Завещание схиигумена Иеронима Верендякин, 1932-200

«Завещание» схиигумена Иеронима (Верендякин, 1932-2001) – правда или вымысел?
[статья из серии по истории пророчеств].

    Вопрос:
    «Что Вы думаете о «Духовном завещание» Иеронима Санаксарского, которое сейчас активно распространяется на православных сайтах?
    «Сын мой возлюбленный Валерий, твоя жена, ваши дети, все любящие и помнящие меня, недостойного старца во схиме раба Божьего Иеронима.
    Во-первых, слушай и не пугайся! В России уже нет Православных архиереев. По протоколу, у нас последний Патриарх, который уже не попадет в Царство Небесное.
    Бог, меня, недостойного раба забирает к себе. Я уже в тот праведный мир опоздал. Здесь я никому не нужен, меня не поняли ни патриарх, ни архиереи.
    Последний архиерей «гнусного времени» Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, получил знак от Бога – его ударили ножом в бок – это попущение Божие, знак нам всем, что больше нет архиереев праведных на Руси. Остались вместо верных архиереев одни «православные муляжи» с мешками в руках, в которых одно золото и серебро.
    Кто дал им это богатство? Как они им управляют?
    Я просил Бога, чтобы Он меня недостойного взял к Себе, из-за страшного неверия архиереев в Веру Христову. У нас уже был последний патриарх – Пимен. А этот, протокольный патриарх, не удержался перед вражеским племенем.
    Во-вторых, храмы строить уже не надо. Было вчера уже поздно. Кому строить? Православных людей не осталось почти. В церквах наличествуют попы в «красных подрясниках» – почти все жиды со звездами. Вместо хоругвей будет флаг всемирного масонства – звезда еврея Давида.
    В-третьих, Вам о. Меркурий не нужен. Не нужен он и России, которую уже предали. Я его благословил в вечный затвор.
    В-четвёртых, у России будет жизнь новая. Будет в жизни новой Патриарх с Афона Греческого. И снова поднимутся с Земли нашей праведники, и снова, в который раз, нам Богородица укажет, как поступить с Землей Российской. Россия воскреснет, но через большие трудности – слезы и нищету. Будем бедные, но сильные духом – тем и спасемся.
    В-пятых, Ваш игумен не отмолится: он имеет свою волю, он избрал свой путь – теряет Благодать, которую имел. Смотри и думай.
    В-шестых, слушай и крепись: последнее время живем (по Божьему смотрению). Мне дано: около 2003 года придет антихрист и три года и шесть месяцев будет нас и вас казнить руками «красных попов».
Особенно бойтесь 2005 года. Смотри и делай выводы: как только примут решение о строительстве Соломонова Храма в Иерусалиме – израильская всемирная жидовская ложа примется срочно за это дело. Будьте бдительны. Жиды уже купили в Индии семьсот килограмм золота для своего девятисвечника. Затем на ослике в этот, уже построенный Храм въедет антихрист под видом Мессии – всемирного царя. Как только нога ослика вступит в храм – бегите и цепляйтесь хоть за колесо поезда, который повезет христиан в ссылку. Успей своих родных посадить в этот поезд. Тем и спасетесь.
    Ты должен спасти своих людей. Это я тебе поведал, дабы ты сделал выводы из сказанного. Будет голод страшный – уйдёт вода. Золото выйдет наверх. Наступит жара неслыханная. Живые мертвых не будут успевать хоронить. Родители своих детей, а дети своих родителей – живыми съедать будут. Вокруг одно зловоние и трупы. Черные вороны и шакалы будут от крови человеческой православной пьяны.
    А на трупах праведников, на их телах, будут пьяные от богатства и огромной власти, сребролюбия, играть в карты с девицами, обнаженными до наготы «красные попы».
    Будут возле попов верные слуги – прокуроры, милиция, налоговая служба, налоговая полиция, юстиция, медицина. Как покажет «красный архиерей» пальцем, так все эти набросятся на нищих людей. И будут делать под видом прививок надрезы на руках, на вене. Надрезов будет три подряд. И назовутся они: «я – сын антихриста», так как это будет кровосмешение.
    К крови православных христиан будут примешивать кровь антихриста. Вербы должны спасти христиан во время ухода воды. Они благословлены Богом. Откопайте корни и пейте капельки влаги. Вот и не будет жажды. Землю мокрую вокруг этого корня ешьте, и не бойтесь болезни. Это будет вам и хлеб и мед. Воды нигде не будет, а вы будете с водой. Ямку к утру засыпайте, а ночью снова откапывайте. Так от засухи и спасетесь.
    Земля-матушка нас, православных христиан спасет – по молитвам Богородицы. В последние времена на руках, где вены возле ладони, старайтесь в церкви мазать миром, тогда вам надрезы на венах не страшны будут, даже если вы спите, или же находитесь в беспомощном состоянии.
