Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 20. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 20. ГЛАВА 6. СТ. 16-32. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

16.Но тот, кто слишком много ест, не может находиться в этом связующем процессе, никогда также тот, кто слишком воздерживается от еды, никогда тот, кто слишком много спит, а также никогда непременно тот, кто слишком много бодрствует, о, Арджуна.

КОММЕНТАРИЙ:

В преданном служении ни столько человек преданно служит Богу Кришне, сколько Бог работает с человеком, и эта работа очень и очень серьезная и скрупулезная, требующая от человека определенных качеств и направления и возможностей ума, и не всякий ум человека для этого подойдет. Непременно необходимо, чтобы человек находился в уравновешенном состоянии, был утихомирен, был очень чувствителен и внимателен ко всем в себе проявлениям, в этом чувствовал свою основу. Поэтому Бог как бы создает в Арджуне и в каждом некоторую внутреннюю, психологическую установку, некоторые границы стабильности, в пределах которых и можно работать с человеком и управлять им. Человек в себе на это должен и может ориентироваться, в этом черпать духовные и материальные силы, как бы сотрудничая с Богом в плане создания себе условий для преданного служения, должен тяготеть к норме поведения и избегать отклонений, как того, что препятствует нормальному или успешному преданному служению. Т.е. такая установка в человеке должна быть изначально приоритетной, приемлемой, понятной, не сложной, возможной в материальном мире, к ней душа должна тяготеть и делать себе мыслительные указания и предъявлять требования в именно таких рамках. Человек в такой ситуации видит как бы Бога, участвующим в нем, как бы оберегающим его и дающим поэтому вот такое Божественное наставление.

Но надо знать и другое. Личность Бога полностью отрешена от Своего творения, от каждого живого существа, включая преданных. Бог Знает, что на пользу человеку в преданном служении, как точно его вести и какие аскезы и преодоления он должен на своем пути преданного служения встречать. Поэтому, будучи отрешенным, Бог каждому дает именно строго его как бы распорядок дня, последовательность событий, все помгновенно расписано в Боге, и сам человек свой жизнью ни в одном вопросе, по сути, управлять не может, как и в вопросах, сколько спать, есть и пр. Имея в некотором смысле иллюзорную основу, границы в своем понимании относительно и сна, и отдыха, и еды, человек, преданный, все же именно здесь и может оплачивать Богу последствия своей греховной деятельности. И сюда может входить и плохой сон, и не вовремя, и не полноценная еда, и даже скудная еда или, напротив, сытная и в достатке. Именно Бог дает человеку аппетит, желание, направляет на определенную пищу, направляет на сон определенной продолжительности или бодрствование. Человеку не просто это понять, но все в совокупности и есть полный пакет преданного служения, где непременно будет отклонение от рекомендаций, ибо это связано и с энергиями Бога, которые помогают преданному служению даже тогда, когда от него отводят усталостью, недосыпанием, голодом или издержками. В преданном служении непременно присутствуют препятствия, отклонения, передышки, ошибки… Все есть отзвуки греховной деятельности человека, хотя он и преданный, и все это утрясается за счет именно перебоя в сне, в еде и пр. Все в совокупности есть жизнь человека, посвященная Богу, есть путь, который не должен выглядеть, как не имеющий препятствий, здесь должны быть и неудобства телу в самых важных направлениях. Только тогда Бог это преданное служение зачтет. Но и не уклониться. Но при всем этом в человеке всегда должно присутствовать, напоминаться, что надо вести строго определенный образ жизни, не сбиваться с ритма. По сути как бы с рельсов сводит Бог, но Бог и возвращает и дает возможность следовать согласно указаниям Бога, но через некоторое время такие сбои могут и повторяться и только с пользой для преданного; и непременно они способствуют некоторому развитию,  также Милости Бога, ибо входят в  аскезы и претерпевания, без которых преданное служение невозможно.

