Северный пленер

Предисловие

Наконец-то, здравствуй! Рада, что написанные мной строки увидят свет! Свет творящий и созидающий. После написания первого сочинения дала себе слово, что если кому-то, хоть одному человеку, моя писанина поможет или пригодится коим-то образом, то продолжу. Отзывы  читателей вселили уверенность в то, что я пишу, нужно и имеет право быть, хотя бы в той форме, что я выбрала для себя - обобщение и описание своего жизненного опыта.
В этой повести пойдёт речь о втором в моей жизни глобальном переселении. Поскольку не последнюю роль в ней играет художественное образование, позволила вести себе повествование от имени художника.
Не устаю называть себя счастливым человеком, потому что живу, потому что мать, потому что занимаюсь любимым делом и потому, что окружают меня замечательные люди, самые близкие из которых - мои спутники, мои учителя, соратники и единомышленники, мои друзья.
Радик. Благодарна Богу и судьбе за встречу с ним. В стоках, что ты будешь читать, есть его немалая лепта. В наших многочисленных беседах, раз за разом он бросал зерно любви к слову, развивая во мне способность шире смотреть на него не только как на термин или понятие, единицу речи, но и великую, значительную силу. Помогал взглянуть на слово с неожиданной стороны, буквально разбирая его как патологоанатом, по органам, косточкам и суставчикам. Можно сказать его теорию я опробовала на практике, пропуская такие слова как подвиг, поступок, счастье вновь и вновь через себя, находя зёрна истин, которые как некие, невиданные сокровища попадали в мою копилку-словарь и отражались светом знаний на моём опыте, которому название жизнь.
Благодарю мою маму, за непревзойдённый пример жизнестойкости и жизнелюбия, и за её любовь, которая помогает идти вперёд даже тогда, когда думаешь, что уже не сможешь подняться.   
Благодарна Богу за моих детей, которые ежедневно убеждают меня в том, что я смогла дать им самое главное. Благодарю и друзей, которые приходят на помощь даже тогда, когда их не просят. Ещё больше благодарна всем моим учителям и тебе, мой новый читатель. Надеюсь, и убеждена в том, что эти мемуары  смогут дать тебе то, что ты ищешь в данный момент, дать ответ на вопрос или просто получить удовлетворение от осознания того, что тебе давно хорошо известно написанное мной, но по стечению обстоятельств пришлось пережить и мне. 
 
Естественные подвиги
- И что ты решила?- вопросительно посмотрела на меня подруга.
- Думаю, что от такого предложения не в моём положении отказываться, али мы мало рисковали? - полушутя, в надежде получить поддержку в пользу своего выбора, я не замедлила с ответом.
- Ну запасайся шубой, валенками и витаминами, они там тебе пригодятся, - со  знанием дела, прожив четверть века в северных широтах, советовала мне Зуля.
- Ну это я уже приготовила, нищему одеться, что подпоясаться, а самое главное всегда со мной, - погладив себя по голове и хитро прищурившись, всем видом показала, что горжусь её содержимым.
Так я снова решила сделать крутой поворот в своей жизни, теперь уже в северном направлении, против всякой логики и планов, следуя которым я могла поехать в Казань, а возможно и южнее, в гарну Украину, но политическая обстановка в последней была совсем не подходящей для путешествий, так как гражданская война была в самом разгаре, и не то чтобы впускать, но и выпускать людей из братской державы не спешили, я рванула на север. Такой риск с поездкой на родину  предков - Украину, несмотря на мои пристрастия к экстравагантным и непопулярным шагам, даже я не могла себе позволить. Путём несложных размышлений я сделала выбор в пользу севера. В Казани меня никто, кроме моих детей, не знал, да и чтобы проявить себя в большом городе, понадобиться много времени, которого у меня не было. Вся  моя предыдущая,  хоть и с финансовой точки зрения не успешная предпринимательская деятельность, пошла на пользу, и как говорят, я оказалась в нужное время в нужном месте. Но прежде чем там оказаться, как водится, меня ждали масса приключений и удивительные встречи.
Стоит уехать куда-то далеко для того, чтобы понять, к чему тянется твоя душа и что, в конечном счёте, ты из себя представляешь.
2000 км - не то, чтобы большое, но и не маленькое расстояние для нашей необъятной родины. И люди всё те же - с необъяснимой, противоречивой и безмерно богатой на сострадание, сочувствие и милосердие, русской душой.
Необъяснимо, подчас парадоксально, против всякой логики и привычных многим образцов поведения, ведут себя люди.
Где-то, опять же в умной психологической книжке прочитала, что удивляется глупый человек. Но как не удивиться, когда привычным стало хамство, неуважение к женщине, взрослым и пожилым людям, к недавним ценностям, которые, судя по всему, уже стали частью истории, пережитками прошлой эпохи.
Не идёт из головы один случай, который, возможно стал отправной точкой в написании этого сочинения и заставил задуматься над тем, что вполне естественные вещи и поступки возводятся в ранг героических.
...Комары облепляли с неистовой силой, мелкие, как магнитная стружка к железу, липли к рукам, ногам и спине. Со стороны, скорее всего, казалось, что мы с подругой, стоя на остановке, танцевали какой-то малоизвестный ритуальный танец. Мы конечно подозревали, что на рейсовый автобус уже опоздали, но ещё оставалась какая-то необъяснимая надежда, что добрый маршрутник решит поехать в нужном нам направлении и увидев нас обязательно сжалится и остановится.
Тут же, на скамеечке, спокойно допивал своё (видимо не первое) пиво, молодой человек. Видя наши выкрутасы, он подскочил и отрапортовал: -"Я пойду на вокзал, узнаю будет ли автобус, а если будет, то попрошу водителя здесь тормознуть". И направился ведь, как ни странно, в сторону автовокзала.
Мы, простояв уже около получаса, оттанцовывая с прихлопами, заболтавшись, и думать забыли о парнишке, как  он не замедлил о себе напомнить. Энергично переходя улицу, он будто отчитывался перед 22 партсъездом - "Автобусов больше не будет, диспетчер сказала - больше не ждать!". Мы не могли среагировать сразу от неожиданного поворота событий, и добрый самаритянин решил повторить своё послание. Наконец-то онемение прошло, и я буквально вцепилась в парня, вытребовав у него номер его сотового телефона. Мне не терпелось узнать у этого человека - для него в порядке вещей выполнять свои обещания, или это просто единичный случай, не входивший в его планы, но произошедший спонтанно, по причине излишне выпитого, или просто хорошего настроения и крайней доброжелательности, а так же расположения к противоположному полу.
Позже, через несколько дней, в беседе за чашкой кофе Юра, парень с остановки, лет двадцати пяти на вид, совсем невысокого для мужчин, роста и почти детским личиком и таким же отношением к жизни, поведал, что просто не мог себе представить, что можно поступить иначе.
Если есть ещё разочаровавшиеся в существовании ответственных людей, у которых слово не расходится с делом - следующая история для вас.