    Не торопитесь детей отдавать замуж или женить. Бог все устроит. Ох, трудно вам будет в последние времена! Вас, последних православных христиан будут унижать, преследовать, проклинать на каждом шагу.
    Не раз вы будете проливать слезы. Но, только вспомните меня, грешного Иеронима, и все пройдет.
    У вас будут постоянно трудные дела. Не надо вам никакого богатства. У последних православных христиан будет другое богатство – молитесь и молитесь. Молитесь дома, лучше вечером и ночью, ходите в церковь настоящую только на исповедь и причастие. Десятой дорогой обходите новых попов.
    Первым умру я, а затем и другие старцы: Кирилл, Николай, Иоанн, Владимир, Илий.     Вы будете без старцев. Ох, как вам плохо будет! Но недолго.
    Все крестите и крестите, особенно не пользуйтесь зарубежными напитками – они заколдованы.
    Не бойтесь смерти. Надо завидовать тем, кто праведно ушел с этого заблудшего мира. Обижать будут вас постоянно. Правды нет. Терпите и терпите. Не отвечайте на зло, отойдите, сделайте обидчикам добро. Тебе в душу плюют, а ты упрекай себя в своей неправоте. Считай себя всегда виноватым. Добром отвечай на зло.
    Будет возможность – приезжайте на могилку ко мне. Просите, что вам надо – помогу. Все – суета сует. Что пользы человеку от трудов его? Живите по возможностям. Истинно верующие в Господа Бога с голоду не умрут. Любите ближнего. Кто не любит ближнего – сразу будет сожжён.
    Бог уже подготовил Рай. Он будет спущен на Землю в один миг. А перед этим Енох и Илия будут предтечей Страшного Суда, и будут побиты камнями. А Серафимушка будет попов обличать – в ад будет устлана дорога архиерейскими облачениями. Будут они соревноваться: кто первый выбросит золото и серебро – да поздно будет! Ангел крылом махнет, и всё их золото и серебро пред Престолом Божиим ляжет.
    Ох, и страшный Суд будет. Архиереи бросятся ноги мыть нищим, да ошейники их не пустят. Евангелие на ночь ложите возле себя. Женщины должны ходить только в платках, особенно перед родителями, и особенно перед отцом. Про косметику забудьте: плацента женская в помаде – бесовщина. Пиво зарубежное не пейте: оно – заколдовано.
    Ни кому, ни кому не делайте зла… Живи как можешь и никуда не вникай. Бог все управит. Не копите богатств земных, а только – небесных. Благословляю на «Жизнь вечную» (Ин. 6: 27), помните и молитесь обо мне. Простите меня, грешника, старца Иеронима» (Духовное завещание о. Иеронима к рабу Божьему Валерию записано под диктовку 3.06.2001 года. Игумен Тихон, келейник о. Иеронима».
   
    Ответ:   
    «Духовное завещание» схиигумена Иеронима Санаксарского несомненно «фальшивка»!!!
    Первое упоминание о «пророчествах» отца Иеронима прозвучало 30.12.2013 в статье «Пророчества Иеронима Санаксарского о России». Автор пожелал остаться неизвестным (подписался как «Очарованная душа»), тогда же был озвучен первый вариант «Завещания»:
    «6 июня на 70-м году жизни (6 июня 2001 г.) после продолжительной болезни умер духовник Санаксарского Рождество-Богородичного мужского монастыря схиигумен Иероним (Верендякин). Он был рукоположен в священники в 1974 г. Пензенским Владыкой Мельхиседеком. Служил на приходах в Пензенской епархии – в Спасске, в Пензе в Кафедральном соборе, в Клопинске. После принятия монашества стал в 1991 году духовником Санаксарского монастыря Мордовской епархии.
    Проводил молебны о здравии болящих и этим снискал большую известность среди верующих. В январе 2009 года Православная газета «Благовест» опубликовала о нем духовный очерк, после чего в Санаксарский монастырь на могилу старца устремились со всей страны многочисленные паломники. Схиигумен Иероним также окормлял Михайловский женский монастырь Симбирской (Ульяновской) епархии. Старец Иероним похоронен на монастырском кладбище Санаксарского монастыря близ г. Темников в Мордовии.
    Известность он приобрел после своих сбывшихся предсказаний о свержении в России коммунизма, канонизации Николая II, гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» – чему он стал свидетелем при жизни. Самое знаменитое, но пока не сбывшееся предсказание старца: после Владимира Путина страной будет править православный царь.
