Кое-что о тюрьмах

На днях я смотрел 15 серию TWIN PEAKS и подумал о американских каталажках 
Сам  точно не уверен с какого возраста я стал интересоваться вопросами тюрем. Помню, что в детстве бабушка рассказывала мне про ее мужа, моего деда, что случилось быть ему социал-демократом до революции 1917 года, хотя сильных политических амбиций у него не было, но работал он мастером механиского цеха на Северном заводе, и когда его подчиненные (слесаря и фрезеровщики) узнали, что у него есть большая квартира на Петроградской стороне, то они его приняли сочувствуюшим в партию или типа того, чтобы использовать квартиру для сходок и полит учебы. Так оно и случилось. На день сходки назначался какой-нибудь праздник на случай полицейской облавы. Бабушка весь вечер ставила самовары и держала на готове подносы стаканов в подстаканниках, как какая-нибудь расторопная проводница поезда дальнего следования. Кроме того на готове стоял грамофон с пластинками модной танцевальной музыки и ариями в исполнении Шаляпина и Собинова. Несколько раз их квартира попадала под облаву, но кадрили с падекатрами как-то выручали. Квартира и в самом деле была большой, с двумя входами и комнатой для прислуги.
Но однажды все же полицейская облава удалась. Дедушку арестовали за то, что он позволял потенциальным бунтарям собираться для противозаконных разговоров под его крышей. Дедушка отсидел 6 месяцев в Петропавловке, а когда вышел из тюрьмы, то самоисключился из партии и политикой больше не занимался до конца жизни. Знакомства со власть имушими после революции он возобновил с целью получения заказов на изготовление мудреных замков и запоров. И не более. Бабушка не любила рассказывать историю про деда нам, внукам и очень сердилась когда кто-нибудь из нас интересовался деталями. Например, в каком бастионе сидел дед, как часто она ходила к нему на свидания, проверяла ли стража начинку в принесенных пирожках, оставляли ли ли их одних и умел ли дедушка перестукиваться с другими заключенными.
Со временем интерес к тюрьмам у меня не погас благодаря чтению произведений Дюма, Стендаля, Валтера Скотта и других писателей. То, что ничего не писалось про советские тюрьмы, только разжигало мой интерес. Помню, как середине 70х годов в СССР была объявлена большая амнистия, и много народу с уголовным прошлым наводнило город. Мы жили тогда в коммунальной квартире на улице им Ивана Черных. В нашу квартиру на короткий срок из мест заключения вернулся один жилец, но продержался на свободе он недолго. Помню как тем же летом, когда моя жена с сыном уехали куда-то отдыхать на месяц, одним вечером в квартиру позвонили. Я открыл дверь. На площадке стоял сосед из по парадной, недавно вернувшийся из тюрьмы. Без всяких преамбул он предложил мне купить у него валюты. Мой отказ от покупки не настроил его негативно по отношению ко мне, тем более, что я пригласил его зайти в квартиру. Цепким взглядом он оценил обстановку в моей комнате, но обратил внимание только на саксофон, оставленный мне в счет долга одним музыкантом, загремевшим в армию. Пользуясь тем, что семьи не было в городе, я пробовал играть на саксофоне. Звук получался довольно надрывно-зурновым, как на грузинских похоронах. Но мне он нравился. Гаврош, так звали соседа,  предложил мне сыграть, и через пару минут, забыв про валюту, достал из кармана губную гармошку, и мы стали играть блюз.
Нельзя сказать чтобы я был настолько самонадеян чтобы не понимал, что музыка наша требует дальнейшей отточки, но все равно успешно сублимировал качество звука «душевностью» и был доволен результатом.
Мы собирались с Гаврошем все то лето на наши джемы по 3 раза в неделю.
Гавроша на лестнице все боялись, поэтому даже участковому никто не жаловался на громкий звук.
Одним вечером он привел ко мне  своего кореша, который токо вернулся из зоны, а баба того за  время отсидки скурвилась и выгнала его из когда-то их общей комнаты.
Кореш умел играть на струнных. Он сказал, что поживет у меня несколько дней и согласен платить 25 рублей за ночь (ему токо что вернули его долю за отсидку). Для справки – я получал зарплату 140 рублей в месяц.
Вещей у кореша не было совсем, но он не унывал и пользвался моими.
Днями он спал поздно, а потом читал Диккенса и курил, лежа на раскладушке.
Он-то и сообщил мне однажды, что я играю на саксофоне крайне плохо. Я принял новость как и полагается мужчине. Однако, Гаврош отнесся к ней, мягко говоря, болезненно. Они сцепились с корешем в физической схватке, а я, бледный, подсчитывал урон домашнего имущества. Но ущерб был более, чем возмещен. Должно быть именно тогда я понял, как легко расставаться с незаработанными деньгами. Знакомство с людьми отсидевшими в тюрьме только подпитали мой интерес к тюрьмам. Мой зубной врач приблизительно того периода, родившийся в 1937 году от заключенных родителей, прожил в местах их заключения до призыва в армию. После демобилизации с профессией слесаря жестянщика по вентиляционным системам  он оказался в Ленинграде по строительному лимиту, а к тридцати годам стал дипломированным дантистом.
