IV. Поиск решений. Последствия

"Ты свободен выбирать, но ты не свободен от последствий своего выбора"
Одна из многочисленных сложностей, с которыми часто сталкиваются приемные родители, это недостаточно сформированное причинно-следственного мышление. Дети с таким мышлением действуют импульсивно, удовлетворяя сиюминутные потребности, они не задумываются о последствиях своих поступков, не могут хоть как-то их спрогнозировать и часто даже по факту не видят связи между своим действием/бездействием и результатом. Даже если такому ребенку обстоятельно все объяснить и доступно на каком-нибудь примере продемонстрировать связь «причина-следствие», он все равно и дальше будет совершать те же самые ошибки, все также не улавливая связи ни со своим предшествующим опытом , ни, тем более, со словесным объяснением.
Разумеется методом многочисленных проб и ошибок дети с несформированным причинно-следственным мышлением все же учатся хотя бы замечать последствия своих действий/бездействия. Но даже если они это начинают осознавать, они продолжают быть уверенными, что все проблемы должны решаться без их участия. Причинно-следственное мышление «системных» детей по определенным причинам замирает где-то на уровне 4-6 месячного грудничка, хотя при этом  ребенку может быть 2, 4 года или 8 лет. Поэтому, социализируя ребенка, приемным родителям приходится прибегать к методу сталкивания с естественными последствиями намного чаще, нежели родителям кровных детей. Один из таких случаев я уже описывался в заметке «Шиворот-навыворот задом-наперед», правда тогда, благодаря креативности девочки,  этот метод дал нулевой результат.
Причинно-следственное мышление начинает активно формироваться в самый первый год жизни, когда младенец усваивает стабильную связь между своим действием (плачем, криком) при дискомфорте и его результатом (забота взрослого, удовлетворяющего его потребности). После того, как установлена прочная связь «мама-ребенок», малыш начинает активно познавать окружающий мир через манипуляции с игрушками и предметами, все больше узнавая о связи причина-следствие (толкнул – качнулось, покатилось, упало, разбилось, нажал - запищало, заиграло, включилось).
Что же можно сказать о детях, с младенчества оставшихся без надлежащей заботы со стороны близкого взрослого? Они живут только одним – жаждой обрести эту жизненно необходимую связь «мама-ребенок». Им нет никакого дела до игрушек или предметов, как правило, они ими либо совершенно не интересуются, либо проявляют весьма вялый интерес. Как много историй, рассказанных приемными родителями, которые взяли младенцев 4-6 месяцев, о том, что их малыши после попадания в семью еще долгое время не замечали игрушек вокруг, не тянулись к ним, не брали в руки, не манипулировали предметами. И лишь спустя несколько месяцев (чаще от 2 до 4, но бывает и дольше) детки начинали замечать вокруг игрушки и проявлять к ним интерес. Сложно представить, что же происходит с детьми, которым не посчастливилось в первый год жизни обрести родителей?
Разумеется, когда малыш попадает в семью и у него возникает привязанность к новым родителям, то он быстро начинает догонять сверстников в физическом и интеллектуальном развитии. Однако так бывает не всегда. Следует помнить, что оставление ребенка без попечения родителей – это сильнейшая психо-эмоциональная травма для него, зачастую не совместима с жизнью. Поэтому защитные функции организма не только замедляют физическое и интеллектуальное развитие ребенка, но и блокируют  эмоциональную сферу. Впоследствии отсутствие эмоциональной памяти сказывается на задержке развития лимбической системы мозга, что приводит к когнетивному диссонансу, невозможности эмоционально запомнить свой собственный опыт, а, следовательно, и воспользоваться им в будущем. Именно поэтому многие «системные» дети постоянно «изобретают велосипед» и «наступают на одни и те же грабли».
Чем сильнее у ребенка пострадала лимбическая система и чем сильнее развились другие компенсаторные участки мозга, тем сложнее впоследствии будет проходить его реабилитация. Такие дети будут одновременно демонстрировать поразительную изворотливость, вариативность, манипулятивность (что касается достижения сиюминутной цели), а с другой – как в пословице о баране и новых воротах, постоянно набивать шишки на одном и том же месте, не имея возможности эмоционально запомнить ни словесное объяснение, ни собственный опыт. Не стоит забывать, что  когнитивный диссонанс еще может усугубиться алкоголем и/или эмоциональным отстранением, отвержением матери во внутриутробный период развития ребенка.