    Пророчества. Иеросхимонах Иероним, Санаксарский монастырь (+ 6.06.2001):
    «Слушай и не пугайся! В России уже нет Православных архиереев. По протоколу, у нас последний Патриарх, который уже не попадёт в Царство Небесное. Последний архиерей «гнусного времени» Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, получил знак от Бога – его ударили ножом в бок – это попущение Божие, знак нам всем, что больше нет архиереев праведных на Руси. Остались вместо верных архиереев одни «православные муляжи» с мешками в руках, в которых одно золото и серебро. Кто дал им это богатство? Как они им управляют? У нас уже был последний патриарх – Пимен. А этот, протокольный патриарх, не удержался перед вражеским племенем. Храмы строить уже не надо. Было вчера уже поздно. Кому строить? Православных людей не осталось почти. В церквах наличествуют попы в «красных подрясниках» – почти все жиды со звёздами.
    Придёт антихрист и будет нас и вас казнить руками «красных попов». Как только нога ослика вступит во вновь отстроенный в храм Соломона – бегите и цепляйтесь хоть за колесо поезда, который повезёт христиан в ссылку. Будет голод страшный – уйдёт вода. Золото выйдет наверх. Наступит жара неслыханная. Живые мёртвых не будут успевать хоронить. Родители своих детей, а дети своих родителей – живыми съедать будут. Вокруг одно зловоние и трупы. Чёрные вороны и шакалы будут от крови человеческой православной пьяны. А на трупах праведников, на их телах, будут пьяные от богатства и огромной власти, сребролюбия, играть в карты с девицами, обнажёнными до наготы «красные попы». Будут возле попов верные слуги – прокуроры, милиция, налоговая служба, юстиция, медицина. Как покажет «красный архиерей» пальцем, так все эти набросятся на нищих людей. И будут делать под видом прививок надрезы на руках, на вене. Надрезов будет три подряд. И назовутся они: «я – сын антихриста», так как это будет кровосмешение. К крови православных христиан будут примешивать кровь антихриста. Вербы должны спасти христиан во время ухода воды. Они благословлены Богом. Откопайте корни и пейте капельки влаги. Вот и не будет жажды. Землю мокрую вокруг этого корня ешьте, и не бойтесь болезни. Это будет вам и хлеб и мёд. Воды нигде не будет, а вы будете с водой. Ямку к утру засыпайте, а ночью снова откапывайте. Так от засухи и спасётесь. Земля-матушка нас, Православных христиан спасёт – по молитвам Богородицы. У последних Православных христиан будет другое богатство – молитесь и молитесь».
*    *    *
    28.10.2016 года в статье Владимира Карпеца «Схиигумен Иероним Санаксарский: «ГЕОПОЛИТИКА ОБОЖЕНИЯ» был опубликован второй вариант «завещания»:
    «... Европе к России присоединятся исконно Славяно-Русские земли – часть Турции, Болгария, Югославия, Албания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Восточная Германия (Бавария), Скандинавия (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), а также Греция и Италия ниже реки Арно. В Северной Америке к России отойдут земли выше 60-го градуса, а именно: штат Аляска США, часть Канады, Гренландия и Исландия. В народах мира, в том числе и на территории Священной Русской Империи, будут традиционные формы хозяйствования, власти, верований и национальной культуры.
    В иерархии уже сложившихся традиционных верований Православная Церковь будет занимать господствующее положение. Высшая власть и священство будут исключительно у великорусов. Противящиеся будут выселяться на пустынные пространства на милость Божию. Русь, воцарившаяся со Христом на тысячу лет, так и не поклонившаяся зверю (под руководством Царя), упасет народы жезлом железным […]».
    В дальнейшем текст «Завещания» почитателями «пророческого дара» отца Иеронима видимо постоянно корректируется, Вы привели третий вариант списка.
 *     *     *
    Хотя в «Православной энциклопедии» о схиигумене Иерониме ничего не сказано, однако приведём его краткую биографию.
    [Иероним (Иван Яковлевич Верендякин, 1932-2001), схиигумен, насельник Темниковского Богородице-Рождественского Санаксарского монастыря, родился 14 сентября 1932 года в селе Ичалках Ичалковского района Мордовской АССР в семье крестьянина.
    Окончил восемь классов средней школы, трудился плотником, электриком, грузчиком, а с 1974 года – сторожем Иоанно-Богословского собора в городе Саранске. По воспоминаниям самого батюшки, он еще в детстве хотел стать священником.
    6 апреля 1975 года был рукоположен во диакона, а на следующий день – во иерея, епископом Пензенским и Саранским Мелхиседеком (Лебедевым). Назначен настоятелем Покровской церкви села Спасского Рузаевского района.
    В 1979-ом переведен на служение священником в Иоанно-Богословский собор в Саранске.
    В 1983-ем переведен настоятелем Никольской церкви в селе Колопино Краснослободского района Мордовской АССР.
    В 1987 году возведен в сан протоиерея.
