Этнический код. Вместо введения

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

ГЕОКОД ЦИВИЛИЗАЦИИ, СОЦИУМ И БИОСФЕРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация - это относительно новый процесс создания и стремления управлять единым цивилизационным пространством в пределах планеты Земля. Вопросам истории, становления и развития глобалистики посвящено много работ, написанных специалистами из многих областей знаний. Но для корректного описания и научного анализа процессов и последствий глобализации нужен междисциплинарный, а скорее трансдисциплинарный подход, но основа для такой работы полагаю может и быть создана в рамках многих ветвей дерева география.
  Функции научной географии связываются с пониманием того, что ее главный предмет исследований состоит в изучении сходства и различий пространственных систем и процессов с установлением характера взаимодействия между человеческим обществом и географической средой . Здесь хочу заметить, что не все дисциплины и направления географии развиваются и сейчас, как высыхает русло некогда полноводной реки, бесследно уходя в песок, так и некоторые школы географии ушли в небытие.
В качестве примера, приведу антропогеографию, которая определенно относится к "вымершему" направлению отечественной географии, впрочем, хочу отметить здесь, что не все идеи ее оказались безнадежно утеряны. В энциклопедических сведениях по антропогеографии отмечается, что с термином "антропогеография" связывается, по меньшей мере, три направления исследований: 1) влияние географической (природной и антропогенной) среды на человека, общество, культуру; 2) влияние человеческой (общественно-культурной) деятельности на облик планеты; 3) распределение антропологических, культурных и социальных признаков (комплексов, объектов) по поверхности земли (картографический подход).
Рассмотрим последовательно содержательную часть этих позиций. Теория географического детерминизма была разработана немецким географом, социологом и этнографом Ф. Ратцелем именно в обозначенном выше научном направлении (географической школе)- антропогеографии. Влияние человека на среду в современных условиях "укладывается" в понятие социального.
Разум и мышление – один из главных общественных фокусов постиндустриальной цивилизации, в поле которого сформирована рационалистическая матрица познания и научный метод. Наш мир больше не просто предстоит, а уже включен в новый виток человеческого освоения земной поверхности, в рамках которого предусматривается продолжение и по возможности завершение распространения хозяйственной деятельности человека на поверхность всей планеты.
Социальная жизнь предстает как множество общественных и частных коммуникаций, "включенного" проживания среди вещей с приписанными и присвоенными им смыслами, определенными ценностями, опосредованными деятельностью и языком, поскольку исторически, социум возник и существует поныне как мир приспособления, как способ улучшения выживания человечества как вида, с сохранением телесности и биологичности отдельного человека, осознающего себя таковым с различной степенью ясности пребывания в географической реальности.
Гуманитарное и общественное всегда является тем знанием, опытом и сутью множественной научной им философской рефлексии, что находит отражение в огромном массиве опубликованных работ. Техника и наука, инновации и трансакции, это лишь небольшая, хотя и значимая в современности структурированность и системность социального, где управление состоит в иерархии создания и действия социальных механизмов - институтов.
С XIX века существует множество версий детерминизма, отличающихся выбором того или иного доминирующего фактора, с необходимостью определяющего развитие социума. 
Деятельность, следовательно, - это реальное бытие и мир существования товаров и услуг, как и творческих проявлений созидательности, кардинально отличающихся от идеального мира, не подвластному времени и пространству.
Деятельностная, культурная и натуралистическая составляющая составляют идею их организации и выражений в каждой из имеющихся научных идеализаций, а сущностная характеристика и сопоставление деятельности институтов позволяет выразить смысл социальной кодировки.
Хозяйство человека - это экономика, и одна из основ ее хорошо объясняется деятельностной парадигмой. Деятельность - это движение и конструктивизм как обязательные условия процессов взаимодействия и обособления искусственного от естественного. Таковое предполагает цель, средство и результат, в материалистических общественных учениях (марксизм), обозначаемых как труд.