Единственным способом развить причинно-следственное мышление является многократное столкновение с последствиями своих поступков. По сути как и у младенцев, но если там это происходит через  близкое общение с мамой и простые манипуляции с предметами, то позже уже действует принцип: лучше позволить ребенку сейчас десять раз содрать коленку, нежели впоследствии один раз свернуть себе шею. Никакие словесные объяснения, к сожалению, действовать тут не могут. Объяснить можно только тому, у кого УЖЕ есть опыт. А в случае с когнитивным диссонансом помочь может только усвоение (через многократное повторение) связи «действие – результат» (желательно закрепленное словесным объяснением на свежем примере).
Чтобы развить причинно-следственное мышление, многие специалисты рекомендуют придерживаться основным правилам, которым я тоже стараюсь следовать:
1. Если ребенку предоставляется выбор или он сам о чем-то просит, то не следует позволять ему менять мнение на другое (часто дети начинают метаться между предложенными вариантами,  и в итоге все равно остаются недовольны любым результатом). Во-первых, ребенок должен понять, что его слово имеет вес, что это и есть то самое действие, которое вызывает последствие, во-вторых ребенка стоит отучать от бессмысленного перебирания всех возможных вариантов, и напротив учить прислушиваться к себе, к своим истинным желаниям, потребностям, чтобы удовлетворить их.
2. Следует как можно чаще предоставлять ребенку возможность сталкиваться с последствиями своих поступков, отвечать за свои действия и по возможности исправлять их (испачкал – постирал, разлил – вытер, порвал – зашил, нарушил правило – остался без бонусов и т.п.)
Конечно нам, родителям, часто бывает жалко своего ребенка, поэтому мы сами пытаемся исправить их промахи, иногда уступаем и стараемся подстроиться под их меняющееся мнение, а зачастую нам просто легче и быстрее сделать что-то самим. Однако мой опыт показывает, что такие уступки делают «медвежью услугу» ребенку и только затягивают процесс усвоения опыта, да и в остальном идут чаще во вред.
***
Дело было в апреле, стояли долгожданные теплые солнечные дни. Собрались ужинать.
- Мрина, иди кушать макароны с сосисками (здесь может быть любое блюдо).
- Я не хочу.
- Тогда поиграй пока в комнате.
- Я хочу кушать.
- Садись - кушай.
- Я не хочу макароны с сосиской.
- А что ты хочешь?
- А что  есть?
- Есть макароны с сосиской.
- А я хочу кашу.
- Каши нет. Ее надо варить.
- Нееет. Я не хочу ждать! Я голодная. Сейчас хочу!!!
- Кушай макароны с сосиской.
- Надо готовую кашу!
- Готовой нет.
- Есть. Хочу малышкину кашу, - растворимую, для грудничков. Ее и малышка не ела, коробка стояла невостребованная.
- Ты уверена?
- Уверена.
Села, начала ковырять в тарелке, разбрасывать по столу, мазать кашей одежду и посуду.
- Ты будешь кушать?
- Нет, я не хочу кашу.
- Ты же ее сама попросила.
- А теперь не хочу.
- Марина, другой еды нет и не будет. Я приготовила вам ужин – ты отказалась, я сделала по твоей просьбе кашу - от нее ты тоже отказалась. Не хочешь есть - выходи из-за стола.
- Мама, можно я доем Маринину кашу? – сын с аппетитом  проглотил кашу-пюре. Марина еще 1,5 часа ходила голодная, обтирала столы, облизывала грязные тарелки, подбирала крошки с пола. Я не выдержала, устроила второй ужин.
- Садитесь кушать творожки.
- Мама, а можно мне еще малышкину кашу? – попросил сын.
- Марина, а тебе сделать? Будешь с братом кушать?
- Нет, я не буду.
- Тогда ешь творожок.
- Можно я вывалю творожок в тарелку и буду, как собачка, слизывать?
- Можно.
Через время, тарелка с творожком стояла нетронутая, Марина же  исподтишка таскала кашу из тарелки брата.
- Марина, ты хочешь кашу?
- Нет, не хочу.
- Тогда ешь свой творожок.
- Не буду, я его тоже не хочу.
Осталась Марина голодной. Голодала девочка четыре дня. От всего, что я готовила, она отказывалась, то, что просила сама – игнорировала. Питалась она исключительно тем, что ей удавалось стащить с тарелки брата. За эти дни Марина похудела на лицо, под глазами залегли тени.
