут.Максим уже знал,что блондин,Павел Петрович ,едет  в Москву в Главк,и заодно навестит дочь,А Александр Александрович,доцент пединститута,-в Ленинград.

    Поезд тронулся и стал быстро набирать ход."Так и поедем втроем,"-подумал Максим.Но вдруг  дернулась дверь,раз,другой и на пороге купе возникла девушка-прекрасная,как мечта.Мужчины повскакали со своих мест и вмиг стали такими галантными,словно женихи в день свадьбы.

    -Зоя,-улыбнулась незнакомка,усаживаясь на сидение.Максим быстро сел рядом и,  восторженно улыбаясь,назвал себя.Она ответила нежной улыбкой."С ума можно сойти!Вот это девушка!"

    Мужчины старались угодить Зое во всем,по -рыцарски уступили нижнее место,выложили на столик все,что было:жареную курицу,ветчину,домашние пирожки с яблоками,шоколадные конфеты и даже бутылку дорогого ликера.

    "Ишь,как хвосты распустили,"-закусывая ветчиной,думал Максим ."Небось,блондин ликер зятю вез."Но это не портило настроение,наоборот,возбуждало.Они ему не конкуренты.Он изредка ловил взгляды,брошенные на него Зоей,и это его окрыляло.То ли это ,то ли крепкий ликер,но он чувствовал себя в ударе:шутил,смеялся,рассказывал анекдоты ,и вообще,жизнь- прекрасная штука,если ты в отпуске ,и тебе всего двадцать шесть...


   Стемнело.Мужчины пошли курить."Какая умная девушка!"-думал Сан Саныч."Какая скромная и милая!"-думал Павел Петрович."Какая красавица "-думал Максим.Каждый в глубине души был уверен,что,конечно,он произвел на девушку самое лучшее впечатление.

   Все улеглись.Поезд мерно постукивал своими колесами.Зоя заснула безмятежным сном ангела.Мужчины не спали.Они ворочались с боку на бок и блуждали в мечтах.Но Морфей все же взял свое,и наши герои,наконец,уснули.

   Максим проснулся;часы показывали половину седьмого.Все еще спали.Сквозь щели опущенной шторы струился солнечный свет и падал на Зою.Макс любовался девушкой:"Какие волосы!Как золотой водопад!"Он потянулся всем своим мускулистым телом и,довольный,откинулся на подушку.Та чуть съехала вбок,и он стал поправлять ее.

   "Черт!Где же бумажник?..Не может быть!..Помню прекрасно-был под подушкой."
Он обшарил всю постель.Бумажника не было."Что такое?Шутка ли-триста рублей!..Может,свалился на нижнюю полку к Зое?"
    Максим спустился на пол и склонился над девушкой.Зоя заворочалась и открыла глаза.
   
    -Простите,Зоя,-шепотом начал он,немного смущаясь,-подвиньтесь,немного.Я,видите ли...
    -Вы с ума сошли!-Зоя рывком натянула одеяло до самых губ.Кто-то из мужчин громко кашлянул.Максим вздрогнул. Бумажника нигде не было.

    "Куда же он мог деться?"-думал он,залезая на свое место.-"Надо вспомнить все по порядку.Перед тем ,как лечь.-отлично помню,-выложил его из кармана брюк и положил под подушку.Бумажник же не иголка,некуда ему деться,если не..."
    Вдруг страшное подозрение осенило его."Бумажник не потерялся.Его просто у к р а л и!.. Да,украли.Хорошо еще,что не все деньги...Какой я молодец,что догадался зашить остальные."-Макс потрогал рукой...-"Спокойно!Я на них,кажется,лежу.-Он перевернулся на другой бок и...похолодел.
    -Как!-Максим вскочил и больно ударился головой о третью полку."Мама!..Не может быть!"Он растерянно обшарил все.Денег не было."Как же так?Я сам зашивал их и сверху заколол булавкой."
     "Подожди .Максим,не пори горячку,-успокаивал он себя.-Давай взвесим все трезво.Что мы имеем,точнее,имели?А имели вчера вечером тысячу рублей-триста в бумажнике и семьсот..-здесь.Прошла ночь и деньги исчезли. Нас в купе четверо,никого из посторонних.Вывод:значит,тебя Макс,обокрали и ,прямо здесь."

    "Я кажется,начинаю догадываться.Наверняка,это работа доцента.Во-первых,никакой он не доцент-это видно невооруженным глазом,а жулик первостатейный.Во-вторых,кто ночью ходил курить?Только он один и не раз.Все ясно-поэтому сейчас и не спит.Все за мной наблюдает,как я буду реагировать  на пропажу денег.Ничего,дорогой,я тебя выведу на чистую воду."

    Мужчины встали,заправили постели и вышли в коридор.Все молчали.Максим следил за доцентом.Взгляды на миг встретились,словно шпаги,но доцент не выдержал и отвернулся.
    "Ага,голубчик,попался!"-подумал Максим.-"Что глаза отводишь,как барышня?Верни деньги назад,а то хуже будет!"


    Вышла Зоя с полотенцем и прошла сквозь строй молчащих мужчин.Зашли в купе.Доцент достал "Огонек" и занялся кроссвордом,Павел Петрович  принялся за книгу.
    "Посмотрите на них-идиллия,-размышлял Максим.-А ведь один из них-жулик..Доцент или блондин?Так кто же?Будем рассуждать логически.Доцент-единственный,кто видел,как я вынул свой бумажник из кармана и положил под подушку.Я хорошо помню,как он проводил взглядом мою руку с бумажником и сразу отвернулся,когда я заметил это.Теперь все ясно...Он встает ночью.Все крепко спят.Идет курить,и "по привычке" прихватывает мой бумажник.Затем случайно видит,что я сплю раскрытый ,и торчащую булавку.Человек он опытный,сразу сообразил что к чему и освободил меня от денег и булавки...Ловко, однако,я даже не почувствовал."