Не знаю, произошла бы такая ситуация со мной в родном городе, но лишь сменив привычное окружение и ритм, начинаешь остро ощущать то, чего тебе не хватает, и воспринимать то, чего давно ждал. Снова Север стал для меня музой, и тем временем, когда решимость встретилась с готовностью и привела к действию.
Железнодорожная станция города Пыть-Ях. Я слоняюсь битый час от одного ларька к другому, от одной маршрутки до другой, ожидая звонка, или хотя бы ответа на мои многочисленные звонки, коими возвещала всем знакомым и незнакомым о своём приезде. Ни страха, ни тревоги. Радостное чувство свободы...и надежды, что кто-нибудь примет меня сегодня переночевать.
Город шумно празднует свой день рождения одновременно с днём нефтяника. Все охвачены неподдельной доброжелательностью в связи с началом, а кто и с продолжением празднования.
Вот ответила Ирина по номеру своего супруга Андрея, который значился в моём телефоне как "Эдик".  Чудеса передачи информации! Несколько раз ловила себя на мысли - если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам, которая цитировала известное изречение. Видимо у Зульфии (моей подруги) случилась какая-то "петрушка", когда девушка по её просьбе отправила мне смс сообщения с номерами телефонов друзей и родственников Зули, чтобы я могла с ними связаться. Девушка при наборе цифр и имён где-то ошиблась и так Ирина стала Эдиком.
Ну вот на том конце провода ответили, что ждут, осталось только найти на чём добраться, проехав 50 км. Варианта было два : такси и маршрутное такси. Первое от второго отличалось ценой и водителем. Водитель первого уже непрозрачно намекал, что моя внешность стоит того, чтобы отвезти туда, куда мне надо, за определённую плату, но такая перспектива меня не привлекала. Напоследок, я ещё раз спросила у продавца последнего ларька в недлинном торговом ряду, по меркам вокзальных  торговых "кишок", о сдаче жилья в наём (на всякий случай), в ответ она кивнула на парня в дверях - мол, он сдаёт. А  парень, в свою очередь кратко, но ёмко и доходчиво ответил, что всё жильё на сегодня уже сдано.
До маршрутки оставалось около часа, и я устало поплелась со своими авоськами, которых было на каждую руку по две, и ещё оставалась одна - в зубы, до ближайших скамеек. Не успела сделать и нескольких шагов, как услышала вдогонку:
- Если не боитесь, поедем со мной, отвезу бесплатно, всё равно еду в ту сторону... Вспомнив анекдот про Красную Шапочку, я подумала, что того, чего бояться девушки, женщины в моём возрасте ждут как праздника (имеются ввиду незамужние, хотя...). Я с удовольствием  приземлилась в комфортную Тайоту на переднее сиденье и расслабилась.
Беседа была душевной. Так как доверительность появилась с первых минут общения, как и сам тёплый дружеский контакт, ход беседы плавно переключился на отношения между мужчинами и женщинами, между мужем и женой, тема была близка и актуальна для обоих. Это какое-то волшебство, неуловимо происходящее, когда незнакомый человек готов достать из глубины души и выложить во всеуслышание, не скупясь, свои сокровенные переживания, вопросы и проблемы. Тогда и ты непринуждённо озвучиваешь свои такому же незнакомцу,  даже независимо от того, внимательно ли тот слушает, но сам слушая произносимые собой слова, начинаешь понимать суть. Находится вдруг ответ на многократное количество раз задаваемые вопросы, но только ранее звучащие лишь мысленно, вот тогда действительно происходит какая-то магия. Это так похоже на ситуацию, когда словно выкладывая продукты, только что принесённые из магазина на кухонный стол, наконец-то видишь, что же именно ты накупил, зайдя на голодный желудок в супермаркет или просто от жадности, в память о пустых полках 90-х. Или на то, как слово, слетевшее с губ наделяется или уже обладает силой и скоростью, сопоставимую с пулей, которая встречается не с одной целью, а со многими слагаемыми, пронизывая и соединяя людей, события, обстоятельства для того, чтобы звуки выпущенного слова, имеющие смысловое значение, наделённые физическими показателями, такими как герцы и волны, получили материализацию. Совершенно иначе в этом свете начинает звучать так хорошо известная пословица из детства, передаваемая многими поколениями: "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь." Иное слово имеет силу взрывной волны, готовое снести всё, что встречает  на своём пути. И волна эта может иметь как живоносную силу, так и смертоносную, при чём не ослабевая по мере удаления, а набирая всё большую мощь. Но в этом случае слова просто текли, как титры в немом кино, когда по сути, совсем не так важно то что пишется, как то, что изображается. Выражение лица явно выдавало пренебрежение и разочарование к некоторой части женского пола. Из чего можно было сделать вывод, что собеседник был однажды жестоко обижен оным.
- А вот, почему, некоторые девушки всё перебирают, перебирают парней, никак остановиться не могут, - будто консультируясь у меня, спрашивал Валерий.
- Возможно предположить несколько вариантов... - пробуя себя в роли начинающего психолога, -  это либо оттого, что точно не знает чего хочет, или просто беззаботно проводит время, также в силу своего воспитания, а возможно, - предположила я, -  что девушкой владеет заниженная самооценка и она самой себе или всем, ну по крайней мере многим мужчинам хочет доказать, что она прекрасная женщина и любовница в том числе...
- Ну, если так, то одна моя знакомая, уже по-моему давным-давно доказала,  всё что можно и всем и себе! - с ухмылкой высказался водитель.
- Тогда, или привычка, или затянувшаяся депрессия и, в придачу, страх быть отвергнутой, а также страх одиночества - кстати говоря, бич нашего времени, гонит её на "подвиги". Вот казалось бы - он один, она одна, и много таких одиноких, неприкаянных, ищущих счастья в партнёрстве и взаимопонимании, но отчего-то не сходятся люди, не находят два одиночества друг друга?
- Любви ждут, чтобы понимали и ждали, - озвучил молодой мужчина свои соображения, отражавшие жизненные ценности и желания многих.
Этакий экспресс-сеанс у психолога. Дорога до Нефтеюганска оказалась быстрой за разговором. С удивлением для себя обнаружила то, в чём боялась самой себе признаться, но в глубине души ответ, конечно, знала. А именно, остались ли ещё какие-то чувства к бывшему супругу? Однозначно - да, но какие именно? Тут в силу вступали противоречия. Душа призывала к благодарности, по крайней мере за урок, а мозг закипал и затуманивался от чувства, похожего на гнев, переходящий в обиду. Сразу становилось понятным моё сознательное бегство от серьёзных отношений вот уже четвёртый год. Обида и недоверие не давали мне перелистнуть страницу. Ну вот, полдела есть - определённость, а как с этим быть и что с этим осознанием делать - подумаю завтра.
Мой добрый рыцарь по имени Валерий, который оказался практически земляком, т.е. тоже родом из Башкирии, только из города Стерлитамак,  провёл мне познавательную экскурсию по новому для меня северному городу с тёплым, напоминающем о юге именем Нефтеюганск.
