Джек-Потрошитель в Омске? Не может быть!

Литературный  очерк

Знак информационной продукции: 18+

1.

В детстве, в далёкие теперь уже 1990-е годы, я всерьёз увлекался научно-фантастической литературой (преимущественно, классикой), не гнушаясь при этом читать и «литературу ужасов». Одним из авторов данного жанра, рассказы которого мне периодически попадались, был американский писатель Роберт Блох. Не могу сказать, чтобы я был в восторге от его произведений. В те времена меня гораздо сильнее вдохновляли такие выдающиеся классики научной фантастики как Артур Кларк, Рэй Бредбери, Айзек Азимов, Гарри Гаррисон, Эдмонд Гамильтон и другие. Однако один, совсем небольшой рассказик Роберта Блоха, который я однажды прочитал, столь сильно меня заинтриговал, такую сложную загадку мне подкинул, что я в разные годы мысленно к нему возвращался снова и снова.
Роберт Блох (1917 – 1994)  – это известный американский писатель-фантаст, уроженец города Чикаго [2]. Писал преимущественно рассказы. За рассказ «Поезд в ад» в 1959 году был удостоен премии «Хьюго» [3], но настоящую мировую славу в 1960 году ему принесла экранизация А. Хичкоком романа «Психо» [4].
Вообще, большинство авторов сходятся во мнении, что литературное мастерство Роберта Блоха проявляется в непредсказуемости сюжета. Но для меня в данном рассказике (а рассказ этот, по мнению всех критиков, входит в десятку лучших его произведений) ни неординарный сюжет, ни диалоги, ни неожиданная развязка не стали предметом для удивления и размышления. В нём меня, собственно, поразило всего лишь одно слово, вернее, географическое название.
Полагаю, Вам тоже покажется странным, что в рассказе «Навек Ваш - Потрошитель» Роберт Блох неожиданно для русских читателей упоминает город Омск. Полностью цитата из этого рассказа звучит следующим образом: «Я изучал нераскрытые преступления. Убийства. Могу показать вам вырезки из газет крупнейших городов мира. Сан-Франциско. Шанхай. Калькутта. Омск. Париж. Берлин. Претория. Каир. Милан. Аделаида. Всюду прослеживается закономерность. Нераскрытые  убийства» [1, перевод Р. Шидфара].
Честно признаться, я поначалу даже глазам своим не поверил. Упоминание Омска в зарубежной литературе уже само по себе - нонсенс. Конечно, некоторые российские города, такие как Санкт-Петербург, Москва, Тобольск, нередко упоминаются иностранными авторами. Однако если спросить знатоков об упоминании в зарубежной художественной прозе Омска, едва ли кто-то вспомнит что-либо, кроме Жюля Верна с его романом «Михаил Строгов». Ещё большая интрига закручивается, если осознать, что перечень разных городов, в который попал и Омск (единственный, кстати, российский город, из упоминаемых Блохом в рассказе), по утверждению автора – это места загадочных нераскрытых преступлений, о которых якобы писала мировая пресса. Тут уж пытливый ум невольно начинает думать о том, что же, собственно, двигало автором, когда он включал наш сибирский город в этот рассказ? Было ли это простой случайностью, выдернутой из географической карты, или за этим стоит какая-то подлинная история? Вот об этом я и хотел поделиться своими мыслями с читателями, провести крохотное литературное исследование, чтобы понять логику американского писателя в этом вопросе.

2.

О Джеке-Потрошителе, я уверен, слышали все. То, что случилось осенью 1888 года в Лондоне, продолжает и шокировать и будоражить умы уже более века. Неуловимый убийца, которого простолюдины Ист-Энда окрестили не иначе как «Уайтчеплский зверь», оставил после себя зловещий след не только из кровавых преступлений, но и легенд, слухов, домыслов, разбираться в которых вновь и вновь продолжают сотни исследователей.
Вдаваться в эту историю я не вижу никакого смысла. Скажу лишь, что «мир Потрошителя», вбирающий в себя уже целый социо-культурный пласт, от книг и кинофильмов до комиксов и компьютерных игр, создал образ какого-то суперзлодея, нечто среднее между Ганибалом Лектером и Джокером.
Причин тому, на мой взгляд, две. Первая – это лондонские газеты, которые смаковали подробности преступлений, получая от этого баснословные барыши.  Бульварные газетёнки, типа «Стар» раздували «до небес» любую сплетню, а шокированная публика послушно верила во все эти бредни. Вторая – это несовершенство криминалистики того времени. В наши дни Потрошитель вряд ли бы так лихо ускользнул от правосудия.
Если кого-то интересуют подробности, то рекомендую на эту тему радиопередачу с «Эха Москвы» «Джек-Потрошитель – неразгаданная тайна» (разговор с историком Алексеем Кузнецовым), она есть на Ютубе. Помимо этого можно найти множество книг, статей, документальных фильмов со своим видением, осмыслением, гипотезами.

3.

Нужно отметить так же, что после 1888 года у Джека-Потрошителя в разных странах стали появляться подражатели. В России таковым оказался Николай Радкевич. Летом 1909 года в Петербурге начались убийства женщин лёгкого поведения, в общей сложности погибло три женщины, и ещё на двух были совершены нападения. К счастью, убийцу довольно быстро поймали. Им и оказался бывший кадет Н.В. Радкевич, 21 года от роду, который представлялся случайным знакомым вымышленным именем «Вадим Кровяник». Он был арестован, осуждён на 8 лет каторги, и на этапе в Сибири уголовники его убили [5]. Вполне возможно, что Р.Блох слышал об этой истории, но в рассказе он о ней не упоминает.

4.

