Шейх Кунта- Хаджи и граф Лев Толстой

                Русским и украинским друзьям из Прозы.
                С уважением. Автор.       

   Жизнь и учение чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева – важнейшая часть истории и духовно нравственной культуры чеченского народа. Вспоминать его фамильярно по имени Кунта-Хаджи в Чечне считают неприличным, поэтому именуют Хаджи, или сын Киши Хаджи. И мы с вами, друзья, будем называть также. Не возражаете? Спасибо! Хаджи нередко именуют «чеченским Ганди». Однако Кунта-Хаджи Кишиев проповедовал непротивление злу насилием и пассивное сопротивление задолго до великого Льва Николаевича Толстого и тем более Ганди.

   Здесь нам с вами не обойтись без некоторых слов, значение которых я буду объяснять, так как большинство моих читателей не знакомо с такими понятиями, как тарикат, шейх, имам, намаз, хадж, Хаджи, шейх, мюрид, и многими другими.
Родился Шейх в 1803 году в селе Илсхан-Юрт, расположенном на территории нынешнего Гудермесского района Чеченской республики. Основы будущего духовного пастыря своего народа были в нём заложены в раннем детстве. В 1848-49 годах Кунта Кишиев получил позволение имама Шамиля совершить хадж в Мекку. Во время паломничества он побывал в Багдаде, где вступил в суфийский орден (тарикат) Кадирийя, известного практикой громкого восхваления Аллаха и Его Пророка Мухаммада (с. а. в.), а просто зикр.

   После хаджа к его имени Кунта добавляется имя Хаджи, и он становиться Кунта-Хаджи, и с этого времени он начал проповедовать идеи, глубоко отличные от того понимания ислама, которое насаждалось имамом Шамилем. Прежде всего, Киши Хаджи выступил с осуждением войн и вообще любого насилия, в конце 50-х годов XIX века он основал суфийское братство.
Кто такой имам Шамиль?
Имам Шамиль в XIX веке вёл войну с Россией под знаменем джихада.

   Кто такой имам? Что такое знаменем джихада? Что такое джихад?
Понятие «имам» вошло в обиход мусульман приблизительно в девятом веке. В переводе с арабского языка имам – это тот, кто стоит впереди всех. В другом контексте это предводитель молитвы – человек, который возглавляет намаз. Имам – проводник между людьми и Богом, духовный глава общины, однако он не является священником. В Коране написано, что Всевышнему не нужны священники, чтобы отпускать грехи или совершать религиозные обряды. Каждый правоверный мусульманин молится не менее пяти раз в день, и несет ответственность перед Аллахом самостоятельно. Поэтому в Исламе нет иерархии священнослужителей. Изначально молитвой руководил сам пророк Мухаммед (с.а.в.). В редкие моменты его замещал один из самых близких соратников. В отдаленных провинциях во главе намаза стояли специально выбранные Пророком люди. После смерти Пророка намаз читали почтенные богословов, они стали первыми имамами. В некоторых случаях их роль играли халифы.

   Во время Кавказской войны XVIII века народы Кавказа боролись против насильственного захвата своей территории, против чуждых обычаев, религии, которых якобы несла Россия на их землю, а Шейх Мансур, чеченский имам, объявлял газават России. Дагестанский священник Гази-Мухаммад, а также Имам Шамиль в XIX веке также вели войну с Россией под знаменем джихада. Знамя джихада – это полотно чёрного цвета с белыми каллиграфическими арабскими буквами, составляющими надпись «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его».
Что такое газават? Что такое джихад?

   Если не вдаваться в подробности, то газават можно назвать разновидностью джихада. Газават называют «джихадом меча». Изначально газаватом назывались военные походы с участием Пророка Мухаммеда (с.а.в.) Газават в переводе на русский язык означает «поход», «набег», «нашествие». В исламе существуют такие понятия, как «джихад сердца» – борьба с собственными пороками или «джихад руки» – охрана жизни и защита от агрессии, а также «джихад познаний» – изучение наук и эрудиция.

