Путешествие 3 Кавказ

Первая поездка на Кавказ.

   После своего путешествия в Киев и Канев я долго никуда не ездил. В  десятом  классе выпускные экзамены, потом вступительные экзамены в институт, далее учеба, летняя практика, отдых у тети в Латвии. После второго курса у меня возникли трудности с институтом, там тоже было не до отдыха, потом три года в армии. Короче второе мое путешествие состоялось  летом 1966 года. Тогда я работал на Первом ГПЗ. И у нас образовался небольшой круг молодежи.  Вот с двумя девушками и еще с одним парнем я поехал отдыхать в Новый Афон.
Москва. Курский вокзал. Поезд, купе. Я сижу на нижней полке. Девочек еще нет. Смотрю в окно и грустно вздыхаю. Очень грустно. Почему то перед отъездом в другое место, более или менее далекое от дома, меня всегда охватывает грусть, непонятное томление, желание быстрее уехать, и одновременно желание остаться. В купе впорхнули две девушки, одна в сопровождении брата, другая одна. Брат осмотрел купе, спросил меня далеко ли я еду. И попросил присмотреть за девушками. Да уж, скромные были девицы. Не сказали, что мы едем вместе. Потом они мне рассказали, что ничего не сказали дома, что едет со мной и еще одним нашим общим другом-сотрудником. Родители бы их не пустили. Они сказали, что едут вдвоем в Новый Афон.  Наивные родители - двух девушек одних на Кавказ пустили, а с парнями не хотели. Бывают же наивные люди. Поезд шел долго и утомительно. Мы болтали, ели, рассказывали анекдоты, развлекались как могли. Наконец-то в Туапсе мы увидели море. Для меня море было не в диковинку, я часто бывал в Прибалтике. Девочки видели его впервые. И были в восторге. И вот Новый Афон. Мы на перроне, легко снимаем жилье у хозяйки, живущей в 10-15 минутах ходьбы от моря. Удобства не очень. Две комнаты, в одной расположились девушки, я с  парнем сослуживем и еще одним совсем посторонним парнем, втроем,  разместились в относительно большой комнате. Туалет, рукомойник были на улице. Но зато море недалеко. Впоследствии к нам присоединился еще один парень, друг нашего соседа по комнате. Он с родителями жил рядом в другом доме. С ним была его подруга. Вот такой компанией мы начали отдыхать. Сначала мы много времени проводили на море. Загорали, плавали, вновь загорали. Для меня не любителя сидеть на одном месте, это было тяжеловато. Самым неприятным моментом было для нас поиски чего бы поесть. Утром это не составляло труда. Всякую зелень, что то из молочных мы покупали по дороге с моря домой. А вот с обедами было плохо. Мало столовых, толчея, духота, не очень вкусная пища. Я там пару раз отравился. Но море есть море. Потом нам изрядно оно надоело и мы стали искать другие способы проводить время. Поехали в Сухуми. Сейчас уже я Сухуми помню плохо. Помню только чистый город, по-моему очень  холмистый. Помню хорошо обезьяний питомник. Было очень забавно наблюдать за жизнью обезьян в вольерах. Сухумцы им очень гордились. И вспоминаю два рассказа о военном Сухуми. Летом 1992 года мой друг Стас работал в сухумском обезьяньем питомнике. Он был врачем и жил в гостинице в центре города. Он рассказывал:  «Однажды рано утром в городе стали раздаваться взрывы, стрельба. Мы ничего не понимали. Наша команда  собралась в заповеднике. Заповедник тоже был обстрелян. А потом нас вывезли из города уже занятого грузинами. Было страшно пока мы не оказались в России». И воспоминания абхазки из Сухуми, учившейся у меня на бухгалтерских курсах. Для них это была жуткая война, ее семья в чем была бежала из Сухуми, бежала в Россию. Она рассказывала, что город был разрушен и от тихого и уютного города ничего не осталось. А жаль. Мир лучше чем война. Бродили мы и по Новому Афону. В Новом Афоне мы осмотрели Ново - Афонский монастырь. Тогда там был санаторий. Но больше всего мне запомнилось восхождение на  Иверскую гору к развалинам крепости и храма. Туда вела старая, мощеная камнем, дорога. Паломники ползком поднимались по ней к этой крепости и расположенной там церкви. Мы же выбрали прямую незатейливую дорогу. Прямо, вверх от подножия горы. Не по тропкам, а на пролом. Забираться было очень весело, цеплялись за кусты, камни и медленно, относительно медленно, ползли вверх. Осмотрели развалины крепости и храма. В то время там все было заперто, ничего не работало. Но больше всего меня  заворожили  открывшиеся перед нами виды. На юге - раскинулось море широко, к нему спускаются изумрудно - зеленые леса, внизу узкая полоса берега. Море кругом насколько хватает глаз. Дух захватывает. С севера виды на горы. Горы, горы, насколько видно кругом. И зелень и долины и опять горы. Это было мое первое в жизни восхождение на гору. И я сразу буквально влюбился в эти виды, влюбился в горы. Осмотрев все, мы решили спускаться вниз. И нам бы по мощеной дороге спокойно бы спуститься вниз. Долго, но надежно. Но мы стали спускаться по склону горы, без дороги, напрямик. Да, тот спуск был идеальным по скорости - быстро, и по надежности - надежно на своих пятых точках спустились вниз. Гора крутая, ноги скользят и на грунте и на листьях. Держаться очень трудно. Возьмешься за куст, а он хрупкий - ломается. В общем, тормозя всем, чем только можно спустились с этой невысокой горы. Удовольствия было море, и шуток и воспоминаний.
