От казаков днепровских до запорожских ч. 6

Великая степь продолжала оставаться большой дорогой цивилизации. По ней на Дон и Днепр пришли тюрки-огузы-торки и грозные печенеги. После распада Хазарского каганата печенеги захватили степи по левому берегу Дона и в течение короткого времени были основным кочевым населением от Волги до Дуная. Тогда же, в X в., раскололись соседи и враги печенегов торки. Одна часть из них приняла ислам и стала называться «туркменами», другая - прошла верховьями Дона и поступила на службу к русским князьям в качестве пограничной стражи и вспомогательной конницы. В летописях на Руси они известны под именем «торков», «берендеев», и «чёрных клобуков». Вместе с русскими торки отбивали набеги печенегов и ходили в ответные набеги на степь. Ислам расколол и печенегов. После 1010 г. часть из них во главе с ханом Тирахом приняла эту новую веру, остальные с полководцем Кегеном остались язычниками. Миссионеры считали их «самыми упорными и жестокими из всех язычников». Сторонники Тираха разбили и изгнали из степи единомышленников Кегена. Они ушли на территорию Византии и там Кеген принял православие. В 1036 г. печенеги-мусульмане совершили набег на Киев, но с большими потерями были отбиты. В 1046 г. большая часть печенегов ушла из Сев. Причерноморья в набег на Византию. В 1051 г. они подходили к Константинополю, но взять его не смогли и отошли на Балканы. Внутри племенного союза начались распри. Часть печенегов приняла ислам, а часть ушла на территорию Византии, приняв новое подданство и вместе с ним христианство.

Византийские императоры вели хитрую политику, то враждуя с печенегами, то подкупая их и натравливая на других беспокойных соседей. Ну а тех, кто проявлял такое желание, вполне охотно принимали на службу и давали новое подданство. Но ещё немало печенегов (по разным оценкам от 80 до 200 тыс. чел.) продолжало кочевать по степям, совершая набеги то на Византию, то на Русь. В 1091 г. масса печенегов вторглась из-за Дуная на территорию Византии, и император Алексей I Комнин собрал большое войско, объединившись с половцами, чтобы дать кочевникам бой. Сражение состоялось неподалеку от Константинополя, при Левунионе и печенеги потерпели в нём сокрушительное поражение. Пленных Комнин приказал не брать, а после того как были убиты все воины, византийские отряды двинулись дальше, уничтожив и печенежские становища с женщинами и детьми. После этого народ в целом прекратил своё существование, хотя упоминания о печенегах есть и в более поздних документах. Речь, по-видимому, идёт о тех частях племен, которые осели в Византии или на Руси. К началу XII в. какое-то число представителей этого народа было в составе наёмного византийского войска. Таким образом, остатки печенегов уже не могли играть ведущей роли в степи. На смену им пришёл новый племенной союз «куманов» или «половцев». Князья черниговские, киевские не смогли закрепиться на землях Дикого Поля. Возможно, потому и назывались эти пространства Диким (Старым) Полем, так как удержаться здесь силой оружия не удавалось ни одному завоевателю.

Следует помнить, что всё население нынешней Европейской части России и Украины (все славяне, угры, тюрки, балты и финны и ещё десятки племен) составляло не более 4 млн. чел. И когда с далёких западных склонов Алтая, в X в., от государства кимаков, откололось крупнейшее племя половцев-кипчаков и, покочевав какое-то время между Алтаем и Каспийским морем, повоевав с печенегами и торками, наконец вышло в донские и днепровские степи, мозаика, народов, населявших Великую степь, снова резко изменилась. Пришельцы - степняки - куманы, а их было не менее 300 тыс. - были светлоглазы, светловолосы, как и большинство тюрок, с европейскими чертами лица. Летописи называют их «погаными», но на латыни слово «паган» означало тогда всего - навсего «человек другой веры». Хотя и это было не совсем верно, потому как значительная часть половцев исповедовала тенгринианство - почитание Тенгри - Синего неба. Данная религия имела большое сходство с христианством. Как писал арабский географ XIV в., «кыпчаки отличаются от других тюрков своей храбростью, религиозностью, быстротой движения, красотой фигуры, правильностью черт лица и благородством». В 1055 г. свыше 300 тыс. половцев вышли к границам русских княжеств и попробовали своих новых соседей на прочность. Русские отбили несколько половецких набегов. Некоторые князья, воюя друг с другом, стали даже приглашать половцев к себе в союзники, призывать их на русскую землю. Однако киевский князь Владимир Мономах сам пошёл в поход в степь на половцев и в 1103, 1111 и 1116 гг. погромил их стойбища.

