Мальчишки мои

МАЛЬЧИШКИ МОИ

Сон оборвался внезапно. Светлана Петровна открыла глаза. Мужа рядом не было. Она села на кровати, откинула назад, упавшую на продолговатое, с узким подбородком лицо, прядь светлых волос и огорчённо упрекнула себя:
- Проспала… Завтрак не приготовила. Саша голодный пошёл на работу… Как же это я?
А перед глазами обрывки отлетевшего сна. Полянка, усеянная необыкновенными яркими цветами и девочка. Такая весёлая нарядная девчушка. И всё за ней бежит по поляне и смеётся. Вспомнилось, бабушка говорила, что девочка снится к диву. Какое же диво ждёт её? Может быть, Мишенька четвертную контрольную на «отлично» напишет? Вот бы радость была! Однако, как же она могла проспать?
На кухне звякнула посуда.
- Саша, - позвала Светлана Петровна.
В спальню вошёл муж Александр Николаевич, высокий, крепко сложенный, кареглазый, с чёрными вьющимися волосами.
- Проснулась, моя Ланюшка, - улыбнулся он. – Ты так хорошо спала. Я завтрак приготовил. Вставай.
- Спала. Сон интересный снился. Девочку маленькую видела во сне.
- Это хорошо. Может, ещё и девочка будет у нас. Мишке одному скучно. А пока умывайся, вместе позавтракаем. А мне не спалось что-то. Тревога какая-то. Хоть и причины нет. Вот я и встал рано. Поторопись. Я стол накрою.

После завтрака Светлана Петровна проводила мужа на работу, вымыла посуду, потом подошла к окну. В лицо брызнули яркие солнечные лучи. Она зажмурилась. Надо же, ещё вчера снег шёл, а сегодня – лужицы на асфальте, покрытые тонким ледком, сверкают, не успев растаять. Какой удивительный непостоянный март!
Но пора будить сына. Скоро весенние каникулы, тогда пусть спит долго. Светлана Петровна прошла в комнату сына. Тот крепко спал. Рыжеватые волосы разметались по подушке. Курносый нос с бледными веснушками слегка раздувался при дыхании, и сын что-то сонно бормотал.
Сын… Такой долгожданный. Больше пяти лет не было детей. И, наконец, он родился. Родился слабеньким. Болезненным. Пришлось Светлане Петровне оставить любимую работу фармацевта и серьёзно заняться здоровьем ребёнка. Спасибо, муж хорошую зарплату получает. Он ведущий специалист на заводе. Живут без роскоши, но в достатке. Светлана Петровна всю себя отдавала сыну. Массаж, гимнастика, обтиранье, обливанье, консультации специалистов, лечение в санаториях, отдых у моря. И победили недуг. К шести годам сын почти перестал болеть, и тогда отдали его в детский сад, чтоб привыкал жить в коллективе. А сколько она ему стихов и сказок перечитала. Чему только не пыталась учить! Но сын с трудом усваивал её уроки.
А когда Миша пошёл в школу, Светлана Петровна ходила вместе с ним на уроки. Она записывала рассказ учительницы, чтоб дома сыну ещё раз объяснить урок, чтоб он понял. Похоже, и тут дело налаживается. В дневнике – радующие душу «четвёрки» и изредка – «пятёрки». Теперь Миша подрос. Десять лет. Третий класс заканчивает. Светлана Петровна ходит только на уроки математики. Учительница говорит ей, когда будет новая тема. С другими уроками сын справляется сам. Чтобы развить его физически и укрепить его лёгкие, год назад отдали сына в бассейн, и он с удовольствием занимается плаваньем. Теперь Миша больше радует мать, чем огорчает. Если и дальше так будет, можно выйти на работу.
Но пора будить сына. Уже готов для него завтрак. И скоро идти в бассейн.
- Миша, - тихо позвала Светлана Петровна.
Сын передёрнул своим веснушчатым носиком и что-то пробурчал.
- Миша, - громче и строже снова позвала Светлана Петровна. – Вставай, лежебока. Иди умывайся, обливайся. А то в бассейн опоздаем.
- В бассейн? – глаза сына осмысленно раскрылись, он спрыгнул с кровати и, сунув ноги в тапки, побежал умываться, крикнув на бегу:
- Доброе утро, мамочка.