В тот же время на улице дочка с голодными глазами подходила ко всем соседям, доверительно заглядывала в глаза и спрашивала:
- У вас есть что-нибудь покушать? Хоть какая-нибудь крошечка? Я такая голодная…
Пришлось отказаться от прогулок до окончания голодовки. Когда мы в очередной  раз из окна квартиры наблюдали за тем, как гуляют дети, я напомнила, что пойдем на улицу только после того, как все поедят. На пятый день Марина уже привычно отказалась от супа, но потом выглянула еще раз в окно и… проглотила всю порцию. Вечером мы наконец-то вышли на прогулку. Печально то, что и двое других детей тоже оказались в заложниках и провели четыре дня без свежего воздуха из-за того, что Марине потребовалось пять дней, чтобы усвоить связь «кто не ест, тот не гуляет».
***
Пару недель спустя Мрина сидела за столом и ковыряла во рту прыщики от ветрянки.
- Марина, не ковыряй, потерпи немножко. Сейчас покушаешь, я обработаю прыщи лекарством, и они тебя больше не будут беспокоить.
Дочка все равно продолжала царапать и хныкать.
- Марина, не ковыряй.
- Я не ковыряю.
- Марина… - девочка, наконец-то, вытащила руки изо рта и разрыдалась в полный голос.
АААаааыыыЫЫЫ
- Ты почему плачешь? Тебе больно?
- Нееееет!
- Потому что мама не разрешает царапать болячки?
- Нет… АААаааыыыЫЫ
- А почему?
Девочка не отвечала, продолжая заливаться слезами.
- Марина , мне важно знать, почему ты плачешь. Я хочу тебе помочь. - Молчание.
- Марина, скажи, пожалуйста, почему ты плачешь, - я четко проговаривала каждое слово.
- Я спать хочу.
- Что?
- Я плачу, потому что очень хочу спать.
- Ты уверена, что хочешь именно спать?
- Уверена.
Я помогла ей приготовиться ко сну, обработала болячки от ветрянки, дала лекарство и заботливо уложила спать. Времени было 20:30. Братик смотрел мультики перед сном. Марина рыдала в кровати: спать, разумеется, она не хотела, а после спрея прыщи больше не чесались. Так что лежание в кровати совершенно не привлекало Марину, но «слово - не воробей, вылетит – не поймаешь».

***
Позже, устав от постоянного беспорядка, разбросанных и испорченных вещей, в нашей семье было введено новое правило: дети будут лишаться тех вещей, которые валяются на полу и не убираются на место после трех замечаний. В считанные дни «пухлый» гардероб Марины оскудел настолько, что это уже стало моей головной болью. После очередной прогулки дочка бросила последнюю куртку на пол и не повесила ее после пяти (!) замечаний и напоминаний. Скрепя сердце, забрала куртку. Марина тут же вцепилась мне в руку: «Мама, я обещаю, что буду следить за вещами», - слезно плакала, умоляла. Я отдала. Через час зашла в детскую укладывать детей спать и увидела, что куртка, со слезами выпрошенная обратно, засунута в щель за шкафом. Я ее спокойно достала и, следуя правилу, изъяла:
- В чем же ты теперь гулять будешь, подумала?
- Ой, да не нужна мне твоя куртка. И гулять я больше не буду, очень надо.
На следующий день собираемся на прогулку.
- МАААААМ, ну дааай!
- Нет.
Через минуту Марина вышла на улицу в другой куртке (нам ее кто-то уже давно отдал, я про нее и забыла). После прогулки я спешно раздевала малышку, которая ором орала от голода:
- Мам, расстегни мне пуговицы, у меня не получается. – Парадокс: девочка не может расстегнуть пуговицы, которые она перед этим самостоятельно застегнула.
- Марина, попробуй справиться сама. Если не получится, то я тебе помогу после того, как разберусь с малышкой.
Еще день спустя вновь собираемся на прогулку. Марина выходит все в той же куртке, но теперь БЕЗ пуговиц.
- Мам, завяжи мне поясок, а то курточка распахивается.
- А пуговицы где?
- Не знаю. Сами оторвались. Их там не было. Я их не видела. – И все в том же духе: «Видом не видывала, слухом не слыхивала».
- Нет, без пуговиц гулять нельзя.
Истерика. Марина упала на пол и полчаса рыдала в голос. Потом плавно переместилась в холл, далее все так же по-пластунски -  в детскую комнату. Теперь оттуда доносились безутешные крики отчаяния. И вдруг резко наступила тишина, и совершенно спокойная дочь подошла ко мне и протянула отсутствующие пуговицы.
