Ваня Гоноболин

Шестидесятые годы. Школа-интернат в Зеленогорске. Вожатый Чугунов выдаёт «тимуровцам» адреса старушек, записанные в толстую тетрадь, где в графе « исполнение»  должен быть  прописан  похвальный отзыв  о проделанной  работе.

Инструкции получены. Пошли. Впереди Сашка Мацук, в пионерском галстуке с  чугуновским гроссбухом в обхват, далее основная группа (чем больше, тем лучше), в конце  Ваня Гоноболин.

Зимой у Вани непроходимый конъюнктивит; то под  одним глазом, а то и под обоими -  постоянный ячмень, глаза оплывшие, вокруг пикантная синева. Нижняя губа чуть отвисает. Голова стрижена наголо. Ваня не велик ростом, но в плечах широк, мышиного цвета пальтуган на два размера больше, из рукавов торчат только кончики толстых пальцев.
Ваня любит гулять . Прохожие  столкнувшись с  ним, сосредоточенно и медленно бредущим  по  неосвещённому    изгибу  Красноармейской улицы ,    реагируют не адекватно ,зачастую болезненно.

Пришли. Дверь открывает очередная старуха. Вваливаемся. Шапки долой. Здороваемся. Бабка долго рассматривает вошедших, взгляд её упирается в Гоноболина и останавливается  .
 Старуха пугается и смотрит только на него. Первый вопрос  у всех один и тот – же:
-  Пионэры,  что за чудушко вы приволокли?
Маленький Мацук,  смотря снизу в её незакрытый рот,  безошибочно её «вычисляет». Если  по разумению Мацука старуха добрая, и порядком нас  не припашет, отвечает:
- Это Ваня Гоноболин, он хороший, вы его не бойтесь.
Бабкины поручения быстро выполняются и свободны…

Но если Мацуку старуха не нравилась,  следовал второй, произносимый шепотом убийственный вариант ответа,:
- Это Ваня Гоноболин – мы, бабушка, сами его боимся!»
Устрашённая старуха, чтоб поскорей от нас избавиться, быстро пишет  похвальный отзыв. Свободны изначально…

Это значит, можно сходить на овощную базу, что – нибудь заработать или стащить, пофарцевать на пятачке перед парком, поболтаться по берегу залива, да мало ли  полезных дел. Мы с Мацуком , например, ходили в читальный зал городской библиотеки.
Сейчас Мацук сидит в городском совете  славного города Насрат-Илит и воглавляет комиссию по социальными  вопросами.
 Ваню, после школы не встречал, наверно, тоже  сидит.


Рецензии