После пятого звонка мы разобрали номер дома моего ночлега, но без номера квартиры и подъезда. Дальше телефоны молчали. Откуда мне было знать, что учитель информатики не знает как поменять сим-карту в телефоне, по причине того, что её, т.е. Ирины телефон разрядился, и потому в трубке всё время говорила такая милая женщина : " Абонент временно недоступен или находится в не зоны действия сети".   Я несколько раз порывалась выйти из машины, дабы не доставлять неудобств водителю и не тратить его драгоценное время, но он - снова подвиг! - сообщил, что не может оставить меня здесь одну и дождётся  милых  хозяев   места моего временного пристанища вместе со мной.
Надо, справедливости ради упомянуть, что денег он не просил, и даже ни на что, ни прозрачно, ни полупрозрачно не намекал. "Как же я могу оставить?"- было его обезоруживающим аргументом, а для меня удивительным, но фактом.
Такие поступки, поистине, пришла пора считать подвигами. По-двиг. Движение к чуму либо, к кому либо. Движение к совершенству. Самосовершенствованию.
Эти небольшие подвиги, такие естественные, но такие непривычные для нас нынешних, заставляют задуматься об отношениях.
Вся жизнь - это отношения. С родными, своими, чужими, миром материи и энергии. Вечные весы, всё уравновешивающие и гармонизирующие.
Богатый и непостижимый Русский язык! Какое глубокое слово - отношения! И не только из-за знаменитой теории относительности, но и относительного. Не хотелось бы впасть в демагогию, но всё же позволю себе порассуждать.
Отношения - это та же гармония, которая уравновешивает разные по полярности и смыслу части одной или различных областей. Отношения человека к человеку, отношения, относительно того и другого, отношения с обществом, миром,  но смысл относительного - отнести - нести - дать. Что ты отнесёшь, дашь другому человеку, делу, ситуации имеет ценность. Этакая теория "отдавания". Отдавая своё ценное мы приобретаем опыт отношений, с опытом приходит знание, которое ты не только сам осознал, применил, но и сможешь передать тому и в то время, когда и кому это будет необходимо. Ух ты! Эти мысли родились у меня в голове в процессе моих размышлений о смысле жизни, но не исключаю такого варианта, что они одновременно или с задержкой или с опережением на несколько часов и минут, а возможно и нескольких мгновений, дней, месяцев, даже лет, что для вселенной является примерно одинаковым и равноценным,  родились и в других головах, но только, те, остальные, молча переживают информацию или материализуют её посредством слова, пока я нахально осмеливаюсь писать об этом, но возможно многие описали подобные состояния инсайта.
На мой взгляд, гораздо приятнее удивляться нежданному, но желанному, чем не удивляться привычному безразличию и бессердечию.

Счастье
После прочтения моей  первой исповеди, некоторые читатели спрашивали, сомневаясь, действительно ли то, что я описывала, произошло со мной, подозревая, что это сборник рассказов о разных людях.
Не хочется разочаровывать читателей, но несмотря на всю "творческость", с позволения сказать, моей натуры, а так же её "многодеятельность", с фантазией, надо признать, у меня плохо (мой способ фантазии базируется на приобретённом опыте и комбинации вариантов различных ситуаций, событий, предметов и явлений, а так же их частей), а приписать себе чужие заслуги, как и "антиподвиги", не позволила бы совесть, внутренний голос души, если хотите. Хотя, для меня это вызов. Для моей приземлённой, хотя не всегда трезвомыслящей головы и чутко чувствующей души, всё же не были чужды воображаемые полёты на другие планеты, когда находясь в состоянии медитации я могла гулять по розовой Венере, парить и в плавном полёте добираться с одного сказочнообразного пухового облачка на другое. Но это в медитации, а на деле, я во всём искала практический смысл и реальное объяснение. Всерьёз задумалась над тем, чтобы писать чисто дамские душещипательные романы, возможно даже в этой жизни.... Стало смешно.
Удивительно, но несмотря на то, что знающие люди предупреждают, ты всё же думаешь, что с тобой этого не произойдёт, а если и произойдёт, то не скоро. Но однажды наступает такой момент, когда ты перестаёшь обращать внимание на мнение окружающих не потому, что тебе оно безразлично, а потому, что у тебя есть своя точка зрения, независимая от суждения других людей. Тебе не просто пофиг, то есть наплевать (выражаясь молодёжным языком), а ты просто не реагируешь так болезненно как раньше, не начинаешь "загружаться" и комплексовать, переваривать невзначай кинутый неудачный комплимент целый день, прикидывая, что же ты именно сделал не так. А спокойно слушаешь мнение другого индивида, и соглашаешься с тем, что и он тоже имеет право на своё мнение. Просто потому, что он тоже человек, так же как и ты, а может и получше, и даже имеет право ходить по этой земле.
Тут дело в уверенности ценности своей личности, самооценке.
Невольно задаёшься вопросом - отчего же так много людей сознательно или бессознательно занижающих свою собственную оценку? Что каждого из них в отдельности заставляет  чувствовать себя неполноценным? Полная ценность. Целая. Нераздельная. Не раздробленная на сомнения, угрызения и муки совести, самобичевание и самоуничижение. Что позволяет или заставляет поколебать уверенность человека в своих силах, способностях, талантах, в том, что и он достоин счастья и быть таковым?
Система? Семья? Общество? Ни один из периодов нашей отечественной истории, наверное, не был таким демократичным периодом "всевозможностей" и "вседозволенностей", в хорошем смысле. В нашем нынешнем настоящем, при желании и практическом усердии в заданном направлении, вполне реально достичь любых желаемых результатов, опять же - моё убеждение.
Что именно мешает чувствовать себя полноценнее, свободнее, счастливее?
Виртуальная крышка над головами, как у блох, которых  в целях дрессировки закрывали в банке, для того, чтобы не прыгали выше, чем это необходимо?
Ограничения? "Ну, это уж мне точно не дано..", " Куда уж мне.." и т.д. и т.п.
Это ещё что, но вот когда начинаем винить кого-то в своей ущербности, вот тогда действительно не до смеха. Даже и не знаю, как объяснить это смешанное чувство. И не жалость. Боюсь жалеть, чтоб не унизить. И не стыд. Мне за что стыдиться, если ему не  стыдно? Обида? Вот этого не хотелось бы. На него - грех обижаться, он не поймёт, пока стакан не наполнится, а на кого-то - бессмысленно.      Сожаление? Совместное жаление самого человека или его, не очень счастливо сложившейся жизни.
Кстати, о полноте стакана. Это не о том, случае, когда пессимист и оптимист глядя на один и тот же стакан , видят его наполовину один - пустым, а второй - наполовину полным. Я имею ввиду наполненность позитивным отношением и радостью не просто всклень, но и полную пропитанность эдаким позитивным рассолом до таких пор, что уже любая, самая сложная и запутанная ситуация воспринимается ни чем иным как благодатью. И ты находишься в том состоянии, что ни одна, какая бы ни была новость не в силах повлиять на твое благожелательное и приподнятое настроение, а всё происходящее принимаешь с блаженной улыбкой приговаривая: "Вот и замечательно!" или "Я так именно и хотел!", или "Всё, что ни делается - к лучшему!". Портрет сумасшедшего, скажешь ты, но во всём нужна мера, естественно, скажу я.
