Яблочный Спас

   Конец лета выдался особенно жарким. Я страстно мечтала о дожде. Хотелось на дачу. Постоянно вспоминала душистый аромат яблок, свежескошенной травы и бабушкиного варенья. Вот только бабушки уже не было в живых. Как же я доставала её в детстве! «Озорница растёт!» – ворчала старушка, но продолжала любить и баловать меня. Тайком от родителей снабжала меня карманными деньгами, покрывала мои «преступления» и резалась со мной в «подкидного дурака». Умерла бабушка тихо и спокойно, как жила: легла спать – и больше не проснулась. Для меня это стало ударом. Я ужасно скучала и винила себя за детские шалости. Но вернуть прошлое было невозможно.

   Бабушкина смерть подтолкнула меня к размышлениям о вечной жизни. Когда умирает близкий человек, ты понимаешь, что любовь к нему никуда не исчезла, несмотря на пропасть между живыми и мёртвыми. Значит, за гранью земного бытия что-то есть. Иногда бабушка снилась мне. Вокзал. Подходит поезд. Она уезжает, а я остаюсь. Так хочется поехать с ней! Но нельзя. Просыпалась с чувством утраты и непонимания. Только что бабушка была рядом, но в реальности её не существовало.
   И вот снова август – год назад в этом месяце я последний раз видела старушку живой. «Яблочный Спас скоро, будем пирог печь!» – звучали в ушах её слова. Но я знала, что тех фирменных бабушкиных пирогов уже не будет…

   Утром пошла в храм. Сколько же там народу! В центре на столе чего только не было – и спелые яблоки, и сочный виноград, и душистые персики. Сладкий запах щекотал ноздри, немного кружилась голова. Пробралась к окну – только тут можно спастись от духоты. Показалось, что бабушка рядом – смотрит на меня и улыбается. Сердце переполняла тихая радость, на мгновение я даже забыла о молитве…

– Ты что тут делаешь? – раздалось поблизости грозное шипение.
   Повернула голову – и увидела разъярённое лицо тётки лет семидесяти с лишним. Ещё не выйдя полностью из собственных грёз, я растерянно смотрела на неё – и не узнавала. А она продолжала сурово отчитывать меня:
– Тут тебе не отделение милиции, а храм. Молись, давай! Как только таких, как ты, сюда пускают!
   В этот миг мне хотелось лишь одного: чтобы бабка ушла. Своим грубым вторжением она разрушила мой мир, куда чужим вход воспрещён.
– Вы хамка и демон! – бросила я прямо в глаза назойливой старушенции.
   Всю удаль с неё сразу как ветром сдуло, и она попыталась оправдаться. Но я уже не слышала её. Ноги сами несли меня в сторону.

   Эта неожиданная встреча огорчила меня сильнее, чем я думала. Несколько дней я размышляла о случившемся. Возмущалась – и ругала себя. Лучше было сразу отойти, ничего не говоря. А так – связалась на свою голову непонятно с кем. Была охота! В меня словно вселился бес противоречия. Я постоянно видела перед собой лицо разгневанной бабки. Исповедь и разговоры со священником не помогали. Потом стала замечать за собой какие-то странности. Тянуло одеться по-старушечьи, нацепить платок. Тошнило от косметики. Изменились вкусы и привычки. И почему-то хотелось, чтобы меня называли Зоей. Что за причуды? Муж смеялся:
– Зоя? Змея особой ядовитости!

   А мне вдруг стало всё равно. Происходило что-то странное. Я будто смотрела на себя со стороны. Это была уже не я, а другой человек. Это меня в храме назвали «хамкой и демоном». И тут меня осенило: Зоя – та вредная бабулька из церкви! Мысленно осудив, я всё больше становилась на неё похожей. Ухудшилось зрение, появилась седина, разрушались зубы. Друзья перестали меня узнавать. Каждый день я молилась об избавлении от этого кошмара! Но как остановить процесс быстрого старения?

– Бабушка, помоги! – как-то закричала я в отчаянии. – Не знаю, что со мной творится. Мне кажется, я схожу с ума!
   И вдруг мне показалось, будто Ангел-хранитель коснулся меня крылом. В голове прояснилось, в душе наступила блаженная тишина. Я свернулась калачиком на диване и закрыла глаза.

   Приснилась мне Зоя – молодая, красивая женщина, её муж, трое детей, дом «полная чаша». Счастье светило в окна. А потом – внезапно всё изменилось. Муж увлёкся другой женщиной и ушёл из семьи. Зоя ходила вся чёрная от горя, а ведь надо было ещё поднимать детей. Вытащила себя из тоски, вытянула ребятишек. Но под сердцем поселилась змея горечи.
   Много лет спустя, в церкви, Зоя встретила женщину – как две капли воды похожую на разлучницу. Не удержавшись от досады, воскликнула: «Как тебя только в храм пускают!» И только получив демонов в ответ, испугалась и прикусила язык. «Что я делаю? Это же не она!»
– Поздно, Зоя!
– Кто говорит со мной?
– Это я, твой демон!

   Я вздрогнула от страха и проснулась. В окно заглядывало утреннее солнце. Вкусно пахло яблочным пирогом.
– Бабушка! – воскликнула я выбежала на кухню.
   Мама хлопотала у плиты. Увидев меня, заулыбалась:
– Вот решила испечь – по бабушкиному рецепту. Попробуем?
– С удовольствием!

   С тех пор я несколько раз ходила в храм. И каждый раз искала глазами ту женщину – Зою. Хотела сказать, что не сержусь, и извиниться за резкие слова. Но бабушки той я в церкви больше не видела.


Рецензии