Такие вещи преданный должен воспринимать только в связи с Планом и Волей Бога, не истерить, не искать виноватых. Но, тем не менее, обязан и подключать свой ум к контролю себя в еде, сне, бодрствовании, тем сотрудничая с Богом и по такому поводу. Но самое главное, надо понимать, что иногда контроль себя абсолютно не помогает и все идет как бы запрещенным путем. В таком случае необходимо молиться и молиться и не настаивать. Просто молиться, ибо у Бога есть План. И надо это понимать. Надо всегда видеть присутствие Бога в своей жизни и понимать, что гладкий путь Бог не дает. Но ориентиры – да. И они указаны в данном стихе. И это можно распространить во многих направлениях. Но человек всегда должен тяготеть к тому, что требует и как наставляет Бог. Такое мышление у преданного должно быть приоритетным и от самого преданного не должно быть инициативы, не согласованной с Волей Бога. А там – как Бог поведет. Но упорствовать, если Бог четко вводит ни в ту дверь и другого пути нет, и она ни есть сам грех, нельзя. Но молиться и молиться. И автоматически входить. Но все это работа Бога с каждым индивидуально. И Бог мыслью даст объяснение, желание, основание, терпение и свободу поступку или предприятию, как и даст соответствующие обстоятельства и причины и окружение. Бог все даст. И после покажет то благоприятное, что будет извлечено. Чаще всего это откровения. А откровения есть еще одна ступень вверх.

17.Регулируемая еда восстанавливает силы того, кто своими усилиями вовлечен в работу. Такой человек, регулируя сон и бодрствование и занимаясь практикой йоги, достигает уменьшение страданий.

КОММЕНТАРИЙ:

В некоторой мере так можно сказать. Но преданный непременно должен понимать, что силы дает ему не еда и не столько еда. Такое мышление – прерогатива материалистов, связывающих свои силы однозначно только с телом. Энергию, жизненные силы дает человеку Бог. Даже в самом немощном или истощенном теле человек может преодолеть нагрузки, которые не под силу достаточно развитому и здоровому телу. Бог дает выносливость, силу материальную и духовную, дает внутреннее состояние. Также, ни один человек, какой бы он здоровый образ жизни ни вел, не сможет обеспечить себе или гарантировать эмоциональную и духовную активность. Бог в любое мгновение может дать упадок сил, болезни любого направления, как бы человек ни пытался предупредить все неожиданности, связанные с телом и его возможностями. На самом деле, преданным служением занимаются люди с любым состоянием тела, и тучные, и средние, и обладающие немощным с виду телом. Любое тело Бог может использовать для преданного служения. Поэтому регулируемая еда есть лишь символ, некий образ жизни преданного, есть элементарная культура жизни в материальном мире, есть забота о теле и в связи с тем, что человек хочет его направлять на преданное служение, через него поклоняться Богу и в этом религиозный долг и как бы не искушение Бога пренебрежением к телу. Это вещи условные, но необходимые, ибо живое существо, даже зная свою полную зависимость от Бога, должно ценить и беречь и правильно распоряжаться своим телом, через которое все и достигает и в материальном плане, как и в духовном. Иное понимание человека есть греховное и наказуемое, даже если человек хорошо видит за всем стоящего Бога и четко ощущает, как Бог наполняет его тело жизненными энергиями, поднимает и ведет или останавливает и дает перенаправление опять же через энергии Бога.

Что касается уменьшений страданий, то это конечно же не так. Хотя  видимость, как поощрение такого понимания, Бог дает. Но все же, то, что человек должен в своей жизни преодолеть и перестрадать и на уровне тела и на уровне чувств, как материальный, так и преданный, это будет отдано ему сполна. Своими усилиями, даже молитвами эти вещи не отодвинуть. Но преданному в любом случае легче, ибо многое ему практически разъясняют совершенные духовные знания и действительно Бог Милостью Своей не то чтобы отводит страдания, но, давая их, шлет и помощь своевременно и лучшим образом; и преданный не может это не видеть и в преданном служении и в материальных вопросах.

