Думай о галактиках, бэби!

      — Смирение, — философски сказал Ван, и постучал костяшкой пальца по металлической пластинке в двери. — Когда ничего нельзя изменить, остается делать вид, что все под контролем, хотя ты ни черта не понимаешь и в глубине души можешь быть абсолютно против.
      — Смирение — другое имя усталости, — отозвалась Дьюи. — Постучи погромче, я замерзла.
      — Если бы ты достигла просветления, тебя не волновали бы такие мелочи, — он снова постучал по пластинке. — Здесь нельзя шуметь, кстати.
      — Почему?
      — Горы нестабильны. Риск любого такого Дандарата.
      — Какого еще Дандарата?
      — Так, читал где-то про монастырь с таким названием, еще в детстве.
      — До Третьего Удара?
      — До Второго. Я старше, чем кажусь.
      Дверь распахнулась и лысый старик в бесформенной одежде терпеливо уставился на пришедших, спрятав морщинистые руки в длинные широкие рукава.
      — Мы просили о встрече, — неловко сказал Ван. — Нам обещали содействие. Это Дьюи, а я Ван из Международной…
      — Не надо, — вдруг ясным и трезвым голосом произнес старик. — Я вас вижу. Вы можете войти.
      Ван и Дьюи переглянулись, скинули одновременными движениями капюшоны парок и переступили порог. В помещении было темно, но дальняя дверь вела куда-то, где явно горел огонь. После бесконечных просторов белизны под серыми тучами яркий желтый свет вызывал желание плакать.
      — Я проведу вас, но разговаривать с ним вам придется самим, — предупредил старик. — Не исключено, что он не захочет вам помочь, как не исключено и обратное.
      — Подождите, если он не хочет помочь, зачем согласился на встречу? — насторожилась Дьюи.
      Старик пожал покатыми плечами.
      — У него нет своих желаний, — ответил он. — Здесь их ни у кого нет. Помощь зависит от вашего желания получить ее.
      Они втроем остановились перед деревянной дверью с железным кольцом, которым старик еле слышно звякнул, прежде чем войти. Ван поспешил за ним, чтобы увидеть знаменитость. Дьюи остановилась у него за плечом, недоуменно глядя на матрас на полу, потом на своего спутника — по ее представлениям человек, избавившийся от всех желаний, должен быть как минимум совершеннолетним. Старик сдержал усмешку, отступил назад и растворился за дверями.
      Знаменитости было от силы четырнадцать, может быть пятнадцать, возраст трудно читался на круглом, лишенном мимике лице. Большие уши на стриженой голове выглядели локаторами, словно у летучей мыши.
      — Восемнадцать, — вдруг сказала знаменитость.
      — Что восемнадцать? — глупо повторил Ван.
      — Зим. Мне. Вы пришли узнать мой возраст?
      — Нет. Конечно, нет.
      Ван посмотрел в глаза-щелочки подростка, тот двинул надбровными дугами, лишенными растительности, что должно было означать не то поощрение, не то вежливое приглашение.
      — Я не знаю, как начать, точнее, как объяснить, потому что все это совершенно антинаучный бред, но… — Ван набрал воздуха в легкие. — Одним словом, нам нужна астральная связь с космическим кораблем.
      Глаза подростка все-таки раскрылись, они оказались черными, словно маслины, но вопросов он не задал, поэтому Ван продолжил:
      — Колонисты улетели еще пятьдесят лет назад, по нашим подсчетам они должны были достигнуть Глизе в прошлом году, но никакой связи с ними нет уже несколько лет. Они наша единственная надежда.
      — Почему? — в голосе подростка не было любопытства, только равнодушное уточнение обстоятельств.
      — Черт его знает, — хмуро отозвался Ван, забыв, что разговаривает с монахом. — Не то природа обиделась, не то боги нас разлюбили все какие есть на свете. Планета гибнет. Если бы колонистам удалось основаться на Глизе, это дало бы людям надежду и цель. Сейчас у нас нет ни того, ни другого. Честно говоря, ничего у нас уже нет.
      Он посмотрел на Дьюи, та сидела на полу, подперев щеки кулаками, и лицо ее было похожим на какого-то каменного божка.
      — Помогите нам… как это назвать, даже не знаю, но ведь как-то вы это делаете, раз достигли боддхи. Они не могли умереть, корабельная система интеллекта защитила бы их от всего, что может случиться в космосе, я уверен, что люди живы. Так какого же…
      Ван не договорил, тяжело дыша, Дьюи тоже хранила молчание. Знаменитый подросток подтянул к себе ноги и уперся в колени круглым подбородком. В помещении наступила тишина, прерываемая только потрескиванием масла в светильнике. Черные тени плясали на стенах и Дьюи уже начала клевать носом, когда монах вдруг тоскливо произнес:
      — Кретины вы конченые.
      Ван вздрогнул и поднял голову, в немом недоумении уставившись на подростка — он не мог этого сказать. Но тот, двигая румяными губами, повторил ругательство.
      — Я не… — растерянно начала Дьюи, но Ван вдруг схватил ее руку и сдавил пальцы.
      Черные тени съежились, словно в помещении прибыло света. Подросток поднял голову и посмотрел на них с отчетливой мрачной злобой.
      — Кто программировал этот сраный корабельный скайнет? Ты, Ванчик?
      — Я, — пробормотал Ван, пытаясь определить, кто сейчас говорит с ним через чужой рот. — Вы целы?
      — Целы, мать твою, все как есть, в крио-камерах плаваем в растворе, твой искин нам дровишек подбрасывает, чтобы мы окончательно не замерзли. Он же так был запрограммирован тобой, да? Чтобы мы ни в чем не нуждались?
      — Высшее целеполагание, — слабеющим голосом ответил Ван. — Счастье людей приоритетно.
      — Приоритетно, говоришь? А знаешь, что он сделал, когда мы вышли из прыжка? Никого он не разбудил. Он лег в дрейф! Он, сука, лег в дрейф, потому что на всем, мать его, корабле, не осталось ни одного человека, чьи желания нужно удовлетворять. Вечная жизнь, вечное блаженство. Гори ты в аду, придурок, вместе со своим счастьем.
      Светильник с треском вспыхнул и погас, комната погрузилась в непроглядную темноту. Спустя минуту Ван грузно добрел до двери и вышел, споткнувшись на пороге. Дьюи догнала его, взяла под руку, но он не обратил на это внимания.
      Подросток беззвучно прошел следом за ними и остановился на крыльце монастыря, задумчиво глядя на покрытую мертвым пеплом пустыню и оранжевый ряд монахов, бесстрастно перебирающих четки с закрытыми глазами.


Рецензии