    В те годы правящий архиерей Пензенской и Саранской епархии Серафим (Тихонов) отзывался о нем так:
    «Скромный и исполнительный. Любим прихожанами. Образ жизни ведет безупречный».
    В 1989 году протоиерей Иоанн и его супруга Анна Демидовна написали прошения епископу Серафиму о благословении постричь их в монашество.
    27 апреля 1990 года был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. Постриг в Покровской церкви села Дракино Торбеевского района Мордовии совершил архимандрит Модест (Кожевников).
    В том же году назначен также настоятелем Никольской Церкви в селе Старое Синдрово Краснослободского района, оставаясь и настоятелем Колопинской церкви...
    В 1991-ом ко дню святой Пасхи возведён в сан игумена патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
    Недолго служил настоятелем Никольской церкви в селе Теризморга Старо-Шайговского района Мордовии.
    24 мая 1991 года определён насельником Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря. 3 декабря того же года он был назначен братским духовником.
    19 декабря 1992 года пострижен в великую схиму с наречением имени в честь блаженного Иеронима Стридонского. Постриг совершил наместник монастыря, архимандрит Варнава (Сафонов).
    Кроме послушания братского духовника схиигумен Иероним был ещё и духовником Свято-Тихвинского Куриловского женского монастыря и других монастырей Мордовии, Михаило-Архангельского женского монастыря Симбирской епархии.
    В последний год жизни тяжёло болел. Скончался 6 июня 2001 года. Отпевание 8 июня возглавил наместник архимандрит Варнава (Сафонов) в сослужении прибывшего из разных мест духовенства при огромном стечении верующих. Погребён на братском кладбище Санаксарского монастыря, у алтаря Воскресенского храма].
*    *    *
     Начало «славы» схиигумена Иеронима, как старца, положила статья Антона Жоголева «Батюшка Иероним» от 17.01.2009 года в православной газете «Благовест»:
    «В конце августа я вновь побывал в Санаксарском монастыре. Признаюсь, что после выхода в свет книги о старце схиигумене Иерониме (Верендякине, + 6 июня 2001 г.), с некоторой тревогой посетил я прославленную мордовскую обитель. Что-то скажут мне санаксарские монахи, как-то встретит меня сам батюшка Иероним…
    А вот и она – могилка старца. Прежний простенький деревянный крест стоит прислоненным к стене храма, выкопанный из земли. На его месте на могиле установлен красивый кипарисовый крест с распятием. Еще на могиле старца появились записочки от многочисленных прихожан. Записочки эти люди бережно складывают в вазочку с цветами. Чтобы старец услышал, заступился и помог… А рядом с могилой – «песочница», над которой табличка: «Здесь можно взять землицу с могилы батюшки».
    Отец Иероним и по смерти своей не оставил без помощи и окормления ни духовных чад своих, ни Санаксарскую обитель, духовником которой он был на протяжении многих лет. Все время, проведенное в монастыре, я незримо ощущал на себе его любящий, но и по-схимнически строгий взгляд. А уже перед самым отъездом из монастыря бывший келейник старца Иеронима иеродиакон Амвросий передал мне для публикации несколько писем от санаксарских паломников с рассказами о чудесном заступлении старца Иеронима. Публикацию этих и некоторых других свидетельств чудесной помощи старца хочу все же предварить кратким предисловием.
    Готовя к изданию книгу о старце Иерониме, работая с письмами – свидетельствами людей, которым уже из Вечности протянул руку помощи схиигумен Иероним, меня иногда посещало тревожное чувство. Сколько раз ощущал я при его жизни молитвенную помощь Старца! Несколько раз сподобился видеть его во сне, слышать от него – на расстоянии сотен километров! – слова назидания и утешения… И вот ушел он в Вечность – и словно забыл обо мне… Но спустя неделю после возвращения из монастыря, в ночь на 3 сентября, я наконец-то встретился со старцем Иеронимом во сне… Но до чего необычной была наша короткая встреча!
