Мое маленькое летнее путешествие. День 2. Архангел

День второй. Архангельск. Антониево-Сийский Монастырь . Малые Карелы.
То что я не попала в Кенозеро- это понятно. Но почему вместо проверенных в разумности маршрутов Вологда-Кострома. Кострома! Где ждали меня в затаенном дыхании древние Храмы музея деревянного зодчества! Я вдруг решила направить свои стопы в Архангельск, это известно только мне. Как я стоя перед кассой, боролась с искушением умчаться в Пинеги, но чинно собиралась отправиться в Вологду. Как милая девушка, улыбаясь, терпеливо ждала моего решения. Но все же, несмотря на увещевания доводов собственного благоразумия, в глубинах своего сердца я ждала встречи с Архангельском. И даже не потому, что очень-очень торопилась в Пинеги, а просто потому что там Архангельск. Люблю этот город, его набережные и огромную мощь великой Северной Двины. Люблю его древние Храмы , затерянные в пространствах времени маленькие деревушки, рассеянные по всем просторам северной земли, люблю этот чудесный край сказок- Малые Карелы.
Хорошо, это или плохо, что мы преклоняемся иногда в возвышенных искушениях к своей мечте, я не знаю. Но в последнюю секунду, когда я мысленно уже говорила Вологда, вдруг неожиданно вслух сказала: до Архангельска.
Архангельск. Раннее утро. И пасмурно, но светло. Весело, и отчего-то очень легко дышится. Знаю, что автобус на Пинегу отходит в 7 часов по расписанию. Так было раньше. Но времена бывают порою быстры и изменчивы. Так странно устроена наша жизнь. Вот кажется, прошло совсем будто вчера, а оказывается, что и автобусы уже давно не ходят, а бегают маленькие маршрутки, частные такси Пинежского заповедника. И мест там катастрофически мало, и ходят они всего два-три раза в день, и заказывать билеты надо чуть ли не за неделю, и то их на всех не хватает. И даже когда хватает, то вдруг уже в автобусе выясняется, что твою фамилию забыли записать. И так было. Сама видела. Грусть-то какая. Девушка осталась на остановке. И я тоже. Мы с ней потом долго обзванивали маршрутки, диспетчеров, но все глухо, мест давно и надежно до следующего дня уже не было, совсем. Девушка очень расстроилась. А я , как мне показалось, как-то не очень. Пинеги- это очень и очень хорошо. Но вдруг на обратный отъезд тоже уже давно нет билетов? Так что искушения- искушениями, но видимо, я еще просто не совсем собралась в Пинеги. Чтобы постичь, сначала нужно вырасти. Так что весь этот день- я посвящаю Архангельску. Городу Ангелов. Городу- мечте. Городу – покорителю великих Северных Морских просторов.
Вернулась на железнодорожный вокзал. Взяла на вечер билет до Вологды. Привела себя в порядок, позавтракала. Сдала вещи в камеру хранения. И вот я готова в путь. Но куда поехать сначала? И тут женщина , что работает в камере хранения, и говорит мне- а не хотите ли туристическую карту Архангельской области, кто-то забыл. Конечно, хочу! Спасибо большое! Я вам ее вечером верну. Но она засмеялась и ответила- это вам. Как сувенир, маленький подарок. Я тут же развернула карту. Что такое ? Антониев монастырь? Никогда не слышала про такой. И всего-то недалеко около 2,5 часов от Архангельска. Сдающий вещи в камеру хранения мужчина , заглянув в карту , сказал: А , Антониево-Сийский монастырь. Знаю-знаю. Очень красивый монастырь. Я там был. Туда обязательно стоит съездить посмотреть. Но только от дороги до монастыря надо идти около 3 км пешком. Но по хорошей асфальтированной дороге. 3 км пешком? Ерунда какая! У нас до дачи от станции 2,5 км. И все ходят. Очень даже полезно полчасика прогуляться. На том все и решено. Еду – в Антониев монастырь, потом на Малые Карелы и далее- Северная Двина! В поход!