Что касается сна, бодрствования, то все это, как и само преданное служение, мыслительные процессы, труд… -  до секунды управляется только Богом. Бог дает человеку чувств, память, желания мыслительный процесс, основания, обстоятельства, делает путь неотвратимым, решение однозначным. Дает видимость контроля ума, желаний, сна, отдыха, продолжительности бодрствования… Но и не происходит контроль сна и бодрствования непрерывно, есть и будут сбои, есть и будут последствия сбоев, есть и будут, как следствие, и страдания, а это оплата долга, а это извлечение уроков, а это развитие материальное и духовное, и также это своего рода путь аскетизма, который в материальном мире никто не отменял, ибо чаще всего аскетизм именно и требует страданий на уровне тела, что связано и с едой, и с отдыхом... И Бог этот процесс может и развивать, и замедлять, и давать импульсами, и на время отменять совсем; и все это, так или иначе, но будет увязано с решением попутно вопросов материального существования, с окружающими людьми и с самим преданным служением. Поэтому все в преданном служении следует принимать и понимать, что все, что реально имеет место, что было как бы по принуждению, все это однозначно Воля Бога, и это надо принимать с благодарностью, ибо Бог знает уязвимые места человека, его долги перед Богом и Знает, как это лечить. Иначе, путь в плане развития человека будет закрыт. Надо в любых ситуациях говорить себе: БОГ ЗНАЕТ, ВОЛЯ БОГА, БОГ ПОМОЖЕТ, БОГ МИЛОСТИВЫЙ.

18.Когда умственная деятельность контролируется, человек, непременно, сосредотачивается в себе. Если он также не устремлен ко всякого рода удовлетворению чувств, тогда о нем говорят, что он вовлечен в практику йоги.

КОММЕНТАРИЙ:

Умственная деятельность может контролироваться, человек может сосредотачиваться в себе, он также может контролировать свои чувства и не стремиться их постоянно удовлетворять, но этот процесс имеет ступени и начинается с чисто материалистического образа жизни, ибо преданным служением начинают заниматься не с нуля, но с наработок уже в материальном мире, в материальных отношениях условиями материального быта и непременно по Воле Бога, развивающего Свое творение и ведущего человека к качествам приемлемым, чтобы далее направить его по пути именно преданного служения. Речь о том, на каком этапе этого пути человек находится и на сколько он уже осознает, что полностью управляем Богом, готов подчиняться Богу, как и понимает смысл и цель такого пути и самопроявления. Только тогда, когда человек точно знает, что он находится в связующем процессе с Богом, только когда это все, ст.18,  есть лишь часть его духовной практики, направленной на достижение Бога, только в этом случае можно говорить, что он занят йогой. Также, и умственная деятельность, и сосредоточение в себе, и отказ от удовлетворения чувств, - все это дает человеку на всех ступенях его развития и в свою меру и по своим причинам только Бог. И материальный человек и преданный – все ведомы Богом, но у каждого своя причина, свой стимул, свой уровень понимания этого пути. Но только преданные начинают понимать в себе присутствие Бога, начинают сотрудничать с Богом, стараются в этом направлении и таким образом, считается, заняты в связующем процессе с Богом. Путь же материалистов, где также происходит контроль умственной деятельности и не только, есть необходимый, минующий сознание подготовительный к преданному служению этап и никак йогой  при тех же усилиях не называется, ибо есть как бы побочный продукт материальной цели и устремлений, как и результат обычного материального опыта и развития, где Бог наталкивает человека на необходимость себя контролировать и в плане чувств, и желаний, и мыслительного процесса, дабы не увязать в страданиях, ибо опыт на них начинает время от времени указывать и предостерегать, направляя на контроль и воздержание, где процесс также управляется только Богом. Поэтому стих требует уточнения и понимания, о ком идет речь и к кому применимы выводы в данном стихе, т.е. кого можно называть йогом, ибо с этим пониманием надо быть осторожным и не вешать этот ярлык каждому, кто  контролирует свой ум и пр.

19. Подобно тому, как лампа не мерцает в безветренном месте, так йог, чей ум постоянно контролируется, всегда сосредоточен практикой йоги на своей духовной сущности.