    Снилось мне, будто я приезжаю к отцу Иерониму, чтобы задать какие-то вопросы. Но вокруг места, где он живет, толпятся приехавшие отовсюду паломники. Осаждают старца вопросами, просьбами об исцелении, житейскими проблемами… Встаю в эту огромную очередь и я. И вот вижу окруженного толпой Старца. Но что это? Лик его, как и при жизни, светел и чист, но только уж очень бледное у него лицо, точно фарфоровое, и огромная усталость, измождение во взоре. Так и кажется, что не выдержит он всю эту тяжесть чужих скорбей и упадет под непосильной ношей… И все же я подхожу к нему и не обинуясь задаю свои вопросы… Спросил, а отвечать мне на их уже некому. Отец Иероним… исчез! Все бросились его искать, и я тоже, но нигде его не нашли. Изумленный его таинственным исчезновением, иду я по какой-то пустынной местности. Вдруг случайно оглядываюсь и вижу, что под мостом, в какой-то небольшой пещерке, сидит, спрятавшись от осаждающих его паломников, батюшка Иероним. Справиться с таким потоком просителей он не в силах, и надо ему какое-то время отсидеться в одиночестве, в утлой пещерке, догадываюсь я. И решаю, что никому не скажу про то, где притаился старец. Но возле гостиницы меня ждут два милиционера. Они тоже разыскивают пропавшего отца Иеронима. Им сообщили, что я был последним, кто говорил с ним. Они строго спрашивают меня, зачем я приехал к старцу и какие вопросы задавал… И тут вместо меня один сотрудник газеты вмешивается в разговор и говорит так: «Да ведь отец Иероним духовник нашей редакции!..» После этих слов стражи порядка смягчаются ко мне. И я тихонько, чтобы никто из паломников не услышал, сообщаю им место, где только что видел спрятавшегося от посетителей Старца… На этом сон оборвался.
    Что и говорить, не слишком радостной была эта наша встреча. Да и на свои вопросы ответа я так и не получил… Долго бы мне пришлось оставаться в недоумении от этого сна, если бы один духовный человек не разъяснил мне увиденное. Наверное, могут быть какие-то другие объяснения. А может быть и вовсе лучше ничего не истолковывать, вспомнив об аскетическом монашеском правиле «не принимать и не отвергать» все необычное. И все же мне думается, что это увиденное важно не только для меня и проливает свет на один очень важный феномен. Книга о старце Иеронима и многочисленные публикации о нем в Православной периодике вызвали мощную волну молитв верующих людей к еще не прославленному батюшке Иерониму. Паломники и ТАМ не оставили в покое батюшку, как не давали ему ни минуты роздыху во время его земной жизни. Только теперь они не караулят, как прежде, его у дверей кельи, а стучат и стучат к нему в Небесный Кров с просьбой помочь, исцелить, заступиться… И по своему человеколюбию отец Иероним как при жизни всего себя, без остатка, отдавал людям, так и сейчас предстательствует пред Богом о каждом обращающемся к нему с молитвенным прошением. Но есть духовные законы и правила, которые почти не знают исключений. Особое дерзновение молитвенно ходатайствовать пред Богом за людей имеют уже канонизированные, прославленные Церковью святые. Не прославленные Церковью даже и известные подвижники благочестия, в числе которых, я уверен, и находится батюшка Иероним, такой дерзновенной силы все же, как правило, не имеют. И хотя они тоже приходят на помощь к тем, кто к ним обращается, для этого им требуются гораздо большие духовные усилия… Мы слишком рано стали молиться старцу, позабыв о своем долге любви молиться о старце (об этом, кстати замечу, сказал мне в личном разговоре известный многим паломникам санаксарский иеромонах Венедикт). Не только мы нуждались и нуждаемся в молитве о нас старца, но и он для осуществления своего великого служения молитвенного предстательства за весь мир тоже нуждается в наших молитвах. Читая уже написанный (!) акафист отцу Иерониму, не забыть бы нам заказывать по нему обедни, сорокоусты и панихиды. Прося почившего старца о помощи, не забудем и его поминать в своих молитвах. Тогда и у него достанет сил молиться за нас и за весь мир…
    Интересно, что матушка Ирина Шикина, вдова покойного дивеевского иеромонаха Владимира (Шикина, + 2000 г.), у которого на могиле в Дивеево также много записочек с молитвенными прошениями, рассказала самарской паломнице рабе Божией Ольге, что одна женщина после смерти отца Владимира увидела его во сне на… костылях. Видно, и ему тяжела эта непомерная ноша народной любви - молитвенно предстательствовать за сотни и сотни людей. Ведь одно дело стяжать своей праведной жизнью Небесную награду, и совсем другое – после смерти получить дерзновение предстательствовать за людей в молитвах.
    Пишу я это вовсе не для того, чтобы посеять сомнение в духовной мощи этих двух праведников. Хочу лишь сказать, что старец схиигумен Иероним еще в своей земной жизни перешел рубеж, отделяющий обыденность от чуда. И видимо Санаксарскому монастырю нужно постепенно, хотя и без спешки и суеты, начинать подготовительную работу к возможной будущей канонизации старца Иеронима. Ни о каком немедленном прославлении речь, конечно же, не может идти – и это тоже один из неписаных духовных законов, который нельзя нарушать. Еще слишком недавно отошел от нас в Вечные обители батюшка Иероним. Но если эта работа будет иметь Божие благословение, то рано или поздно, а вернее всего – когда это будет угодно Богу, наступит радостный день, когда Православная Россия обретет еще одного великого предстателя за всех, кто обратится к нему в молитве за помощью. И сотни людских уст уже с твердой уверенностью в том, что будут непременно услышаны, наконец произнесут: «Отче Иерониме, моли Бога о нас!»».