Ну вот и снова - здорово! То есть - здравствуй, новая старая тема.
Всё сошлось к осмыслению нашего восприятия того, что с нами происходит, как чувствуем, как относимся. 
Выходит, не всегда то, что с нами происходит - это именно то, что мы думаем, или представляем, или то, как мы это понимаем и принимаем в данный момент, но то, как мы к этому всему относимся. Какое мы имеем к этому отношение. Отношение как соотношение, уравнение или уравнивание?
Попробуй-ка, составь уравнение со многими неизвестными!
Если воспринимать это уравнивание, как гармонизацию, то тогда это является созидательным моментом, но если учитывать как уравнение, ради уравнивания или простого сравнения с тем или иным опытом или альтернативой, то ценность что самого человека, что события или явления, занижается, если не теряется вовсе. Гармония, как мировое мерило с индивидуальными для каждой личности параметрами. Стремление к гармонии для кого-то сознательное и планомерное, а для кого-то это стремление к чисто примитивному и всеобъемлющему, такому желанному и необъяснимому СЧАСТЬЮ. Состояние счастья - мир и согласие души и разума. Тот редкий момент, когда они, наконец-то, договорились.
Ни у одного известного, самого совершенного компьютера нет таких способностей, чтобы запрограммировать человека на счастье. Сама сладость и  радость, неповторимость и непредсказуемость предстоящего нам пути и есть счастье, на мой взгляд. Ощущение себя здесь и сейчас - счастье. Для меня так.
Не хотелось бы повторяться, так как  многие мыслящие люди писали и говорили о том, что сожалеть о прошлом бессмысленно - его не вернёшь, да печалиться о будущем не стоит так же. Оно будет таким, каковы наши мысли сегодня. Но читать умные вещи - это одно, вот кода ты действительно начинаешь понимать, что счастье - это именно то, что происходит с тобой сейчас, это равносильно открытию. Так и хочется воскликнуть : "Эврика!". Ведь даже слова созвучны - счастье - сейчас.  Общая часть  - час. СейЧас - лишь тот миг, в котором ты можешь изменить что-то или просто быть тем, кто ты есть и наслаждаться этим неповторимым моментом, подаренным судьбой, видя в нём всё волшебство, угадывая его в знаках и подсказках, которые постоянно говорят тебе: "Это всё для тебя!". Нам всем хорошо известно из школьного курса русского языка, что  корень слова Счастье -  часть. Тоже слово, как и многие известные нам слова. Часть чего-то целого. Быть счастливым - стать  Единым вместе С частью этой непостижимой вселенской гармонии, в чьём-то понимании, просто с её олицетворением - Богом.

Взаимопонимание
..." Я тебя не понял", - звучит чаще, чем "Я тебя не поняла", по крайней мере в мыслях - точно. Это, видимо вечный вопрос взаимоотношений полов и поколений.
Пока мы, женщины, пытаемся украсить кружевом красивых слов свою мысль, просьбу или пожелание, у мужчины в голове, одновременно с этим уже должна выстраиваться программа по расшифровке завуалированного словосочетания. А поскольку женская логика, это отсутствие таковой, недоделанная программа терпит фиаско, так и не найдя применения. Потому что в этот самый момент мысли женщины успели перемениться уже как минимум пять раз, а на выстраивание 5 вариантов реакций и ответов, наш обожаемый мужчина не был готов.
Так уж они устроены. Им необходимо быть готовыми. Незапланированные и логически не выстроенные действия выводят их из колеи и внутреннего равновесия.
Концентрация - это одно из огромных преимуществ мужчин перед нами женщинами. Позволяю себе судить об этом после четырёх официальных браков, многочисленных разговоров с мужчинами по душам, поисков друзей- единомышленников и бизнес-партнёров среди них. Весь мой богатый опыт подсказывает:  хочешь быть понятой мужчиной - чётко формулируй свою мысль, выстраивай фразу.  Если говоришь например : "Пошли пройдёмся по магазинам", то у него естественно не бутики в голове, а "Охотник-рыболов", в лучшем случае - продуктовый. Просьба "Купи что-нибудь вкусненькое" - вообще сбивает с толку, почти также, как "Давай съездим куда-нибудь". Достаточно подробно и наглядно описывает примеры взаимоотношений полов, а также их взаимопонимания (что в принципе невозможно) Джон Грей в известной книге "Мужчины с Марса, женщины с Венеры".
На самом деле, что следует из моего личного опыта, мужчине, для того чтобы чувствовать себя полноценно, просто необходимо принимать решение самому. Зная этот момент, правильнее было бы выстроить фразу таким образом, будто бы он сам предложил и инициатива исходила от него . Это не заденет его самолюбие и позволит чувствовать ему себя хозяином положения, что само по себе повысит значимость, которая необходима для полноценного существования сильного пола. А когда дело доходит до диалога, вот тут-то и  начинается самое интересное. Как игра в пинг-понг или даже шахматы. Ты - ему фразу, он поймал. Он тебе - ты словила. Но если не поймала ритм, не уловила направления, придётся снова ждать подходящего случая. Эта партия уже сыграна. Не говорю, что именно по этим правилам выстраивается каждый диалог, но и такие ситуации встречаются довольно часто. Результат диалога, что для вас важен, вы постараетесь выстроить в голове заранее, своей внутренней речью, продумав варианты или "партии". Фразы, слова, озвученные нами, недаром обрели звуковое воспроизведение, перейдя из мира мыслей в реальность, создавая потоки и волны, меняющие, пока незримо, но неминуемо, настоящее, и даже если в нашем случае видимых изменений не произошло, то следуя известным законам физики - "если где-то убыло, значит, где-то прибыло", обязательно всплывёт, потому как ни что не может исчезнуть в никуда. Видоизменяется, перетекает, деформируется и трансформируется, но не исчезает!
Вновь касаюсь этой темы, так как новый случай показал мне, что совершенству нет предела, в том числе и в совершенствовании науки выстраивания отношений шлифовать грани можно бесконечно.
Ещё вчера мы поговорили по телефону и решили, что я, приехав в город перезвоню для уточнения места встречи. Это я подумала, что сказав: "Завтра буду в городе, позвоню, встретимся", меня поняли именно так, как я и предполагала.  Но,  когда я приехала, позвонила и услышала в трубке: "А ты чё, сегодня приехала?.. Уже в городе?..." - я поняла, что либо меня вчера не слышали, либо меня поняли примерно так: "Я когда-нибудь приеду, через месяц или через год, и за неделю до этого предварительно позвоню, чтобы назначить встречу".  Внутри, почему-то всё неудержимо закипало. Пытаясь погасить в себе вспышку гнева и мысленно оправдывая его, но мучительно выискивая просчёты своего телефонного звонка, так и не смогла прийти в равновесие, приняв решение из разряда: "Пусть мне будет хуже, но я это сделаю, не понятно кому назло" или "Назло бабушке отморожу себе уши". 