    Но самое неприятное, что ждало меня в Новом Афоне была сырость, очень высокая влажность, утром проснешься - вся простыня мокрая, одежда влажная. Высокая влажность и в воздухе. Мне трудно было дышать. Но море есть море. Обратно мы ехали не поездом, а летели самолетом. В Новом Афоне тогда не было аэропорта. Летом самолеты летали из Гудауты, где находился военный аэродром. Надо сказать, что тогда этот аэропорт совсем не был приспособлен для гражданской авиации. Я вспоминаю, что мы перед посадкой находились в каком - то небольшом помещении, к самолету, по-моему, шли пешком. Но зато интересно взлетали, взлетали прямо в море. Самолет разгоняется и уходит в море, сидишь у иллюминатора и до самого горизонта море, а сверху небо. Очень впечатляет. Только взлетел и под тобой необъятная синь. Так первый раз я встретился и простился с Кавказом.

Вторая встреча с Кавказом.

   Второй большой поездкой по Кавказу была моя поездка в 1968 году из Баку по Закавказью до Батуми. То была трехнедельная туристическая поездка. Я был в Баку, Ереване, на озере  Севан, Иджеване, Тбилиси, Гори, Кутаиси и Батуми. Мое путешествие, естественно, началось в Москве. Сев на Курском вокзале в поезд Москва-Баку, я погрузился в мое отпускное время. Ехал в купе. Кто был моими попутчиками, я сейчас уже не помню. Помню только, что в Махачкале в мое купе сели три местных товарища и ехали со мною до Баку. Подъезжая к Баку я увидел нефтяные качалки. Они стояли целыми стадами, кивали своими металлическими головами и неустанно гнали нефть из-под земли. Зрелище было необыкновенное, оно поразило меня. Я никогда такого не видел. И качалки сопровождали нас чуть ли не до самого вокзала. А он находился практически в центре города. И еще меня поразила черная как уголь земля возле этих качалок. Она была насквозь пропитана нефтью и запах нефти проникал даже в вагоны нашего поезда.
      Нас поселили в гостинице в центре Баку. Это, конечно, было хорошо. Но сама гостиница была ужасной. Номера ободранные, кровати скрипучие, матрацы и подушки жесткие. Да еще была различная живность в номерах. А питание было еще ужаснее. Суп и щи хоть член полощи. Второе было с синюшной картошкой и жестким мясом. Конечно путевка была бесплатной, вернее для меня бесплатной. За меня заплатил завод. А для других она была платной и стоила от 80 до 120 рублей. Но город мне тогда понравился. Замечательный старый город. Он похож на другие средневековые города, но на нем огромный налет восточного города. В этом и есть его прелесть. Длинная Морская набережная. Очень меня поразил ночной вид города с горы, где был разбит прекрасный парк и стоял большой памятник С.М. Кирову, командовавшему армией, установившей советскую власть в Баку. Сейчас памятник демонтирован, а парк называется Нагорным. Туда мы поднялись с набережной на фуникулере. Ночь, таинственный парк, смотровая площадка. Город весь в огнях. Четко виднеется дуга набережной -очерченная  электрическими огнями. Прекрасное зрелище. Его невозможно описать. Можно только видеть. Кстати, памятник Кирову был символом советского Баку. Он был виден с любой части города. По нему можно было ориентироваться в городе. Не знаю, что сейчас является доминантой города. Естественно мы посмотрели Девичью башню. Услышали рассказ о ней. Приятно было прогуливаться по паркам города. Парки, во всяком случае в то время, были поливными. Земля сухая и кругом стоят поливные устройств. Начинаешь уважать труд бакинских садовников.
