Воображаемый разговор с Николаем I

               
Если б я был царь, то вспомнил бы об Александре Пушкине и спросил у графа Бенкендорфа:
      - Он еще пишет стихи?
      - Пишет, но значительно реже.
      -Это хорошо, - сказал бы я.- А за границу просится?
      - Почти перестал.
      - Хорошо. Что сейчас делает?
      - Собирается писать роман. Если бы удалось направить его перо, это было б выгодно, - как всегда прибавил бы Бенкендорф.
Тут вошел бы Пушкин, и я бы сказал: - Здравствуй, Пушкин! Ты славно проехался по России. Доволен ли ты своим возвращением?
Пушкин ответил бы, как положено. А я бы продолжал:
      - Ты просил отпустить тебя для сбора материала будущего романа, а сам куда отправился? - В Сибирь! Признаться, не ожидал от тебя...
      - Ваше Величество, я оказался так близко... 
      - Ты всегда оказываешся близко к каторге, одной ногой на ней.
      - Я хотел только взглянуть, как они там... (Тут бы наступило молчание). - И я так надеялся, уповал на Ваше великодушие...
Потом я бы спросил: - Ну, как они там? Хорошо устроились?
      - Да, в полном согласии с Вашими пожеланиями.
      - Понимаю.Но ездил ты напрасно: я готовлюсь их возвратить. Ты рад этому, Пушкин?
      - Больше, чем рад, я счастлив, Ваше Величество. Все будут возвращены?
       -Да, всех возвращаю, повешенных тоже.
       -Как?... И повешенных?!
       -Ты не ослышался. Я должен был дать России этот страшный урок. Теперь возвращаю всех. Граф Бенкендорф только что доложил: необходимые бумаги уже подготовлены.
       -Это очень великодушный шаг со стороны Вашего Величества.
       - Надеюсь. Одного не понимаю, Пушкин, - как ты, с твоим искусством во всё вмешиваться, не появился в 25-ом году на Сенатской площади? Что могло тебя остановить?
      - Я ехал, даже мчался и был уже близко. Еще немного и я был бы с ними. Представьте себе, Ваше Величество, меня остановил заяц!
      - Заяц?
      - Заяц.
      - Заяц?!
      - Заяц. 
      - Понимаю.

    Аудиенция кончилась, и я бы приказал Бенкендорфу: если Пушкин будет проситься за границу, сказать, что, конечно, как русский дворянин, он имеет право ехать, но Мне, повторяю, Мне это будет очень неприятно.
Далее. Если что-нибудь еще сочинит - сказать ему от моего имени! - чтобы все написанное переделал в роман наподобие Вальтер Скотта; стихи -тоже непременно переделать в роман. И (с этого начать) - узнать, кого он именует зайцами?

                х х х

     В молодости часто проводил ночи без сна - но из-за стихов! А теперь нет-нет и вот такое в голову лезет, одни пустяки, а тоже не уснешь.


Рецензии