*    *    *
    Как видим из статьи Антона Жоголева «Батюшка Иероним» от 17.01.2009 года:
    во-первых, он в январе 2009 года ничего ещё не знает о существовании «Духовного завещания» схиигумена Иеронима Санаксарского.
    во-вторых, он честно пишет: «келейником старца Иеронима последние восемь лет был иеродиакон Амвросий», откуда взялся игумен Тихон, келейник о. Иеронима по «Духовному завещанию» абсолютно не понятно,
   в-третьих, книгой о старце Иерониме брошюру Антона Жоголева за 2008 год очень трудно назвать, по настоящему, книгой стало переиздание «Старец Иероним, по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского» за 2012 год:
    «Автор-составитель книги – редактор Православной газеты «Благовест» Антон Евгеньевич Жоголев – лично знал отца Иеронима. После первых публикаций в «Благовесте» о санаксарском старце имя батюшки Иеронима стало известным по всей России. Тысячи людей обрели молитвенного предстателя пред Богом, а для многих из них схиигумен Иероним стал духовным наставником. В этой книге собраны журналистские очерки о духоносном старце, а также воспоминания тех людей, в чьей жизни встреча с батюшкой Иеронимом оставила неизгладимый след...»
    (Правда, здесь автор книги и редактор Православной газеты «Благовест» соврал, никакого благословения Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского получено не было, да, и братия Темниковского Богородице-Рождественского Санаксарского монастыря о «литературной деятельности» Антона Жоголева ничего не знала и благословения на издание его «Воспоминаний» не давало, о чём наместник монастыря (с 24 декабря 2010) Иннокентий (Руденко) неоднократно делал заявления).
    Да, и сам, Антон Жоголев, пишет:
    «В конце августа я вновь побывал в Санаксарском монастыре. Признаюсь, что после выхода в свет книги о старце схиигумене Иерониме (Верендякине, + 6 июня 2001 г.), с некоторой тревогой посетил я прославленную мордовскую обитель. Что-то скажут мне санаксарские монахи…».
    В-четвёртых, никаких «пророчеств» от старца Иеронима в первом сочинении Антона Жоголева за 2008 год приведено не было, всё ограничилось «бытовыми воспоминаниями» самого старца и его духовных чад:
    «Старец… В Православии это не столько возрастное, сколько духовное понятие. Старцами называют лишь тех немногих, кто стяжал благодать сердечной молитвы, кто имеет особое дерзновение пред Богом молиться за весь мир и подавать духовные советы ближним.
По молитвам старца происходили чудеса исцелений, решались казавшиеся неразрешимыми житейские ситуации, страждущие получали духовные советы и утешение…
    Тысячи людей обрели молитвенного предстателя пред Богом, а для многих из них схиигумен Иероним стал духовным наставником…
    Был он мудр не той внешней книжной мудростью, …а мудростью духовной, внутренней, идущей от Бога. Он был, согласно Писанию, «безумен в веке сем» (1 Кор.3, 18), но это как раз именно то безумие, которое и есть мудрость в очах Божиих.
    Еще при жизни он перешагнул за незримый рубеж, отделяющий обыденность от чуда. Многим… он являлся во сне, – давал советы, оказывал поддержку, находясь при этом за сотни километров. Его молитва оказывала немедленное и очень сильное действие. Сам его образ помимо сознания влиял на душу человека…
    Тысячи паломников, посещавшие Рождество-Богородицкий Санаксарский мужской монастырь, знали схиигумена Иеронима как любвеобильного старца-утешителя. Множеству страдавших от физических и душевных болезней он помог своими молитвами. Вся жизнь батюшки была ярчайшим примером истинного смирения и послушания Богу и Его Заповедям...».

    Из воспоминаний старца Иеронима (Верендякин, 1932-2001):
    «Ещё с детских лет ненормальным меня называли. Потому что еще в детстве, когда меня спрашивали, кем ты хочешь быть, я отвечал: «Попом буду!» Они смеялись надо мной, а я действительно попом стал. И в шесть лет, и в семь я говорил, что стану попом... Все братья мои, все дяди были грамотные. Были среди них и учителя. И они удивлялись, почему я не хочу учиться? А я стоял на своем: «Буду попом!»...
    В священники меня рукоположил в 1974 году Пензенский владыка Мелхиседек. Это случилось в день Благовещения. На Пасху я уже служил на своем приходе...