КОММЕНТАРИЙ:

Отсюда как бы можно сказать: если человек постоянно контролирует свой ум, то он, как следствие, йог, т.е. тот, кто практикует йогу, а это означает, что он всегда сосредоточен в себе на Боге, больше не на ком. В эту категорию материальный человек не попадает, ибо далеко не постоянно контролирует свой ум, но временами и не очень это замечая. Значит, речь о йоге. Третьего направления религиозного или философского порядка нет. Только о том речь, кто постоянно практикует именно йогу, связующий с Богом процесс. Ибо и цель здесь ставится – Сам Бог. Утверждение верно. Но что оно дает? То, что контроль ума есть неотъемлемая составляющая преданного служения Богу Кришне. Без этого нет успеха, нет связующего с Богом процесса. Это – ступень преданного служения, характеризующая человека, как йога, как того, кто посвятил свою жизнь Богу, кто непременно исходит из совершенных духовных знаний, ибо только они стимулируют такую духовную практику. Но что это за ступень и что дальше касательно контроля ума и его сосредоточении на Всевышнем? Когда человек неустанно только и делает, что контролирует в йоге свой ум, это показатель отнюдь не высокой степени его реализации, хотя и выше среднего. Ибо контроль – это сдерживание ума. Но Бог подает, возбуждает через ум те соблазны и искушения, где человек еще слаб, где имеются недостатки качеств, или Бог целится там, где человек уязвим. И контролем ума человек как бы препятствует в себе тому, что в нем еще не получило забвения; Бог Знает, что подавать, с какой силой и неотвратимостью, на что указывать человеку его еще недоработки. И далеко не всякая йога может справиться с его привязанностями. Порою приходится возвращать и в материю и средствами материи лечить и изымать то, что мешает преданному служению. Человек никак не потерян для преданного служения, но должен пройти некоторую реанимацию качеств.
На более высокой ступени йоги человек уже реже контролирует беспокойный ум, ибо по большому счету уже отрекся от материальных посулов, и все в нем, все отказы уму проходят мгновенно, автоматически, он легко как бы отмахивается от всего, на что наведет ум,  еще не успев это оформить в предложение. Желаний нет как нет… ну, малость, без интереса… Есть конечно недоработки в отрешенности, но не устрашающего для преданного порядка, и они постепенно преодолеваются что называется в рабочем порядке. В таком случае преданный действительно готов, чтобы быть отправленным на духовный план. Но опять же, ступень каждого, как и уровень или степень его отрешения, точно Знает только Бог. Но в некотором роде проследить за собой через мысль, за тем, как ты контролируешь эту мысль, как часто и на что Бог обращает внимание, Бог преданному дает.

20-23. Когда в результате исполнения практики йоги наступает тот момент, в котором, удерживаемый от влияния материи ум, прекращает свою деятельность, когда также,  увидев в себе умом Высшую Душу, йог становится удовлетворенным, тогда он познает то высшее счастье, которое приемлет только возвысившийся над чувствами разум, и никогда больше не находится в состоянии сомнений относительно Высшей Истины. И тот, кто достиг, также любой другой, кто выиграл, не могут считаться выше, чем тот, кто достиг состояние без страданий, хотя он и сотрясается трудностями. Необходимо знать, что это уничтожение связи со страданием называется йогой.

КОММАНТАРИЙ:

Этот стих имеет ряд пунктов, на которые следует обратить внимание.

1.Рассматривается вопрос, когда исполняется медитационная йога, которая преимущественно направлена на контроль ума, удерживание ума от материи.
2.Указывается, что такая йога приводит к прекращению деятельности ума.
3.Указывается, что в процессе такой медитации человек может увидеть в себе умом Высшую Душу, Бога.
4.Реакция йога – удовлетворение, высшее счастье, уходят сомнения относительно того, что в нем присутствует Бог.
5.Счастье йога, осознавшего в себе Бога, превышает счастье любого материалиста, если он достиг или выиграл в материальном плане.
6.Йог, увидивший в себе Бога, считается в таком случае достигшим состояние без страданий, даже если он потрясается трудностями.
7.Йог, достигший в себе осознание Бога, видящий Бога в себе, уничтожает страдание.
8.Дается и обратное утверждение: тот, кто достиг уничтожение связи со страданием, есть йог или такое состояние есть йога.