   Вместо «газавата» – религиозно-освободительной войны – перед чеченцами, доведёнными до грани физического исчезновения, в конце Кавказской войны страстно прозвучала проповедь Хаджи с идеей духовной независимости:

«Братья! Мы из-за систематических восстаний катастрофически уменьшаемся! Царская власть уже твердо укрепилась в нашем крае. Я не верю в сообщения и «разговоры», что из Турции придут войска для нашего освобождения из-под «ига русских». Это неправда, ибо султан сам является эксплуататором своего народа, как и другие арабские правители. Верьте мне, ибо я все это видел своими глазами.
Аллаху не угодно наше дальнейшее всеобщее сопротивление властям! И если скажут, чтобы вы шли в церкви – идите, ибо это только строения, а мы в душе мусульмане.
Если вас заставят носить кресты – носите их, так как это только железки, оставаясь в душе магометанами.

Но! Если ваших женщин будут использовать и насиловать, заставлять забыть язык, культуру и обычаи, подымайтесь и бейтесь до смерти, до последнего оставшегося! Свобода и честь народа – это его язык, обычаи и культура, дружба, взаимопомощь, прощение друг другу обид и оскорблений».
«Война-дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь. Ваша сила – ум, терпение и справедливость. Враг не устоит перед этой силой, и рано или поздно признает свое поражение. Никто не в силах осилить вас и вашу правду, если вы не свернёте с пути веры – тариката».

Что такое тарикат? Тарикат – это путь к истине!
Кстати, друзья, вопрос по теме? Имею ли я право думать своей головой, или за меня должен мыслить и решать другой? Имею! Обратимся к первой чеченской войне 1994-1996 годов, когда чеченские полевые командиры, заручившись поддержкой духовных лидеров, объявили джихад России – развязали войну. А ведь они считали себя сторонниками идей Кунта-Хаджи. И первая война в Чечне началась в новогоднюю ночь с 1994 года на 1995 год.

Следующий вопрос: Можно было предотвратить эту войну? Посягал ли русский царь Борис Ельцин на мою веру, честь, пытался ли насиловать наших женщин? Ей Богу, нет! Ему нужна была единая неделимая Россия, как и Владимиру Путину. Совсем другой вопрос – как они добивались своей цели.
Мог бы я, чеченец, в 1990 -ые годы вместо того, чтобы развязывать кровавый "газават", отстаивать "идею духовной независимости: ....силой -ума, терпением, справедливостью"? Сохранит мужественный генофонд наций, который вступил в бой, с превосходящими по силе и вооружению противником? Ведь погибают сильные духом. Как это сделали другие мусульманские автономные республики, входящие в состав России. Мог. И можно было!
==========================================

 Знали ли наши духовные лидеры (муфтии), последователи тариката, почитающего Хаджи сына Киши своим духовным  учителем, то о чём проповедовал великий Устаз? Не могли не знать. Это их работа, а значит и пища . Да ещё, устаз - это учитель, но в Чечне "Устаз"- это шейх, духовный наставник, авторитетный старец чтимый мюридом. А мюрид - это послушник, последователь Устаза.
После Кунта-Хаджи в Чечне количество Устазов заметно увеличилось. Они также появились из духовного халата Кунта-Хаджи, являлись его учениками, мюридами, обещались свято соблюдать тарикат своего  наставника. Но подавляющая часть населения Чечни считает своим Устазом Кунта- Хаджи.

Значит получается, чеченский народ совершил явный факт святотатства, не исполнив наставлений своего Устаза, повлекшие за собой катастрофу, чему мы были свидетелями. Если мы не состоянии разобраться в прошедшем нам не о чём думать о будущем. Тут не надо быть Нострадамусом. Как вы думаете, друзья, не пора ли нам осмыслить свои же ошибки с кровавым исходом, чтобы исключить повтора подобного в грядущих поколениях? Пора, брат, пора!    

    Смогу ли я, друзья, на ваш сторонний взгляд возложит свой грех на головы духовных проповедников, в частности на муфтия ЧР того времени Магомед-Хусейна, который осенью 1994 года, вынуждал чеченцам принимать клятву "газавата" по селейно на площади города Грозный, в числе моего села был и я? Оторваться от коллектива, от села было просто позорно.