   Были мы в Баку два дня. И оттуда отправились поездом в Ереван. Это была интересная и опасная поездка.
   На вокзале мы сели в поезд, в общий вагон. Мы расположились компактно, все места нашей группы были рядом. Вагон был не первой чистоты. И самое главное, нам пришлось всех наших девушек положить на верхние полки. Как только мы сели в вагон и поезд тронулся, к девушкам сразу подсели местные парни, стали приставать, и, если говорить открыто, лапать. Днем мы девушек посадили к окошкам, а наши ребята расположились рядом, чтобы местные не могли сесть рядом с девушками. Поезд поехал. За окном замелькали местные пейзажи. Это были довольно таки унылые пейзажи. За окном степи и полупустыни, не очень богатые растительностью. Мы это особенно остро чувствуем - ведь мы, жители центральной России, привыкли к лесам, порой очень густым и даже непроходимым. Но вот мы подъезжаем к границе СССР с Ираном. Начинается приграничная зона. В вагон входят пограничники с автоматами, проверяют документы. И в тамбурах вагона остаются по два пограничника в каждом из тамбуров. Местные нам объясняют, что с территории Ирана бывают обстрелы наших поездов. А ведь это еще 1968 год. В Иране на троне находился шахиншах Пехлеви с которым у нас были неплохие отношения. Железная дорога идет прямо вдоль границы СССР с Ираном. Внизу рядом с рельсами распаханная пограничная полоса, далее идут проволочные заграждения, а за ними течет река Аракс, которая собственно и является границей между СССР (ныне республикой Азербайджан) и Ираном. Река довольно таки бурная. Горная река. На той стороне реки тоже простирается степь. Там ни полос, ни заборов. Не видно и иранских пограничников. Редко попадаются небольшие селения и иногда видны пастухи с отарами овец. А так все тихо и спокойно. Темнеет. Мы идем спать. Девочки укладываются на верхних полках, мужчины на нижних. Ночь вроде проходит спокойно. Утром поезд уже в Армении. Пограничники покидают поезд. И мы едем в Ереван. Надо заметить, что сегодня дорога из Азербайджана в Армению не работает. Она была разрушена во время конфликта в Карабахе и на сегодня, насколько я знаю еще не восстановлена.
   Приехали. Выходим на привокзальную площадь. И меня поражают яркие дома из туфа. Они словно разукрашены красной, розовой, кремовой краской самых невероятных оттенков. Похожи на каких то сказочных пятнистых  животных. И все это играет и переливается на ярком южном солнце. На привокзальной площади нас встречает Давид Сасунский, вставший на стремена на вздыбленном коне и размахивающий разящим мечом. Он герой армянского эпоса, борец против арабского завоевания, очень почитаемый в Армении. Садимся в автобус. И нас везут на турбазу. Она находилась на окраине города на небольшой горе. Меня очень обрадовал вид этой базы. Чисто. Есть отдельные номера, есть большие спальни на несколько человек. Нас восемь мужчин поселили в одной большой, но очень чистой спальне. Питание было отличное. Во всяком случае как день и ночь отличалось от того что было в Баку. Но была одна беда - вода. Подавалась по часам, надо было ловить момент для принятия душа и т.п. мероприятий. Зато на территории базы был бассейн. Приняли нас очень радушно. Рассказали о базе, о наших экскурсиях по городу. В общем прием был прекрасным. Тогда меня поразила одна деталь. Директор базы, принимавший нас спросил: «Как там поживают наши братья азербайджанцы?». Мы ответили - нормально. «Ну и пусть себе поживают» - ответил директор. Эти слова были произнесены с легкой ироний и сарказмом. Естественно тогда я этим словам не придал никакого значения. Только удивился. Смысл слов стал понятен только в конце 80-х годов, когда разразился Карабахский кризис.  В город с автобусной экскурсией мы отправились в этот же день. Сегодня я уже слабо помню что мы видели. Но меня поразило, что весь центр города был выстроен из туфа, помпезность и величественность зданий. Конечно мы посетили памятник жертвам геноцида армян 1915 года, только недавно открытый. Армяне очень чтут память о погибших в этой резне соплеменниках. Замечу, кстати, что армяне (во всяком случае в то время) хорошо относились к евреям. С кем бы я ни говорил всегда о них были хорошие отзывы. Это связано с тем, что армяне, пережившие геноцид 1915 года, хорошо понимают евреев, переживших тоже в годы гитлеризма. Не знаю, сохранили ли нынешние армяне такое же отношение к евреям или нет. Ведь выросло новое поколение