В так представленном стихе следует обратить внимание на следующее, по каждому пункту:

1.Надо понимать, что удерживать от материи ум невозможно, но такую иллюзию, такое понимание на период исполнения йоги Бог дает человеку. Но такая йога Богом не ценится, ибо считается пассивной, искусственной, почти бесполезной. Йога, связующий процесс с Богом должен быть крайне активным, целеустремленным, всеобъемлющим процессом, направляющим на Бога ум, мыслительный процесс более рекомендуемыми Богом средствами, как-то: изучение Святых Писаний, посвящение Богу своего труда, через контроль ума именно в материальном мире, где предостаточно возбуждающих и искушающих факторов, также непременно в процессе поклонения Личности Бога.

Все другое - фетиш, иллюзия соединяющего с Богом процесса, то, что в итоге просто немного укажет человеку на то, что надо контролировать ум и направлять его на Бога постоянно. Это сохранится в сознании, и это напомнится человеку в следующем его рождении. Такая медитационная йога рекомендована может быть тем, кто еще стоит не на достаточно высокой ступени материального развития и на очень не высокой духовной ступени. Кто полноценным преданным служением не может заниматься в силу качеств и кармы, но кого уже пора хоть как-то начать направлять в эту сторону, дабы немного организовать его качества, упорядочить его мыслительный процесс и сориентировать в вопросе смысла и цели жизни.

Такой человек, занимающийся медитационной йогой, не боящийся выходить на Самого Бога (фактически не заслуживший у Бога эту Милость), такой практикой будет хорошо измотан, но и с некоторыми подвижками, ибо в процессе практики его ожидают многие вещи неожиданного порядка, взлеты и падения, гнев и Милость Бога, видение в себе Бога и полное отсутствие понимания, было ли это. Бог так старающегося не обойдет и Своими энергиями, которые могут и потрясать до рыданий… Вообще, если человек все же вовлечен в работу с Богом, т.е. занят практикой йоги, то эта вещь даром ему не пройдет, получит опыт, получит и наставления, получит и радость и великое разочарование и вновь и снова… Это в человеке будет парад чувств, буйство чувств, сильнейшее потрясение и в итоге – любовь к Личности Бога. И человек непременно поймет требование Бога, поймет, что такая практика не удовлетворяет Бога, непременно нужно поклоняться, непременно нужно постоянно себя контролировать, непременно необходимо жертвовать материальной собственностью, непременно надо изучать Святые Писания, непременно надо проповедовать, непременно надо быть аскетичным, непременно надо постоянно думать о Боге… Ни о каком забвении мыслительного процесса и речи не будет. Как и не будет речи о нирване, как и не будет речи о мире в себе… как и ни разовьется отсюда отрешенность. Но будет потрясение, связанное с Личностью Бога. И это будет основа мысли, и основа счастья и основа состояния без страданий, но весьма в условном виде, ибо потрясений не избежать.

2.Прекращение мыслительной деятельности. Бог упростил Арджуне ситуацию йога и связующего процесса. Дал не итог, а промежуточное недолгое состояние. Но ни оно увенчивает практику йоги. Надо понимать любому йогу, любому преданному, что никогда не прекращается деятельность ума, самого мыслительного процесса. Бог может показать, как будто он, ум, замер… Но это просто Божественные манипуляции, обещания йогу, дабы старался, дабы устремлялся к Богу, дабы прикладывал усилия и хоть такой йогой говорил Богу, что идет к Богу, готов претерпевать и жертвовать, готов выполнять Волю Бога. А что с этим в дальнейшем делать – Бог Знает, и не обязательно именно в этой жизни.