***

Пока Миша занимался плаваньем, Светлана Петровна зашла в магазин и купила нужные продукты. При выходе из магазина ей загородила путь невысокая рыжеватая женщина в потёртом пальто.
- Здравствуйте, - поздоровалась она. – Тебя Светланой звать? Отойдём в сторонку. Поговорить надо.
- Что вы мне хотели сказать? – спросила Светлана Петровна, когда они отошли. – И откуда вы знаете моё имя?
- А ты не узнаёшь меня?
Светлана Петровна внимательно всмотрелась в лицо женщины. Что-то знакомое мелькнуло, но не вспомнила.
- Да Вера я, Вера… Вместе в роддоме лежали. Вспомнила?
- Сейчас вспомнила. У вас тоже мальчик родился.
- Да. Антошка. Он у меня младший. А всех-то у меня пятеро. А твоего как звать?
- Миша.
- Так, Миша, значит. А я не первый день тебя здесь караулю. Вижу, водишь мальчишку в бассейн. В общем, ничего тебе говорить не буду. Но ты должна сейчас зайти ко мне. Детей моих увидишь. Старший в школе, а младшие во вторую смену ходят. Мой муж на работе. Иваном Кузьмичём зовут, работает диспетчером на автобазе.
- Ну, что вы? Скоро сына из бассейна брать. Не могу. Простите.
- Ты не извиняйся. Зову, значит надо. Ведь неспроста зову тебя. Пойдём. Сама поймёшь, зачем зову.
Светлана Петровна посмотрела на часы. Время ещё было.
- А вы далеко живёте?
- Рядом.

В квартире Веры было душно, пахло водочным перегаром.
- Проходи в зал. Там они.
Светлана Петровна вошла. Трое рыжеволосых веснушчатых мальчишек, двигая стульями, выбежали из-за стола.
- Антошка где? – спросила мать.
- В спальне кровати заправляет, - ответили ребята.
- А вы чего не помогаете?
- Он дежурный сегодня.
- Дежурный… Антон, иди сюда, - позвала Вера.

Вошёл мальчик, крепкий, кареглазый, с чёрными вьющимися волосами. Одет он был в старую рубашку, проношенную на локтях. Видимо, донашивал после братьев. Сердце Светланы Петровны замерло, потом забилось часто-часто. На мгновение потемнело в глазах. О, Боже! Этот мальчик, как две капли воды, был похож на мужа Сашу. А её Мишенька был так похож на этих рыжеволосых братьев. О, Боже! Светлана Петровна опустила ладонь на кудрявую голову мальчика и дрожащим голосом спросила:
- Ты Антон?
- Антошка, - весело ответил тот и засмеялся.
- А я – тётя Лана. Вот и познакомились, - и сжала детскую ладошку.
На большее её не хватило. Боясь расплакаться, она торопливо вышла из квартиры. Следом вышла Вера.
- Ты всё поняла? – спросила она.
Светлана Петровна, плача,  кивнула.
- Ну, вот. А я с этим грузом столько лет живу. Словно украла мальчишку. Будто виновата в чём. Тебя в городе видела изредка, да не решалась к тебе подойти. А теперь сил нет молчать.
- Что же делать будем? – спросила Светлана Петровна.
- А что теперь поделаешь? Пока оставим, как есть.
- Да как же возможно оставить всё, как есть?
- Я тебя, Светлана, понимаю, как мать. Но это ведь не куклами обменяться. Это дети. Да и против мужа я не пойду. А он Антошку больше всех любит. Да и как его не любить? С ним нет никаких хлопот. Учится на «пятёрки», не болеет. Отцу помогает: то полочку прибьёт, то табурет отремонтирует. На классные собрания только к нему и ходит, потому что хвалит учительница Антошку, а муж доволен, гордится. Другие-то учатся, так себе, «троечники». Так к ним на собрание я сама хожу, нарекания выслушиваю.
- Но, Вера, надо же что-то решать, найти выход. Может, экспертизу сделать?
- Тут и без экспертизы всё ясно. Я и мужа твоего видела. Вместе вы как-то Мишу в бассейн приводили. Антошка-то весь на него похож. Я и на Мишу тоже не раз глядела – наш. Ничего не скажешь. Но я и говорю, их просто так не обменяешь.
- Вера, обмена никакого и быть не может. Миша наш любимый сын, самый родной. Я даже не представляю, как бы я его куда-то отдала, даже вам, Вера, хоть и ты его родила.
- То же и я тебе про Антошку скажу. Я его своей грудью вскормила. Так пусть всё останется на своих местах. Зря я, видно, тебе сказала. Прости. Тяжело мне было с этой мыслью жить.
- Вы всё правильно сделали, Вера. А муж знает?
- Он не слепой. Сам всё видит.
Но всё -  таки, Вера, мы найдём какоё-то выход. Я надеюсь. А пока можно мне к вам заходить?
- Да ради Бога. Заходи. Пожалуйста.
На том и расстались.