    Мой первый приход был в Спасске, я служил там в Покровском храме. Потом пять лет служил в Пензе в соборе. Потом служил в Колопино. Оттуда попал в Санаксарский монастырь, и пять лет назад меня поставили его духовником. Люди часто приходят ко мне, утешения просят. Учу их правильно молиться, искать исцеления не тела, а души... Мы – как работники последнего часа, которые были наняты самыми последними и трудились меньше всех. Не по трудам, а по милости Божией мы ожидаем себе награды...».

    «Отец Иероним стал духовником Санаксарского монастыря Мордовской епархии в 1991 году, после принятия монашества. В Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре он подвизался 10 лет.
    Старец не только принимал страждущих, но находил и время отвечать на письма тех, кто просил о помощи.
    Приведём лишь несколько строк из письма старца к рабе Божией Ксении М.:
    «Исповедайся и причащайся два-три раза в месяц, не отчаивайся, моя хорошая. Будем за тебя молиться, а ты за меня! Знать, так Боженьке угодно, чтобы мы терпели друг друга, молились друг за друга и всем прощали. Старайся больше молиться, учись петь духовные песни, они тебе будут помогать в трудные минуты. Никогда не ругайся, не прекословь, не спорь, а твори молитву и крестись...».

    Из воспоминаний Ксении М. (Волгоград):
    «Мне было 11 лет, я с детства ходила в храм, и, наверное, поэтому у меня уже с детства были скорби, такие скорби, что я доходила до отчаяния... Однажды в храме я услышала про батюшку Иеронима. Женщина что-то рассказывала о святой жизни старца и о его неизмеримой любви к людям. Последнее для меня было, конечно, намного важнее первого. Я долго думала – писать или не писать, потом помолилась и с трясущимися от страха руками в письме поплакалась батюшке на мою жизнь. Ответ пришел очень быстро – через две недели...
    И всегда, когда враг одолевает, когда на душе тяжело, я открываю письмо старца и читаю: «Мир тебе, дорогая Ксения, и Божие благословение!» И еще: «Будем за тебя молиться…». Значит, Батюшка жив! Значит, он стоит пред Престолом Небесным и невидимо за нас молится Богу!».

    Иерей Стефан вспоминает:
    «Этот достопочтенный духовный отец нашей последней электронной эпохи сиял небесным светом, просвещая многие сердца верующих России и всех континентов Земли... С отцом схиигуменом Иеронимом многих из нас, его духовных чад, Господь свел в скорбях, в создавшихся трудных неразрешимых вопросах житейского моря. Так и я, в поиске пути спасения, посетил Дивеевский монастырь, приехав туда с целью подкрепить здоровье в целебных Серафимовских источниках и, если Богу будет угодно, обрести себе наставника духовного звания – будь то монах или монахиня.
    В пути следования узнал, что в ста километрах от Дивеева есть мужской монастырь, где живет, как мне сказали, прозорливый старец, схиигумен Иероним. Узнав об этом, хотел было сразу направиться в Санаксары и повидать этого дивного старца...
    Итак, Господь привел меня к этому чудному человеку... Дух во мне трепетал, сердце радовалось. А он как будто знал меня всю жизнь. Завел в келию, и у нас состоялась беседа. Поделился я с ним своею скорбью, которая беспокоила меня по роду моей службы у Престола Божия. И вот, как он сказал и утешил, дал наставления, так все и исполнилось... А, сколько таких, как я, исцелил, направил, вразумил отец Иероним – несть числа, Господь знает...».

    Из воспоминаний рабы Божией Натальи Д. (Мордовия):
    «Батюшка Иероним всей своей жизнью подражал Христу и поэтому никогда не позволял себе кого-либо осудить или же грубо высказаться в чей-то адрес. Он никогда не брал на себя суд Божий, всегда молился о Святейшем Патриархе Алексии Втором и Архиепископе Варсонофии, правящем архиерее, призывая и всех, приходящих к нему, молиться за пастырей и архипастырей. Однажды, придя к батюшке, я пожаловалась ему на действия своего руководителя, который заставлял меня зарабатывать деньги для православного университета на паломниках. Выслушав меня, о. Иероним сказал: «Передай ему, что так делать нельзя, за это придется отвечать перед Боженькой». А потом добавил: «А мы с тобой пойдем каяться, потому что осудили его...».

    «У батюшки было великое смирение. Вменяя себя ни во что, он называл себя грешным и недостойным, а когда доводилось ему слышать лестные отзывы о себе, как о старце-прозорливце, он очень огорчался. Его келейник, о. Амвросий, прятал от батюшки газеты, где бывали хвалебные публикации...».

    «Старец был не только великим утешителем, он исцелял души людей, наставлял на Путь Истинный. Старец говорил: «Сколько сейчас приходит ко мне больных людей, и я сразу у них начинаю спрашивать: «Вы пришли с какой целью?» И никто не скажет, что вот, я пришел, чтобы спастись. А большинство говорит: «Я хочу исцелиться». А ведь самое главное – не телесное исцеление, а исцеление духовное».