армян, которое могло быть отравлено пропагандой национализма и исключительности. Очень хорошо помню Матенадаран, это хранилище древних рукописей. И еще меня поразил зеленый наряд города. Он утопал в зелени и конечно, фонтаны Еревана. Но не менее меня поразила  часть города, находившаяся у подножия горы, на которой расположилась наша турбаза. Это был глинобитный город. Небольшие дома, старые неказистые. Нам рассказали - таким был весь Ереван и только с приходом советской власти он стал отстраиваться. Произвела на меня впечатление и Национальная картинная галерея. Она была просто огромной. В то время я особо не был знаком с армянской живописью (да и сейчас не очень знаком). Я видел лишь картины Мартироса Сарьяна в Москве. Его имя тогда гремело по всему Союзу. Его картины гор потрясли меня. Но я никак не мог понять, почему на картинах такие резкие изменения цвета. С одной стороны горы яркие с другой темные. резкие контрасты света и тьмы. Я понял это только побывав в Армении. Действительно, там везде наблюдаешь контрастность цветов. На ярком солнце здания, горы играют яркими цветами, но стоит только зайти в тень как все становится резко темным, предметы приобретают резкость в очертаниях, цвета изменяют свой колорит. Из Еревана наша группа наведывалась в Гарни и Эчмиадзин. В Гарни я был. И, по-видимому, там переутомился (скорее перегрелся на солнце) и на следующий день не поехал в Эчмиадзин. О чем жалею до сих пор. Гарни не произвел на меня особого впечатления, хотя это очень древнее сооружение, эллинско-римское по архитектуре. Тогда он не был еще восстановлен. Очень красивые места. Храм на фоне гор и неба. Прекрасно. Закончилось у нас пребывание в Ереване. И мы отправились на Севан. Сама дорога на озеро была живописной. Вообще горы на меня производят неизгладимое впечатление. Стоишь на горе и вокруг такой простор, такие пышные и гордые виды. Даже если перед тобой совершенно голые горы. Но какое величие, какая красота. Севан. Он поразил меня двумя вещами.  Голубой, совершенно прозрачной водой и окружающими его величественными, совершенно голыми горами. Приехали мы к вечеру, нас поместили на турбазе. Двухэтажная  деревянная база, очень уютная. Поели, вышли на улицу, недалеко озеро и горы. Темнело и горы окрасились в ало-черные тона. Со стороны заходящего солнца горы светились ярким оранжево-красным светом, с обратной, теневой стороны, они окрасились в глубокий синий цвет. Фантастическая картина. Жаль, что тогда у меня не было фотоаппарата. Вечером развлекались, танцы, шманцы, обниманцы. И пошли спать. Утром после завтрака группа мужиков побежала искупаться в озере. Ха, не тут то было. Стоял сентябрь, еще было очень тепло, даже жарко. Но войдя в воду озера по щиколотку, вся компания дружно и с воплями выбежала из воды еле переводя дыхание. Вода оказалась крайне холодной. Как потом нам сказали что-то около 5-6 градусов. Больше в озере мы не пытались купаться. Зато мы решили подняться в гору, которая возвышалась позади нашей базы. Ее высота от уровня озера где-то метров 800. Не высоко. Но гора совершенно безлесная, только трава и небольшие редкие кусты. А на вершине она и вовсе лысая. Нас предупредили, что погода в этих краях очень переменчива, светит солнце и тут же может пойти дождь. Разыграться ветер и т.д. Посоветовали взять с собой что-то теплое и плащи. Но погода была прекрасная - тепло, солнце, небо голубое. К тому же до вершины горы каких то 800 метров. Мы не старики. И мы в легкой одежде пошли на эту гору. Взбираться было тяжело. Камни же под ногами. Но взошли. Видик что надо. Кругом лысые горы, ярко разукрашенные в разные цвета с резким перепадом света и тени, внизу озеро. Благодать, да и только. Но не успели мы оглядеться, как налетел ветер, небо покрылось тучами, пошел мелкий моросящий дождь, стало просто холодно. Мы поспешили вниз. Вот тут-то нам пришлось туго. Ни кустов, ни деревьев нет. Зацепиться практически не за что. А спуск сразу стал мокрым, скользким. Стоило больших усилий не поехать по этому склону вниз. Спускались полу сидя, цепляясь за траву и редко попадавшиеся кустики, все время тормозя обувью на мокрых спусках. В общем кое-как спустились и добрались до турбазы. Зато впечатлений было по горло. Вот пишу об этом спустя почти 50 лет. А все помню, как будто это было вчера. В то время по Севану еще не ходили экскурсионные кораблики и мы не объехали весь Севан. Но то, что мы видели - незабываемо.