***

Светлана Петровна шла, не выбирая дороги.
- Мама, ты идёшь прямо по лужам, - заметил Миша.
- Да, Миша, - машинально ответила она.
Миша взял её за руку и повёл по сухому. Она не сопротивлялась.
Дома привычно приготовила обед, помогла Мише с уроками, проводила в школу. А перед глазами так и стоял кареглазый кудрявый Антон. Откуда эта беда? Кто виноват? Разве теперь разберёшься? Прошло десять лет. А, может, не беда это, а счастье. Счастье, что сын родной, родная кровиночка нашёлся. Вспомнилась старенькая рубашонка на нём  с дырками на локтях. Мишины рубашки ему не подойдут, он крупнее. Хотя, помнится, покупала рубашки «на вырост». Да, вот их надо достать. Они будут впору. Завтра узнает, что ещё Антону нужно.

Вечером пришёл с работы Александр Николаевич. За ужином он спросил:
- Лана, что с тобой? Ты такая рассеянная. Я спрашиваю, а ты не слышишь. Случилось что?
- Случилось, Саша.
- Что случилось?
- Не сейчас, - она показала глазами на Мишу.
Светлана Петровна уложила пораньше Мишу спать. Прочитала ему сказку. Потом долго смотрела на сына. Рыжеватый, веснушчатый, курносый. Такой родной. Как это возможно – обменяться сыновьями? На миг представила Мишеньку в той многодетной семье, в старенькой разорванной рубашке.
- О, нет…-  прошептала она и крепко сжала сына в объятиях.
- Мама, ты чего? – удивлённо спросил Миша.
- Ничего, Мишенька. Всё будет хорошо. Мы с папой обязательно что-нибудь придумаем. А ты спи. Спокойной ночи…

Разговор состоялся поздно вечером, когда Миша заснул.
- Ну, рассказывай, что случилось? – спросил Александр Николаевич.
           - Саша… Знаешь, Мишенька не наш сын. – Голос Светланы Петровны задрожал, по щекам покатились слёзы.
- Лана, что ты сказала?! Как это понять? Десять лет наш был. А теперь не наш? Объясни.
- Саша, я сегодня видела нашего сына. Он похож на тебя. Копия. Зовут Антоном.
Александр Николаевич побледнел, на лбу выступили капельки пота.
- Не зря меня с утра беспокоило непонятное волнение. Рассказывай.
- Да и мне такой сон странный приснился. И вот… Утром отвела я Мишу в бассейн и встретила Веру, женщину, с которой вместе в роддоме лежали. И в родзале вместе были.  Она позвала меня к себе, сама не знаю почему, пошла за ней. И увидела Антона. Мальчишки все рыжеватые, как Мишенька, а Антон – черноволосый, кудрявый, кареглазый. Без всякой экспертизы ясно, что наш сын. Семья малообеспеченная. Вера не работает, с детьми. Муж, Иван Кузьмич, работает диспетчером на автобазе. Похоже, выпивает, а, может, и Вера тоже. Антон ходит в старенькой рваной рубашке. Я взяла пару Мишиных, завтра занесу.
- Лана, ребёнка надо забрать. Сделать экспертизу и взять через суд.
- Саша, так же – через суд они заберут нашего Мишу. Разве мы сможем его отдать?
- Ни за что! Я поговорю с Иваном Кузьмичём. Завтра же.
- Подожди. Я ещё не знаю, как он к моему визиту отнесётся. Я не видела его, он работал. Посмотрим, что будет. Потом и ты с ним поговоришь.
- Хорошо, иди. Да купи всё. Что надо Антону – куртку, обувь, сама знаешь что.

