Зрелище психология-социология

1.
Зрелище предполагает минимальное участие “познавательного субъекта” в акте лицезрения.
Хорошо описал “немого познавательного субъекта” Андрей Платонов в своём “Чевенгуре” (ж-л “Дружба народов”, 1988 г., №3, с. 116):
“В человеке живёт маленький зритель, - он не участвует ни в поступках, ни в страданиях, - он всегда хладнокровен и одинаков. Нго служба - это видеть и быть свидетелем, но без права голоса в жизни человека, и неизвестно зачем он существует (в углу сознания - Н.О.)” “Научно-познавательный субъект” уже приобретает способность волноваться и вмешиваться в дела хозяина, мог ему что-то советовать.
Эстетический субъект не лишён мысли и действия, но сперва он растворён в чувстве, для него главное воспринять нечто как можно более целостно, причём внешнее как бы кодирует внутреннее и позднее приходится расштфровывать данное в чувстве и сохранённое в памяти. Сперва - непосредственные реакции и переживания индивида, особенно относительно зрелища (расштфровка смыслов происходит в рамках более сложного явления или процесса - искусства. Надо учесть, что разные чувства,эмоции и переживания могут переносить смыслы, определённые содержания, сразу в подсознание индивида и закреплять их там до выхода их в сознание. Чувство информация о внешнем, а внешнее всегда имеет своё внутреннее, которое дано сознанию может быть лишь в виде смыслов или идей.
Зрелища влияют на субъект так, что можно даже говорить о воспитательном и развращающем значении зрелищ и не только в смысле объективного содержания их самих. Зрелища могут улучшить наш эстетический вкус или деформировать его.

2.
Конкретно современное зрелище имеет три основные формы - праздник, ритуал и театральный спектакль. К последнему тяготеет и спортивное зрелищ, цирковые, кинопродукция.
Собственно всякое массовые мероприятия и контакты можно назвать разновидностью зрелища. (клубы, семинары и пр.)
Особый род театрального зрелища - религиозное или эзотерическое действо. Ритуалы и песнопения в церкви и общинах подчас вовлекают зрителя, делают его соучастником действа.
Экзотико-эстетическое переживание зрелища-зрелищности осуществляется в местах эзотерических собраний и лекций. Многие люди переводят понятия и абстракции в некие образы и чувства, чувствуют себя причастными к иному миру, более интересному и чудесному, чем тусклый быт обычной жизни.
Даже печатные органы имеют элемент зрелища - оформление газеты, книги, текста, шрифта, иллюстрации…
Мысль и чувство в каком-то смысле и частично взаимозаменяемы. Есть логические  содержания, которые люди могут сделать образным зрелищем-внутри-себя (образно представить нечто, воображать себя в качестве героя сериала, отталкиваясь от обыденного, создавать фантазией противоположное, более экзотическую как бы-реальность, одним словом, мечта и воображение тоже разновидность зрелища и зрелищности.
Зрелище настраивает нас на позитивный лад и делает что-то интересным для нас.
Всякое занятие искусством, творчеством, музицирование или писательство - это создание мини-зрелища нами для нас, а потом и для других людей.
Зрелище и зрелищность стремятся к эффектной форме (живописность явления).

3.

Искусство отрицает мир фактов в пользу мира смыслов. Это отрицание не значит неверие в мир реальный, это значит, что в творчестве отрицается главенство мира обычного над человеком. Искусство не ограничивается внешним и проникает в глубину явления, не ограничивается данным и открывает должное, ищет в мире красоту, гармонию, зрелищность. И ещё оно одухотворяет - природу, человека, всё, чего касается. Отказавшись от мира фактов и пройдя через творчество, искусство вновь обретает мир фактов, но уже более осмысленный и прочувствованный. В общем, искусство возникает из неудовлетворённости данным и обычным, внешним и скоротечным.  То же самое и относительно зрелища, этого вечного врага обыденности.

4.