    Ясно, перед Аллахом в ответе каждый сам по себе, без дружеского плеча сельчан. Ибо в Исламе грехи отпускает Один человек, тут даже папа Римский не поможет. Поставим вопрос ребром: совершено ли мною клятвопреступление, если я не брал в руки оружие, а сбежал живым, невредимым, из города за 40 км по прямой? В два или три прыжка, очутился дома у материнской юбки, когда Ельцин сыпал на меня снаряды, бомбы. "Война-дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну...",- сказал мой Устаз и я удалился.
Но, а как же быть с клятвой? Это же не то что я прочёл Присягу на верность Родине (СССР) 12 июня 1971 году. Тут всё делалось именем Всевышнего!   

  А то получается как? Те кто с оружием воевал против России, те сами себе выписали индульгенции: "Враг, то есть Ельцинский маршал Грачёв (чтобы им пусто было на том свете), пришёл отнять у нас веру и честь. Поэтому, в первой чеченской войне в натуре был- газават. А вот Путинское второе Российское нашествие на Чечню, то совсем другое дело. Это была национально освободительная борьба, против героев газавата первой чеченской войны".
Воистину, Путин умный человек, когда сказал американскому журналисту, что в Америке от смены президента политика не меняется, а у нас не то что политика и в святом писании можно кое что изменить.

Давайте ещё раз и ещё раз повторим слова великого Кунта- Хаджи: "Война-дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь..." Какое посягательство на веру и честь было со стороны Ельцина, Грачёва (тфу на вас ещё раз), когда при его предшественнике Горбачёве, уже открыты все мечети!
--Можно совершить хадж в Мекку?
--Пожалуйста, иди, дорогой!
В любой издерганной  конторе появились чистые молельные комнаты, где секретарь парткома произносил азан, призывая правоверных к молитве. Это было второе пришествие Ислама в души чеченцев! И мы живые свидетели, того, как со стороны России никакого посягательства "на веру и честь" не было.
Так, за какой газават погибли чеченцы, страдали невинные? Если за одну слезу ребёнка наш Устаз готов был отдать жизнь, когда здесь их дети плакали, и плачут до сей поры, вспоминая в молодости ушедших отцов.
И песни о них не поют,
И сказки о них не рассказывают!
И ненавистный флаг РФ висит на столбе напротив ворот.
 
  А ещё духовные лица клятвенно утверждали, что каждый погибший в этом бою, прямо идёт в рай, без анализа его наземного тептара. Не знаю, но знаю, те кто остался в живых, те уж точно живут в раю.
Дабы не показаться в ваших глазах совсем идиотом, не хочу сам себя называть трусом, но я же обещал торжественной клятвой биться до последнего патрона и не бился. Является ли мой поступок тяжким грехом? Если "да", то могу ли я рассчитывать на снисхождение, что мною воспользовались из- за незнаний основ Корана. Нас таких  клятвопреступников тыщ, но мне от этого не легче, если здесь я веду аскетическую жизнь и там, как отступнику рай мне не светит.

    Как вы думаете, на кого из нас ляжет грех, за бессмысленную гибель Право верных (славных) ребят, на меня, как на отступника от клятвы или на того кто отступил от обязательств данных Устазу и вступил в бой?
Хотя, право выбора Устаза мы получили по наследству от наших предков, но имеем такую же свободу выйти из братства, при этом, не переставая оставться правоверными и за это нас никто бы не осудил. Только поклонение перед добровольным выбором Устаза предками душой и сердцем, здесь велик и могуч! Но, тем не менее, главной движущей силой в двух чеченских "газаватах" были мюриды Кунта-Хаджи, или считали себя таковыми.
                *  *  *
Итак, продолжим дальше, где попытаемся понять суть проповедей Хаджи и
взглянем, добился ли он правды на этой грешной земле?