    Дверь купе открылась -вошла Зоя.
    -А что,товарищи,не посетить ли нам ресторан?-нарушил молчание доцент.-Зоя Дмитриевна,прошу Вас .И всех,разумеется.
    Павел Петрович отказался.А мы втроем двинулись в ресторан.В ресторане  в такую рань было безлюдно.

    -Что-то ,товарищи мужчины,сегодня такие мрачные,-улыбка озаряет милое лицо нашей спутницы;доцент не выдерживает и тоже расплывается в улыбке.У Максима она
получается кисловатой.Он занят другим-следит за доцентом,а тот -за девушкой...-(У каждого свои заботы.)

    Входит Павел Петрович и садится за другой столик .
    Завтрак подходит к концу.

    -Восемь рублей тридцать одна копейка,небрежно снисходит официантка-обильно накрашенная заспанная девица бальзаковского возраста .Александр Александрович вынимает из солидного бумажника десятку и кладет на стол.

     Максим явно озадачен"Неужели я ошибся?..Бумажник у него набит одними червонцами,а у меня были сотенные...Конечно,он не дурак держать мои деньги при себе.Но не очень похож на жулика!Галантен,деликатен,а как одет!Один костюм,наверное,не меньше трехсот стоит.Вряд ли он польстится на такую малость.А.впрочем,кто его знает?.. Запутался я совсем."

    Он встал и пошел к выходу мимо столика Павла Петровича ,и,вдруг увидел новую сотенную бумажку.-Ею рассчитывался блондин с официанткой. Макса словно током ударило.
    "Конечно,это он!Как я сразу не догадался?Он ведь спал на верхней полке,и проснувшись ночью,увидел бумажник,торчащий из-под подушки.Он не выдерживает,протягивает руку,-и мой бумажник переходит к нему.Затем видит булавку...И все дела.Как все просто!А ты ,Сан Саныч,прости меняза то,что на тебя грешил.Ты-честный доцент.Теперь я в этом твердо уверен."
     Максим отправился к себе в купе.В своем вагоне он встретился с проводницей-молоденькой симпатичной девушкой.Она улыбнулась ему,как давнему знакомому.
Он зашел в купе.Почти следом вошел блондин.Сели играть в"дурака"-двое на двое.У Максима партнером оказался Павел Петрович."А что ,если при всех спросить его?Дорогой Павел Петрович,откуда у Вас столько новеньких сотенных?Ведь сами говорили вчера,что едете в командировку и денег в обрез,а сегодня уже богат...И в карты играть не можете.В третьи раз в" дураках" остаемся.Смотри,как нервничает,как руки трясутся."
     -Что Вы Павел Петрович,даму валетом бьете?-возмущается Сан Саныч,-так не пойдет!
     -Пардон,я ошибся.-Блондин снимает очки,протирает толстые линзы платком,и только здесь Максим замечает,что партнер почти слеп без очков."А как же ночью?Ведь он не только на чужой полке,но и на своей ничего не увидит.Тогда что получается?Доцент -не брал,блондин-тоже.Остается ...Нет !Не может быть!Зоя!?.."-У    Максима закружилась голова,словно он  на полном ходу свалился с карусели.

    -Вы совсем не умеете играть!Или не о том думаете,-в сердцах бросил Павел Петрович своему партнеру,когда они в пятый раз остались в" дураках",-давайте,сменим партнеров,а то неинтересно.
Максим пересел.Теперь его партнером была Зоя.Он пристально взглянул в ее изумрудные глаза.Она покраснела.
    "Неужели она?"-ужаснулся он."Не может быть!Но почему краснеет?"
Максим и Зоя начали оставаться в "дураках".  "Эх,голубушка.зачем ты это сделала?Разве мало богатеньких стариков кругом?А меня.молодого,за что?"
    Зоя совсем смутилась под испытующим взглядом партнера.Игра потеряла всякий смысл.

    Открылась дверь купе.
    -Разрешите!показалась молоденькая проводница.-Товарищи пассажиры,мне надо прибраться!
    Все вышли..Сан Саныч с Павлом Петровичем отправились в тамбур курить,Зоя-по своим только ей известным делам...
    Максим остался в коридоре и смотрел,как проводница  проворно убирала мусор и подтирала пол "лентяйкой".

    -Товарищи,это чей?-В руках у девушки он увидел коричневый бумажник.
    -Мой!Это мой!-Он в два прыжка очутился рядом.-Где Вы его нашли?Это мой!
    -За трубой отопления...
    -Большое Вам спасибо!-Максим схватил оторопевшую девушку  и поцеловал в щечку.-Теперь я Ваш должник!-Девушка растерялась и выронила "инструмент".Он поцеловал ее в другую щеку.
    -Как Вас зовут?
    -Вера...
    -Вера,Вы спасли меня!Я тут такое передумал. Спасибо Вам еще раз!


    Когда девушка ушла,Максим достал чемодан."Теперь я не такой дурак,чтобы деньги в пиджаке держать."-Положил бумажник на самое дно чемодана.
    "Что такое?Ну и осел я порядочный! Ведь я не те надел!А эти,с деньгами-вот они,родимые!"
    Максим     не верил своим глазам."Бывает же такое,рассказать кому -не поверят."
Он закрыл чемодан,сунул его под нижнюю полку ,и счастливый ,залез на свою полку.



    1992 год.


Рецензии