Елеонский некрополь. Честная глава Иоанна Предтечи

ЕЛЕОНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ:ЧЕСТНАЯ ГЛАВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

На полу в  часовне Всечестной главы святого Ионна Крестителя на территории  православного Елеонского монастыря выделено мозаикой на полу  и небольшое углубление, где  могла лежать глава Иоанна Предтечи. В отношении обретения и хранения мощей (главы) Иоанна Предтечи существуют разные взгляды и противоречивые толкования. Из евангельского текста нам известно, что глава Иоанна Крестителя оказалась в руках у Иродиады. Не желая, чтобы тело и глава святого были погребены вместе и, опасаясь воскресения Иоанна Крестителя, Иродиада спрятала главу в сосуде и тайно закопала его в одном из поместий Ирода. Тело святого забрали его ученики и похоронили (3, с.546).  Значит, у честной главы и тела святого существуют разные истории. О месте захоронения главы святого, являющейся самой почитаемой частью мощей Иоанна Предтечи, сообщают различные предания. Православные  люди верят только одному из существующих преданий, согласно которому захоронение находилось именно на Елеонской горе в Иерусалиме. Cреди православных верующих  популярно повествование о Первом и Втором обретениях главы Иоанна Крестителя, изложенное в книге «Четьи-Минеи» святителя Димитрия Ростовского. В ней имеется и рассказ о некоем пресвитере Иннокентии, пришедшем на Масличную гору и решившем построить на ней церковь. Во время строительных работ им была обнаружена в сосуде глава Иоанна Крестителя, которая позже с великими почестями хранилась в его церкви. После смерти пресвитера Иннокентия храм оказался в запустении. Великая святыня вновь была обнаружена двумя монахами, пришедшими в Иерусалим для поклонения святым местам. К сожалению, эта версия не подтверждается древними источниками.  Во-вторых, хронология, приведенная в труде «Четьи-Минеи», неточна: Иннокентий жил в Иерусалиме в 383—385 гг., а два монаха, обнаружившиe главу святого, оказались там в начале IV века, т. е. ок. 306—337 гг. ( 3, с. 550 ).

Существует еще одна агиографическая версия о двух обретениях главы Иоанна Крестителя, изложенная церковным историком V века Созоменом: монахи обнаружили cвятыню в Иерусалиме при императоре. Валенте (364—378 гг). В древних источниках сообщается также, что пришедшим на Елеон двум монахам явился во сне Иоанн Креститель и указал на место, где была скрыта его глава ( 3, c. 550—551 ).
Возвращаясь из Иерусалима, монахи встретили некого горшечника из Эмесы, которому тоже явился во сне Иоанн Предтеча, повелевший забрать у «нерадивых и ленивых иноков» свою главу, что и было сделано: горшечник незаметно скрылся от монахов и далее с почестью хранил честную главу у себя дома. Перед смертью он запечатал главу в водоносный сосуд и передал сестре. Далее реликвия передавалась из рук в руки благочестивыми горожанами. Однажды ценная реликвия оказалась в руках монаха Евстафия, который будучи арианином, начал обманывать людей, приписывая все происходившие от реликвии чудеса и исцеления «своей святости и истинности исповедуемых им догматов». После разоблачения монаха-обманщика жители Эмеса изгнали Евстафия из пределов города. Бежавший спрятал главу Иоанна Крестителя в одной пещере, где вскоре поселились монахи, основавшие монастырь и не подозревавшие о существовании о скрытой реликвии (3, c. 550).

В других источниках пишется, что в Эмесе глава находилась в монастырской церкви «Спилеон» («Пещера»). На месте церкви находилась пещера, в которой жил монах Евстафий. Около 761 г. в Эмесе глава святого была перенесена в специально построенный для этой святыни собор во имя Иоанна Предтечи. Далее святыню перенесли в г. Комани (3, c. 551), однако неясно, о каких Команах идет речь. В VII в. Эмесу завоевали арабы, «главу забрали из города и перенесли в более безопасное место» ( 3, c. 550). По данным «Православной энциклопедии», известно и другое предание, изложенное в труде Иоанна Фоки («Сказание вкратце». —1889, c. 40). В нем местом захоронения Иродиадой главы святого Иоанна Крестителя и Первого ее обретения называется г. Севастия ( Себастия; Самария; Шомрон, в 10 км к северо-западу от Наблуса — город в исторической области Самария на территории современного Израиля). Существует еще и такая версия: праведная Иоанна, благочестивая жена царского домоправителя Антипы — Хузы, выкрала у Иродиады главу святого и погребла ее на горе Елеонской — в одном из загородных поместий Ирода.

...О дальнейшей судьбе главы Иоанна Предтечи сообщают несколько византийских сказаний (3, c. 550—551 ). Ныне во всем мире на обладание главой святого претендуют несколько городов. Очевидно, что далеко не во всех случаях речь может идти о подлинных мощах Иоанна Предтечи. В западной литературе, например, в связи с количеством мощей, приписываемых Иоанну Предтече, можно встретить информацию о наличии 12-ти голов и 9 рук Крестителя Христова. Кстати, oдна из глав имеется и в  Баварии: святыня хранится в специальной «Камере реликвариев» в «Музее Резиденции» в Мюнхене ( 5, с. 242). Здесь же находится и десница святого (Там же,   c. 244), которая принадлежала сначала Русскому царю Борису Федоровичу Годунову (1552 — 1605), а позже его сыну Федору Борисовичу (1589—1605). В Смутное время ковчег с десницeй святого оказался во владении Польского короля Сигизмунда (1566 —1632), а в 1614 г. был преподнесен в качестве подарка баварскому герцогу Вильгельму V Благочестивому (1548— 1626).


Однако вернемся в Иерусалим и на гору Елеон. Известно, что уже в первые века христианства в восточной части Елеонской горы появились церковные сооружения, посвященные Иоанну Крестителю. В одном из трудов армянского историка VII — начала VIII в. Анастаса Вардапета отмечается, что в Иерусалиме были построены три армянских монастыря и храм во имя этого святого ( См.:1, 2, 3).На месте обретения главы Иоанна Предтечи «в IV в. был сооружен мартирий» (3, c.553). До 428 г. на Елеоне был возведен на средства царя из армянской династии Аршакидов монастырь во имя св. Иоанна Предтечи, считающийся самым древним сооружением на Елеоне. Построены также монастыри «Панда» и «Мамиконянов», посвященные св. Иоанну Предтече (Там же). На месте часовни Иоанна Предтечи на горе Елеон  когда-то находились древние мартирий или церковь. Во время археологических раскопок, проводимых под руководством архимандрита Антонина, были обнаружены три фрагмента напольной мозаики с памятными надписями и изображениями животных и растений.В середине V века императрицей  Евдокией была основана иерусалимская церковь в честь Иоанна Предтечи, расположенная к югу от Храма Гроба Господня. Cовременное ее здание воздвигнуто в IX—XI вв. на византийских руинах. В XII веке церковь была центром ордена иоаннитов (госпитальеров), а впоследствии снова перешла к православным христианам.   Главной святыней этой церкви  была  икона «Честная Глава Иоанна Предтечи» с частью его лобной кости, вставленной в золотую оправу. Эта реликвия, приобретенная Иерусалимским патриархом   Досифеем (1669—1707), по данным «Православной энциклопедии», ранее принадлежала византийским императорам, а затем грузинским царям и валашским господарям.


Рецензии