О моём детстве!

…..Рассказывать о моей жизни'' наверное не хватило бы пару строк. Ро-
дился  и  рос  в  Витебске, был  у  мамы третьем ребёнком. Семья очень
плохо  жила  с отцом и мама, когда мне было четыре года – с ним разве-
лась. Было  голо  бедно, но мама была очень хорошим человеком и с бо-
льшой  любовью заботилась  о  нас  троих. Она была по специальности
строителем, но  когда  родился я, пришлось работать надомным трудом;
и  после  устроилась в дома управлении'' убирать подъезды. Моя сестра
Надя  работала  продавцом  в  универмаге – а  брат Евгений, сначала до
армии  пошёл  на обувную фабрику, а после прибытия службы, работал
электриком в гор-свете.
…..До  двух  лет  я  даже  сам не мог сидеть. Мама придумала для меня
один  способ, садила  меня  на пол возле дивана, а сзади ложила подуш-
ку   и  каждый  день  меня  от  неё  отодвигала. Я  смотрел, что подушка 
сзади  есть; и я не боялся – и так всё дальше и дальше. Школьную прог-
рамму  1  класс, меня  мама обучила сама; и когда я пошёл в школу – то
учительница  перевела  меня  за  один  год, с  первого  во  второй  класс.
Таким  образом, я  закончил два класса за один год – и на дому окончил
по программе 9 классов.
…..Восемь  лет  мы с мамой ездили в санаторий в город Друскининкай.
Для  меня  это  было  что-то  по  настоящему. В  отделение меня одного
не  принимали  и нас с мамой наш методист, устроила нас рядом с сана-
торием  у  своего  брата. Я  был очень рад - что со мной была моя мама,
а то в первых два года в Евпатории я был один. Сразу же за один сезон;
меня  мама  научила  там  ходить  за  левую  руку. Правда я очень тогда
был упрямым – не хочу, не буду, но мама настаивала. - Мало ли, что ты
не  хочешь, видит, что я так могу идти с ней; и всё-таки победа была за 
ней, как  бы  я  не  упрямился  бы. Ну а потом она убедила меня в этом;
и действительно это потом было для меня большой радостью, что я мо-
гу  идти  с  ней  без своей детской коляски. Приехав домой, меня все не
узнали  и  были  рады, что  я  могу  ходить  хотя  бы пока так, а в десять
лет я уже пошёл сам. 
…..В  Друскининкае  меня  моя  судьба свила с одной девочкой, это бы-
ла  внучка  нашего  хозяина. Светлана её мама, вместе с Володей не жи-
ли, но  каждый  год  она  на  лето  приезжала  из  Минска в гости к деду.
Я помню нашу первую встречу с Олей''. Оля была таким шустрым трёх
летним  ребёнком  и  немного  непоседой'' и  вот во время своего приез-
да  к  деду, она  сразу  же  на  второй  день  подбежала  ко  мне  познако-
ится. Я  сидел  на  скамейке – и  она подбегает и говорит громко. – Чего
сидишь? Побежали  со  мной – и  побежала обратно. Через три минуты
бежит   опять. – Как тебя зовут – спрашивает – Вова, Лёня, Лёша? Отве-
чай, а  то сейчас в лоб дам. – Видит, что я волнуюсь и плохо говорю, ну
я  там  что-то  выговорил. – А  я поняла – махнула она рукой – ты Олик,
махни  головой. – Ну  я  и махнул. А я был в детстве полненький и Оля
взяла  и  руками  раздула  свои маленькие щёки. – Пупупупупу – перед-
разнивала  она  меня. Я  значит  надулся,  посмотрел  на  неё как на вра-
га   народа; и   она   видит, что  я  уже  сейчас дам  плач;  и хлоп меня за
колена  рукой.– Я ж пошутила – задорно шутливо'' произнесла она – че-
го ты – и засмеялась – и вся обида у меня сразу прошла.
…..Потом  когда  мы  приезжали  к ним ещё, всегда Оля радовалась, что
я  к  ним  приехал. Что  она  не  делала;  и  прыгала на койке возле меня;
и  давала  себя  тискать  в  моих  коленках;  и внимательно смотрела как
я  читаю  про себя книгу. Оля любила меня и всё делала для того, чтобы
я чувствовал себя лучше.               
…..Был  такой  радостный  момент,  после  как  прошло  уже  много  лет. 
Мы  решили  все  кто  был  на  дому  с такими детьми, поехать на тепло-
ходе, ну и сказали Оле – хочешь поехать с нами? – Ну и на утро сказали
всем  остальным, чтобы  они  шли  вперёд  и нас подождали в парке, по-
ка  мы  с  мамой  дойдём; и  Оля  тоже  пошла вместе с ними. Ну погода
была   хорошая,  тёплая,  Мы  с  мамой  прошли  достаточно  не  близко;
я  радовался, что  я держался за мамину руку и шёл почти как здоровый 
человек. Когда  мы  уже  подходили  к  месту, Оля  увидела что я уже хо-
рошо иду и мне уже от лечение лучше, что я был одет в вытертых джин-
сах, в  красивой  майке'' красиво причёсан, вы не представляете, как она
внутренни  за  меня радовалась. Говорит моей маме. - Ну тётя Валя, вам
надо  памятник  при  жизни  ставить – и  мы  потом с ней с какой-то осо-
бой тёплой отдушиной провели всё это время, плывя на теплоходе.   
 