На следующий день, проводив Мишу в бассейн, Светлана Петровна с большим целлофановым пакетом, в котором лежали вещи для Антона и гостинцы детям, зашла к Вере. Сразу же окружили дети. Она достала из пакета кулёк с конфетами и вафлями. Дети потянулись к гостинцам. Но старший сказал: - Идите в зал. Там поделим, - и взял кулёк.
Из кухни вышла Вера.
- Светлана пришла. Проходи на кухню. Чай с нами попьёшь. Иван Кузьмич после дежурства самогоном расслабляется. Вы-то самогон, конечно, не пьёте.
- А мы вот пьём, - с вызовом сказал Иван Кузьмич. – А вы проходите. Знакомиться будем. Мне Вера всё уже сказала.
Светлана Петровна прошла на кухню и присела на табурет, придвинутый Верой. Хозяйка налила чай.
- Спасибо, мы только что позавтракали, - отказалась Светлана Петровна.
- Ничего, попейте с нами. Вера пирог испекла с яблоками. Печь – она мастерица, - более добродушно сказал Иван Кузьмич, невысокий полноватый блондин с залысинами.
- Я одежду Антону принесла, - сказала Светлана Петровна.
- Одежду? – в голосе Ивана Кузьмича появились металлические нотки. Он сжался, как пружина. – Зачем? – выдохнул он.
Светлана Петровна растерялась.
- Просто хотим помочь, - тихо сказала она.
- Помочь? А вот если у вас в этом корысть какая есть, то не надо нам вашей помощи. Обойдёмся.
- Что вы? Какая корысть? – со слезами на глазах сказала Светлана Петровна.
Видно слёзы гостьи смягчили хозяина.
- Да, ладно. Если вы по доброте душевной дарите, то примем мы ваш подарок. Лишним не будет. Трудновато живём, - вздохнул он.
- А можно Антону примерить? – спросила Светлана Петровна – Не знаю, подойдут ли ботинки? Купила на размер больше Мишиных.
- Да пусть примеряет – разрешил Иван Кузьмич и позвал. – Антошка, иди сюда. Тебе тётя подарки принесла. Примерь.
Лицо Антона порозовело от волнения.
- И это всё мне? – изумился он, примеряя курточку и одновременно разглядывая, выложенные на табурет, вещи из пакета.
Одежда и обувь Антону подошли.
- Всё тебе, Антон, - сказала Светлана Петровна.
И так хотелось приласкать мальчика, но она не решилась этого сделать, чувствуя на себе тяжёлый взгляд Ивана Кузьмича.


