МАНА ЖАРО

               
 
   Судьба предоставила мне удовольствие долгое время соседствовать с людьми необычных фамилий. Одна из них Манжелевские. Отцом семейства был Андрей Куприянович, жена его Заря Викторовна и дочери Елена и Ирина. Родом с Украины. Прекрасные отзывчивые доброжелательные люди, но откуда в их фамилии индо-арийский корень Манжула.
   Один источник сообщает, что скорее всего фамилия имеет индийское происхождение, так как фамилия Manzhula, Manjula в разных вариантах ее написания и звучания распространена в Индии.
   Фамилия Манджула упоминается в Запорожском реестре 1756 г.  и  распространена в южных регионах России и на Украине. Кроме того в Полтавщине есть село с названием Манжелия с остатками татарской крепости Манджол. Конец XVI века — первое упоминание града Манджола. «И только бесчисленные подземные ходы, изрезывающие всю внутренность Церковной горы, напоминают, что 400 лет назад здесь стояла грозная татарская крепость «Манжлык», оставившая название близлежащему имению.
   Итак, по всей видимости украинская фамилия Манжелевский происходит от названия села Манжелия.
 
   На этом можно бы и остановиться, но...что означает само слово «ман жала», основанием для которого имеет арийские корни «мана жара».
 
   Другой источник пишет: « В основе фамилии Манжула – тюркский корень «манжи», который имеет два основных значения: «низшая степень» и «посвящение». У буддистов Манжи – это титул ламаистского священнослужителя».
   На санскрите слово «man» означает «думать, мыслить, мнить», а  слово «jivana» (русск. жизнь) содержит основной слогзвук «жа», означающий «жизнь». То есть слово «ман жи» характеризует статус человека, как человека «думающего о жизни, о тайнах бытия».
   В то же время  у тюркских народов «манжу» - это особое строение для осуществления омовения водой. Доподлинно неизвестно, когда у человечества возникла идея строить первые бани. На основании письменных источников одними из первых ими стали пользоваться цивилизации древней Индии, Египта, Эгейского побережья, хеттов и древних греков. На территории Турции обнаружены следы одних из первых бань, созданных в истории человечества. Они были построены примерно в 4000 году до нашей эры, считается, что их строили предки турок, и уже тогда они назывались «манжу».
   Если учесть, что «думать о жизни», решать важные житейские проблемы в банях очень характерно для людей, то не удивительно название подобного сооружения «манжу»,  куда ходили не столько помыться, но более решать насущные жизненные вопросы, либо для общения.

 
   МАНА — слово, сохранившееся во многих корнях слов разных народов планеты со времен палеолита. Следуя систематике, предложенной в авторской статье  «Происхождение речи. Таблица основных и производных слогзвуков» и «Слог и слово. Тайный код славянской речи» слогзвук МА означает «первооснову», а производный от МА слогозвук НА — «направленность».  Таким образом слово «мама» несет смысл «основа основ», а слово «мана» - «основа направляющая». То есть древние люди в слово «мана» вкладывали смысл понятия « то, что формирует жизнь».

   МАНА - в верованиях народов Меланезии и Полинезии сверхъестественная сила, присущая некоторым людям, животным, предметам, духам. По верованиям полинезийцев, мана – это могучая таинственная сила, охватывающая и пронизывающая все в мире, от людей до минералов.   На вопрос: «Почему камень, дерево, человек именно такой каким мы его видим ?» любой полинезиец не задумываясь ответит: « Это МАНА». А управлять «маной» могут только избранные.

   Монада — согласно пифагорейцам, обозначала «божество», или «первое существо», «единицу» или «единое, как неделимое». Позднее — многозначный термин в различных философских системах Нового времени и современности.
   Монада (от греч. Monas – единица) – термин, употребляемый в философии для обозначения простейшего элемента, неделимой части бытия. В идеалистических учениях Монада наделяется духовной природой и является антиподом материального атома. У Джордано Бруно Монада физический и одновременно психический элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах (монадологии) является Лейбниц. Понятие монады в смысле одушевленной жизненной индивидуальности использовал также Гёте.

   В английской речи глагол «manage» означает «управление, развитие».
   Корень «man»  в рамано-германской обработке присутствует и в названии единственного спутника Земли. Датское, шведское, норвежское «Manen», голландское «maan», немецкое «der Mond», английское «Мооn» - манящая, притягивающая, управляющая.
   Cейчас это абсолютно точно доказано, что без Луны, без регулирования процессами отлив-прилив развитие жизни на Земле пошло бы по другому сценарию.
   Греки называли спутник Земли Селена. Само слово "селена", следуя систематике предложенной в авторской статье "Слог и слово. Тайный код славянской речи" даёт дешифровку: се-это; ле-создавать; на-направление (векторное понятие). Таким образом со времен славянского периода грекам досталось в наследство слово со значением "это создает направление", "создающая направление, "управляющая".  Но и само слово "селена" тоже возникло благодаря арийскому "лоно" с добавлением артикля "се-"(это). То есть арийское "се лоно" в славяно-арийской обработке "се лена". Славяне же оставили себе в обиходе основную смысловую часть «лона», преобразив в «луна».
 