На берегах Севана расположено несколько монастырей. В одном из них мы были. Я сейчас не помню как он назывался. Но я помню, что он был сложен из камня, одна из церквей освещалась отверстием в куполе церкви. Окон не было, но свет равномерно освещал помещение. Еще помню, что в храме была чудесная акустика. У нас в группе была девушка, обладавшая хорошим голосом. Экскурсовод предложил уйти в дальний предел, а мы ушли в другой конец церкви. Она запела, ее пение было слышно во всем сооружении, и не просто слышно, а все было четко и ясно - слова, голос, интонации. Мы долго удивлялись такому звучанию в довольно-таки большом пространстве. Сам монастырь стоял почти на берегу озера. Рядом с монастырем была площадка для жертвоприношений.
    Следующим утром мы покинули Севан и отправились в Иджеван, небольшой городок в горах. Как всегда горы великолепны. Мы приехали в Иджеван днем, разместились на турбазе, посмотрели город. Город небольшой, очень тихий, только стайки мальчишек бегали по улицам городка. Он расположен на горах и на берегах, протекающей через город горной реки. После Севана, мы увидели горы, заросшие сочным зеленым лесом. На них было приятно смотреть. Самое интересное нас ожидало к вечеру. Был устроен пикник для группы с изготовлением шашлыка из свежего мяса. Местные парни зарезали двух баранов и из этого свежайшего мяса приготовили по всем правилам шашлыки. Ночь, вкуснейшие шашлыки с вином и яркое звездное небо над головой. Такого яркого, чистого и пылающего звездами неба я потом нигде не видел. То был незабываемый вечер.
    А утром мы сели в автобус и отправились в Тбилиси, столицу тогдашней Советской Грузии. Ехали по дороге живописно вьющейся среди гор. Ехали, ехали и, наконец то, приехали на площадку и автобус остановился. Все вышли, размяли ноги и тому подобное, и подошли к краю площадки. Перед нами развернулась замечательная картина. С площадки дорога круто шла вниз, все время петляя среди гор. Сверху она была как на ладони (был яркий, солнечный день), но вот конца дороги не было видно, он находился где-то глубоко внизу. Голова закружилась от такого вида. Сели в автобус и он начал спускаться по этой головокружительной дороге, все время петляя среди гор. Я сидел у окна и все время наблюдал за дорогой. Такого острого впечатления я не ощущал никогда больше в жизни. Ничего не говорю - красиво, грандиозно, горы, этот спуск, голубое небо. Но я все время пока спускались, был в напряжении. Спустились, все вздохнули и спокойно поехали дальше. Я не помню как назывался этот перевал. Я помню, что мы ехали из Иджевана в Тбилиси через Казах и Рустави. Рустави мы объехали стороной и вскоре появился Тбилиси. Приехали, поселились на турбазе за городом. И потом нас возили смотреть город. Мы видели город только из автобуса. Впечатление на меня произвела крепость. И пантеон на горе Давида (гора Мтацминда) - куда мы поднялись на канатной дороге. Пантеон. Экскурсовод сразу подвел нас к могиле А.С. Грибоедова и его жены Нино Чавчавадзе. Скромный памятник, а рядом могила его любящей жены Нино. Всю свою жизнь после гибели Грибоедова, она хранила ему верность и любовь. Легендарная пара. Далее мы подошли к могиле матери И.В.Сталина Екатерине. В то время уже Хрущева во власти не было. А руководство страны во главе с Брежневым резко уменьшило критику Сталина и его имя стало вновь упоминаться с положительной стороны. На могиле стоял довольно таки скромный черно-белый памятник. Екатерина была скромной при жизни, осталась скромной и после ухода из жизни. Вид на Тбилиси с горы потрясающий. Центр города лежит перед тобой как на ладони. Ездили мы на тбилисском метро, которое было открыто незадолго до моего посещения города. Метро мне понравилось. Оно было довольно таки скромное (по сравнению с московским), но красивым и чистым.               