День засветился. Путешествие в Архангельск вдруг приобрело осмысленность. Но как и в Пинегу , до монастыря бегали только маленькие маршрутки, на которые , конечно же, билеты все давно были проданы. Но водитель оказался на редкость приветливым. Он, видя мое неуемное желание попасть в монастырь, обнадежил: подождите немного, вдруг места появятся, так часто бывает. Вскоре действительно появилось свободное место на этот автобус , и мы поехали. Только уже в пути водитель мне сказал, что идти до монастыря не 3 км, а целых пять. Но зато по хорошей дороге, и обнадежив, что там ходят машины и люди , и совсем не страшно. Тут же в пути, чтобы не попасть в неприятность, прикинув время на путешествие, сразу же заказала билет по телефону на обратную дорогу до Архангельска. Попутчица по маршрутке попалась очень веселая и разговорчивая, и мы всю дорогу провели в увлекательных беседах. Но.. если бы заранее выверять все свои маршруты, то по некоторым мы бы никогда не ходили.
Сийск. Село, деревушка чуть в стороне от дороги. Вернее было бы сказать, это всего несколько добротных домиков, для дачников или зажиточных горожан. Живописное сельцо, с проложенной асфальтированной дорогой, быстро закончилось, и дорога свернула в лес. Да, именно так. Хорошая ухоженная дорога, извиваясь, убегала прямо в лесную чащу. Сбоку еще кое-где мелькали маленькие баньки, мостики через речушку, но уже совсем скоро закончились и они. Дорога упрямо уходила в лесную глушь. Ни людей, ни машин. Никого. Только лес и дорога. Вдруг подумалось, что даже три км в совершеннейшем лесу, в одиночестве, совсем оно не очень уютно. И стало зябко. Мелькнула мысль- а не стоит ли вернуться обратно? Но тут из-за поворота вынырнул столбик – 3 км. Это здорово! Это я оказывается уже три км прошла! А дойду –ка еще до следующего столбика, посмотрю, что там написано. И пошла. Скоро был следующий столбик с надписью 4. Ага... Значит, всего один км остался. Пойду все же. А то автобусов на шоссе нет. Машины редки. Что там делать? Вот и цифирка 5. А Монастыря даже близко не видно. Забавно. Похоже, надо к 3 км, которые в деревне были, добавить еще 5- то и будет верно. Мимо проехала машина Почта. Следом еще одна с продуктами. Оживленное место. Скоро и люди, наверно, толпами пойду. Страшно? Не страшно? Немного. Поругав себя, помолившись, отправляйся в дальний путь, не достанут злые страхи, будь и ты добрей чуть-чуть... За следующим поворотом показалось озеро. Лесная дорога вдоль озера. С одной стороны леса да болота, глухомань и чащоба, с другой- синие просторы бархатистой глади, с заливчиками, уютными бухточками, и невороятнейшими красотами. Бежала дорога, петляла, то скрываясь с глаз, то открываясь новыми поворотами. А я шла. И мелькали столбики с надписями, 5, 6, 7. И легко было и спокойно. У излучины озерной заводи вдруг раздался громкий резкий всплеск. Кто-то нырныл под воду. Выдра, бобер? Задремавший сом ушел в глубину? Любопытство сильное, понаблюдать бы часок, другой.. Эх.. жаль времени мало. И скоро за поворотом появилась уютная беседка. Место для отдыха уставших путников. Которых в этот день на этой дороге была всего лишь я одна.
И опять проехала машина. А следом еще одна. А я все шла. И был столбик и 8, и 9, а монастыря все не было видно. Все эти бесконечные дороги, повороты вдруг мне напомнили старинную сказку – притчу Одоевского про Калику перехожую. Вот и я, как она, все шла, шла, да к одному месту и приходила. Иду- иду, а кругом все одни повороты. И так они друг на друга похожи, что вроде бы как один поворот на большой и длинной нескончаемой дороге. Дойду до 10 столбика, и если вдали не мелькнут куполами монастыря, то срочно поворачиваю обратно. Только подумала, и вдруг навстречу из-за поворота монах выходит. Идет старый монах в черной ризе, думу глубокую думает. Серьезный и грустный. Постеснялась его побеспокоить, спрашивать. И пошла дальше. Видать недалеко уже монастырь. А тут машина навстречу едет. Притормозила я ее, и спрашиваю : а далеко ли уже до монастыря? А он отвечает: да чуть-чуть осталось, метров 800. Ну, думаю, значит, еще километр, а то и полтора, не меньше. Итого получается, что это почти 12 будет. Ничего себе 3 км! И тут я улыбнулась. Было –было уже такое. Когда мы добирались до Мраморных пещер по горам да по оврагам. Нам тоже вначале сказали, что 2 км по столбам, а на деле оказалось, что все 8 по бездорожью.
Вскоре на противоположенном берегу озера засветились купола. Монастырь!
