22 из газеты о нём

25.12 – 1.01.2003г.
Из газеты "МК" ("Московский комсомолец") в САРАНСКЕ"
                Владимир Цыкалов: "МОЯ ДУША ЖИВЕТ ПОСЛЕДНЮЮ ЖИЗНЬ…"
          Так получилось, что мне нужно было попасть в бюро судебно-медицинской экспертизы. Последний раз мне случалось там бывать очень давно. Иду, сама не знаю куда. Спрашиваю. Мне показывают двухэтажное здание цвета теплых сливок. Захожу в красные двери, за ними почему-то решетки, я назло им - вперед. Какое-то странное помещение, Вижу - лежит мужчина, с голым торсом, бледно-зеленый. От страшной догадки находит стопор. А тут девушка заходит. Девушка! Живая! Я к ней: "Скажите, пожалуйста, как мне попасть в судмедэкспертизу?" - "Вход с торца".
          После морга меня как-будто обесточили. Ничего уже не хочется, все стало неинтересным. Поднимаюсь на 2-ой этаж к зам. начальника бюро по экспертной работе. На двери табличка: "Цыкалов В.К.". Открываю дверь и вижу лицо, в том смысле, что Лицо. "Чем-то похож на Чехова", - думаю. Чувствую: попадаю в приятное биополе. Смотрю: кабинет как-будто не судебно-медицинского эксперта, а начальника отдела культуры. На стене - экспозиция живописи, в центре - В.Высоцкий с гитарой. Понимаю - "свой" человек. Вижу понимание и там, за очками. Мне показалось, что разговор начался как-то сам собой.
       -    У Вас, случайно, нет дворянских корней? Уж больно лицо у  Вас нетипичное.
          Владимир Константинович улыбается:
          -    Я знаю, что моего деда раскулачили, хотя не таким уж он был и зажиточным. А вообще-то, я думаю, что "дворянин" - это состояние души. Мне, к счастью, повезло с родителями. До 17-ти лет я вообще не знал никаких проблем. Рос эдаким затворником, в своем мире, жизни совсем не знал. Я родился в Воркуте. После школы приехал в Саранск, чтобы поступить на медфак МГУ им. Н.П.Огарева, что и свершилось. Вот тут началась суровая действительность. Жил в общаге, сами понимаете, что это такое для "тепличного" мальчика. Пришлось повидать та-ко-о-е! Ну, ничего, учился. Поступил даже на факультет общественных профессий (ФОП) МГУ и впоследствии получил второе образование: режиссер самостоятельного театрального коллектива. Началась работа в народном театре Дома Союзов.
          Все обязанности по организации и проведению спектаклей и выступлений были возложены на студента Цыкалова. Кстати, знаменитый День Гиппократа (посвящение первокурсников медфака в студенты) принадлежит перу Владимира Константиновича.
     В дальнейшем он стал руководителем студии юмора и сатиры "Эксперимент" при ДКП. С ребятами он ставил эстрадную программу "Блики и лики" (миниатюры и монологи в стиле А.Райкина).
          Шумевшая в то время пьеса в стихах Л.Филатова "Про Федота Стрельца удалого молодца" была поставлена В.Цыкаловым в собственной трактовке. Количество персонажей увеличилось почти вдвое. На спектакле был аншлаг (что наблюдалось и на моноспектакле "В.Высоцкий - поэт, певец, актер», сценарий к которому был написан героем нашего повествования). Кстати говоря, Владимир Константинович стал лауреатом I Всероссийского фестиваля самодеятельного творчества трудящихся, проходившего в Ульяновске.
          - Конечно же, я отбирал актеров в студию, но если я видел, что человек хочет играть, то прикидывал, на что, собственно, он способен. Как врач, я обращал внимание на то, какая у человека память, к примеру: запомнит ли он большой текст или лучше ограничиться репликами.
          Надо сказать, что работали тогда только на общественных началах, т.е. никаких денег от постановочной деятельности Владимир Константинович не имел. А однажды ему прямо сказали: "Театр должен быть рентабельным, иначе...". Получилось "иначе" и театр распался. Но осталось стихотворчество, которым Владимир Константинович занимается с 14-ти лет.