..."Боже мой, что я тут делаю?"- кружиалась у меня шальная мысль одновременно со словами. Эмоции, не дожидаясь, пока разум проснётся, подхватили и подогрели её, что привело к необдуманному поступку.  Уж не знаю, знала ли моя душа в тот момент, чего бы ей хотелось, но я не смогла найти ничего приятного, стоя под проливным дождём на остановке, куда, как казалось, прибывала вода со всей улицы. Со злостью и недюжинной силой, невесть откуда взявшейся, затащила свою неподъёмную дорожную сумку на одном дыхании в междугородное такси, для того чтобы снова поехать на встречу с неизвестностью, которая привела меня в город Сургут, гиперсупермаркет под умиротворяющим названием "Аура". Аура царила здесь и вправду непередаваемая. Попадая сюда, человек будто становился невидимкой. Невидимым ты остаёшься до тех пор, пока не достанешь свой кошелёк, а не тогда, когда распиваешь спиртные напитки в ресторанном дворике, не тогда, когда катаешься взад-вперёд на эскалаторе ради развлечения, не тогда, когда чудо-дети орут как Тарзаны и пытаются перегнать собственный плевок, катаясь по перилам.    
..."Где-то должна быть розетка. Срочно нужно подзарядить аккумуляторы ноута и телефона"- осматривалась я вокруг. По сиденьем диванчиков, так и есть, установлена розетка. Диваны окружали все точки быстрого питания ресторанного дворика в громадном типовом торговом гиперцентре, таком похожем на многие другие в больших городах нашей матушки-Родины. Мне не пришлось много думать. Наклонилась пониже, будто бы подобрать,  только что упавший телефон, и подсоединилась к сети. Вся конспирация была спланирована из страха накликать немилость охраны центра, которым, как я думала, уже и так примелькалась за 4 часа, считая с момента открытия, то есть с 10 часов утра.
Свой, однажды приобретённый опыт я снова переложила на новую ситуацию, а могла ведь! как позитивно мыслящий  человек, придумать другие варианты или не думать стереотипно, по крайней мере, привлекая мыслями негатив. Но опыт никуда не денешь, и не забудешь, и как в песне поётся: "не задушишь, не убьёшь..". Путешествовать мне приходилось много, вот после короткого путешествия батарейка моего телефона не выдержала натиска поступающих и исходящих звонков, и разрядилась окончательно. Мне так же пришлось искать точку питания для него, будучи в столице своей родной Башкирии. Ничего не подозревавшая, со спокойной совестью и наивным простодушием я поднялась на второй этаж здания южного автовокзала города Уфа. Совдеповских времён столовка. Будто ничего за 30 лет не изменилось - хоть что-то остаётся неизменным! Заодно и сама подкрепилась, и тут же, что называется, не отходя от кассы, подключила к сети свой телефон к зарядке. Не долго ему пришлось "питаться", так как моё "нахальство" заметила тётенька на кассе:
- Да как это такое можно! Да, никакой совести ведь нет! Совсем обнаглели! - распиналась, и маша руками как крыльями, возмущалась чрезвычайно ответственная кассирша. - Привыкли к халяве! - не могла она угомониться.
Признаюсь, что краска уже начала заливать моё светлое лицо, но я собралась и мысленно поблагодарила эту даму. Подойдя к ней поближе, я постаралась растянуть самую широкую улыбку, какую только могла, и предложила ей возместить энергопотерю от зарядки моего телефона в финансовом выражении.
- Да, это стоит у нас 10 рублей! Надо было сначала спрашивать! - никак не могла затушить своего пыла кассирша.
Замечу, что за 10 рублей в 2014 году  можно было приобрести - 10 коробок спичек, или пару шариковых ручек, или три школьные тетрадки в12 листов, ну ещё, может полбулки хлеба или булочку "с таком" (т.е. "без никому"), или один раз сходить в вокзальный платный туалет, где даже дадут бумажку чтобы подтереться и разрешат помыть и посушить руки. Причём стоит это удовольствие столько именно только в городе Уфа, так как вход в вокзальные туалеты с таким же, с позволения сказать, сервисом  в других городах севернее стоит на порядки выше - начиная от 15 рублей, и чем севернее, тем становясь выше и выше, так в Сургуте "энто" удовольствие стоит 25р. (не упоминаю Москву, она превосходит всех, как положено - 50 р.!). Хочешь иди, хочешь сиди, но штраф за несанкционированно обгаженное место - 500р. Можно подумать, что человек не нашёл 25 рублей, чтобы культурно справить нужду, а 500 рублей у него завсегда найдётся чтобы подарить строгому полицейскому. Столько внимания такому деликатному вопросу я бы не уделяла, если бы не мои частые путешествия и наблюдения по данному поводу. Интересно, в связи с чем у северян выше цена на услугу? То ли так ценят природные ресурсы - воду и воздух, то ли сам продукт переваривания?  "Ущерб" я возместила. Но, как оказалось, что северные гавани ценят данную услугу - питание от сети для прожорливых аккумуляторов,  непомерно выше, начиная от 50 р.за час... Ну так вот, багаж моего опыта пополнился  заметкой : "Бдительные и сознательные кадры ещё есть. И не всегда свободно открытая розетка, на самом деле открыта для свободного пользования".
WiFi есть и здесь. Ура! Есть ещё один способ общения, на крайний случай. А он, похоже, не за горами. Из полученной от мамы вчера 1000р. материальной помощи, у меня осталось только 330. Просвета пока не видать. Пытаюсь найти способ подзаработать немного денюшек. Благо, руки растут из того места, которого нужно, и руками я умею делать многое, слава Богу, иногда даже кажется, что больше чем могу себе представить. Да только вся штука в том, что мочь, это одно, а делать - это совершенно другое. Вспомнила трудное, но полное романтики время переезда на Сахалин. Тогда мне пришлось применить своё умение рисования на практике. Порисовала портретики, зарисовки и набросочки за о-о-очень скромную плату. Неописуемый восторг и азарт вызывает у некоторых вид художника:
- А меня сможешь?
-А нас вдвоём?
-А в полный рост?
-А с голым торсом?"  и так далее и тому подобное, как говорится.    
Определённо в этих больших торговых центрах создано всё, для того чтобы  человек находился там сутками. Уже на исходе рабочий день, а я с самого утра заступила на добровольную вахту. Нескончаемый поток людей, как река с многочисленными притоками и водоворотом в виде эскалатора в центре. Поесть, развлечься, пообщаться, "зырингом" заняться, для тех, кому шопинг (т.е приобретение ненужных вещей) не по карману. В общем, всё что современной душе угодно. Шикарная туалетная комната! Хочу такой же дизайн у себя дома! К концу дня поняла, что тут ни кому, ни до кого нет дела, лишь бы только ты оставил свои кровно заработанные.
"Даже беженцам из уже не братской Украины выдают выходные пособия по 800 рублей за день. А я какой-то нелегальный беженец от самой себя. И пособить-то некому", - такие мысли стали оккупировать меня после всех моих многочисленных попыток извлечь позитивную составляющую из происходящего момента. " Ещё немного посижу, и начну приставать к прохожим с навязчивым предложением изобразить их на удивление привлекательные физиономии",- уже решая переходить от мыслей к действиям, рассуждала я. Самое время вспомнить известный стих гения всех времён и народов А.С Пушкина - "Дорожные жалобы", который, как нельзя точно, передаёт моё настоящее настроение:
 Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,
На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..
