Зрелище и зрелищность. Эстетика

ЗРЕЛИЩЕ И ЗРЕЛИЩНОСТЬ: Психолого-социальный аспект.

Есть фаза в развитии ребёнка, когда ему необходимы игрушки Игра ребёнка с игрушкой - своеобразное моделирование действительности, развитие определённых эмоций, формирование тяги к зрелищности, первая школа жизни. Ребёнок, лишённый игрушки, вырастает во взрослого с травмированной психикой. Такой человек легко становится нелюдимом, ему труднее адаптироваться к социуму и найти своё место в жизни.
Соответственно и зрелище, эта игрушка народов, оказывается первой школой эстетического восприятия действительности.
Чем юнее данная цивилизация, тем большее место в её жизни занимают  зрелища, тем им подобает быть красочнее и величественнее, тем они разнообразнее.
Конечно, нужно необходимое развитие общества, чтобы зрелище получило статус чисто эстетического явления национальной культуры.
Зрелище в древнем мире, как и искусство вообще, долгое время было лишь элементом сакрального Бытия, магического и религиозного ритуала. Такое значение имели и древние спортивные состязания. У ацтеков сакральное значение имела игра в мяч. Только позднее зрелище делается элементом искусства и развлечения как такового. Быстро Зрелище начинает использоваться богатыми людьми и государственной властью в своих целях. Это был пряник для народа, когда его не хотели будоражить, показывая кнут. Уже всякий ритуал - и чиновный, светский, обязан быть красочным зрелищем, наполняться символикой, впечатлять очевидцев.В античности пышные и величественные постройки, ритуалы, игры становились важной частью социальной жизни, быта. В эту жажду зрелищности были вовлечены и верхи и низы. Вместе с тем зрелище разделяло устроителей-вельмож и толпу зрителей. Вместе с тем толпа сплачивалась в одного многоголового потребителя удовольствий, помогая отдохнуть ему от серых и тяжёлых будней. Масса приучалась к разноцветью форм, красок и действий. Искусство доходит до масс в несколько искажённом, утрированном, “смеховом” виде балаганов и праздников (День Дураков в древнем мире, средневековые карнавалы и т.п.)
Известный античный афоризм “Хлеба и зрелищ!” указывает нам на две вещи. Во первых, обывателю становится важен ритуал как “хлеб духовный” (точнее: хлеб-для-души). Порою он даже заменяет хлеб насущный. Во вторых, устроитель зрелищ становился на время другом народа. Уважать народ и показать ему зрелища было почти одно и то же. Выше говорилось, что зрелище разъединяло вельмож и толпу. Но возникали ситуации, когда и вельможи, как и народ, оказывались зрителями представления. А на шутовских карнавалах осуществлялось и шутовское равенство слуг и господ. Не умея достигнуть действительной свободы, народ превращал её, свободу, в комедию, как-бы-свободу, он играл в свободу.
Более того. Античный человек ощущал “зрелище” и “зрелищность” своеобразным слиянием с Природой, сама Природа становилась частью социума.
Если обыватель стремился в зрелище прежде всего отдохнуть от тягот суровой жизни, то вельможа тоже был заинтересован этой стороной жизни: зрелища освобождали его от скуки сытой жизни, от этого пышного, но по своему монотонного бытия. У богатого возникала большая жажда развлечений, заполнения пустого времени чем-то приятным. Зрелище давало свежие впечатления,переживания, пыталось пробудить угасающие, дряхлеющие чувства, учило совместным развлечениям. Зрелище, часто имея публичный характер, создавало эффект “соучастие в позитивном действии” со множеством других индивидов.
Идеология по разному использует зрелищность. То это манёвр, успокаивающий народ, отвлекающий его от насущных вопросов жизни; то это агитация - через образность - тех или иных идей: то это способ прославить устроителя,его авторитет, его чин и власть; то это элементарное хвастовство своими богатствами и возможностями, то способ внедрения в сознание народа определённых символов и идей.   
Зрелища формируют у масс вкусы, потребности, привычки.   
От характера властителей и власти зависел и характер зрелищ, их степень моральности.  Общеизвестно, что при дворе Нерона и Калигулы зрелища становились эротическими или кровавыми оргиями.
Что до архитектуры то её всегда воспринимали как “застывшее в камне зрелище”.   

2.