Принципы многофакторного социального детерминизма применяются в контексте системного анализа, учитывающего многообразные связи и отношения социума как целостной системы. «Технологический детерминизм» объяснял всю историю человечества последовательной сменой созданных обществом технологий - от ручных орудий труда древности до автоматизированного машинного труда на электрической (атомной) тяге, информационных технологий и спутниковой связи (американские учёные Т. Веблен, В. Феркисс, Л. Мамфорд, А. Тофлер, 3.Бжезинский, Г. Кан).
 «Культурный детерминизм», разработанный в культурной антропологии (М. Мид), всё многообразие феноменов культуры выводил из самой культуры: культурная среда, в которой социализирован индивид, предопределяет не только его мысли, действия и личностные качества, но и социальные институты, и нормы. Чем выше культура того или иного народа, тем глубже и многообразнее, и быстрее, по его мнению, произведенные изменения и скорее естественный ландшафт преобразуется в ландшафт культурный.
В социуме обозначилось различение структурного (причинные связи элементов структуры) и субъектно-действенного детерминизма (учёт различных агентов действия), анализируются не только причинный, но и стохастический, и изостатический аспекты. Вариантом технологического детерминизма стала концепция «революции управляющих» (Дж. Бёрнхем, А. Берл), объявлявшая решающим фактором социального прогресса сферу управления.
Современное понимание социального детерминизма опирается на теорию вероятности (регулярность случайных событий доказывается на большом количестве случаев) и на идеи синергетики. Но еще от Ф. Ратцеля и еще ранее в романтике эпохи Возрождения, этническая глубокая сущность переходи в националистические и патриотические коннотации геополитических экспансивных стратегий формирования "жизненного пространства", метафор пространственной укоренненности типа "крови" и "почвы", и других, что легко присваиваются и цинично используется в государственной политике.
Полагаем, что мы можем и должны обратится к геополитике, ведь таковая использует системно-структурный подход, выделяются стратегические (политические) регионы, отличающиеся между собой в выделенных границах, на конструктивной основе позволяющая выделить как ментальные конструкты – центры силы и оси влияния, интеграции и соперничества, суверенность и политическое лидерство
Геополитика – «жемчужина» интеграционной географии, начало которой было положены имперско-глобализационными процессами в конце позапрошлого века, при том, что истоки глобализации известны намного ранее. В истории становления и развития геополитики можно отмечать в равной степени участие истории и географии, каждая из таковых в своем целостном виде предопределяла те векторы базовой интегрированности, которые потеряны сегодня.
Геополитика является дисциплиной, суммирующей пространственный подход к истории человечества (на современном этапе и с использованием разнообразных культурно-исторических, цивилизационных и циклических методологий). Геополитика должна учитывать взаимосвязи между человеческим восприятием, воздействием и антропогенным изменением физической среды и мировой политикой (К. Грей), что как следствие имеет синтетическую ее природу, включение в свой методологический и применение подходов многих научных дисциплин (истории, политологии, экономики, этнологии, экологии и т.д.).
В первом, один из наиболее глубоких философов, раскрывавших тематику геоэкологии В.А. Кобылянский утверждал, что в истории развития географической формы движения, представленной на нашей планете, условно можно выделить несколько ступеней: первозданно-абиотическую, биоплагенную и социоплагенную.
Словесная составляющая «плагенная» означает «внешнее», что применительно к географической форме движения материи означает воздействие со стороны «живого вещества», в т.ч. и человека.
Социум возник и существует как мир приспособления, как способ улучшения выживания человечества как вида, с сохранением телесности и биологичности отдельного человека, осознающего себя таковым с различной степенью ясности пребывания в географической реальности. Мир вещей и мир идей имеет самое непосредственное отношение к имманентным потребностям и проявленным желаниям человека как составляющим социальной жизни, и как обязательности взаимодействия с окружающей его средой и природой.
Н.К. Мукитанов пишет: «теория общественной географии должна исследовать социальную функцию географической среды, приобретаемую ею в результате ее включения в практическую деятельность общества», из цитаты следует вполне очевидно, что составляющие процесса глобализации предусматривают целостность, взаимосвязанность и взаимообусловленность мира, в то время как противоположный вектор регионализации многообразно «делит» мир, создавая барьеры между странами и народами.
