От казаков днепровских до запорожских ч. 2

При приближении скифов, киммерийцы держали между собой совет, как им поступить: цари предлагали дать сражение, а народ считал, что лучше уступить свою землю грозному противнику без боя. Не договорившись, киммерийцы стали сражаться друг с другом. Уцелевшие в этой битве похоронили павших и покинули свою землю, уйдя вдоль берега Чёрного моря в Азию. Несмотря на то, что киммерийцы оставили заметный след на страницах письменных источников, они до сих пор остаются народом-загадкой. Большинство специалистов полагают, что язык, на котором они говорили, относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. По сей день не удается очертить границы обитания киммерийцев, а также ответить на вопрос о их происхождении. Большинство исследователей считают, что они жили в степях между Доном и Дунаем. Другие пытаются локализовать их на Таманском полуострове и Керченском, а также на Северо-Западном Кавказе и на территории современного Ирана. Существует и точка зрения - будто бы киммерийцы не отдельный народ, а часть передового отряда скифов. Великая степь от Днестра до Охотского моря была обитаема с древнейших времен. Здесь жили десятки народов, существовало множество культур и верований, пересекались торговые пути с севера на юг и с востока на запад и, сменяя друг друга, двигались цивилизации. Никогда эта степь не была необитаемой, и значительный период времени называлась Диким Полем. В этих землях в X веке до н.э. возникла Великая Скифия.

По свидетельствам древних путешественников, историков, писателей и прежде всего Геродота - это государство простиралось от Днестра до Алтая и далее на Восток. Скифские захоронения, действительно разбросаны по всей Сибири и особенно их много на Алтае, где в конце XX в., на плоскогорье Укок, была найдена усыпальница скифской княжны Кадын. Скифские курганы встречаются и неподалеку от озера Байкал где, по утверждению биографов Чингисхана, его предок женился на скифянке. Первым европейцам о скифах, сообщил в своей книге «История», грек Геродот. Он отметил, что скифы в европейские степи пришли из далекого востока; поведал о жизни степного народа: праздниках, верованиях, традициях, его внешнем виде, одежде и умении воевать. Ранняя история скифов связана с военными походами в страны Передней Азии через Кавказ в VII - начале VI в. до н. э., где они играли активную роль, успешно воюя на стороне то одних, то других древневосточных государств. Скифы сами себя называли сколотами. Они в совершенстве владели конём, мечом и луком, а их отвага и смелость в бою часто вызывала озабоченность могущественных царств: Ассирии, Мидии и Парфии. Скифы - это имя собирательное, обусловленное единством языка, обычаев, нравов, уклада жизни - единством культуры. К скифам относили мергетов, матикетов, идов, иссипов, саков, ахатов, будинов, сарматов, иамов, слуров... - всего до 55 народов. Иногда выделяют тавров, киммеров, синдов, меотов и сарматов, но чаще эти народы именуют скифо-таврами, скифо-киммерами, скифо-синдами, скифо-меотами, скифо-эллинами и скифо-сарматами.

Скифы - гордый народ всадников, живший, как и положено кочевникам, широко и привольно. С учётом разнообразия племён, скифы иногда вступали друг с другом в союзы, но затем разрушали их. Они иногда совершали грабительские набеги на соседние страны, и, как волна, откатывались обратно в свои степи, рядом с Чёрным и Азовским морями и р. Дон, и там, где сейчас п-ов Крым. Известный современный исследователь предшественницы Руси - степной державы Дешт-и-Кипчак, географ, писатель, кандидат экономических наук М.Э. Аджиев в своём сборнике «История тюрков» пишет, что в России мысль о единстве скифов и тюрков высказал 300 лет назад русский историк Андрей Лызлов. Но его догадка не понравилась царю Петру, который после Азовских походов колонизировал Старое Поле (Великую Степь). Ему важно было скрыть, что тюрки коренной народ России и Украины, который живёт здесь с незапамятных времен. Пётр Алексеевич приложил немало усилий, чтобы лишить тюркский народ своей истории и культуры. Отсюда и пошли «гулять» такие термины как, «дикие кочевники» и «поганые татары». Именно при Петре I о кипчаках-казаках, этих носителях чистой веры, заговорили как о пьяной братии, о беглых уголовниках, о сброде российском. Даже печать Войску Донскому Пётр выбрал такую, чтобы надсмеяться: на винной бочке сидит голый казак - всё пропил. А в старые добрые времена символом Дона был не пьяница, а олень - небесный елень, который появился у кипчаков на Алтае. Ему посвящали еленьи столбы и камни. Елень - древнейший символ веры в Великой Степи.