Рисовать я сегодня совсем не собиралась, поэтому ничего из своих инструментов с собой не взяла. Когда приняла решение спуститься вниз, в гипермаркет  за альбомом и за карандашами, определилась, что потрачу не более 100р. на принадлежности. На полках беспорядок. Там, где написано "Карандаши", лежат папки и файлы, а где "Тетради", лежат клей и краски, и так далее. Альбом нашёлся среди папок с картоном. 40 листов - это то, что надо. 40 листов - 40 портретов, меня устраивает. Теперь на поиски карандашей. Есть только цены на наборы, за которые можно купить целый мольберт. О, лежат восковые мелки врассыпуху, рядом с разорванной коробочкой! И цвета ахроматические, какие нужно. Технично, как старый "воровайка", перекладываю их в ладошку, поднимаюсь и качу свою коляску дальше. Пока катила её к кассе, незаметно переложила мелки в карман, без особых угрызений совести, подумав, что этот ущерб ни коим образом не отразится на прибыли торгового монстра. Так я стырила 3 мелка из магазина, да простит меня его владелец. Поднялась на эскалаторе на своё облюбованное место и начала "пробу пера". Да уж! Давненько я не брала карандаш в руки. Но талант, как говорится, не пропьёшь, даже если сильно стараться. Пошла выбирать "жертву". Приглянулись две девчонки в детском павильончике. Юля (по моему так звали первую девушку), очаровательная сотрудница следственного комитета, была  в восторге от моего наброска. Да и рисовать её было не сложно. Между нами сразу же установилась едва уловимая  невидимая связь, похожая на тёплую волну доброжелательности, которая возникает при встрече людей, настроенных на неё. Скажу тебе, что эти волны я стала чувствовать не так давно и тем удивительнее и приятнее осознавать, что возможности и моего организма, как носителя моей души и тонких его составных, способны на такие чудеса.  Вторая, с неуловимой улыбкой Джоконды, но более холодной энергетической волной, я бы сказала нейтральной, осторожной даже, тоже сильно благодарила. Начали собираться зеваки, и вопрос о цене их ряды заметно проредил. В сторонке, пристально наблюдая за мной, сидела молодая пара. Он в камуфляжной форме, она в кожаной курточке  на ворот которой спадали красивые пепельно-русые волнистые волосы. Наконец девушка (Женя) решилась и подошла.
- А вы на с вдвоём нарисуете?- зарделись её щёки.
Мы сошлись в цене, и они терпеливо высидели 20 минут. Набросок был готов, мы разговорились.
Ребята из Челябинской области. Приехали на север недавно, но решили пустить здесь корни и...взяли ипотеку на 20 лет. Дай Бог им здоровья и их родителям, а так же их работодателям, упаси их от банкротства и сокращения и дай стабильности в наше нестабильное время. Какое-то неуловимое чувство уверенности в том, что наша встреча не случайна. Интересно, как сложится их судьба, семья , карьера. Что-то очень знакомое я увидела я в глазах Жени. Такая светлая надежда во  всём её очень юном образе.
Кто-то называет это талантом, но я давно и твёрдо убедилась в том, что "талант это 99% труда и каменная попа", как когда-то в интервью сказала знаменитая писательница детективных романов Дарья Донцова. По крайней мере в моём случае это именно так. Приходилось мне встречать таланты и самородки  в области творчества и искусства. Счастливое время студенчества. Беззаботное и романтичное. Володя Сабчук, в которого я без памяти была влюблена, а наши романтические отношения вызывали опасения у всего педагогического коллектива нашего колледжа, был таким самородком.    
Не знаю, как сложилась его дальнейшая жизнь после окончания нашего училища (тогда ещё называлось педагогическим училищем, позже -колледжем), но во время учёбы он был яркой заметной звёздочкой с природным чувством цвета, так недостающим многим художникам-мужчинам, и присущим только тонким, чувствительным натурам, чувством формы. На всю жизнь в моей памяти запечатлелись его манера и почерк. Я с жадностью наблюдала за его работой, впитывала и улавливала его приёмы, технику, которая для меня осталась эталоном до сих пор. Меня буквально изумляла его педантичность и абсолютная аккуратность во всём, даже при письме маслом он ухитрялся не запачкать ни одного пальчика, а тем более одежды. Но ваш же покорный слуга - полнейшая противоположность - вся, до кончиков ушей, а также с одеждой вместе, походила больше на подмастерье маляра, чем студентку худграфа. А какую Володя делал вышивку гладью! На зависть всем мастерицам, причём вышивая на вещах, пошитых собственноручно! Это была мечта, а не парень. Многие девушки облизывались и только моё нахальство позволило сблизиться с ним. Когда я узнала, что на дипломную работу он планирует писать "обнажёнку", я выдвинула свою кандидатуру на отбор, и была принята в качестве модели. Было жутко страшно сначала, стеснялась неимоверно, но это был единственный шанс проводить с ним больше времени. Многие безрассудства списывались на  безбашенную молодость, это уже позже понимаешь, что художник это что-то сродни врачу или даже патологоанатому, и что стесняться в принципе глупо, и молодые художники, пишущие обнажённую натуру стесняются ещё больше самой натуры.
С того времени немало воды утекло, со многими художниками мне приходилось общаться, огромное количество выставок посещать, некоторые из них открывать, но ничего подобного я до сих пор не встречала. Рисуя сейчас, как и тогда, в моей голове невольно всплывает вопрос: "Как бы Володя нарисовал, написал?". Тогда, будто бы на мгновение, я начинаю видеть его глазами, да только руки при этом мои не могут создать того, что было подвластно ему. Буду счастлива узнать когда-нибудь о том, что Володя Сабчук организовал персональную выставку. Даже звания  типа "член такого-то союза.." ему ни к чему, на мой взгляд. Ничего ценнее, чем то, что ему дано Богом, нет.
Притча о талантах актуальна и на сегодняшний день. Обидно наблюдать картину, когда одаренные люди не знают, как и где применить им свой подарок судьбы, или вынуждены, в погоне и заботе о хлебе насущном, заниматься совершенно не свойственным для них делом.   
Но, вернёмся к взаимопониманию. Будучи свидетельницей разнообразных экспериментов и тренингов в плане отношений, я поняла, что понимание между двумя людьми возможно отчасти. Каждый из нас будет воспринимать слова, события, увиденное и услышанное со своей точки зрения и слуха. Ведь даже услышав простейшее слово :"Яблоко" - мы все представим себе образ, как минимум трёх разных яблок. Один - большое и красное, второй - грушевидное и зелёное, а третий - кругленькое, медовое, жёлтое... Примерно как в шутке про туфли: "Мой муж подумал, что бежевые, на каблуке и с бантиком - это одна пара туфель...".  На это множество причин: это и среда воспитания, это и образование, и местожительства, возраст, естественно, а также неисчерпаемые уникальные возможности каждой личности. Многослойная матрица, пропускающая и преобразующая информацию. Отсюда и частые недоразумения,  а правильнее сказать - недопонимания. Допустим: нет в багаже этой личности одной слагающей матрицы для восприятия - и ты уже понят не до конца, не в полной мере, а если багаж этой личности намного объёмнее? О, да плюс ещё и богатое воображение! Вот где тебя поджидают настоящие чудеса общения!    
