Уроки истории

Светлой  памяти  В.М.Клыкова  посвящаю
                Автор
  Со знаменитым нашим современником и земляком Вячеславом Михайловичем Клыковым судьба сводила меня на научных конференциях, Международных Рождественских чтениях, на Прохоровском поле и на памятном месте русской воинской доблести Красной  поляне, где в 1709 году курские порубежники разгромили орду степняков, стремившихся ударить в тыл войск Петра под Полтавой.  Сидели  мы и за общим столом, после проведенного казачьего круга.
 По убеждениям – мы монархисты!
В современном российском обществе, особенно на ведущих телеканалах, нередко, но настойчиво пропагандируется идея ущербности и жестокого по отношению к народу советского государства в так называемые «тоталитарные» годы правления И.В. Сталина. Но при этом сознательно скрываются истинные причины происходящего  в то время в стране.
Мне, как воцерковленному человеку и как историку, в течение  многих лет работавшему в архивах различного уровня  и знакомым с документами той эпохи, позволительно высказать свою точку зрения на события столетней и последующей давности. Вот факты.
Смуту 1917 года  в Российской империи начала знать, жаждавшая власти и вседозволенности.
На второй день,  после так называемого «отречения» от Престола Государя Императора Николая II, из зала заседаний Церковного Синода выносится портрет Царя и объявляется о том, что отныне всем священнослужителям следует молиться  не за Дом Романовых, а за «демократическое временное правительство». Нарушена клятва 1613 года и заповедь Божья «Не прикасайтесь к Моим помазанникам Царственным!»
Господь посылает испытания русскому народу и Церкви, но не забывает и о милостях к страждущим:  является Икона «Державная», избирают Патриарха Московского и Всея Руси. Страшная кара за клятвопреступление  и убийство Царской Семьи наступает в виде кровавой гражданской  войны.
Не Сталину, а Льву Троцкому принадлежит идея создания концлагерей в бывших монастырях, где «перерабатывались старорежимные элементы» священнослужители.
Обратимся к конкретным событиям и личностям тех суровых лет, когда страдания, испытания и насильственная смерть коснулись сотни тысяч служителей Божьих.
В числе их, причисленные позже к лику Священномученников, совершивших свой духовный подвиг на земле Курской губернии и Святого Белогорья, были архиепископ Курский  Онуфрий (Гагалюк), епископ Белгородский Никодим (Кононов), священники О. Александр (Ершов), О. Михаил (Вознесенский), О. Василий (Иванов) и многие другие. Их духовный подвиг описан в «Житие Новомученников и исповедников Российских в ХХ веке».
Вслед за расправами в период гражданской войны на Русскую православную церковь с весны 1922 года начались новые гонения, которые по замыслу тогдашнего большевистского руководства, должны были заканчиваться казнями ради устрашения духовенства и верующих.
В нашей статье «Оправданы после расстрела», написанной в 90-е годы ХХ века и  посвященной реабилитации пострадавших в 30-е гг., указаны имена земляков (по месту рождения я уроженец села Крупец Крупецкого, а ныне Рыльского района Курской области) – Пузанов Иван Виссарионович, 1877 года рождения, уроженец села Козинка Курской губернии, русский, священнослужитель станицы Петропавловской, Михайлов Ион Кузьмич, 1884 г.р., уроженец села Русская Лисица Курской губернии, русский, священнослужитель станицы Нестеровская. Эти батюшки, как и многие другие, служившие в казачьих станицах Терека, были расстреляны.
Что могло быть причиной тех репрессий?
По нашему мнению, одной из них была компания поиска «врагов народа». Их находили среди бывших  «царских слуг», каковыми и являлись священнослужители и казаки, прожившие большую часть жизни при другом «режиме».
Социальные представления и нравственные идеалы этих людей не соответствовали нормам советского государства, так  как   они стремились отстаивать собственные взгляды и сохранять духовную верность Богу.
Величайшее испытание –  война с фашистской Германией и покорно служившей ей Европой,  стали началом духовного возрождения России.
Победа пришла к нам на Пасхальной неделе мая 1945 года.

Пройдет гроза над русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит,
И крест святой Божественной красою
На Божьих храмах снова заблестит.
Утихнут грозные невзгоды,
Своих врагов Россия победит,
И имя русского, великого народа,
Как гром, по всей Вселенной прогремит.

Так пророчески в 1939 году написал схиархимандрит Серафим Вырицкий. А нынешнему поколению надо помнить уроки истории и поступать по Божьим законам !

Литература
Еремин Н.М. Шевченко О.Н. Памяти Вячеслава Михайловича Клыкова. В сборнике материалов IV Епархиальных Рождественских образовательных чтений. Губкин–2016. с 376-378.
 Житие новомученников и исповедников Российских ХХ века . Составлено игуменом Дамаскиным(Орловым). Май. Издательство «Булат». – Тверь – 2005.
  Н.Еремин, А.Еремина.  Оправданы после расстрела. // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы восьмой Международной Кубано-Терской научной конференции. – Армавир, Издательство ИП Шурыгин. 2012. – с.73-74. Также в сборнике «Казаки и казачата» Губкин–2012. с. 15-18.
  Н. Еремин. Покровский храм.  В книге 17 Национальной литературной премии ПИСАТЕЛЬ ГОДА  2015 – Москва – 2016. С. 36-41
  Н.Еремин. Крупец. VIII выпуск “Записок «Общества любителей казачьей старины». Губкин – 2016.  28 с.
  Н.Еремин, О.Шевченко.  Начало – 1718. Губкин – 2017. 52 с.
  Священномученик Никодим (Кононов). «Преображение» – газета Губкинской Епархии. № 44, май 2017.  С. -3.


Рецензии
мы обязаны помнить уроки истории
обязаны помнить отцов и дедов, помнить их завещание и наследие, хранить светлую память.
мир Вашему дому
с уважением Олег

Олег Устинов   18.10.2023 09:59     Заявить о нарушении