   У латинян «man» это «мужчина». Маны - души умерших предков, покровительствующие своему роду и почитающиеся как божества ( в древнеримской мифологии ).   В римской мифологии боги загробного мира, обожествленные души предков. Маны считались добрыми богами, хранителями гробниц. Надгробные эпитафии в Риме начинались с посвящения богам-манам с просьбой даровать покойному блаженство в царстве мертвых.
 
   В русской речи слово «мана» широко применяется. Например: манна, манера, мантаж, манастырь, мантия (одежда манаха), манах, мандраж, мандрагора, мантра, манить, мания (одержимость мыслью), внимание, мановение, манускрипт, мантулить.

   Слово «манастырь» (санскрит. «манас» -душа, ум, дух), «-тырь» - производная от «тара»-земля, место, область, обитель.

   Сокральное слово «ман т ра», означает  священный слог, слово или порядок слов, с помощью отражения и повторения которых человек достигает совершенства или реализации Я, при дешифровке слогов означает «разума обитель».
 
   Редкий в русской речи глагол «мантулить» и прозвище Мантула восходит к глаголу «мантулити», то есть «много, долго работать где-нибудь, выполнять тяжелую работу». Если сравнить с английским  «manually» (ручной), то очевидно созвучие с отсутствием согласного звука «-t-» в середине (реконстр. mantually). В обоих примерах речь идет о действии руками. Корень «ман-» отражает в этом случае связь мысль и дело. Сравните для примера русское «руководить» в значении "управлять" и английское «manage» (управлять). Французы сохранили согласный звук  «t» в слове «montage», пользуются словом, означающим «сборка , установка, вставка».

   Слово «мантаж» (фр.montage).  Сложно-составное: «man» управлять,  «таж» - арийский корень присутствующий в словах тяжесть (русск.), таш («камень» тюрк.), tag («день» нем.); общий смысл «управление тяжестями». У немцев «montag» - понедельник, «рабочий день, тяжелый день». К слову будет сказать, что у них каждый день «тяжелый, трудный»,  так как во всех названиях дней недели содержится арийское ТАЖА, что означает «тяжесть», кроме среды (нем. der Mittwoch), что означает «середина недели», то есть можно чуть-чуть распрямить спину.
   Любопытно применение у романских языках слова "mantana" для обозначения понятия "гора", "вершина". В этом случае очевидно соединение в сложно-составное слово двух арийских терминов МАНА и ТАНА, первое из которых означает "управляющая разумом, направляющая", вторая - имеет широкое применение для обозначения преград движению (см. авторскую статью "ТАВА, ТАМА, ТАРА и ТАЖА. Происхождение речи").
 
   Корень  «ман-» часто встречается в названиях различных национальностей  по всему миру в значении «люди, народ». На санскрите сложно-составное слово «manusya» (русск. люди, народ.), в котором первая часть «мана-» означает «думающий, мыслящий, разумный», а вторая «-sya» местоимение «свой», тем более что на санскрите слово «свой» произносится «sva», в  итоге « manusya» - «разумные свои», где основную смысловую нагрузку несет слово МАНА - «мысль, разум».


   ЖАРА — слово, сохранившееся во многих корнях слов разных народов планеты со времен палеолита. Следуя систематике, предложенной в авторской статье  «Происхождение речи. Таблица основных и производных слогзвуков» и «Слог и слово. Тайный код славянской речи» слогзвук ЖА означает «жизнь», а   слогозвук РА — божественность, божество.  Таким образом слово «жара» несет смысл «жизнь божества». То есть древние люди в слово «жара» вкладывали смысл понятия « проявления божественной жизни», олицетворяя божество с солнцем. Производными от основания ЖАРА являются слова: жала, джала, джара, сара, зара. Они образуют поле производных синонимов от основания ЖАРА.

   На санскрите русское слово «жало» произносится «джал (острие)» , не путать с санскритским словом « jala », означающим воду и происходящего от  основания ТАРА.На санскрите русское слово  «заря (восхваляемая)» произносится «джарья». Очевидно  происхождение всех четырех слов: жало, джал, заря и джарья от одного явления. Этим явлением может быть освещение первыми лучами солнца верхушек гор, точнее будет сказано «свечение божественным светом верхушек гор на заре». На санскрите «манджушри» - красивое сияние.

   Соответственно древними людьми смысл ЖАРА переносился на названия светящихся вершин, а затем и на все вершины, скалы и горы. К стати будет сказано, что русское «гора» скорее всего имеет свое происхождение от арийского «джара» - «светящаяся на заре», «озаренная солнцем», «озаренная». Для первобытного человека было большой загадкой свечение вершин высоких гор после захода солнца за край земли, либо перед восходом божественного светила. Очевидно, что не зная причины явления древние обожествляли места его проявления, естественно называя его словом одного смыслового поля словсмысла ЖАРА :  жало, джар, джал, заря и джарья.