3.Каждому йогу Бог свидетельствует о Себе своими путями, но это ни есть видение глазами, ни есть и некоторое внутреннее видение образа Бога, это энергетическое восприятие Бога через внутренние энергетические процессы самого разного уровня, очень доходчиво говорящие человеку о присутствии в нем Личности Бога, о контакте с Богом личном, об отношении как бы Бога к человеку и многое другое, что человек в себе видит и распознает безошибочно, потрясаясь, отвечая, вступая в диалог, воспринимая требования Бога, испытывая потрясение, страх, ужас, панику, радость, любовь, отчаяние, все другое… что не свойственно видеть в себе материальному человеку в обычной жизни.

4.Все вместе чувства (удовлетворение, счастье, радость…) – это сильнейшее потрясение. Но это продолжается не долго во время практики йоги, не каждый раз, но дает устойчивое чувство великого удовлетворения или мира, восторга, счастья. Но и долго в таком состоянии Бог не держит, ибо нельзя или опасно. Однако, выходя из йоги, человек понимает, что он уже не тот, что был раньше, не может, не смеет хоть в чем-то не удовлетворить Бога, испытывает великую благодарность и растерянность, ибо не знает, что с этим делать, ему очень трудно этот восторг удержать в себе, но и делиться не с кем… Он получил величайшее откровение и ему необходимо что-то за это отдать, как-то отблагодарить Бога… Но уже понимает, что здесь просто так сидеть и заниматься йогой – мало. Он - весь внимание к Богу, он ждет Божественных Указаний, ибо увидел, что они могут постепенно идти изнутри и им надо следовать… Но когда он последует – Бог Знает. Может и не в этой жизни.

5.Это очень трудное и очень хрупкое счастье. И йог может содрогаться от мысли, что может эту связь с Богом в себе не услышать, не оправдать, потерять; все чувства йога напряжены, перемешаны с болью и радостью и с осознанием своей абсолютной ничтожности и беспомощности перед Богом. Йог входит в себя  теперь с надеждой, что Бог Знает его состояние и поможет ему и в этом убеждается. И все же страшится… Он непременно похож на гопи, девушек-пастушек, которые, испытывая величайшую любовь к Богу, изводились за Бога, трепетали, приходили в ужас, боясь Его потерять…
Так Бог работает и так привлекает к Себе, что никогда человек не сможет это понять, но любит Бога. И материя вообще не имеет никакого более значения и ни в каком виде… Только Бог. Но чтобы Бог так работал человека, выводил на такой уровень отношения и осознание Себя, для этого необходимо быть очень старательным и непременно смиренным йогом или преданным Бога Кришны.

6.Йог, увидевший в себе Бога, на самом деле не достигает состояние без несчастий, они находят себе место, но это несчастья не столь сильного уровня и преодолимы, и также чаще всего они связаны не с материальным миром, как таковым, а с страданиями, которые Бог Сам ниспосылает в плане материального и духовного развития в процессе преданного служения или выполнения йоги. Эти страдания имеют специфический характер, уникальны, ибо постоянно заостряют все чувства йога только на Боге; это, по сути, путь вхождения в Бога, постижения Бога, слияния с Богом в некоторой мере. Вообще, даже материальные проблемы и страдания йог уже не может воспринимать вне связи с Богом, вне выхода на Личность Бога, без обращения к Богу, т.е. уровень страданий таков, что человек не отрывает своих глаз от Бога и непременно удостоверяется в том, что Бог помогает ПОСТОЯННО. И это дает понимание о том, что все преодолевается, все это во благо, все это с Богом. Человек непременно начинает понимать и то, что фактически все страдания условны, что никогда не переводятся материальные блага, хоть их и никогда нет, что болезни и свои и близких никогда не приводят к очень большим страданиям, йог видит, что всегда Бог шлет помощь и через людей и через обстоятельства и утихомиривает боль Божественными энергиями и через мыслительный процесс. Такое состояние устойчиво, непременно есть Милость Бога и может называться состоянием без страданий даже при их наличии.