***

Кончился учебный год. Миша очень порадовал Светлану Петровну своими «четвёрками». Это была победа.
- Сейчас, Мишенька, всё у тебя будет хорошо, - сказала сыну довольная мать.
Они шли из школы, взявшись за руки. И всё радовало Светлану Петровну: и тёплый весенний ветерок, и цветущие вдоль тротуара кусты жасмина, и голубое, безоблачное небо. И только выбивалась горькая мысль, от которой кололо сердце: если б рядом был ещё и Антон… Всё это время Светлана Петровна навещала Антона и видела, как он радовался её приходу. Несколько раз она брала с собой Мишу. Об этом просила её Вера, видимо предполагая, что обмен детьми произойдёт.
Дети умнее, чем думают о них взрослые. И они стали догадываться, почему Светлана Петровна приносит Антону дорогие подарки. Да и Вера с Иваном Кузьмичём не деликатничали, обсуждая между собой эту проблему. Дети могли их слышать. И однажды, когда Светлана Петровна с Мишей возвращались домой от Веры, тот спросил:
- Мама, я что ли не ваш?
- Кто это тебе сказал такое?
- Ребята. Тёти Верины мальчишки. Сказали, что я – ихний брат, и вы меня им отдадите.
- Сынок, не думай об этом. Ты наш и никогда мы с тобой не расстанемся. Мы любим тебя.
Почему-то именно сейчас вспомнила об этом Светлана Петровна, шагая за руку с Мишей, и ей стало грустно.
- Мама, ты почему замолчала? – напомнил о себе сын.
- Прости, я задумалась. Больше не буду. Давай устроим сегодня праздник. Праздник будет твой. Ты заслужил это. Хочешь?
- Да, конечно хочу! – громко крикнул Миша, подпрыгивая.
Они купили торт, коробку конфет. Дома накрыли стол, поставили самовар. На видное место – на столе положили Мишин дневник с отметками и стали ждать отца. Тот вошёл, улыбаясь и насвистывая весёлую мелодию.
- А! Стол накрыт. Торт на столе. Праздник какой-то у нас? – спросил он.
- Праздник, праздник!  - весело запрыгал вокруг отца Миша.
- Так какой же сегодня праздник, сынок?
- Пусть мама скажет. Скажи, мама.
- А что же говорить? Догадайся, папа, сам, - улыбнулась Светлана Петровна. – Видишь, дневник на столе лежит. Посмотри и узнаешь, какой у нас праздник.
Александр Николаевич раскрыл дневник:
- Вот теперь всё ясно. Поздравляю тебя, сынок. Ты молодец. Закончил хорошо школу. Взял, выходит, заданную высоту. Теперь не сдавай её. А я тебе подарок приготовил. – Он достал из барсетки и подал сыну путёвку в летний оздоровительный лагерь. – В лагерь поедешь. Хочешь?
- Хочу, - захлопал в ладоши счастливый Миша.
За чаем Александр Николаевич сказал:
-Лана, я и Антону путёвку взял. Пусть мальчишки вместе отдохнут и подружатся.
- Это было бы отлично. Но вдруг не отпустит Иван Кузьмич Антона.
- Завтра я пойду к нему. Надеюсь, всё благополучно разрешится.
- Хорошо бы, - вздохнула Светлана Петровна.

На следующий день, в воскресение, Александр Николаевич после завтрака направился к Ивану Кузьмичу.
- Саша, зайди в магазин, детям купи тортик, соку. Поздравь их с окончанием учебного года.
- Всё куплю. Прихвачу бутылочку для Ивана Кузьмича, чтоб разговор легче пошёл.
Ждали Александра Николаевича к обеду, но он не пришёл. Пообедали без него. Светлана Петровна начала волноваться. Да и Миша не давал покоя, приставал с вопросами:
- Мама, почему папа не возвращается? А тётя Вера отпустит Антона вместе со мной в лагерь? А можно Антону вместе с нами жить?
- Миша, папа вернётся, и мы всё узнаем. А пока давай отдохнём после обеда.
- Я не хочу спать.
- Кто сказал, что спать? Ты полежишь тихо-тихо, а я почитаю книжку.
Светлана Петровна прочитала сыну несколько рассказов о животных, а потом просто сидела рядом и гладила рыжеватую вихрастую Мишину голову. А сама всё думала о своём: удастся ли убедить Ивана Кузьмича, чтоб вернули им Антона?
Сын заснул. И она тихо вышла из комнаты.
Вернулся Александр Николаевич.
- Саша, как ты долго, я волновалась. Как прошёл разговор с Иваном Кузьмичём? О чём договорились?
- Поговорили. Упрямый он человек. Пришлось даже выпить с ним, - вздохнул Александр Николаевич. – Но мне удалось убедить Ивана Кузьмича, что в нашей семье Антон сможет получить хорошее образование. А это необходимо, чтоб нормально устроиться в жизни. Он с этим согласился.
- Значит, он не против, чтоб вернуть нам Антона?
- Э, нет. Этот Иван Кузьмич не так прост. Сказал, если заберёте Антошку, отдадите нам Мишку. И это было его последнее слово. К сожалению, - снова вздохнул Александр Николаевич.
- Отдать Мишу в неблагополучную семью? Чтоб носил рубашки с дырками? Это невозможно, - горестно покачала головой Светлана Петровна. – Да, нелегко нам придётся, чтоб отстоять Мишу и вернуть Антона. Но мы не сдадимся. Я думаю, у нас получится. А в лагерь-то Антона Иван Кузьмич отпустил?
- В лагерь-то отпустил. Пусть, говорит, отдохнёт.