Если в отечественных фильмах слабовато отражался вопрос тюрем (Верьте мне, люди да Зигзаг удачи, то в иностранных все было иначе. Возможно, что советские идеологи просчитались тут немного. Например, большой популярностью в России пользовался фильм «Принцип домино» с Джином Хекманом в главной роли. В штатах, как я узнал позже, фильм этот был абсолютно непопулярным, потому что в нем описываются явления политической коррупции американской правящей партии в после вьетнамский период. Главного героя, ветерана войны и снайпера, за какие-то дела держат в тюрьме и ищут способ, как его подставить и потом вовсе избавиться. Теперь представьте себе, советскому зрителю показывают американскую тюрьму, где абсолютно все ходят в ранглерах и левисах не только джинсах, но и рубахах. Заключенные играют на тюремном дворе в спортивные игры, занимаются накачкой мышц в свое удовольствие или просто прогуливаются. Думаю, что для советского зрителя многовато романтизма.
Приехав в Америку, найти информацию о тюрьмах оказалось очень просто хотя бы потому, что приблизительно 20% заключенных всего мира сидят в тюрьмах США. Литературы и фильмов про тюрьмы более, чем достаточно. Причем тюрьмы в них описаны не обязательно как места для социально отверженных,  и события в них не обязательно драматичны. Скорее тюрьмы используют как инструмент  не только как место заключения осужденных но и как место борьбы с коррупцией за справедливость. Тюрьма часто является местом, куда попадают невинные люди, и только благодаря проведению не досиживают положенного срока через пересмотр дела или побег. Остросюжетность и интрига, грубая физическая сила и гибкость загнанного в угол ума делают фильмы о тюрьмах популярными в штатах Фильмов про тюрьмы можно насчитать десятки, начиная с дозвукового кино с Чарли Чаплиным в главных ролях. В фильмах, разумеется, играют не какие-нибудь изгои от кинобизнеса, а самые признанные актеры. Именно это  делает такие ленты востребованными и коммерчески доходными. Наиболее известные и популярные из них Шоушанк искупление, Побег из Алкатраса, Плохие парни, Длинейшая миля и Беглый поезд  режиссера Таковского. Популярны также теле сериалы про тюрьмы.
Честно сказать, и я был во власти тюремного романтизма какое-то время в штатах. Однажды я попал в обычное отделение полиции за то, что оказался на дороге без водительских прав, которые  забыл переложить из другой одежды. У меня тогда был выбор: получить штраф на $40 или привести свои права в полицейский участок в 24 часа. Я привез свои права и сидел около стола моего полицейского, который куда-то отошел. Около этого же стола спиной ко мне на стуле, привинченным к полу, сидел арестованный педераст в дамских туфлях на высоких каблуках. Руки у него были за спиной в наручниках, а ноги прикованы к стулу. Разумеется, мне было интересно посмотреть на него, что я и сделал. Вдруг заорала аварийная сирена, и все полицейские куда-то заспешили. Только пара из них осталась в зале. Они переприковывали всех заключенных, что там сидели для разных целей, к общей цепи, чтобы отвести их в общую камеру до лучших времен. Когда очередь дошла до моего соседа - педераста, полицейский спросил меня, где мои наручники. Я пытался ему объяснить, что я не арестован, а просто принес  предъявить свои права, которых у меня не было во время вождения машины. Полицейский сказал мне дружелюбно, что он мне охотно верит, но обязан заковать меня в цепочку с другими до отмены пожарной тревоги. Мой сосед, пидер, так мерзко и громко рассмеялся, что мне стало тоскливо. Я понял, что спор бы с полицейским был неуместен, перевязал  потуже шнурки на обуви, чтобы не пришлось нагибаться лишний раз в камере, но мой энтузиазм насчет тюрем с тех пор поутих.
Это не помешало мне заниматься реконструкцией одной тюрьмы и инспекцией 3.5 км подтюремного тоннеля во время работы для инженерной фирмы. Несколько лет назад я написал пайлот к черно-юморной пиесе про женскую тюрьму в России, но постановщику она не понравилась потому что идея ее «не исправляла» нарушительниц закона.
Для тех , кого интересует околотюремная статистика могу сказать, что по опубликованным данным в штатах есть   102 федеральных тюрьмы, 1719  штатских тюрем,     3283 областных тюрем, 942 тюрем для малолетних преступников. Эти тюрьмы содержат более 2.4 миллиона заключенных, что является примерно 20% заключенных во всем мире.
Примерно 46 % заключенных осуждены за преступление законов связанных с наркотиками.


Рецензии