Монастырь среди лесов, болот и озерной глади. Сказка из прошлых столетий. Уютные маленькие домик на противоположенном берегу сулили спокойствие, благодать и счастье. Величественной мудростью красоты засияли все эти безграничные таежные края.
А монастырь оказался совершенно столичным, монументально-грандиозным. Будто вынырнул он из далеких веков некогда огромного стольного города. Величественные соборы, устремленная громадой в небеса огромная колокольня, белокаменные стены и золотые ворота. Монастырь действующий. Поэтому в нем категорически было запрещено фотографировать. К тому же там полным ходом шел ремонт, колоссальная реставрация соборов и всей территории. Но я попросила разрешения у смотрителя, и он мне благодушно разрешил пофотографировать. Хотя, если сказать откровенно, то я иногда фотографирую там, где нельзя. Потому что мне непонятно, почему некоторым, кто путешествует увидеть можно, а другим , кто такой возможности не имеет совершенно, нельзя. Потому и фотографирую, и показываю маме и близким друзьям. Но только не все фотографии выкладываю в инет. Ведь не всем одинаково интересны древнейшие фрески, церкви и старинные иконы.
А при входе в монастырский Храм увидела табличку: вход для посетителей запрещен. И ниже обращение к братьям и сестрам. Тут уж я точно решила, что мне можно войти, потому что пройдя 12 км, я стала совсем сестра. И уже в Соборе, я поняла, почему туда не допускают посторонних. Потому что там молятся, и он очень чистый.
Антониево-Сийский монастырь великолепен. Сильный, мощный, наполненный. Он до такой степени напомнил мне Прилуцкий монастырь под Вологдой, что это казалось удивительно странным наваждением.
Он такой, этот монастырь, тихий и пустынный с первого взгляда, но будто затаилась в нем великая сила, и вот-вот встанет во всю мощь, и выплеснется всей своей силищей и прольется светом над бескрайними просторами северных лесов и озер.
Но путь мне предстоял неблизкий. Опять пора в дорогу. Ведь время не ждет. Выходя из монастыря , вдали, на повороте из леса, увидела маленькую фигурку женщины. По Русской Земле шла простая русская женщина дорогой к Храму. И вроде одна шла, но не одна. Шла при неустанной заботе Богоматери, с благословенной Божьей помощью .
Из монастыря до остановки меня согласилась на машине подбросить одна семья. Так и получилось, что я приехала почти на три часа раньше автобуса.
Пустующая автобусная остановка, огромная трасса с редко проезжающими машинами. Что может быть тоскливее? Дозвонившись до диспетчера, попросила обменять билеты на рейс пораньше. Но на ближайшие маршрутки билетов не было. Но тут на остановку подошел молодой человек с огромным чемоданом и спросил: автобусы ходят? И мне стало весело. И я ответила: ни автобусов, ни билетов нет. Одна радость- часа через три будет. А может , скинемся на двоих, машину остановим? Только сказала, и вдруг возле нас останавливается шикарная машина - Шевроле Крауз, с двумя молодыми веселыми людьми и предлагает подвезти до Архангельска. Только мы успели сесть в машину, как начался огромный ливень. А ребята хохочут, рассказывают смешные истории. Так и доехали, аж почти до самых Малых Карел. Куда я благополучно успела до закрытия.
Ах, эти Малые Карелы! Восторг и тишина осенней мороси. Когда отдыхающие, туристы, экскурсанты уже давно разбрелись по своим домам. И совершенно , до невозможности одинокие тропинки уводят тебя в прошлое, в то прошлое , которое оживает поскрипыванием древних половиц и тихим звучанием колоколов из другой жизни. Так бы и бродил по этим дорожкам долго-долго, и слушал бы музыку счастья. Но и парк- музей закрывается на ночной отдых, и где-то далеко-далеко уже призывно гудит поезд. Мне надо было торопиться. На Северную Двину я в этот раз не успела. Было немного жаль. Но у меня впереди еще обязательно будет и встреча с Северной Двиной и долгожданные Пинеги, и еще много-много интересного, важного и необыкновенного.
Зато я успела перед отъездом в кафе. Замечательная столовая, очень недорогая, превосходно устроенная, и к тому же с очень вкусными разнообразными блюдами. Рекомендую: напротив вокзала, в большом торговом комплексе на втором этаже.
До свидания, мой дорогой Архангельск, дорогие и близкие сердцу северные края, Каргополье, заозерье, и леса, где живут чудеса, а по таинственным тропинкам все еще ходит мудрость древних эпох. Мы еще с вами встретимся!


Рецензии