Стрелок-радист Георгий Коренев
Георгий Иванович Коренев удивительно располагающий к себе человек. Наверно, таким и должен быть настоящий учитель. С ним ребенок да и взрослый не чувствует себя зажатым, не уверенным, не свободным. Только доброжелательность и чуткость проявлял он к людям, и в первую очередь к детям. Педагог по образованию. Он всю жизнь проработал учителем младших классов.
Георгий Иванович родился в 1918 году в Читинской области в большой крестьянской семье. Он рано научился крестьянскому делу – пахать, косить и сеять. Даже дрова из леса на лошади вывозил, как некрасовский мужичок с ноготок. Окончив младшую школу в родном селе, он продолжил обучение в школе колхозной молодежи за сто километров от дома, а затем поступил в Сретенское педагогическое училище. С 1937 года Георгий Иванович работал заведующим начальной школы и преподавателем. В 1939 году его призвали в ряды Советской армии.
«Сначала меня прикомандировали к санитарно-эпидемиологической лаборатории при Читинском военном госпитале. Затем я попал в пехоту. Условия службы были не сахарными. В казармах никакого электричества, только коптилки, а спали мы на жестких двух ярусных нарах».
Умный, эрудированный парень, не мог оказаться незамеченным, вскоре его назначили политинформатором, а затем направили в школу стрелков-радистов.
«Жили и спали мы в палатках, график учебы был плотный, за короткое время надо было стать первоклассным стрелком и радистом в авиации. Но и здесь мне везло. Я по-прежнему был политинформатором, а батальонный комиссар оказался моим земляком. Он относился ко мне по-отечески, при встрече называл чалдоном».
Окончив обучение, Георгий Коренев в 1940 году приступил к службе стрелка-радиста в отдельном 12 разведывательном полку Забайкальского военного округа. Он летал на самолетах СБ (средний бомбардировщик) и Пе-2 (пикирующий бомбардировщик) на дальнюю разведку.
Сбор разведывательных данных: составление карт местности, наблюдение за дислокацией и перемещением вражеских войск, этим и многим другим занималась авиационная разведка. Авиация – дело особое, а разведка тем более. Сюда всегда брали людей проверенных, здоровых телом и духом, способных быстро ориентироваться и принимать решения. Успеть проскочить, запечатлеть, «не засветиться», только так можно выполнить задание. Только так можно выжить и остаться невредимым. Но это удавалось не всегда. Трижды Георгий Коренев и экипаж самолета оказывались на грани жизни и смерти. И трижды судьба была к нему благосклонна. Их самолет прилетал с пулями в боках, «садился на брюхо», переворачивался на фюзеляж. Однажды пришлось подняться высоко в небо, больше предельной высоты полета, и обморозиться, а в другой раз упасть в пески и сломать крыло. Вот здесь он почувствовал страх смерти. Когда, поднимая бурю песка, к ним мчались «вражеские японские силы». Но случилось чудо, потому что с другой стороны неслись на помощь братья-монголы – союзники нашей армии. И спасение пришло раньше смерти.
За участие в войне с милитаристской Японией Георгий Коренев был награжден медалями За Боевые заслуги и За Победу над Японией.
В октябре 1946 года Георгий Коренев был демобилизован в звании старшего сержанта. Он вернулся к своей мирной профессии учителя и до самой пенсии работал в школе с детьми. Но в 1952 году в звании лейтенанта его призвали в армию вторично. Больше года он прослужил в должности заместителя командира роты по политической части в школе младших авиаспециалистов на станции Домна в Читинской области, но был демобилизован по состоянию здоровья. В звании старшего лейтенанта Георгий Коренев ушел в запас.
На семейных фотографиях Георгий Иванович в центре многочисленной родни: у него четверо детей, 9 внуков и 6 правнуков. Семья гордится своим отцом, дедом и прадедом и продолжает его традиции – учителя, защитника Отечества и просто хорошего человека.
2006
Галина Шевцова
Свидетельство о публикации №217082501674
А знаете, когда я гляжу на старые фотографии, снимки сороковых-пятидесятых годов, у меня точно так же возникает ощущение, что вижу представителей иной цивилизации.
Нет, было что-то такое в людях тех поколений, чего в большинстве случаев, увы, лишены люди современности, и это находило отражение даже в их лицах.
Может, это кака-то одухотворенность, цельность натура и целеустремленность по жизни. В лицах фотографий тех лет практически нет натужности, а их улыбки искренни, чего порой не хватает приклеенным искусственным оскалам современности.
Не зря, наверное, говорят, что глаза, как лицо - зеркало души. Скажу одно - в те черно-белые зеркала, что вклеены в старые альбомы, можно смотреть до бесконечности.
Ну, а что касается Вашего героя - достойный путь прошел человек, об этом редко вспоминают, но и служба на Дальнем Востоке тоже была не сахар, а уж когда начались боевые действия, и подавно.
С глубочайшим уважением,
Сергей Макаров Юс 20.07.2025 13:24 Заявить о нарушении
Я всегда до печати очерка в прессе, давала ознакомиться с текстом, герою своего повествования. Когда я пришла за черновиком к Георгию Ивановичу, к нему в это время приехал внук лётчик. Он сделал некоторые уточнения в моём тексте, в частности, первоначально я написала: "переворачивался на крышу самолёта". А он подсказал,что "переворачивался на фюзеляж"
Галина Шевцова 20.07.2025 14:25 Заявить о нарушении