 Как мы уже заметили Кунта -Хаджи, видя массовую гибель чеченцев во время Кавказской войны, призывал их прекратить сопротивление царской власти, терпению, милосердию, братству между верующими.
 Духовные наставления его находили отклик в сердцах многих чеченцев, численно уменьшавшихся в ходе многолетней изнурительной войны и испытавших все тяготы шамилевского сопротивления и газавата, призывавшего горцев к борьбе с царизмом до победного конца.

Вскоре молодой аскет стал очень известен. Его глубокая набожность, искренность, желание облегчить людские страдания и способность отдаваться этому всем существом привлекали много людей. У него появились мюриды, группа верных последователей из среды чеченцев, ингушей.
  Имам Шамиль осуждает новое учение, поскольку по своему духу и практике оно находилось в противоречии с провозглашенным им газаватом против царской власти. Имам испытывает, что он теряет главный аргумент его власти над чеченцами - авторитет знатока Ислама. Вместо убитого 1844 году, главного стратега Кавказской войны Шоипа -муллы, который стремительно набирал вес во всей Чечне, как полководец и как мулла, теперь пришёл вот этот молодой человек со своим уставом. И оба чеченцы.
Чеченцы пригласили и провозгласили аварца из Дагестана Шамиля имамом, не из- за отсутствия у себя къонахой (рыцарей), а из -за его глубоких знаний Ислама.

        Нахальным голосом Паниковского спросим у имама: "А ТЫ КТО ТАКОЙ?"
Безмолвие. Но у нас есть великий Толстой, где в повести Хаджи -Мурат имам пишет об изменниках чеченцах  в 1852 году, что совпадает со временем, когда Кунта - Хаджи проповедовал свой тарикат- путь к истине.   
"Потом он (Шамиль- автор) приступил к главному делу: к обдумыванию мер против перехода чеченцев к русским....было составлено следующее провозглашение:
"Желаю вам вечный мир с Богом Всемогущим. Слышу я, что русские ласкают вас и призывают к покорности. Не верьте им и не покоряйтесь, а терпите. Если не будете вознаграждены за это в этой жизни, то получите награду в будущем...
...Потерпите, а я с Кораном и шашкою приду к вам и поведу вас против русских. Теперь же строго повелеваю не иметь не только намерения, но и помышления покоряться русским".
Шамиль одобрил это провозглашение и, подписав его, решил разослать". Полный текст провозглашения в Х1Х главе повести "Хаджи- Мурат.

Но если быть до конца последовательными посмотрите, как русские "ласкали", чеченцев в той же повести в главе ХV11.
  Хаджи также, как Толстой видит чеченское село: видит детей проткнутых в спину штыками и отцов копающих могилы сыновьям, испоганенные мечети, колодца с водой, сожжённые сады, огороды. Обращают внимание на сожжённые улья с пчёлами. Видит женщину с "разорванной на груди рубахе, открывающие её старые, обвисшие груди, с распущенными волосами, которая стояла над сыном и царапала себе кровь в лицо и не переставая выла".

Двое великих людей, разных народов и концессий, по злому року, призванных убивать друг друга, с разных сторон смотрели на одну и ту же картину, но с одинаковой болью. Один нашёл в себе высшую силу нравственности, понять чужое горе и увековечить в полотне, другой понять и простить. Как это, неужто мстительный чеченец может понять и простить подобное? Может! Хотя, пишут, что эти два человека где- то могли встретиться, но об этом Лев Толстой не оставил никакого следа. Но от Куринской крепости, где служил Толстой, до родного села Кунта-Хаджи Илсхан-Юрт будет 2-2,5 км. Оба эти места расположены с южной стороны на вершине Качкалыковского хребта. Если места, где жил, молился Кунта-Хаджи оборудованы прекрасными мечетями, памятными домиками (зерат), жаль, о пребывании здесь великого Толстого ничего не напоминает.   

    Обратимся к другим русским офицерам, которые имели личные контакты с Кунта -Хаджи. К А. П. Ипполитову, непосредственно наблюдавшему за деятельностью Хаджи. Он писал, что учение его "ограничивалось в то время изустным лишь чтением молитв, наставлениями не только безвредными, но и весьма нравственными, так что, в сущности, оно могло принести пользу, нежели быть в каком- либо отношении опасным".
Царский офицер, ознакомившись с учением Кунта-Хаджи, названного «учением зикр», пишет, что имам Шамиль «боялся того влияния, которое проповедники, подобные Кунта-Хаджи, всегда имели на народ».

