Дары природы

        В восьмидесятые годы, в эпоху всеобщего и повального дефицита железная дорога являлась местом бесплатного приобретения продуктов всех видов. Меня после первого рабочего дня с удивлением спросили работники станции:
       - Ты что, на работу без сумки пришёл? Сейчас мы тебе найдём запасную, но завтра со своей приходи.
       Это был сплочённое организованное сообщество по хищению грузов, перевозимых по металлической дороге. Диспетчера совместно с составителями поездов вскрывали перевозочные документы и определяли, какой груз перевозится и в каком вагоне. Намечали объект добычи, в зависимости от сезона это в основном были фрукты или овощи, определялись с временем вскрытия и оповещали всех заинтересованных, от вагонников до руководства станции, о времени и месте операции.
       Заранее составлялся и подписывался акт о повреждении вагона при роспуске с горки, составитель при помощи маневрового тепловоза устанавливал гружёный вагон сразу же за стрелкой, намертво закреплял его тормозными башмаками.
       Вагон же, предназначенный к вскрытию, аккуратно подтягивался к закреплённому, цеплялся за его угол дверью, отбрасывалась защелка на двери, и собравшиеся заранее работнички стремительно набивали сумки дарами природы.
       Десяток минут, вагон уже закрыт, опечатан, перемещён на другой путь, включён в состав поезда и через полчаса радостно постукивая колёсами, покидает станцию. Как доходчиво объяснили мне:
       - Там по документам тонн пятьдесят-шестьдесят, на усушку-утруску и на повреждение при смещении груза дают всегда пару тонн. Так что наши сотня-другая килограммов это капля в море. Да и наши менты в теме, они постоянно затариваются вместе с нами, главное не трогать вагоны с ценным товаром, одежда или обувь. А яблоки там или картошка, это просто мелочь, премия нам за тяжёлые условия труда.
       Вагоны с семечками не вскрывали вообще. Семечки перевозили в крытых вагонах насыпью, постилая на пол какую-нибудь плёнку. Самый умелый человек залезал под вагон, находил в полу щель пошире и протыкал плёнку проволокой. Семечки текли непрерывной струйкой в подставляемые ёмкости. После того, как они заполнялись, тот же специалист затыкал отверстие и вагон отправлялся дальше.
       Мешки с болгарским перцем, луком, ящики с помидорами, яблоками и грушами со свистом вылетали из боковых люков крытых вагонов при помощи вилок для укладки тормозных башмаков.
       Для сцеживания спирта существовал лист жести размерами примерно три на два метра с загнутыми вверх краями. Спиртовая бочка цеплялась к маневровому тепловозу, оттаскивалась подальше с глаз и резко толкалась вперёд-назад несколько раз. Предохранительный клапан, который служит для выпуска газа или жидкости при повышенном давлении, открывается и из горловины выплёскивается спирт, стекает по стенкам цистерны вниз и собирается в подставленный лист жести. После небольшой паузы жестянка аккуратно наклоняется и содержимое переливается в ведро. Десять литров спирта собирается за пять минут!
       Перед началом одной из смен вижу составителя вагонов, который приезжает на работу на мотоцикле со странной коляской. От заводской комплектации там осталась только рама и колесо, всё лишнее безжалостно срезано. К раме проволокой прикручена бензопила.
       Мне объясняют, что сегодня состоится шоу под названием «Лесоповал», парень живёт в бараке с печным отоплением недалеко от станции и таким образом решает топливную проблему.
        Через пару часов на отдалённый путь устанавливается и закрепляется крытый вагон, с маневровой горки разгоняется и толкается на него полувагон с досками. Раздаётся глухой удар столкновения автосцепок, вся упаковка досок выезжает вперёд на пару метров и упирается в стенку крытого вагона.
       - На шестнадцатом вагон не в пределе! Устраняю нарушение! – орёт на всю станцию составитель в громкую связь и с пилой на плече направляется к столкнувшимся вагонам. Забирается на верх вагона, снизу ему подают бензопилу. Он заводит механизм и умело обрезает стопку досок до края вагона. Через час рядом с путями сложена аккуратная стопка «излишних» пиломатериалов, часть из которых после работы загружается на мотоциклетную коляску и отвозится домой.
       В начале восьмидесятых приобрести себе автомобиль могли только избранные. И даже среди машинистов, зарабатывавших по четыреста-пятьсот рублей в месяц, могли его себе купить далеко не все. Кроме заветной суммы нужно было иметь знакомства в распределяющих блага структурах, ну а если их не было, то становись в общую очередь и к пенсии, может быть и получишь долгожданное чудо советского автопрома.
       Но в основной массе машинисты станционных маневровых тепловозов и составители поездов были счастливыми обладателями «Жигулей» и «Волг». Раз примерно в три месяца они готовили операцию «Заправка». Назначалась дата и к определённому времени в тупик товарной станции собиралась живописная кавалькада машин и мотоциклов с разнообразными ёмкостями в багажниках, салонах и колясках.
       Маневровый притаскивал цистерну бензина, которая закреплялась башмаками и тепловоз отъезжал на пару десятков метров. Из дизельного помещения локомотива извлекались несколько желобов, которые скручивались в одну длинную конструкцию. Один край с расширенным раструбом подводился под днище цистерны, на конце второго закреплялась воронка.
       Под цистерну залезали два специально обученных человека. Один наставлял ломик с обмотанными изолентой концами на корпус сливного клапана, второй кувалдой на длинной ручке двумя мощными ударами перекашивал его в сторону.
       Стремительно они вылетали из-под вагона и отбегали в сторону. Бензин из-под клапана струёй бил вниз, попадая на полотно дороги, но всё же большая часть попадала в передвижной топливо провод и по нему текла в ёмкости.
       Народ начинал суетиться, наполненные канистры и всевозможные баки и бочки общими усилиями загружались в транспорт и отвозились в гаражи и дома, где опорожнялись и снова возвращались за следующей порцией.
       Специально все следили друг за другом, чтобы невзначай на схватился радостно задумавшийся о том, сколько халявного бензина сегодня сможет увезти товарищ за сигарету и не взлетели все по его милости в воздух.
       Эта операция обычно начиналась с раннего утра и растягивалась на целый день. Работники внутренних органов принимали непосредственное участие в процессе и зорко следили, чтобы не забрёл случайно кто-то незнакомый в бензиновый рай и не стуканул потом куда не надо о происходящем.
       Машины и мотоциклы, поднимая пыль, кружили по маршруту и к вечеру в бочке из шестидесяти тонн оставалось всего ничего. Тепловоз оттаскивал цистерну на сотню метров назад и остатки бензина стекали в находящееся рядом болото.
       Подписывался составленный заранее акт о повреждении сливного клапана от столкновения с другим вагоном при спуске с маневровой горки, и опустошённая цистерна побыстрее включалась в состав поезда и катила в обратную сторону.
        Сейчас, после того, как прошло больше тридцати лет с той бесшабашной поры, вспоминаю пустые полки в магазинах при полных карманах денег и нет даже капли укора в отношении людей, отщипывающих себе по кусочку от общего пирога, проплывающего мимо них.


Рецензии