От казаков днепровских до запорожских ч. 3

Скифы считались лучшими конными воинами античного мира. Во времена Филиппа Македонского, отца Александра Великого, большинство скифских племён удалось объединить царю Атею. Он даже построил город в степях у р. Днепр. Но Атей был слишком гордым и пошёл войной на Ф. Македонского. Битву проиграл и погиб. Скифы отомстили, когда уже Александр Македонский послал войско во главе со своим полководцем Зопирионом покорить их. Всё его войско нашло смерть в степи. От дальнейших завоеваний этих территорий А. Македонский вынужден был отказаться. Не по силам оказалась эта задача Элладе, царству Понтийскому и Римской империи. Однако, в III в. до н.э. скифам всё же пришлось войти в соприкосновение с кочевыми савромато-сарматскими племенами. Последние перешли Дон и стали теснить скифов на запад. После жестокой войны на истребление, остатки скифов укрылись в Крыму. Они не победили и не были разгромлены окончательно, но их могуществу всё же пришёл конец. Скифы вскоре смешались с савроматами, родственными им по языку, и исчезли из истории. О происхождении савроматов существует легенда, переданная Геродотом. Воинственные женщины-амазонки были разбиты греками у реки Термидонт. Оставшихся в живых пленниц греки погрузили на три корабля и отправились с ними в обратный путь на родину. В открытом море амазонки взбунтовались и перебили греков. Но никто из женщин не мог управлять кораблём. Ветер и волны вынесли их к северному побережью Меотиды (так греки называли Азовское море).

Амазонки высадились на берег, перешли Танаис и разбили свой лагерь в трёх днях пути от реки (имеется в виду Дон). В дальнейшем амазонки, захватив лошадей, стали совершать дерзкие набеги на скифов. Удивлённые их мужеством, скифы направили молодых людей с целью знакомства и женитьбы. Однако амазонки отказались следовать, теперь уже за своими мужьями, на старые стойбища скифов и, наоборот, увели их на новые земли. Образовавшийся народ стал жить отдельно и его начали называть савроматы («женоуправляемые»). Женщины этого народа не утратили своих воинственных привычек, ездили верхом, охотились, сражались с соседями, ходили в мужской одежде. Девушкам не разрешалось выходить замуж, пока они не убьют хотя бы одного врага. Археологи же считают, что этот народ пришёл из Притяньшанья. Савроматы и родственные им сарматы, превосходили скифов качеством оружия, широко применяли чешуйчатые металлические доспехи. Они стремительно бросались на врага в тесно сомкнутом конном строю и длинными пиками сметали всё на своём пути. Сарматы господствовали на берегах Дона около 700 лет. Подобно скифам, они занимались земледелием и отгонным скотоводством, выгодно торговали хлебом с Римской империей, были полуоседлым населением. В начале нашей эры сарматы раскололись на несколько племенных союзов. Одни – роксаланы (в пер. «блестящие аланы, «сияющие аланы») и языги – откочевали на запад, к Дунаю. Другие – аланы – господствовали на Дону и Сев. Кавказе. Аланы занимались скотоводством и земледелием, имели высокий уровень развития ремесла и искусства.

Их культура была продолжением старой скифской культуры. В военном деле аланы продолжали традиции сарматов. Их лёгкая конница была вооружена луками. По своему обычаю они сдирали кожу убитых врагов и использовали её в качестве попоны для седла. Как украшение к седлу прикреплялись головы поверженных врагов. В III в. н.э. аланы были оттеснены с правого берега Дона готами. Слово «алан» сохранилось до нашего времени. Так обращаются друг к другу современные балкарцы. С началом новой эры Причерноморская степь стала как бы проходными воротами из Азии в Европу. Ни один народ, захваченный волнами Великого переселения, не задержался здесь надолго. В 211-217 гг. с севера к Дону и к Чёрному морю вышли готы, германоязычный народ. Ещё во II в. они оставили свою родину – юг современной Швеции, пересекли Балтийское море и двинулись на юг, покоряя лежащие на их пути земли. К середине III в. они закрепились в Причерноморье, оттеснив алан на левый берег Дона. Готы не стали настоящими кочевниками, но опираясь на опыт своих предков-скандинавов, создали на Чёрном море свой флот, и морским разбоем опустошили практически всё побережье. Корабли были ими захвачены в основном у греков и римлян. Для готов Дон был лишь пограничной рекой. Центр их державы располагался западнее. Своего могущества готы достигли в IV в. при короле Германарихе. Созданное им государство простиралось от Балтийского до Азовского морей, от Дона на Востоке до р. Тиссы (в Венгрии) – на западе.

Во главе державы стояло племя остроготы. Им подчинялись родственные визиготы, гепиды, герулы, которые помогали держать в подчинении языгов, венедов, росоманов и другие племенные народы (всего 13). В 158 г. на Волге и Нижнем Дону впервые появляются отряды гуннов. Далеко на востоке, у рек Орхоны и Селенги, к северу от Китая, их племена были разбиты и рассеяны предками монголов. И всё же наиболее крепкие воины, которых манили степные просторы и военная добыча, отправились за тысячи км на запад, к Дону. Историк Аммиан Марцелин так описал гуннов: «Дикость их нравов безгранична... Они похожи на животных или грубо отёсанные чурбаны... Они ловки, и лошади у них быстры... Они как будто приросли к своим некрасивым, но крепким лошадям и делают все свои обыкновенные дела, не слезая с них; день и ночь... сидя верхом, покупают и продают, едят и пьют, даже спят, наклонившись к шее лошади. На общественных собраниях они тоже не слезают с лошадей... Они кочуют, как скитальцы на своих телегах; эти телеги – их жилища, там сидят их жёны... ткут грубую одежду и держат подле себя детей... Издали они бьются, бросая дротики и пуская стрелы, наконечники, которые искусно сделаны из заострённых костей... накидывают на врага арканы и делают его беззащитным...». По сказаниям, гунны имели такую чудовищную наружность, что нельзя было выносить их вида. Жили они как дикие звери: питались кореньями и мясом зверей, согревая последнее под седлом. Домов знать не хотели, легко переносили голод и жажду.