Примечательна ещё  точка зрения дореволюционного историка И. Попова о Кунта-Хаджи, сложившаяся у него под впечатлением встречи с ним: «Я был поражен его тактом, умением держать себя, вести беседу, улыбкою, жестами, его величественной осанкой. Одним словом, человек этот был создан из массы симпатий и благородства. Это был обаятельный человек и опасен в смысле политическом».
И имам Шамиль, несколько раз приглашавший Киши Хаджи в Ведено для бесед, воспринял идеи молодого суфия опасным.

В результате чего, новый вирд (братство) был запрещён, а сам Хаджи подвергся гонениям. Современным языком это означает, что миролюбивая политика Хаджи оказалась не по нраву не имаму Шамилю и не русским. Имам Шамиль беспокоился за свою "корону" в Чечне, а русских Кавказцев тревожила растущая популярность молодого учёного традиционного исламиста. А воевать то с кем, если Ислам проповедует мир? Ведь генералам, как всегда, при любой эпохе нужна большая победа при маленькой войне. Чему мы были свидетелями сами. Но учения Хаджи чуждые явления и для современных вахабитов.    
 
В 1858 году, чтобы избавиться от вредного влияния, столь популярного в среде горцев суфия, Шамиль с почётом отправил Хаджи во второе паломничество в Мекку.
 А тем временем, пока наш Киши Хаджи в Мекке, Шамиль добровольно скидывает шапку Мономаха, и делает это сознательно в Дагестане, где его два предшественника не дотянули и до двух лет, а не в Чечне, где он действительно стал имамом и оставался им в течение 25 лет.
     Но прежде Шамиль сочиняет маляву на имя князья А. И. Барятинского и сдаётся в плен в августе  1859 году: "Я тридцать лет дрался за религию, но теперь народы мои изменили мне, а наибы разбежались да и сам утомился: я стар, мне 63 года. Не гляди на мою чёрную бороду- я сед. Поздравляю вас владычеством над Дагестаном и от души желаю государю успехов в управлении горцами для блага их".
"25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осаждён в Гунибе и 26 августа (по новому стилю — 7 сентября) сдался в плен на почётных для него условиях. На Западном Кавказе война продолжалась ещё почти пять лет". (Взятие Гуниба).
    Обратите внимание на последнюю фразу "Западный Кавказ", а это Чечня со стороны Гуниба из Дагестана, где ещё пять лет продолжает полыхать освободительное пламя борьбы, где она никогда и не прекращалась. А имам жалуется русскому князю: "...народы мои изменили мне". Во- первых, изменил Шамиль, а не народы, а во- вторых, чеченцы никогда не были его народом.

    Автор этих строк нигде не встречал высказывание имама, почему он не хотел сдаваться в плен на чеченской земле, но он слышал их из уст своих стариков: "Я не могу осквернить землю,- сказал он,- на котором родились мужчины, и которые побросав своих семьей, очагов, держа на груди мешочки толокна, вместо еды, запивая холодной родниковой водой, бились и умирали с Аллах1ом на устах".
 