          - Однажды я попытался напечататься в журнале "Юность". Но, похвалив мою работу со словом, мне сообщили, что "стихотворение "Комсомол о себе" не заинтересовало редакцию". Я, конечно, тогда обиделся и даже написал такие строки: "возможно, будет мир рукоплескать творениям твоей души, но... если можешь не писать, пожалуйста, не пиши!"
           Не писать не получилось и, как говорит Владимир Константинович: "Мой ящик поэтической лаборатории стал поглощать все новые и новые работы".
          Творчество В.Цыкалова, как он сам признается, "произрастало" из Ю.Визбора и В.Высоцкого, С.Кирсанова и Б.Окуджавы, О.Гаджикасимова и В.Вишневского. И, конечно же, из А.Пушкина, М.Лермонтова и У.Шекспира.
          В 2000 году типографией "Красный Октябрь" была издана первая книга стихов В.К.Цыкалова "Регистры рифмоцентра" с рисунками и графикой автора.
          - Откровенно говоря, я пытаюсь не называть то, что я пишу стихами. Писать Стихи - удел профессиональных поэтов. Скорее – это зарифмованные мыслесплетения. Потому что мне так легче говорить о том, что я в этот момент чувствую, анализирую, наблюдаю. Не скрою: потом я возвращаюсь к написанному, работаю над словом, вношу коррективы.
          Об остроумии автора говорит хотя бы такая глава книги: "Стихи поэта датского" - здесь собраны стихи, посвященные определенным датам. Или, например, одностишья "а-ля Вишневский": "твой взгляд давно уж с телеповолокой", "тяжелый крест: влачить в себе поэта" и т.п.
          -    Если честно, я никогда ничего не добивался специально, все происходило как-то само собой. Но когда я выпустил книгу, были и такие, которые говорили: "Ну, кому твоя лирика нужна? Это слишком личное..."
          В книге В.Цыкалова я нашла ответ на подобные замечания:
                Ну, что сидите, как на посиделках?
                Критиковать большие мастаки:
                То то не так, то это слишком мелко,
                То так не эдак, то зачем стихи?
       -    По теории "переселения души" моя душа проживает последнюю жизнь на Земле и потом имеет право достигнуть "Высшей цивилизации". Но мне вот что интересно: когда наступает смерть - первым умирает мозг. Как будто вся информация, которую человек копил всю жизнь, мгновенно куда-то улетает.
          Впрочем, по этому поводу Владимир Константинович нарисовал даже картину, которую так и назвал "Жизнь". На ней он изобразил женщину, от которой вверх тянется пуповина, соединяющая ее с плодом. Символично.
       -    А Вы верите в "третий глаз" у человека, ну, экстрасенсам, например?
          -    Что касается экстрасенсов, то зашел как-то ко мне один такой. Показал даже "корочки" на трех языках. Я поинтересовался: "Что Вы лечите?", на что он мне ответил: "Заболевания центральной нервной системы, печени, почек и других внутренних органов человека. И довольно успешно". На мой вопрос: "Что же привело Вас к нам?" он откровенно ответил: "Хотел бы посмотреть, где располагается печень".
       Я смотрю на Владимира Константиновича: полжизни имел дело с трупами и вдруг такие стихи:
                Я на тропе войны... Мой томагавк
                Передо мной лежит напоминаньем,
                -Добро со злом и знание с незнаньем
                В борьбе друг с другом, будто с танком танк.
            
            -    Жизнь удалась?
                -    Итог подводится в конце, а я еще живу.
               
                Галина КОНДАРЕВА.
                ============================


Рецензии