И о лишь научное «проецирование» среды обитания человека как в географии, так и в экономике, проявляется в форме выделения городов, городских агломераций, мегалополисов, социально-экономических узлов и центров, территориально-производственных комплексов и др. Существуют и экономические работы, отображающие аспекты различных теорий экономики, которые полностью сосредоточены на социальном пространстве, и лишены даже в своих предпосылках связей с природным.
Особенность географии состоит в том, что ее методами исследуются «неточечные» (выражение Ю.Н. Гладкого) объекты, следовательно, «важнейшая задача современной географии: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически сокращаться».
Но констатируем, что до сих пор тайна человеческого бытия остается неразгаданным, несмотря на тысячелетние попытки философии и религии, вопреки накопленному культурному "пласту" и научным возможностям даже современной постнеклассической науки. Справедливости ради следует заметить, что сей феномен не удивляет и воспринимается естественным, если принять во внимание принципиальную несводимость персонального, уникального, личностного в каждой человеческой жизни.
Современная цивилизация на данном этапе отличается феноменом "свертывания" пространства и эффектом "схлопывания" времени, трансформацией и значительным "переводом" социального вектора взаимодействия в виртуальный мир. Социальная реальность "информационного" или постиндустриального общества, детерминанты общества потребления или иных ценностных каркасных социальных схем человечества, не позволяют уже ныне и соприкоснуться с тайной, но представленной в человеке полной структуре этнического кода, "автоматом встраиваемого" для нашей жизни на Земле.
Пространство-время в натуралистической модели кодируется определяющим взаимодействием человека с природой, выраженным во множестве мифов, обычаев и традиций. И если качество и объем персонального непрерывно растет в интеграции с социальным во всех его формах и моделях реализации, то значимость этнического стремительно теряется, размываясь в неумолимости современных общественных тенденций. Этнос как категория социального все больше теряет свою былую роль социального концентратора и интегратора общественных представлений о человеке.
Экологическое пространство, по натуралистической модели, существует во множестве отображений, наиболее полно и всесторонне передаваемых положениям экософии и глубинной экологии. И наши предельные формы сообщности такие как цивилизация и пр.их жизнеспособность предопределена только этим, что в очень существенной степени поколеблено глобализационным процессом последних десятилетий.
Биосфера, по В.И. Вернадскому, - совокупность биоты (всех живых организмов) и неживых объектов, которые воздействуют или испытывают воздействие биоты, составляющих оболочку планеты, и являющийся геохимическим фактором планетарного масштаба . Обычно признается более охотно тезис: негативные изменения в природе - признаки деградации биосферы под давлением созданной искусственной среды. Но данный процесс является неостановимым, и даже незамедляемым, по причине доминантной роли приоритетов экономического развития в большинстве регионов мира.
Предельно ясно изложено, что живой организм является "упорядочивающим центром" по отношению к окружающей среде в непрерывном круговороте химических элементов, энергии и информации, что обеспечивает взаимосвязь земного и космического пространства и времени. Биологические теории многократно были использованы в трактовке и объяснении социальных и индивидуальных человеческих свойств и процессов, достаточно привести в пример - генотип, геном, генетический код человека.
Таким образом, основной проблемой выступает при сохранении условия того "изначально" связанным с биосферой множеством взаимосвязей и условий человеком, более того наша жизнедеятельность удерживает, по мнению В.И. Вернадского геохимию всей планеты, и при этом важным остается - как решать все более острые вопросы экологической безопасности, потери разнообразия и ресурсов биоты, геохимического загрязнения и фундаментальной трансформации уже самых крупных экосистем планеты, включая Мировой океан.


Рецензии
............Теория географического детерминизма была разработана немецким географом, социологом и этнографом Ф. Ратцелем

У нас именно за обвинения в географическом детерминизме не печатали долгое время Льва Гумилева.Все его основные работы попадали только на депонирование в ВИНИТИ.

Александр Ресин   18.09.2017 04:28     Заявить о нарушении