Очень хорошо сказал имам, потому к памяти предкам, а не к нему, я не могу лепить ему разные эпитеты, которых он заслуживает! Но всё же выскажу своё сакраментальное мнение: если бы Шамиль сдался в плен в Чечне, даже в почётный, ему бы из Чечни не выбраться живым. Лукавить имам, лукавить!
Но, я слышал и то на чей земле он хотел бы сдаваться в плен, и личную охрану он взял из этого народа, кортеж пленённого Шамиля, без происшествий проехал по их же земле. Это и не аварцы. Но здесь я их не назову. 
   А теперь сравним два письма Шамиля: обращение к чеченцам семь лет назад и его же обращение к русскому князю, через семь лет! Забавно! Во всём виноваты изменники народы! Не подкопаешься.   
     А пишет будто Сталину, который появиться на свет через 20 лет в 1879 году.    А за 20 лет до Шамилёвского пленения и 40 лет до рождения Сталина, враг на полях сражений Чечни и Дагестана М. Ю. Лермонтов, в том же августе, но в 1839 году сочиняет поэму "Мцыри":
                ...Кто, удручен своим венцом,
                Такой- то царь, в такой-то год,
                Вручал России свой народ.               
    Лермонтов пишет "Мцыри" в театре военных действий на Кавказе, где через год появиться другая поэзия жизни, как "Валерик". Эта река в Чечне. Отважный был пацан, во сто пудов должен был гибнуть от шашки или шальной пули лохматых разбойников, но Всевышний сберёг нас хотя бы от этого.
А, что до тов. Сталина, до него эхом в горах дошли слова имама в феврале 1944 году, поэтому он не тронул не одного народа Дагестана.
Немного видоизменив фразу Шамиля "народы мои изменили", на "изменников Родины" Сталин применил её к чеченцам.
Смотрите на даты, февраль 1844 года убийство Шоаипа- муллы, февраль 1944 год депортация чеченцев!
   Сталин дал задание очистить от чеченцев и Дагестан. И там изменники и тут изменники. Так кому чеченцы изменили, чёрная борода? Дожил до 63 лет и не заслужил седых волос. Подобное антиприродное явление на Кавказе равной степени, как на яблоне вырастет тыква. Видно у носителя чёрной бороды имама Шамиля не было тех мук страданий, глядя на разорённый чеченский аул, какие были у его врага русского графа Льва Толстого.
 
  Спрашивается, какой национальности его борода?
Если смотреть на те обстоятельства, как в феврале 1944 году Сталин заселил аварцев имама Шамиля в тёплые ещё дома, откуда только что выселил чеченцев, то можно смело сказать, что эта борода аварская, а если смотреть на финал жизни Шамиля, то я затрудняюсь угадывать.
                ЕГО СИЯТЕЛЬСТВО, ГРАФ ИМАМ ШАМИЛЬ!
   Друзья, вопрос с имамом Шамилём надо решать здесь и сейчас: он или трус или предатель. Трусом он не был, не возьму грех на душу, остаётся -предатель. То что он предал доверивший ему чеченский народ это ясно, другое дело, был ли Шамиль японским шпионом?
    Везде и всюду пишут, особенно в русских изданиях, что Шамиль оставаясь до самой смерти имамом, быль и почётным пленником царя. Что значить быть почётным или не почётным? Плен- есть плен. Ан нет! Гроза Кавказа, воевавший против России 30 лет, уложивший в гроб 25 тыс русских солдат и офицеров, имам Шамиль есть: действительный почётный пленник русского царя.
 
   Могу добавить, что события разворачивались в Х1Х веке, век, где между трусостью и подлостью лежало горное ущелье, где честь и достоинство отстаивали не чужой, а собственной кровью, где рыцарство ещё сохранилось.
Раз ты, в течение 30 лет призывал чеченцев гибнуть за веру, то имей хоть мужество застрелиться, или кинжалом в зубах кинуться на неприятеля, но не сдаваться же, ей Богу, в плен тому, против кого ты посылал чеченцев.
 
 Итог: "15 сентября в Чугуеве происходит первая встреча Шамиля и императора Александра II. 22 сентября Шамиль прибыл в Москву, где на следующий день встречается с генералом Ермоловым. 26 сентября — в Санкт-Петербург, через три дня в Царском Селе он был представлен императрице Марии Александровне.
 
   26 августа 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль, вместе с сыновьями Гази-Мухаммадом и Мухаммадом-Шапи, принёс присягу на верноподданство России.
 В том же году Шамиль был гостем на свадьбе цесаревича Александра, тогда же происходит третья встреча с императором. 30 августа 1869 года Высочайшим указом Шамиль был возведён в потомственное дворянство!?"

