Проблема, ставшая человеком
Человек на Земле. Он прошёл долгий путь всяческого развития. Но что же в итоге? В итоге человек - в данном случае имеется в виду философия, - стал, как пишет Г.Марсель, “вопросом и проблемой для себя”. Для Марселя это сродни катастрофе, фиаско. Оказалось, что познать себя человек не в состоянии.
Но может,сперва нужно умереть, чтобы воскреснуть, распять себя на кресте сомнения, чтобы прийти к новой вере? Нет, говорят философы: абсолютное самопознание невозможно в принципе и незнания всегда больше, чем знания.
Сколько ложных путей прошёл человек! Поверхностный оптимизм, наивное самолюбование, гордость человека за Человека с большой буквы, иллюзорные “очевидности” всякого рода, догматические “знания”, слепая вера, жажда изменения мира, который в итоге стал многократно хуже…
Человек стал для себя целой вселенной - и затерялся в ней.
Человек чувствует себя личностью. Но в то же время он не знает что такое “личность” и “душа”, насколько они реальны в мире и насколько подчинены эго. Толком не знают самого главного: что такое “дух”, “сознание”, “нравственность”, “субъективность и объективность”, “бытие и небытие”... Не знает точно - откуда он и куда?
Он знает и видит: материя коренным образом противостоит духу, но правда и то, что эти начала не могут обойтись друг без друга.
Он не верит в Бога - и хочет, чтобы Бог был, хотя бы моральный, хотя бы как общее основание всей и всякой реальности, хотя бы как благая иллюзия Защитника и Устроителя мироздания, генезис которого непонятен без демиурга.
Но человек уже понял, что желаемое не есть действительное, что прекрасные иллюзии вредны для жизни, что Бог легко допускает ужасные войны, геноцид и преступления, а вера в него не устраняет земных страданий ребёнка-паралитика в больнице.
Человек мечется от Надежды к Отчаянию, его не удовлетворяет ни то,ни другое.
Вольно или невольно, человек становится рабом даже своей свободы - удовольствия, денег, власти, грёз и желаний, порождённых его же свободной волей… И самое страшное, что человеку, чтобы быть человеком, нужны ограничения, “тюрьма” сознания, конечности, мира, социума… Даже любовь обременяет человека границами семьи, мифическая же афродита в реальности вдруг оказывается толстой и сварливой женой, или красавицей, которая изменяет тебе на каждом шагу.
Человек понимает: есть “клетки” полезные, необходимые, в которые можно влюбиться, внутри которых солнце и звёзды сияют в душе человека. “Знание”, “Культура”, “Национальность”, “Искусство” - это тоже “клетки” человеческого жития и сознания.
Можно сплести венок из цветов, а можно убить соседа, дело не в том, что ты в клетке, а в том - какой ты!
А в бесконечной свободе человек бы затерялся, как песчинка в океане.
Но правильно и то, что обычной, относительной свободы часто не хватает или наполняется она не тем, чем нужно - ошибками, страданиями, глупостью, а то и жестокостью. И это плохо, с этим надо бороться, растить свою, субъективную, светлую свободу в любой клетке. Свобода от страстей, зависти, злобы, среды - вот что нужно человеку. И “свобода от”... превращается тогда в “свободу для”... В свободу самой человеческой души, ума и сердца.
Но всё это только слова, если уже закрутил тебя смерч проблем и несчастий, невезения, бедности,усталости и скепсиса, озлобления и эгоистических грёз тела, потерявшего душу.
Что лучше - одиночество или люди, дающие тебе камень вместо хлеба?И там и тут тьма побеждает свет и трудно человеку не стать частью тьмы.
Говоря “дух в человеке”, имеем в виду не только дух познания, но и “моральный дух”.
Но если мораль наш бог, идол, то не рабы ли мы этики, особенно жертвенной?
Если же мы аморальны, то рабы Порока и Разрушения.
Что же нужно? - зрелость сознания, полное осознание того, что не человек для морали, а мораль для человека. Все идеи её мы должны проносить через скепсис и мудрость нашу, через идею гуманного отношения человека к человеку, причём эта идея должна стать частью нашего “Я”.
Не Закон повелевает нами, но мы Законом и повелеваем творчески, с установкой на Созидание, а не Разрушение.
Иначе кем бы мы не были, Вопросом или Ответом, нас ждёт Саморазрушение и Разрушение всей нашей среды, всей нашей связи с другими людьми.
Мы чувствуем в себе дух, также как душу: если душа центр нашего эмпирического бытия, то дух цент всего сверхэмпиричного, океан в зёрнышке, тайна-явь, всё лучшее и высшее в нас.
Но вот приходит М. Штирнер и говорит:
“Дух - фикция, призрак, идол-абстракция. Реально существует Само - таинственное слияние души-тела.И это Само создаёт мир призраков, делая их призраками мира.
Тут возникает Дух Гегеля и укоризненно качает головой:
“Человек сам призрак вначале, говорит он. - Человек развивается, поскольку развивается сама Божественная Идея, его сущность. И реальным человек станет лишь в конце времён, когда Абсолют-Идея эволюционирует окончательно. Так и только так.
Для одного человек должен побороть мир призраков, для другого - сами призраки человека и его сознания, сама негативность, - это лишь ступень развития в сторону абсолютно-позитивного.
Любопытно, что оба философа кладут в основание человеческой природы одно и то же - Тайну.
Кто из них прав? - Не всё ли равно? Ведь первое и последнее слово, связанное с человеком на Земле - это слово “Тайна”.
Но если сущность непознаваема, главным становится второстепенное - наше конкретное поведение в конкретной ситуации жизни. И тут существуют лишь два пути - преобладание в нас и в нашей жизни Разрушения или преобладание Созидания.
Даже умирать можно или на коленях, или стоя.
Человек-вопрос, человек-проблема - это всё же лучше совершенно понятного, предсказуемого, законченного человека, потерявшего всякий интерес к Загадке и Тайне.
Каждый решает для себя что он такое - в самом процессе жизнедеятельности.
Свидетельство о публикации №217082501368