На Дону гунны столкнулись с аланами, были разбиты и отошли обратно в степь за Волгу, где кочевали около 200 лет, набираясь сил, роднясь с другими кочевыми народами. В 360 г. они снова вступили в конфликт с аланами. Остготский историк Иордан, автор книги «О происхождении и деяниях гетов» - одного из самых значительных и важных сочинений начала европейского Cредневековья, писал о гуннах: «Аланов, хотя и равных им в бою, но отличных от них человечностью, образом жизни и наружным видом, они... подчинили себе, обессилив частыми стычками». К 370 г. аланы проиграли войну и отошли в предгорья Кавказа, очистив левобережье Дона. Другая группа алан, продолжая сражаться с гуннами, откатилась в Европу и со временем дошла до нынешней Испании. На правом берегу Дона гуннов поджидал со всей готской армией король Германарих. Но гунны в 371 г., выйдя на Таманский п-ов, далее морем проследовали в Крым и оттуда вышли в тыл готскому войску. «Одних ловили и избивали вместе с их жёнами и детьми, причём не было предела в жестокости при их избиении; другие собравшись вместе, обратились в бегство». В 375 г. Германарих покончил с собой. Часть готов покорилась гуннам, часть продолжала бороться с ними. И те, и другие откатились из Донских степей на запад. Гунны двинулись вслед за ними в Европу (и там все пришли в ужас), но до 412 г. контролировали степи на правом берегу Дона. После смерти вождя гуннов – Аттилы, они втянулись в междоусобные войны. Многие погибли, часть вернулась на правобережье Дона и в низовье Днепра.

Здесь их разбили и рассеяли предки болгар – сарагуры, оногуры и уроги, пришедшие сюда с востока в 463 г. Господство над Причерноморскими степями перешло к выходцам из Западной Сибири - тюркоязычным болгарам. Не создав единого государства, болгары разделились на две ветви: восточные болгары – утургуры кочевали по левому берегу Дона, западные – кутургуры – по правому берегу. В итоге, обе ветви болгар владели всей степью от Дона до Дуная, но друг с другом враждовали, в результате чего и попали в зависимость от соседних государств. Болгары - народ, против которого так много воевали наши предки и, за который пролито много русской крови во времена к нам приближённые. Болгары кочевали на восточной границе славянского мира, пользуясь лишь теми дарами природы, которые доставались им без труда и усилий. Обширные равнины давали им обилие корма и возможность содержать огромные табуны лошадей, которые облегчали перекочёвки и употреблялись ими в пищу. Западная часть Средней Азии представляла для кочевников большие удобства, как в климатическом, так и в растительном отношениях, чем восточная. Поэтому кочующие народы Средней Азии подавались всё более и более на запад. Народы эти сперва проникали в пределы нынешней России через Кавказский хребет. Позднее же азиатские выходцы, гунны, проникли в 375 г. в пространство между низовьями Волги и Дона, направляясь туда от северных берегов Каспийского и Аральского морей. Гунны подчинили местные народности, жившие между Волгой и Доном, принадлежавшие к славянскому племени и говорившие на славянском языке.

Продолжение следует в части  4              http://www.proza.ru/2018/04/23/1335


Рецензии
Как я понял Киевская Русь она и в Африке Киевская Русь.
А Московская Русь это другая более поздняя история.
Так что как государство Русь образовалась на Украине. Первая столица Руси-это Киев, а не Москва, которой ещё и в помине не было.
А настоящие казаки это украинцы, а остальные ассимилировались в русских.

Вячеслав Бикташев   26.09.2017 13:28     Заявить о нарушении
В основном всё так! Киевская Русь, т.е. период с 882 г. и вплоть до перемещения столицы Российского государства в 1169 г. из Киева во Владимир, является общей колыбелью для всех восточных славян, которые названы древнерусской народностью. И только после возникновения Московской Руси в 1328 г., после нашествия монгол формируются народности: великороссы, белороссы и малороссы. Но украинские историки не желают делить свою колыбель с кем-либо и никогда не считали своей столицей ни Новгород, ни Владимир, ни Москву и период Киевской Руси считают только своим достоянием. Однако и русские, и украинские историки стремятся объединить в пределах Киевской Руси земли юго-восточных и северо-восточных славян, причём русские историки видят это единство под своим флагом, а украинские историки под своим. И далее, что касается казаков - помимо днепровских и украинских были ещё и донские, яицкие, гребенские и терские казаки. Остальные (сибирские и т.д.) в основном уже производные от донских. Моё исследование нацелено на днепровских, украинских, запорожских, черноморских и наконец кубанских, так как это есть единая цепочка. Общности других казаков освещаются по необходимости кратко, т.е. они не есть предмет моего более углубленного анализа.

Николай Мринский   27.09.2017 07:53   Заявить о нарушении