Чаепитие российского графа- имама Шамиля в гостях у царского генерала Ермолова! Как вы находите такой "верСинаж?" Картина Ильи Ефимовича: "Бойцы вспоминают минувшие дни, и битвы, где вместе рубились они". Ведь Ермолов же не говорил, что надо убивать аварцев до последнего младенца.  Он имел в виду чеченцев.
  Попадись имам в поле зрения своих нукеров чеченцев, его просто зарезали бы, а в России он живёт как кум королю. Возникает вопрос: какому двору он служил? Тому окровавленному чеченскому двору, о котором пишет граф Толстой или царскому?
"Покоритель Кавказа" Ермолов был отозван с Кавказа в 1826 году, который никого не покорял, даже в 1974 году. Я сам видел в том году в Грозном его взорванный бюст. А наоборот, со своей политикой выжженной земли, раздул пламя войны на сотни лет вперёд.
     После отбытия Ермолова, первым имамом Кавказа в 1828 году был провозглашен Гази-Мохаммад, друг детства, односельчанин Шамиля. Сразу же после принятия титула имама, Гази-Мухаммад объявил священную войну против России. С самого начала деятельное участие в конфликте принимал и Шамиль, став одним из главных его помощников.
 В битве за Гимры в 1832 году, за их родное селение, был убит имам Гази-Мухаммед, а Шамилю, несмотря на полученное ранение, удалось прорваться из окружения.
Вот официальная хроника тех событий:
 "Много позже, сам Шамиль, находясь в Калуге так описал это сражение:
Кази-Магомед сказал Шамилю:
 «-Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрём, пробиваясь».
С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут-же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошёл ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, поражённые его отвагой (лев Ислама- автор!), а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.
Тело имама было перевезено в Тарки, близ города Петровска (ныне Махачкала), на территорию, контролируемую врагом Гази-Мухаммада — шамхалом Тарковским и русскими войсками. По всей вероятности, во время встречи с сестрой Фатимат, по причине волнения в крови вскрылась едва зажившая рана Шамиля, из за чего новым имамом стал не он, а Гамзат-бек Гоцатлинский — другой близкий сподвижник Гази-Мухаммада. Это было в конце 1832 года.
В 1834 году Гамзат-бек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 19 сентября 1834 года Гамзат-бек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками, мстившими ему за истребление нуцалов".

С трудом вериться, особенно, как Шамиля лечили в Петровке (Махачкале), на территорию, контролируемую врагом Гази-Мухаммада — шамхалом Тарковским и русскими войсками. Враги Гази- Магомеда, враги и Шамиля! Но тем не менее, враги его вылечили, на свою голову, и кандидатура нового имама в 1834 году пала на Шамиля. Став третьим имамом Чечни и Дагестана, кстати, все трое аварского происхождения, Шамиль 25 лет объединяет горцев Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск.

       После почётного пленения, новоиспечённый граф живёт, как положено графу в роскошных апартаментах, с своими жёнами в Калуге. Но в 1868 году "калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император! решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев, куда Шамиль переехал в ноябре — декабре того же года.16 февраля 1869 года Александр II разрешил ему выехать в Мекку для паломничества. 12 мая Шамиль с семьёй выехал из Киева. 19 мая — прибыл в Стамбул. 16 ноября — принял участие в открытии навигации на Суэцком канале. 20 ноября — прибыл в Мекку. В конце марта 1870 года, после совершения хаджа, Шамиль посетил Медину, где и скончался 4 февраля 1871 года. Похоронен в Медине на кладбище аль-Баки".
 Интересно, что написано на его надгробном камне Хаджи-граф, или Граф-Хаджи имам Шамиль?

  Всё, аллес! Тептар бывшего имама Шамиля закрыть. Он славно провёл свою жизнь на земле и верой и правдой служил кому надо! Может его тептар заблаговременно был предписан в Российских спецслужбах? Может.
 Фотка Шамиля и его краткая биографическая справка не сходила с Советской энциклопедии, хотя воевал он там за Ислам, а тут оно Его Сиятельство! Да, было дело, сражался Шамиль против царского самодержавия, а как и почему он стал почётным пленником сего "мира насилья", не рассказал нам даже тот "кто был никем, но стал всем". Что ж, мне остаётся сказать чужой фразой: вижу бороду, но не вижу рыцаря!