7.Осознание Бога, видение Бога в себе, выход на связь с Богом в себе непременно говорит о некоторой все же реализации йога. Но, а если такова реализация, то непременно человек уже идет по пути уверенного отрешения от объектов материального мира, руководствуется совершенными духовными знаниями и потому ко всем страданиям относится через призму своих качеств, что позволяет воспринимать страдания значительно легче и непременно уповать на Бога. Но и опять же, сам человек страдания в себе не сжигает, но Бог дает ему необходимое понимание, дает или напоминает ему совершенные духовные знания, шлет ему помощь и таким образом создается видимость состояния без больших страданий или условно говоря, без страданий. Хотя на самом деле они есть, но с Богом преодолимы.

8.Достичь состояние без страданий в материальном мире невозможно, внешне все страдают. Состояние без страданий – это некий внутренний процесс, то, как страдание воспринимает человек. Но и он сам в себе дать полную оценку такого состояние не может, ибо непременно будет все же преодолевать, уповать, и несколько и страдать. Поэтому чисто визуально по таким параметрам судить о том йог человек или нет, занимается йогой или нет – невозможно. Но Арджуне так сказать было необходимо, ибо надо было показать ему все плюсы этой йоги, как и тем, кто в дальнейшем пожелает такой практике последовать.


24.Эта система йоги должна практиковаться без отклонений, без внешнего воздействия на деятельность ума, с полным отказом от всех чувственных желаний, порождаемых этой эпохой, с полным контролем умом всех чувств во всех их проявлениях.

КОММЕНТАРИЙ:

Но, а это уже рекомендации заключительного порядка по медитационной йоге тому, кого все же эта йога привлекает. Звучит, как пожелание, которым человек должен вооружиться и хорошо это запомнить. Для чего? Это – духовные знания. Знания любого порядка, тем более религиозные, в человеке присутствуют по Воле Бога, и Сам Бог этими знаниями в человеке распоряжается, когда направляет его по тому или иному духовному пути и практике. На основании этих знаний, Бог заставит, даст желание человеку практиковать эту йогу постоянно, именно так, как это описано Богом, без малейших отклонений, без привнесения в эту практику лишнего и неавторитетного. Бог также во время такой йоги будет предупреждать мыслью человека, чтобы опасался любого внешнего воздействия, был этим обеспокоен заранее и во время йоги; Бог также будет с одной стороны возбуждать его ум и направлять на материальные желания, а с другой стороны напоминать йогу о контроле ума и старании в этом направлении, как и будет несколько направлять на чувства те энергетические потоки, которые надо будет умом увидеть и мысленным процессом свои чувства привести в порядок или уповать на помощь Бога, зная, что все энергии дает Бог и потому просить у Бога Милость.

25.Следует шаг за шагом продвигаться вперед, беря разумом твердость и умом устремляясь в себя и не думать о чем-либо еще.

КОММЕНТАРИИ:

Понятно, что разумом взять твердость для исполнения йоги, для того, чтобы не отвлекаться на внешние объекты и возбуждение ума, невозможно. Человек не наделен такими способностями; но если человек будет долгий период заниматься такой йогой, будет при этом стараться и постоянно будет устремлен к Богу, то в таком случае Бог даст ему иллюзию управления и умом и чувствами и даст увидеть как бы и результат и закрепить его. Но все это условно. Но все это неуклонно, шаг за шагом, постепенно. И все это даст свои плоды. Путь к Богу тоже творение Бога, здесь много условностей, но все они тем не менее, привносят в развитие души то, что и позволяет в свое время заняться строгим преданным служением, которое одно Волею и Милостью Бога выводит человека на духовный план.

26.В чем бы ни становился ум возбужденным, по природе изменчивый и неустойчивый, с тех пор, управляя им, следует ставить его в себе под контроль.

КОММЕНТАРИЙ:

Это опять же пояснения и рекомендации Бога Арджуне. Но надо знать всегда, что изменчивый и неустойчивый ум не по природе своей, а по Воле Бога, ибо ум есть энергия Бога, инструмент Бога развития живых существ; и в материальном мире он, этот инструмент, не имеет начала и конца, есть то, что всегда присутствует в человеке (в любом живом существе), управляет человеком, ведет и развивает его. Только Бог может возбуждать ум и только Бог может сделать видимость слабо мерцающего ума.