       Короткое пребывание в Тбилиси закончилось. И мы, переночевав одну ночь на турбазе, поехали в Кутаиси. По дороге заехали в Гори. Он тогда был знаменит тем, что там родился Сталин, что там сохранился домик в котором он родился и провел раннее детство. И слава богу, что к моменту моей поездки этот домик сохранился и его не снесли во времена борьбы с культом личности Сталина. Хотя надо отметить, что музей был открыт в 1957 году, уже после смерти Сталина. Нам экскурсоводы говорили, что власти хотели закрыть музей и даже снести его, но местное население заступилось за музей, даже окружило его плотной живой стеной. Не знаю правда ли это, но тогда такое могло быть. В то время Сталин в Грузии был в фаворе. Я не потому так говорю, что не осуждаю Сталина за многие и многие репрессии, а потому, что это история. А историю надо беречь. Мы подъехали к музею. Над домиком был воздвигнут навес из желтого камня (по-моему это был туф)на массивных столбах из такого же камня. Рядом построен музей их того же камня. В музее были представлены документы, вещи, пресса о Сталине. Последний зал музея был траурным залом. Там было много газет из разных стран с сообщениями о смерти Сталина, с соболезнованиями руководителей разных стран. Сообщения о похоронах Сталина. Была и посмертная маска Сталина. Домик Сталина меня потряс. Маленький домик, с двумя маленькими комнатками. Очень бедный, очень бедный. Глинобитный, с маленькими окошками. Даже наши маленькие двухкомнатные хрущевки кажутся раем. Таких домиков в то время в Гори было немало. Можно представить в каком окружении и в какой бедности рос Сталин. Думаю, это была одна из причин, что он стал революционером.
     Дальше дорога повела нас к Кутаиси. Здесь нам очень не повезло. Дорога оказалась крайне извилистой, с извилистыми поворотами, автобус мотало туда сюда. Когда мы приехали в Кутаиси, то выходили из автобуса в весьма разбитом состоянии. Многие были  бледными как бумага, кто-то блевал. У меня кружилась голова. И это не смотря на то, что я хорошо переношу любой транспорт и даже в двух бальный шторм со мной ничего не было. В общем весь вечер мы отлеживались, приходя в себя после этой дороги. Кутаиси мы осмотрели на следующий день. Мне город показался маленьким, но очень зеленым и уютным. Нас на автобусе провезли по городу, мы видели мост через бурную и каменистую реку Риони. Запомнились домишки, нависавшие над рекой. Казалось они вот-вот обрушатся в пенящиеся воды реки. Сейчас я, когда пишу эти строки, уже мало и плохо помню Кутаиси, да и пробыли мы там две ночи. И при этом у нас была еще экскурсия в знаменитейший тогда, во всяком случае в 60-е годы точно, курортный город Цхалтубо. Это город-парк. Зелень, скульптуры и дворцы. Дворцы - санатории, разбросанные по городу. Конечно, мы не могли походить по городу, попасть в жилые кварталы города, времени было мало. Но то, что мы увидели лично меня поразило. Не были мы и внутри корпусов, так что не видели условий проживания в них. Но сам город, во всяком случае тот район санаториев, который мы посмотрели, произвел на меня колоссальное впечатление.
   Из Кутаиси мы направились в последний город нашего путешествия - Батуми. Доехали благополучно, но город нас встретил влагой, пасмурной погодой и туманами. И туманная и дождливая погода стояла в городе все дни, которые мы там провели. Море рядом, но купаться нельзя. Ходить куда-либо не хотелось. Мы ходили по городу, осмотрели его, но эта сырость и влага меня угнетали. Я был очень рад, когда мы уезжали из города. Так окончилось мое второе путешествие в Закавказье.


Рецензии