По приказу Петра I в Россию из-за границы пригласили за большие деньги учёных, чтобы они говорили и писали о скифах, как о славянах, а тюрков называли варварами. В откровенную ложь иностранцев верить не хотели и тогда появилась ложь более изощренная: якобы скифы были из Персии и говорили на персидском. Эта фантазия прижилась и в российской исторической науке живёт до сих пор. Даже письменные памятники, найденные в скифских курганах и написанные рунами, по-тюркски не убеждают невежд. Правда была под запретом и только профессор С.И. Руденко нарушил табу. В 20-х гг. XX в., на Алтае, он первый раскопал Пазырыкский курган и это явилось открытием мирового уровня. В итоге последовал арест и приговор - 10 лет лагерей. В конце 40-х гг. С. Руденко вернулся к своим раскопкам и в последующих книгах рассказал о тюрках, их уникальной культуре, хотя и назвал тюрков... скифами. В опасные и запретные времена учёные писали свои книги именно так - между строк, и читать такие исследования надо так же - между строк. Земли Дикого Поля имели удачное географическое положение, а их плодородие древний грек географ, историк Страбон сравнивал с чудом. Изобиловали они пастбищами и водопоями, а реки, леса и поля были неиссякаемым источником рыбы и дичи. Поэтому именно здесь, в Диком (Старом) Поле сталкивались интересы множества племён и народов. Аборигены на протяжении нескольких тысячелетий вели за свои земли кровопролитную упорную борьбу с бесчисленными завоевателями.

Когда персы царя Дария I явились к скифам, желая их завоевать, то у них тоже ничего не вышло. Скифы уклонялись от генерального сражения, но постоянно налетали на огромное персидское войско (порядка 800 тыс.) малыми отрядами, словно пчёлы, больно жалили и исчезали. А персы бродили по степи, мучаясь от жажды и голода, но найти скифов не могли. Они прошли от Дуная до Дона, перешли его, вторглись в земли савроматов и снова вернулись в Скифию. В итоге, не достигнув своих целей, понеся большие потери, и потеряв боеспособность, персидская армия всё же наткнулась на скифов уже готовых сразиться в открытом бою. Тогда сами персы не выдержали и ночью, в панике покинули бескрайние степи Скифии. Тайно отступив, измотанное персидское войско бросило лагерь, обоз, больных и раненых на милость скифов. С тех пор (513 г. до н.э.) скифская тактика выжженной земли не раз применялась в истории войн. Скифы обычно кочевали целым племенем, а имущество перевозили в кибитках. Это были их дома: на шести колёсах, крытые войлоком, защищённые от дождя, и от снега. В кибитках жили жёны скифов, дети и старики. Воины же вольно скакали на лошадях. Скиф был богат после набегов, но не жалел богатства, когда его терял. «Отец истории» Геродот писал, что скифы были жестоки и даже убивали пленных, когда хоронили своих вождей. Учёные разыскали их могилы - высокие холмы в степи - курганы. Нашли в них многое, что рассказывает о жизни скифов, но никаких свидетельств особой жестокости в них не обнаружили.

В захоронениях были найдены произведения особого искусства, которое так и называют «скифский звериный стиль». На большинстве находок были изображены звери, которые для скифов по заказу вначале делали греки. Затем появились и свои мастера, предпочитающие зверей быстрых и грозных. В них они видели воплощение красоты. Уже позднее, познакомившись с металлами, скифы стали отливать из бронзы, золота и серебра изображения сцен охоты, жаркие схватки. Искусство скифов позволяет легко определить характер этих любителей быстрой скачки и мастеров боя коротким мечом - акинаком. Скифы одними из первых освоили стрельбу из луков, находясь в седле. Геродот считал приазовских скифов наиболее воинственными среди всех племён. А господствующими – были племена царских скифов, жившие в степях между Днепром и Доном. «Дон» - по-ирански - вода. Греческие поселенцы называли реку - Танаис. По многочисленным изображениям, которые греки оставили на своих вазах известно, что скифы носили длинные волосы, бороду и усы. Одевались в короткий кафтан и длинные широкие штаны, на ногах - сапоги. Греки так и отличали: если в штанах – значит, варвар, дикарь. Сами греки штанов не носили, слыли высокомерными и зачастую проигрывали скифам в смекалке и мудрости. Союз скифских племён постепенно приобрёл черты государства во главе с царём, власть которого обожествлялась и передавалась по наследству. Совет союза племён и народное собрание лишь частично её ограничивали. Военная культура составляла основу скифского общества.

Продолжение следует в части  3              http://www.proza.ru/2017/08/26/1541


Рецензии