***

В лагерь Александр Николаевич решил увезти ребят на своей машине. Выезжать надо было утром, поэтому Светлана Петровна привела Антона ночевать к себе.
После ужина она спросила:
- Кто будет помогать мне мыть посуду?
- Я, я! – крикнул Антон. – Тётя Лана, я помогу. Я дома маме помогаю.
- Хорошо, Антон, - кивнула Светлана Петровна. – А ты, Миша, постели себе постель. А Антону постели в зале -  на диване.
- Тётя Лана, можно мне с Мишей спать? – спросил Антон.
- Ну что ж, ставь раскладушку, Миша. Папа тебе поможет.
На кухне Светлана Петровна мыла посуду, Антон вытирал и ставил в шкаф. Неожиданно он спросил:
- Тётя Лана, вы – моя настоящая мама?
- Кто тебе сказал, Антон?
- Мама Вера. Я и сам так подумал, потому что вы мне всё покупаете.
-Значит, ты всё знаешь. – Да, Антон, я твоя мама.
- А мама Вера?
- Она тоже твоя мама. Она тебя вырастила.
- Значит, у меня две мамы?
- Так получилось, сынок, - Светлана Петровна прижала к груди кудрявую голову Антона.
- Вы меня к себе возьмёте?
- А ты хотел бы жить с нами?
- У вас хорошо. Тихо. И чай с конфетами. И компьютер у Миши. Я бы пошёл к вам, но маму Веру жалко. Она скучать по мне будет.
- Ты прав, Антон. Всё правильно рассудил, - скрывая горечь, тихо ответила Светлана Петровна.
Поздно вечером Светлана Петровна вошла в комнату Миши. Ребята спали. Её приятно удивило, что Миша уложил Антона на свою кровать, а сам заснул на раскладушке. Она прикрыла Мишу, поправив сбившееся одеяло. Потом при неярком свете ночника долго стояла у кровати и смотрела на спящего Антона, так похожего на Сашу, своего отца.
- Сынок, родной, - еле слышно шептала она. – Прости, что так случилось. Нет в том нашей вины, что ты не с нами. Но мы будем вместе. Обязательно.


***

Лагерь расположился на берегу красивого большого пруда, заросшего ивами. Корпуса, где будут жить ребята, благоустроенные. Воспитатель – добрая, средних лет женщина. Светлане Петровне всё понравилось. Ребят записали в один отряд. И она долго наказывала им слушать воспитателя, не отставать от отряда на прогулках, складывать вещи в тумбочку.

В первое же воскресение Александр Николаевич и Светлана Петровна поехали в лагерь навестить мальчишек и повезли им клубнику. Ребята выглядели весёлыми, домой не просились, были рады гостинцам.
- Как вам в отряде? Интересно время проводите? Миша, тебя ребята не обижают?
- Нет. За меня Антон заступается. А в отряде здорово, - ответил Мишка.
- Спасибо тебе, Антон. Живите дружно.
- Тётя Лана, а мы дружные, совсем не ссоримся. Правда, правда, - заверил Антон, - и та ласково погладила его по курчавой голове.

В следующее воскресение Александр Николаевич остался в машине за воротами лагеря, а Светлана Петровна пошла за разрешением, чтоб взять мальчишек. Они решили все вместе отдохнуть у пруда. Тёплый солнечный день располагал к этому.
Она шла по территории лагеря к административному корпусу. И вдруг увидела мальчишек. Они бежали ей навстречу. Миша впереди, за ним Антон.
- Мама! – кричал Миша.
А следом за ним и Антон крикнул:
- Мама!
Сердце Светланы Петровны взволнованно забилось. Может быть, неосознанно, вслед за Мишей и Антон назвал её мамой, но это очень растрогало её. Она обняла сыновей, прижала их к себе и со слезами на глазах выдохнула:
- Мальчишки вы мои… Дорогие, любимые.       










 




Рецензии