    «6 июня 2001 года старец Иероним скончался, 8 июня в последний путь его проводили 60 священнослужителей из различных епархий. Проститься со своим духовным отцом прибыли духовные чада из многих городов страны. Старца Иероним похоронили на братском кладбище возле алтаря храма Воскресения Христова...».

    «Высказывание старца Иеронима:
    «Я всегда говорю слова святого Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия, а остальное все приложится вам». Главное, чтобы мы заботились о спасении, а не о телесном здравии. А когда будем искать спасения, тогда узнаем, как освободиться от черных сил. Покаяние – правильный путь ко спасению...
    Человек, возрождаясь духовно, получает спасение и исцеление...
    Господь безмерно любит нас. Без меры дает нам дары. Но как мало мы делаем для драгоценной своей души...
    Как мало мы ее украшаем! Мы так мало заботимся о ее чистоте, о ее красоте, о том, чтобы она чистой, а не в заплатах греха, пришла к своему Жениху...
    Господь любит нас до ревности. Какие бы мы грехи не совершали, а Господь терпит нас. Как мы можем, друг друга не терпеть, когда Господь терпит нас?! Мы стараемся спасать душу свою, а Он за нас отдал Свою душу, страдал за нас на Кресте...
    Мы должны терпеть все искушения и испытания, как терпел Спаситель. И не только терпеть должны мы, а и с радостью переносить. Тогда мы достигнем спасения...
    Каждому человеку дана Богом мера спасения. Насколько мы будем смиряться, настолько будем приближаться к Богу. Вот почему смирением мы всегда, если пожелаем, сможем получить спасение. Не жалей плоти – она есть лишь жилище наше. А там, внутри, Невеста наша, которая будет встречаться с Женихом, с Богом. Душа – Невеста Христова! Вот ее-то, Невесту, и нужно украшать цветами. Нужно сплести драгоценный венок. И нужно успеть сплести этот венок до кончины жизни нашей. И если успеем, то Господь даст нам спасение. Только вот мы не всегда постоянны. А надо всегда быть постоянным. Упал – вставай, беги. Лежишь? Все равно твори молитву! Если не успеешь встать, как в борьбе бывает, когда судья досчитает до десяти, – значит, проиграл. А если даже и положили тебя на лопатки, но ты сразу вскочил, то ты еще не побежден, бой продолжается! Так и мы должны немедленно вскакивать, должны держаться до конца в неравном бою...
    Сейчас такое время – перед ураганом затишье. Господь ждет от нас покаяния, ждет, что мы встанем на спасительный путь жизни. Господь дал нам время для покаяния, и мы должны это время прожить по Божьи. Никогда еще люди не подвергались таким тяжелым испытаниям и искушениям, как теперь. Но чем больше искушений, тем спасительнее наше время. Ни один человек сейчас не проходит по жизни без испытаний... Сейчас наступает последний срок для покаяния, последний шанс нам, чтобы мы покаялись и оставили греховный путь...
    Должны каждую минуту, каждый час следить за собой – какой мы путь прошли, какие перед нами поставлены преграды на пути ко спасению, какие мы грехи совершили...
    И надо немедленно покаяться... Нужно очиститься от греха и идти по Божьему пути. Господь безмерно любит нас. Без меры дает нам дары. Но как мало мы делаем для драгоценной своей души...
    Мы так мало заботимся о ее чистоте, о ее красоте, чтобы она чистой, а не в заплатах греха, пришла к своему Жениху...
    Бог дает нам утешение. Все дает нам, чего у Него ни попросим. «Просите, и дастся вам, ищите и обрящете». Однажды я сидел у себя в келии, был вечер. А следующий день приходился на праздник – память святителя Тихона и апостола Иоанна Богослова. И вот я думаю: «Боженька мой! Я вот хочу, чтобы мне рыбки поесть. Иоанн Богослов был рыбак, и я люблю рыбку – пошли мне рыбку!» И только успел я об этом подумать, как вдруг дверь в келию распахнулась и чья-то рука протягивает мне два больших леща! Я хотел, было, поблагодарить дарителя, выскочил за ним из келии, но никого уже не было...
    Видно, кому-то Бог внушил дать мне рыбку. И сделать это именно в тот момент, когда я об этом попрошу. Лещи были жирными, каждый по три килограмма. Я позвал братию, и мы утешились...»
*    *    *
    Как видим вся информация о схиигумене Иерониме (Верендякин, 1932-2001) имеет только один-единственный первоисточник – редактора Православной газеты «Благовест» Антона Евгеньевича Жоголева, и даже он ничего не знает о «Духовном завещание» старца Иеронима.
*    *    *
ДТН.


Рецензии