.…..У  меня  ещё  есть  два  друга  детства, с  которыми я дружу и дружу
до сих пор. Они мне как братья. 
…..В  детстве, когда  я  был  маленьким, меня  моя мама приносила к со-
седям  с  нижнего  этажа - если  ей  нужно было куда нибудь выйти, и тё-
тя  Люба  всегда  соглашалась  несколько  минут со мной посидеть, а ког-
да  в  этой  семье  родился  Андрей, он  с  детских лет всегда был вместе
со  мной. То  мы  к  ним  придём  с  мамой, то  Андрей  приходил  ко мне.
Андрей   всегда   очень   хорошо  во  первых,  понимал  мою  речь  и  мы 
с  ним  с  детства  всегда  находили  общий  язык; он  за  меня моложе на
три  года. А  в  5  лет  Андрей  пригласил сходить ко мне с первого этажа
Мишу. Мишка  я  помню, когда  встречал  меня  на улице, всегда так вни-
мательно, внимательно  меня  рассматривал. Он  рос  в  еврейской  семье
и  эта  семья  тоже  очень  любила меня маленького. И вот в один из вече-
ров  Андрей  всё-таки  завлёк его прийти ко мне в гости. Помню в тот ве-
чер   он  тоже  так  внимательно,  внимательно   ко  мне  присматривался,
что  если  бы  это  можно  было  теперь вспомнить - то это воспоминание
последовало  бы  общим  нашим  смехом.  Но потом эта дурь от него пос-
тепенно  удалилась  и  он  стал  понимать, что  я  такой  же человек как и
все другие. 
…..Вот  поэтому  и  до  сих  пор  нас  с  детства  связывают  тёплые хоро-
шие   чувства. У  Андрея,  уже  совсем  взрослый  сын,  хорошая  жена, а
у  Мише  в  Израиле, две  дочки. Вот  три года назад, приезжал вместе со
своими  родителями  к  нам  в  гости;  всегда  собирается  приезжать ещё.
Ведь  Витебск  это  его  родной  город, в  котором  он родился и вырос; и
всегда  его  тянет  чтобы  немного  побывать  наедине  с  родными места-
ми. Всегда  нас  связывают  между  двумя этими семьями, только добрые
 и близкие чувства.   

г Витебск.     Инвалид 1 группы.


Рецензии