   Отголосок этих древнейших верований в культ богини Ра сохранился в русской речи, в созвучных словах "свет" и "свят". В разговорной речи не всегда точно отличишь, что "священник освятил", а что "электрик осветил". И слово "свет", и
 слово "свят",  произносимые через мягкое "-вь-", применяться стали славянами в неолите. Благодаря методике предложенной в авторской статье "Слог и слово. Тайный код славянской речи" нетрудно понять родственность его слову "весть", где очевидно перемещение внутри слова смысловых согласных слогзвуков. На данном примере особенно отчетливо виден принцип построения сложно-составных  слов "ве с ть" ,  "с ве т" и "с вя ть" со значением слогзвуков в них входящих: ве - весть; с - сама; ть - то есть. 

   В топонимике совместное использование корней  «ман жал», «ман джил», «ман жылы», «ман джар», «ман жара» везде связано с горами, скалами, возвышенностями. Светящиеся перед зарей в предрассветной тишине вершины - предвестники восхода солнца обожествлялись древними .   Подобные названия часто встречаются на просторах Евразии и скорее всего означают «святая гора», «святая скала», призывая к поклонению и раздумьям.

   На территории Крыма встречается большое количество названий топонимов с подобным корнем: Манжул – гора с куполообразной вершиной в Крыму, Манджил-Кая, Манджел-Чешме и Манджил-Чокрак - источники-фонтаны там же.
 
   Манжылы-Ата — долина священных родников в Киргизии близь озера Иссык-куль.  Долина представляет собой целый лабиринт неглубоких ущелий между глинистыми степными холмами.
 
   Манжерок (южноалт. Манјрек — сторожевая сопка или туманная сопка) — село на территории Манжерокского сельского поселения Майминского муниципального района Республики Алтай России.

   Курганный могильник «Бургун-Манджары-8» и древнее поселение. Земляные работы ведутся и в границах объекта археологического наследия «Бургун-Манджары-8», где археологи обнаружили человеческие останки и фрагменты керамики, очевидно поднятые на поверхность земли строительной техникой. Курганный могильник «Бургун-Манджары-8» — один из крупнейших объектов археологического наследия Ставрополья.
 
   Некоторые исследователи видят происхождение  прозвища Манжура  от тюркского личного Мансур, в основе которого лежит арабское слово mansur – «победитель». Скорее в этом случае происхождение имени Мансур от прозвища Манжар, которое могли давать людям крупным, похожим на гору, обладающим большой силой, что способствовало быть им победителями. Тем более, что окончание «-жар» является основанием для производной формы «-сар».
   Сделаю смелое предположение, что имя Анджела, Анжело, Анджело, Ангела произносилось в неолите с открытого слога "Ма-" и звучало Манджела, Манжело, Манджело, Мангела со смысловым значением "светящаяся на заре гора", "святая гора", или просто "святая". 

   Килиманджаро. Название происходит из языка суахили и предположительно означает «гора, которая сверкает».
   Точно неизвестно, как именно произошло название Килиманджаро, на этот счёт существует несколько теорий. Многие из этих теорий предполагают, что слово разбивается на Kilima (на суахили «холм, маленькая гора») и Njaro, у которого версии варьируются от древнего слова суахили белый или сверкающий до слова языка Кичагга (англ.) jaro, означающего "караван". Недостаток этих теорий заключается в том, что они не могут объяснить, почему используется уменьшительное слово kilima вместо подобающего для горы mlima. Другой подход подразумевает, что название происходит из слова языка кичагга kilemanjaare или kilemajyaro, означающего «тот, кто побеждает птицу/леопарда/караван». Однако эта теория не объясняет факт, что само название Килиманджаро не использовалось в языке кичагга до недавнего времени.
   Куда проще перевести название вулкана Килиманджаро с санскрита по основным корням «Кил Манжаро» - «убивающая гора», если учесть что на санскрите  "связывать, сдерживать" звучит как «кил».

   Всё это следы некогда существовавшей единой палеоречи, распространившейся с человеком разумным по всему земному шару.
 
   Принцип составления слов из отдельных смысловых элементов для обозначени предметов и явлений, заложенный изначально в речи людей  палеолита, сохранен во всех языках мира в виде образования сложносоставных слов, когда для образования новых понятий применяются корни имеющихся слов, характеризующих объект или явление.
   Примерами в современной русской речи  слова: паро-ход, тепло-визор, танко-дром, штанген-циркуль, само-лет, перво-курсник, одно-партиец, мульти-авто-кар и так далее. Придет  время и на базе современных сложно-составных слов появятся ещё более сложные типа «электо-мульти-авто-кар»,  которое человек упростит до «эл», или «мульт», или просто «кар», выделяя основной смысловой элемент.   

Чернов Андрей. г.Краснодар. 24.08.2017г.


Рецензии