Жестокие серийные убийства были и в Омске. Произошло это в 1947 году. Организованная банда заманивала маленьких детей на чердак кинотеатра «Гигант», расположенного тогда на улице «Партизанской», и убивала. Цель преступников была чисто прагматичная – завладеть имуществом и одеждой своих жертв. Просматривая газеты тех времён, я не обнаружил упоминаний о пропавших детях. Увы, но подобная информация в советскую прессу попасть не могла. Однако объявления о сеансах фильмов в кинотеатре «Гигант» встречались мне регулярно. Расследование этого дела было успешным. Преступники были раскрыты, обезврежены и понесли заслуженное наказание. Подробности этого дела в художественном изложении можно прочитать в книге омского краеведа, выходца из деревни Орехово Усть-Ишимского района, Александра Степановича Распопина, который сам служил в органах МВД и видел архивные дела по данным событиям. Книга эта называется «Тайна «Гиганта» [6].
Однако Р. Блох никак не мог использовать данный эпизод, даже если бы и знал о нём. Просто потому, что свой рассказ о Джеке-Потрошителе он написал ещё в 1943 году – за четыре года до трагедии в Омске.

5.

На мой взгляд, упоминанию Омска в рассказе есть только одно логичное объяснение.
Первое, что мы должны обязательно взять на вооружение, это то, что речь идёт о художественном произведении, и автор имеет полное право на вымысел. Роберта Блоха никто бы не упрекнул в том, что, например, в каком-нибудь Милане никогда не было никаких серийных убийств. Все понимают, это – рассказ. И автор здесь может использовать любое допущение.
Второе:  данный перечень городов в рассказе – это лишь миг в творческом процессе его написания. Автор не часами обдумывал каждое слово, а мгновенно, в течение одной или нескольких минут записал то, что пришло ему в голову.  Обратим внимание – это в основном крупнейшие города, многие из которых являются столицами. Интересно, что Блох даже пишет о «маршруте Потрошителя»: «От  Нью-Йорка - на  запад, через весь континент. Потом - до побережья Тихого океана. Отсюда - в Африку. Во время первой мировой войны он был в Европе, затем в Южной Америке. И после 1930 года он снова в Соединенных Штатах. Восемьдесят семь  убийств». При этом, если сравнить географию городов, то она как-то не вяжется с перечисляемыми регионами. С одной стороны, упоминается Южная Америка, но при этом не называется ни одного города, где были убийства, с другой – вообще не упоминаются ни Азия, ни Австралия, хотя в перечне города из этих регионов есть. Автор не заострялся на этом, не брал в руки географическую карту и свободно писал то, что приходило в голову.
Третье – рассказ датируется 1943 годом. Великая Отечественная война в самом разгаре. Ленинград – в блокаде, Москва – всё ещё на военном положении. И упомянуть их Блох никак не мог, ведь по сюжету рассказа действие происходит в настоящее время, и такое допущение могло смутить и издателей, и читателей.
Четвёртое. Важный вопрос: а что вообще мог знать Р. Блох о жизни в Омске 1930-40-х годов? Мой ответ – ничего. В Советском Союзе он никогда не был. Всё, о чём писали газеты в Америке про СССР в самом начале 1940-х – это о Сталине, о финской войне, о нападении Гитлера, о наступлении Красной Армии под Москвой, о Сталинградской битве, о поставках по ленд-лизу. Никакого образа Омска эти статьи не формировали, и к сюжетам «жанра ужасов» не имели ровным счётом никакого отношения.
На мой взгляд, упоминание Омска в рассказе можно объяснить лишь тем, что Блох был знаком с произведениями Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» и «Преступление и наказание». Мрачный образ Омского острога запечатлелся в уме американского писателя, невольно вызвав ассоциацию с отвратным и зловонным лондонским Уайтчеплом. Именно такие места, со скоплением выходцев из социальных низов и преступников, были столь привлекательны для самого легендарного серийного убийцы. И, уловив эту ассоциацию, Блох и вписал Омск в свой рассказ.
Достоевский всемирно известен, и никому из западных читателей не пришло в голову удивиться такому выбору. И неважно, что острога в Омске уже не было давным-давно, и что вследствие эвакуации Омск в срочном порядке превращался в центр военной индустрии. Фантазия писателя, создававшего образ Потрошителя как обладателя вечной жизни, бросала его мрачную тень на те города, куда бы он мог устремиться в поисках новых «Уайтчеплов». И Омск, согласно этой логике, неизбежно рано или поздно оказался бы на его пути.

Список литературы:
1. Блох Р. Навек Ваш – Потрошитель. // Смена, 1991, №1.
2. Блох, Роберт. // https://ru.wikipedia.org/wiki/Блох,_Роберт
3. Премия «Хьюго» за лучший рассказ. // https://ru.wikipedia.org/
4. Психо. // https://ru.wikipedia.org/wiki/Психо
5. Радкевич Николай Владимирович. // https://ru.wikipedia.org/
6. Распопин А.С. Тайна «Гиганта»: Криминальная история. – Омск: Издательство Омского государственного педагогического университета, 2002. – 163 с.

Август, 2017 г.


Рецензии
Очень интересное расследование, в самом деле упоминания нашего города в произведении американского автора непонятно. Часто пропадают люди, или умирают бездомные, на которых всем плевать. Поэтому, кто знает, может и в самом деле у вас в городе что-то было.

Александр Верн 2   28.09.2017 09:38     Заявить о нарушении
Я эту историю знаю с другой стороны. Рассказывал чудом спасшийся тогда ребенок. Это было действительно под одной крышей с кинотеатром. Банда заманивала детей, убивала их и ела.

Валентина Ерошкина   15.04.2018 07:29   Заявить о нарушении