Встреча наша всё же состоялась, тремя днями позже. Видимо на этот раз мой собеседник был настроен меня услышать, ну и я постаралась - трижды проговорила информацию, чтобы быть уверенной, что меня, наконец, поняли правильно.   
Мои истории о повседневных естественных подвигах продолжаются. Всему виной, по хорошему, разумеется, моё путешествие по просторам севера моей бескрайней родины.

Север
Ещё год назад я бы не поверила человеку, который бы мне сказал, что я серьёзно буду думать над предложением о переезде на Север. Природа здесь действительно покоряет своей чистой своеобразной красотой. Но вся строгость и холодность, даже суровость этих краёв ни коим образом не отразилась на менталитете жителей. Не думаю, что только мне так несказанно повезло встретить удивительно доброжелательных и небезразличных людей. Всё-таки согласишься с антропологами, социологами и другими @чтонибудьтамлогами@, что  накладывает таки отпечаток на человека место его проживания, на характер его отношений, разницу его восприятия и мироощущение. 
Маленький северный городок Тарко-Сале. Совсем недавно стал возможен постоянный проезд, как и само попадание в этот уютный островок цивилизации среди простирающейся на многие километры тундры, в город с необычным названием, в переводе с ненецкого означающем "мыс на развилке двух рек". А реальностью стало это благодаря недавно отстроенному, современному мосту, соединяющему оба берега реки Пяку-Пур. С виду безобидная река таила в себе неуёмную силу и мощь, а когда речь шла о пополнении её рыжих вод талыми снегами, она могла становиться совершенно непредсказуемой, словно влюблённая женщина. Слыша когда-то песню о жёлтой реке, мне трудно было поверить в то, что вода действительно может иметь жёлтый цвет. И мне думалось, что цвет именно в этой песне является, скорее всего, только образным определением, некой метафорой. Но увидев своими глазами северные реки, я могла бы со всей ответственностью и натуральностью пропеть "Рыжая.." или даже "Красно-рыжая река...". Цвет воды такой неестественный, что кажется, будто только что выстирали линяющую ткань, или осенняя листва, пролежав долгое время в воде, прея и раскисая, отдавала свои пигменты. И даже не хочется думать, что этой воды касались железные трубы, и, повинуясь законам физики и химии, окрасили северных красавиц своими красно-бурыми оттенками. Но нет же, всему причиной близ расположенные хвойные леса и особенности местной почвы, ровесницы динозавров и мамонтов.
А белоснежный песок! Он будто заменяет снег, как его временно исполняющий обязанности. Утоптанный к концу зимы и растаявший буквально не на долго, на 2-3 месяца в этой приполярной полосе. Мне хотелось пропускать эти мельчайшие песчинки сквозь свои пальцы, и переполненным восторгом ребёнком, собрав "огроменную горстищу " забрать его с собой. Он удивительный, и так его много! Какие, к чёрту. курорты, Турции и Египты?! Вот это - красота, полный катарсис, постоянная медитация с блаженным пребыванием в гармонии с природой!
Одно дело, конечно, наблюдать за всей этой девственной красотой из окна проезжающего поезда, и совершенно другое - вдыхать, наблюдать и ступать на пушистые заросли ягеля, расстилающегося дивным кружевным ковром между аккуратно стоящими тоненькими сосёнками и даже, по случаю сохранившимися, причудливо изгибающимися, словно балерины, застывшими в своих немыслимых па, кедрами, ставшими уже реликвиями нынешнего леса.
А как удивительно встречать непривычное для этой полосы соседство деревьев разных пород. Словно все эти интернациональные семейства смешанного леса говорят людям что-то очень важное своей чудесной природной инсталляцией. "Мы - все братья", "Мы - не мешаем друг другу", будто были их безмолвными посылами, открывающимися ищущей душе, готовой стряхнуть всю пелену напыщенности и суетной важности, готовой вспомнить язык природы.
Некоторые люди, казалось, слышали речь природы и её нам послания. Такие выводы я делаю только из своего опыта путешественника, и в душе продолжаю надеяться на то, что не одной мне так повезло - встречать, в основном, больше именно таких людей, неравнодушных. Равно-душие. Душе-равное. Если принимать душу, как абсолютную гармонию, таящую в себе безмолвие, то равное душе - объект без отзыва и отклика, не отвечающий ожидаемой реакцией. А обращаясь к эзотерическим трудам, мы помним, что вселенная не слышит частицы "не". Вот и рождаются такие неоднозначные определения. И снова выбор за тобой, как ты сам станешь это пони-мать и прини-мать. Принимать, вбирая в себя или признавать на расстоянии, как в известном фильме "Аватар": "Я вижу тебя", - выражать свою любовь и симпатию, без попытки вмешаться и изменить. 
На третьей неделе путешествия, самообладание начало понемногу покидать меня. Несогласованность, безответственность людей, неопределённость и неустроенность снова выбивали из колеи. Но не на долго. Вспомнив, однажды уяснённый для себя урок, снова проговорила просебя "Всё, что ни делается, делается к лучшему!" и "Все они просто люди.".
 - И угораздило же меня вернуться в Сургут, - ещё не успокоившись, причитала я, - и остановиться не знаю где так поздно, и снова все телефоны молчат, будто сговорившись. Вижу объявление "Хостел. От 450р. сутки. Телефон...", думаю:
- Ну вот, и Слава Богу, где переночевать есть.
Созвонилась. Там радушно ответили, что ждут в любое время суток. Но сама всё ещё продолжала думать о не случайной встрече с попутчиком.
Полдороги из Тарко-Сале он, так же как и я, находясь в сидячем вагоне, он ехал, сидя позади меня. Ему явно не хватало и собеседника и собутыльника, даже второго больше чем первого. Наконец, подглядев в проёме между сиденьями, что я проснулась и приступила к завтраку, который был и обедом, да уже и ужином, судя по времени, он предложил свои хлеб и мясо. Я отказалась поблагодарив. Его разбирало любопытство по поводу моей пластиковой доски для чтения плана маркетинга, которую все принимали за картину в чехле. Уточнил, не художник ли я, стал задавать традиционные вопросы, звучащие и в этом случае:
- А портрет рисуете?
- А меня сможете?
- А по фотографии?
На которые я ответила положительно, и он попросил разрешения пересесть для позирования ко мне поближе. Позже оказалось, что место на его билете было как по соседству с моим, а он ошибочно сел не на то, а может просто не захотел беспокоить меня спящую, опасаясь гнева разбуженной женщины.
- У меня такое впечатление, что мы знакомы сто лет. Давайте ещё поговорим, - предложил он, после того, как я вручила ему его портрет, - а может вы и жену мою нарисуете по фотографии? Говорят, что мы с ней похожи.
- Давайте фото. - Согласилась я.