- Где ты их нашла?
- Они ЗА ДИВАНОМ валялись (диван втиснут в нишу под кроватью-чердаком, отодвинуть его сама она не могла).
Получается, Марина помнила, куда подевались пуговицы, но убеждала, что не знает и изображала отчаяние, надеясь, что проблема сама собой как-то рассосется. В этот раз я не стала акцентировать на этом ее внимание, однако предупредила, что если еще раз оборвет пуговицы, то пойдет гулять только после того, как САМА научится их пришивать.
***
Как-то сели завтракать. Марина:
- Мама, мне в каше мало соли.
- Марина, в каше достаточно и соли, и сахара. Ты хочешь еще?
- Да, соли.
- Подумай хорошо, может, ты хочешь еще сахара, чтобы каша была сладкая?
- Нет, точно соли хочу.
Подала ей солонку:
- Бери столько, сколько тебе нужно. Только при одном условии: ты эту кашу должна будешь съесть до конца.
Марина положила три (!!!) чайных ложки с горкой. Перемешала. Ну, думаю, сейчас скривится и есть откажется. Нет, ела, да еще и нахваливала: наконец-то каша стала вкусной. Доела.
***
- Марина, что я сказала тебе надеть?
- Ничего..
- Ты надела?
- Да, надела.
- Что ты надела?
- Ничего.
- А в чем ходить будешь?
- Ни в чем.
Показываю:
- Это майка, если ни в чем, то ее надо снять.
Хнык!
- Мне будет холодно без майки.
- Так в чем ты хочешь ходить?
- Ни в чем.
- Ну, так и ходи ни в чем. Я просто выполняю твои желания...
Только минут через 5, она "вспомнила", что надо бы надеть колготки, платье и кофту, как мама просила, потому что дома холодно...

Это лишь примеры того, как рассуждает ребенок с нарушением причинно-следственного мышления. Но в жизни действия и поступки детей гораздо нагляднее показывают, насколько им сложно осознать связь «действие – результат» и учиться на своих ошибках. Например, поощряя двигательную активность детей, мы приобрели им всевозможные средства передвижения. Марине полюбились самокат и велосипед. При помощи первого она за считанные дни «угробила» вдрызг десяток пар обуви. И никакие просьбы тормозить правильно, с помощью педали (а катается, надо сказать, она отчаянно и разгоняется до максимальной скорости) не были восприняты. Закончилось тем, что осталась только одна пара обуви: босоножки с открытыми пальцами, - и все лето Марине пришлось гулять только в них. К концу лета дочка умела тормозить педалью.
С велосипедом все сложилось еще сложнее. Сторонница рискованного стиля катания, она через день после того, как научилась держать равновесие, начала пробовать разные трюки: езда на одном колесе, с закрытыми глазами, без рук, запрыгивание на бордюры, столкновение с препятствием (в качестве которого выступали автомобили соседей). При ее стиле езды часто страдали и другие люди: она часто подрезала других велосипедистов, сталкивалась с ними, сбивала пеших детей. Следует заметить, что ей тогда было всего четыре года. Не мудрено, что ее ноги, руги и голова были постоянно в ссадинах и шишках, от чего не спасали даже защита с шлемом. Не говоря уже о том, сколько е езда принесла нам неприятных сцен с соседями. К тому же мы постоянно наблюдали, как она повторяет одни и те же ошибки, не делая никаких выводов. Понимая, какую пользу для ее развития имеет катание на велосипеде, мы не хотели навсегда лишать ее этого увлечения, однако трюки пресекали: сажали на лавку передохнуть и посмотреть, как спокойно катаются другие, говорили, объясняли, пытались научить делать это безопасно для себя и окружающих, лишали ее велосипеда на час, день, неделю, две недели. Каждый раз она согласно кивала, говорила, что все поняла, даже говорила то, что мы ожидали от нее услышать. Однако, как только она оказывалась в седле, все повторялось снова с первой же минуты. За два года мы не особо преуспели в этом вопросе.
Такие примеры можно приводить бесконечно. Самое грустное, что в них практически не наблюдается прогресса  и каждый приобретенный навык, это результат не сознательности и сделанных выводов, а бесконечного повторения некоего действия под ежесекундным чутким руководством мамы, доведенное до автоматизма. Однако следует иметь ввиду, что каждый такой навык воспитывается через колоссальное и отчаянное сопротивление, сопровождается истериками, провокациями, в общем, дается «большой кровью».


Рецензии