Это моё сугубо частное мнение, прямого правнука сотника в войсках имама, и правнучатого племянника Шоаипа -муллы Центароевского!
Одна бабка сказала, как- то две женщины ругались в Хасав- Юртовском (Дагестан) базаре. Одна из них аварка говорит чеченке: "Вы даже в Сибири не подохли, а приехали обратно, будто вас искупали в чане с золотой водой!" Спасибо, сестра в исламе, высшего бала чеченцам и ваш Шамиль не давал!
                *  *  *
 Вернёмся к Кунта- Хаджи, которого Шамиль отправил в Мекку. Уже после падения Шамиля, не без благословения царского правительства, решившего воспользоваться пацифистским влиянием проповедника для подавления последних очагов сопротивления в Чечне, он вернулся на Кавказ. Вскоре Хаджи вновь стал очень популярным, а численность его вирда достигла почти шести тысяч человек.

  Да что там жалких шесть тысячи человек, цифирь взятый мной из социальных сетей, когда весь ингушский народ последовал за ним. Кунта- Хаджи вместе со своим братом Мовсаром и небольшой группой мюридов впервые побывал на ингушской земле с особой миссией. Имам Шамиль  со своим войском дважды совершал вояж в Ингушетию с целью силового склонения местного населения принять Ислам. Ингуши, привыкшие оказать сопротивление любому давлению извне, успешно отразили натиск имама Шамиля. Однако, стоило только вступит на ингушскую землю великому шейху Кунта -Хаджи и его окружению, как народ принял с почестями с достоинством, и с той поры ингуши стали истинными мусульманами, приверженцами кадерийского тариката.
   
Тем не менее в 1862-1863 годах среди последователей были и те, кто продолжал оставаться противником утверждения власти России на Кавказе, особенно в Чечне, и фактически следовал идеологии шамилевского газавата. Они совершили целый ряд убийств царских офицеров и чиновников . Без ведома Хаджи и согласия, посылали от его имени распоряжения, пытались сделать из него имама и начинать новый виток Кавказской войны.

Подобные действия зикристов вызвали озабоченность царской администрации, опасавшейся возникновения нового восстания в Чечне.
Наместник Кавказа, главнокомандующий Кавказской армии, великий князь Михаил Романов писал военному министру Российской Империи:
«Возвратившись из путешествия в Мекку осенью 1861 года, Кунта-Хаджи начал свою проповедь и вскоре приобрел в Чечне значительное число последователей и особое уважение народа, считающего его святым».
   Стало ясно, что под единоначалие Хаджи соберётся вся Чечня с Ингушетией, а это  противоречит политике России на Кавказе, где главенствовала политика разделяй и властвуй.
Поэтому властями было принято решений арестовать и выслать КишиХаджи за пределы Кавказа.
Обосновывая план ареста Хаджи, начальник Терской области Михаил Лорис-Меликов в своем донесении от 28 июля 1863 года начальнику главного штаба Кавказской армии генерал-адъютанту Александру Карцеву, писал: "Учение зикр, направлением своим во многом подходящее к газавату, служит лучшим средством народного соединения, ожидающего только благоприятного времени для фанатического пробуждения отдохнувших сил". 

По доносу ортодоксальных мулл и личному распоряжению великого князя Михаила Романова Киши Хаджи вместе с ближайшими мюридами был арестован.
Согласно архивным данным, "3 января 1864 года шейх Кунта-хаджи, его брат Мовсар и еще несколько руководителей- зикристов были арестованы и заточены в укреплении Шали, а затем тайно 6 января под особым конвоем капитана Орона Шака были доставлены в областной центр Владикавказ, откуда отправлены в Новочеркасск".
Из тюрьмы он сразу написал письмо последователям с просьбой не предпринимать никаких насильс


Рецензии
Не убий от Шейха Кунта Хаджи и Л. Толстого!! - новеллы
http://www.proza.ru/2019/02/03/1917

Вакула Песняк   03.02.2019 21:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.