Человек в быту резервуар энергии, положительной и отрицательной. Накопление второй требует выхода. Выхода могут быть два - агрессивный и сглаженный, умиротворённый зрелищем. Нсли зрелище вызывает возбуждение чувств или даже экстаз, то эта энергия всё же позитивна для нас, ощущается нами таковой. Эмоциональность в этом случае равна по значению с зрелищностью, хотя внешнее заменяется внутренним.
Негативная энергия может быть просто подавлена, но она уходит в подсознание человека и оттуда отрицательно воздействует на душу и деятельность.
Зрелище очищает наше сознание от негативной энергии.К тому же и сама отрицательная энергия при определённых условиях может сублимироваться в энергию положительную. Поэтому и говорят, что приобщение к искусству и зрелищам это катарсис, очищение души от скверны реальности. Понятно, что позитивное влияние зрелища на организм и душу человека временное, иначе зрелища излечивали бы многие нервные болезни и неврастению. Тем не менее зрелище, даже самое глупое, вроде театра Петрушки, повышает жизненный тонус человека, поднимает настроение, активирует, даёт положительные эмоции. Даже ироническое отношение к зрелищу вовлекает в него зрителя и полного равнодушия не происходит. Поскольку же приходится “лечиться” зрелищем много раз, у людей возникает потребность зрелища. Идеальным мыслится состояние, когда есть хлеб и есть зрелища, без всякого “или”. В физической жизни важнее “хлеб”. Но если человек сыт, то главное его оружие против скуки жизни - зрелище.

5.

У некоторый людей образуется пристрастие к одному типу зрелищ, другим требуется многообразие. Одно зрелище кажется слишком быстрым, недостаточным, обилие утомляет. Зрелище может возвышать дух или способствовать его деградации. Привычка к зрелищу подчас требует зрелища нового, но старое никогда не забывается вполне.

6.

Зрелища имеют не только эстетическое значение. Они приносят доход устроителям. Платные зрелища при повышении цены их, могут стать просто недоступны для обычного зрителя (что случилось, например, с нашими кинотеатрами. Эта зрелищная индустрия полностью подчинена интересам устроителей, создателей зрелищ, а они,разумеется, готовы манипулировать сознанием масс, создают моду на определённые зрелища и чем зрелище красочнее, тем дороже обычно обходится потребителю.
Как бы там не было, но эти деньгодобытчики кровно заинтересованы в низком уровне сознания потребителя, подогревают его пристрастие к порочному и низкопробному развлечению. Так возникает массовая культура.
Вот эти, духовно и эстетически несостоятельные люди и организации и “заказывают музыку”, формируют “предложение и спрос”, влияют на вкус обывателя и оставляют наиболее бедных граждан вообще без зрелищ. Всякого рода бизнесмены от искусства заинтересованы в деградации и примитизации этого искусства. Разумеется, наличие больших денег ещё не делает человека искусства порочным. Есть люди и организации, развивающие искусства и не желающие крепко связывать зрелище с пороком или примитивностью. И всё же таких предпринимателей меньшинство. Даже телевидение готово потакать самым развращённым вкусам толпы.
Под влиянием бизнеса постепенно формируется общество “примитивного потребления”, даже можно сказать шизофренического типа (например, реклама - чистое проявление безумия и тем не менее она подчинила всё, все свободные граждане стали её рабами, она навязывает им себя с методичностью идиота, снова и снова, сто раз на дню; это зрелище, которое исподволь убивает душу, а не очищает её, это зрелищный обман потребителя - и никакая власть не в силах с этим совладать. Киноиндустрия и многое другое попало в кабалу к рекламе.) 
               
7.

Массовое искусство ориентируется на норму и моду, на среднее и то, что ниже среднего. Оно не делает потребителя лучше, а, напротив, потакает его самым низменным склонностям. Оно подчиняет потребителя власти манипуляторов.Оно  усиливает все недостатки искусства. Оно усаживает потребителя на трон и этот “король” даже не догадывается, что фактически он - “раб”.
А. Белый как-то назвал такую “норму” массового сознания “опухолью мещанского благополучия”. (“Начало века”, М., 1990, с. 17.)
Зрелище соответствует в этой стихии “фарсу”, который приобретает ряд форм.
Истинное же искусство требует выхода за “норму”, за “общее” и “усреднённое” - выхода в “особенное”, “высшее”, “необычное”.

8.
И вот формы “зрелища” и “зрелищности” начинают противостоять друг другу, бороться за лидерство. И более примитивное, легкомысленное побеждает, оказываясь и более зрелищным для малоразвитого потребителя. И само пристрастие к зрелищам становится сродным наркомании.
А бывает, что при повышении потребности в зрелищах понижается сама “эстетическая способность” человека, что содействует огрублению нравов.

9.
Эстетическая и познавательная сфера противостоят друг другу и вместе с тем не могут развиваться друг без друга, новые недостатки в одной сфере сказываются на другой. Вот почему важно не просто “зрелище”, но “культура зрелища”, т.е. достаточное развитие сознания потребителя.


Рецензии