У половцев не было крепостей, как у русских, их семьи, жёны и дети передвигались на повозках, запряженных волами, и не могли убежать от русской конницы. Прошло немало времени пока обе стороны пришли к пониманию, что война бесполезна. Половцы осознали, что им не победить русских, которых было уже несколько миллионов (историки полагают - более 5 млн). Постепенно они стали втягиваться в тесные отношения с русскими, стали союзниками черниговских и галицких князей (у киевских князей союзниками были враждебные половцам - торки). Расклад социальных групп в Киеве в конце XI в. был таков: старое боярство, народная масса и «иные» сподвижники Святополка II. Первые были в оппозиции к политической линии великого князя, вторые откровенно его не любили, а третьи жили за счёт княжеских милостей и сами по себе силы не представляли. Но была в Киеве и ещё одна реальная сила, дававшая Святополку II деньги на оплату дружины и подкуп других князей. Это еврейская колония ростовщиков, приехавшая через Польшу из Германии. Западные евреи не повторили ошибок иранских и византийских иудеев. Они не захватили власть, а просто помогли законному князю в его предприятиях. Старая знать осталась на своих местах, но потеряла милость князя и влияние на гос. дела. Торговля и ремесла постепенно переходили в руки евреев, так как каждому из них помогала община, тогда как русские действовали каждый на свой страх и риск. Половцы искали дружбы с русскими князьями, крестились в православную веру целыми родами и отражали набеги сельджуков - представителей «мусульманского мира».

Считается, что половцы, кочевавшие западнее Дона - Западный половецкий союз, - вместе с русскими составляли одно государство, южные земли которого лежали между Доном и Карпатами. Задонские половцы, кочевавшие по левому берегу Дона и в его верховьях, назывались русскими князьями «дикими половцами». Они в 1117 г. вытеснили русских из Белой Вежи и разбили их союзников - торков. Однако «дикие» половцы не решались открыто враждовать с русскими. Они предпочитали иметь союзнические отношения с суздальскими князьями. Кроме того, опасались оставшихся в пойме Дона славян, получивших название «бродники». Последние продолжали жить на Дону даже после оставления Белой Вежи и в случае войны могли ударить половцам в тыл. Учёные подсчитали, что за 180 лет - с 1055 по 1236 гг. - крупных половецких набегов на Русь было 12, число ответных походов было таким же, совместных русско-половецких походов против внешних врагов - 30. Часть половцев приняла крещение. В исторической науке существует точка зрения, что эти крещённые половцы стали одними из предков запорожских и слободских казаков, появившихся впоследствии на Украине. Культура кипчаков (кыпчаков), их язык наложили яркий отпечаток на всё население Старого Поля. На смену скифскому небесному оленю пришел половецкий гусь-лебедь - тотемный знак общинника «ак-гыз» или «кыз-ак». Не случайно современные военные наёмники-профессионалы именуются «дикие гуси» - это наследие тех времен, когда именно кочевники-половцы (дружинники) нанимались на воинскую службу в соседние княжества и дальние королевства.

В первой половине XIII в. к русским и половцам пришла одна беда – на них напали могущественные монголы с рядом покорённых ими племен. Началось долгое противостояние с завоевателями - монголо-татарами, которые успели подчинить себе большинство азиатских государств и племен, создав огромную империю. После взятия Самарканда весной 1220 г. Чингисхан получил известие, что хорезмшах Мухаммед пребывает с малыми силами в летней резиденции на берегу Амударьи. Для его захвата было отобрано 30 тыс. воинов - поровну из каждого тумена. Распределённые на три отряда, войска выступили в следующем порядке: в авангарде тумен Джэбэ, за ним - Субэдэя и затем - Тохучара. Покорив к 1221 г. всю Среднюю Азию и вторгнувшись в Закавказье, весной 1223 г. монгольские войска вышли оттуда, открыв себе дорогу в половецкие (южнорусские) степи. Ударные отряды полководцев Джэбе и Субэдея, совершавшие разведпоход в Восточную Европу, разбили алан, затем, захватывая всю Донскую степь, напали и разгромили одну из кочевых половецких орд, остатки которой в панике бежали за Днепр. Половецкие ханы Котян и Юрий Кончакович обратились за помощью к русским князьям. Галицкий, киевский и черниговский князья пришли со своими войсками на помощь союзникам-половцам. Но 31 мая 1223 г. на р. Калке объединённое русско-половецкое войско было монголами разбито. После кровопролитного сражения монголы ушли обратно в Заволжскую степь, и долгое время о них не было ничего слышно. Весной 1237 г. внук Чингисхана Батый во главе монголов и подвластных им кочевых племён вновь напал на половцев, теперь уже из-за Волги.

Продолжение следует в части  7                http://proza.ru/2020/12/18/906               


Рецензии