- Она у меня красивая. Приеду, сменю её, хоть отдохнёт, а то умаялась с детьми. Старший - подрастающая звезда хоккея, а дочке-красавице - 5 лет. - Поделился не без гордости за своё потомство мой попутчик. И мы продолжали сеанс рисования. Теперь уже на очереди был портрет супруги, и в правду - красавицы. Строгая красота истиной башкирки. Продолговатое лицо с узким подбородком. Брови, удивлённо изогнутые, а глаза, как и положено - миндалевидные, большие и выразительные. Нос длинноват, но изящен и тонок. Губы пухлые с чёткоочерченными конурами. Лицо обрамляли локоны, завитые, по всей видимости ради фотографирования,  мягко ложились на плечи. Шея и подбородок выдавали в ней волевую женщину, и я не удержалась и спросила:
- А она спортом, случайно, не занималась?
- Занималась. Лёгкая атлетика. И я спортсмен в прошлом...
- Наверное сильный характер у вашей жены?- предположила я.
- Да, она сильная, много приходится ей решать без меня и справляться со всеми заботами в моё отсутствие.
С такой гордостью за неё и искренним сожалением, что не может поддержать свою половинку, говорил мой спутник, что тепло и приятно стало на душе оттого, что не все мужчины за спинами своих жён, буквально только отъехав от дома на несколько шагов, произносят: "А вот моя, кобра...".   
- Я пересяду в другой поезд, чтобы быстрее добраться домой, - продолжал он, - но до отправления, можно с вами ещё поговорить?
- Конечно, давайте поговорим.- Не только из вежливости, но всё из тех же соображений писательской надежды почерпнуть идею для новых сюжетов, согласилась я.
Очень удачно я закончила рисовать, пока солнышко не село, потом в вагоне стало совсем темно, а тусклый свет ламп едва брезжил так, что можно было различать только силуэты.
Многократно поблагодарив меня за выполненные портреты, он не удовлетворился и предложил "за знакомство".  Я не стала отказываться, так как он показал всего оставшиеся грамм 150 на дне початой им самим бутылки, и  я подумала, что на двоих это будет капля в море, да и согреться не мешало. Проводники, невзирая на запрет, и более того, грозящие последствия в виде штрафов, вплоть до высадки с поезда, не только полностью игнорировали пьющих во всём вагоне, как и во всём поезде, но  даже ухитрялись продавать сами же это самое питьё, дабы заработать себе калым с продажи в качестве прибавки к копеечной зарплате, а кто поушлее, тот ещё сам же и штрафовал чересчур разбушевавшихся забияк, которых после горячительного тянуло на "подвиги".
Это был первый день, когда буквально не начал падать, а сразу повалил снег, налипая мокрым лохмотьями на всё, что попадалось на его пути, превращая всё вокруг в мокро-ледяное царство. За окном была белая пелена, и картинка практически не менялась, поэтому приходилось занимать себя чем-то иным помимо глазения в окно - излюбленного занятия путешествующих железнодорожным транспортом.
Обсудив особенности работы вахтовым методом, а так же тонкости семейной жизни, мы дальше продвинулись к философии, которая была моим коньком, и под мои многочисленные притчи, а также жизненные примеры, он благополучно начал засыпать. Потом, как бы встрепенувшись, предложил продолжить пивом сдабривать нашу "увлекательную" беседу. Пиво было распито, и за нашей оживлённой беседой наблюдало полвагона мужчин, так же едущих с продолжительной вахты, длящейся для кого месяц, а для кого и целых три.
Только выйдя на очередной станции подышать свежим воздухом, я поняла, в чём причина такого внимания. Как только я осталась одна, то один, то другой уже далеко не трезвый мужчина стал подходить с комплиментами, не только по поводу моей внешности, но и ценя мои художественные способности. Проводник был всех усерднее и неоднократно предлагал мне шампанского, а так же составить ему компанию до Казани. На что я вежливо и тактично отказывалась. Надо было быть крайне осторожной в словах и поступках, так как уставшие, нетрезвые и голодные мужчины могут быть неадекватны и агрессивны, чему я была свидетельницей, ехав не в первый раз в демократичном вагоне плацкартного или сидячего типа. А когда один из назойливых соседей по вагону в пятый раз подойдя ко мне предложил составить компанию и ему, то мой спутник встал, и как в кино с кадрами в замедленном действии, таким же медленным движением  руки отодвинул "активиста", указал ему на его прежнее место дислокации. Тот, как ни странно, будто повинуясь красноречивому гипнотическому взгляду Рафаэля (так звали моего соседа), пошагал в указанном направлении.
Вышли в Сургуте. Я планировала не надолго здесь задержаться, а мой спутник  должен был продолжить путь дальше, с пересадкой на другого верблюда железнодорожного каравана.
С виду - ниже среднего роста, но крепкого телосложения,  не проявляющий признаков активной спортивной жизни и физической силы на первый взгляд, он безоговорочно схватил мою далеко не маленькую дорожную сумку в придачу к своей, и чуть ли не бегом рванул по железнодорожным переходам вверх и вниз, направляясь к кафе. Если честно, то голодна я не была, но отказать искреннему предложению моего добровольного помощника не посмела. Мы присели в маленьком кафетерии, расположенном вблизи перрона. Видно было, что и позднее время, и сама дорога, а так же отработанная вахта накладывала отпечаток на состояние моего собеседника. До отправления его поезда оставалось минут 40, но он заботливо и искренне уточнял, куда я сейчас направлюсь и почему же меня никто не встречает.
Эти вопросы занимали и меня. Я слукавила, сказав, что просто не хочу беспокоить малознакомых людей ночью, поэтому переночую на вокзале в комнате ожидания. Рафаэль снова схватил сумки и решительным шагом направился в комнату "повышенной комфортности" с мягкими креслами вместо металлических вокзальных сидений и телевизором, непонятно кем и когда, а главное - для кого, включенным и создававшим звуковой фон. Только когда он увидел место, где я буду ночевать, он успокоился и пошёл на объявленную посадку к своему вагону.
Не могу объяснить этот поступок личной симпатией, хотя и не без этого. Просто живы ещё в этом человеке чувство заботы, понятия о чести и мужском поступке. Поступил как джентльмен. Поступил. По-ступил. Ступать - идти - двигаться - продвигаться.  По-двиг. "По" - это какой-то вектор, заданное направление. В этом случае наши векторы каким-то сложным и немыслимым образом пересеклись, возможно для того, чтобы никогда не встретиться снова, но оставить свой отпечаток - след, в виде доброй памяти, поступь, по-ступ-ок. Пример поведения, который ОКазался вновь, сродни подвигу,  для кого-то такому естественному, как вздох или глоток, а для кого-то явлением одного из маленьких чудес, которые мы перестаём замечать в повседневной суете.


Рецензии
Пусть почаще Вас сопровождают джентельмены. Вы подняли злободневные темы и, самое главное, раскрыли их.
С уважением.

Ольга Воробьёва 23   13.09.2017 20:25     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Ольга за пожелание! И за вдумчивое прочтение, вдвойне.
С теплом,
Наталья.

Наталья Храмова   15.09.2017 20:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.