Каковы же метафизические и психологические предпосылки этого вечного пристрастия человеческой натуры к “зрелищу”?
Возможно, всё дело в уникальности индивидуальности, отделяющей её от мира и других людей. Уникальность оборачивается клеткой для “я”, внутренним одиночеством. Монотонность внутреннего времени можно преодолеть лишь внешним разнообразностью, внешними красочными явлениями, соучастием в коллективном действе, цель которого отдых и наслаждение. Для тех, кто привык к казням и воспринимает их как зрелище, это лицезрение ужасов века тоже может быть отдыхом и наслаждением.
Вот эта потребность в ином, томление и тоска души, желание её вырваться из себя самой во внешнее красочное разнообразие и привело необходимо к этому всеобщему увлечению людей зрелищами.Бытие тоскует по быванию, самость ищет ярких впечатлений. Из этого же истока тяга к искусству и личному творчеству. Любое внешнее разнообразие со временем приедается и требует новых форм. От восприятия зрелища приходят к его созиданию.
Наверное, следует различать два типа “зрелищности”. Первый тип - естественная тяга всякого человека к тому, что он считает прекрасным, к зрелищам естественного порядка, к красоте чисто природной. Второй тип “зрелищности” - феномен культуры и цивилизации. Здесь уже социальные явления могут влиять на характер “зрелища”, а само оно тесно связано с искусством (от орнамента на карнизе дома до театра). Здесь сознание бывает не только пассивно-созерцательным, но и активно-творческим.
Главное условие любой “зрелищности” - живописность созерцаемых объектов. Такая живописность может нести на себе чисто внешние красоты или иметь и объективные, содержательные смыслы. Но во втором случае смыслы проникают в подсознание и чувство человека, тогда как рефлексия убивает искусство. 
Это говорит о том, что второй тип “зрелищности” скорее всего и в большой степени подражание первому.
Оценка зрелища осуществляется нами мгновенно и в самом общем виде (“плохо - хорошо”, “не нравится - нравится”. У профессионалов по искусству при этом активируется весь их профессиональный опыт. На оценку, разумеется, влияет и наша индивидуальность, пристрастия, симпатии и антипатии.
Впоследствии мы можем и рефлексировать произведения искусства, выявлять незамеченные нами вначале смыслы.Лишь на первых стадиях восприятия рефлексия вредна и,как было сказано, убивает искусство.
Вместе с тем необходимо отметить: зрелище сразу должно быть хоть как-то понимаемо, иначе оно вызовет лишь панику и страх.Но это то понимание, которое является более чувством, проявлением нашего опыта, а не мыслью. Мысль - это уже вторичное понимание. Понять “зрелище” - принять его. Само собой, что на оценку зрителя влияет и масса чисто социальных факторов (эпоха, нормы общества, мода), а также и особенности индивидуального сознания, интересы и личное понимание красоты.Запросы публики, выбор зрелищ - всё это важные компоненты нашего “отношения к иному”. “зрелище” всё же в итоге должно привлекать, а не отталкивать.
“Зрелищность” имеет и свою социально-негативную сторону. Например, наркомании бы не было без этих зрелищных галлюцинаций. Здесь “зрелище” - нечто необычное, непривычное, алогичное.
Как бы не было, но зрелища чаще всего обслуживают нашу потребность в радостях и позитивных эмоциях. Без этого наш мир казался бы нам серым и убогим.”Зрелищное” создаёт для нас “интересную действительность”.
Человек не в силах выдержать бездонного взгляда Ничто и начинает заселять пропасти своей души и сознания образами “желаемого”, видениями собственной фантазии. Порою даже обычные явления мы можем превратить в “зрелище”, всё зависит от нашего отношения к реальности. И мы требуем от неё красоты, изящности, колоритности, всего того, что выводит нас из пустыни “Я есть Я” в мир линий, пятен, красок, форм и сущностей. Этот мир уже занимателен для нас тем, что не похож на нас, но мы связаны с ним многими нитями, нашими чувствами, зрением и слухом. Сам мир оказывается грандиозным Зрелищем созерцателей. Мы приобщаемся к “зрелищу” и приобщаем его к себе. Так мы пытаемся сделать чужое бытие своим.
К сожалению, в современном мире есть опасность через саму “зрелищность” провести в мир человека негативные эмоции, создать культ безобрАзного; сколько тьмы может породить этот покров внешнекрасочной развлекательности и экзотики!
Но зрелища выбирает человек, каковы они будут зависит от степени его духовного и морального развития.Мы создаём то, что потом создаёт нас.

В одной сказке мудрец говорит собеседнику: “Скажи мне кто ты и я скажу каковы твои любимые зрелища; расскажи мне о своих зрелищах, и я скажу тебе кто ты”.
               
,


Рецензии