Необходимо, чтобы человек в себе отличил ум от себя, признал, что не владеет своим умом, что ум ему подается Богом, что мыслит он в рамках, которые создает ему только Бог и в соответствии со ступенью своего материального и духовного развития. Человек, признав, что не он ум, признает и другое. Что не он мыслительный процесс, не он память, не он чувства и желания. Что же тогда принадлежит ему – ничего. Ибо это, душа, энергия Бога, и просто она обучается свойствам, качествам, угодным Богу, тем проявлениям и реакциям, которые и позволят выполнять свое изначальное предназначение служить Богу. Эта энергия должна полностью стать управляемой, подчиненной, не отличать себя от Воли Бога, от мысли Бога и никак не считать себя Богом, зная свое изначальное перед Богом положение. Это цель всех духовных практик. Все практики ведут только сюда. Но чтобы быть обучаемой, душа должна войти в определенное состояние, которое и называется йогой или преданным служением. Именно это состояние дает ей цель обучения, дает ей смысл обучений, дает понимание необратимости пути. А само обучение проводит Бог.

В данной йоге Бог дает как бы возбужденный ум. Готовую это увидеть и осознать душу об этом предупреждает, ставит в известность, просматривает эту ситуацию ее умом и решает с душой, как из такой ситуации выйти ей уже известными средствами и дает ей эти инструменты. И пока душа этим занимается, увлеченная поставленной перед ней Богом задачей, она и усваивает в который раз простой урок, но достаточно важный – надо контролировать ум, он возбужден, он дает не те мысли и помыслы, он привязывает к материи, он соблазняет или искушает на греховные деяния или желания, ум надо направлять на Бога и выходить из-под его, ума, воздействия, ничего не желая более видеть и знать, кроме Бога и всего связанного с Богом.

Эта установка дается душе мгновенно на основании и предыдущей практики йоги и на основании совершенных духовных знаний, и, так осознав, человек входит в Бога и уже с Богом как бы заглушает, игнорирует, опускает все, что возбужденный ум может навеять; и таким образом в следствие такой практики человек усваивает и то, что ум – не он, никак не исходит от него, это некая сторонняя энергия, которая мешает. Так в себе все раскладывая, человек учится все лишнее в себе убирать, все материальное игнорировать и полностью сосредотачиваться на Боге. Но на самом деле, как Бог дает возбужденный ум, так, по сути, и Сам Бог ставит его в человеке под контроль, а человек просто учится обращать свой взгляд только к Богу и все другие помехи отводить, что также есть иллюзия, но работающая на соединение с Богом, и этот продукт из всей практики йоги основной.

27. С успокоенным этим умом йог в величайшем счастье достигает, умиротворив страсть, слияние с Верховным Брахманом, будучи очищенным от кармических реакций.

КОММЕНТАРИЙ:
 
Успокаивает (как и возбуждает) как бы ум Сам Бог, и Сам Бог дает видимость и ощущение счастья. Сама душа, йог, трудится в практике йоги весьма условно. Но через это, такой данный Богом связующий процесс, учится думать о Боге, сосредотачиваться на Боге, бороться за чистоту мысли, чувств и желаний ради Бога. Но все эти преодоления йога - иллюзии, творение Бога, путь, выводящий на Бога, заслуживающий у Бога отрешение от материи таким путем; все это, вся практика йоги в итоге работает над качествами души, и все это направляется в йоге Богом и только в итоге на Бога.

Но, а служение Богу, только само преданное служение в активной форме может и очищать. Все другое, другие йоги, включая дхьяна-йогу, только прокладывают пути именно к истинному очищению, т.е. к практике преданного служения, увенчивающего собой всякую другую йогу.

Очищение от кармических реакций в такой медитационной йоге не происходит, ибо любое очищение есть путь страданий и преодолений прежде всего, а практикой дхьяна-йоги человек просто достигает те качества, которыми можно впоследствии преданно служить Богу. И только в преданном служении Богу человек условно не грешит, или, точнее, в значительно меньшей степени, ибо, идя по пути отрешения все же, не вовлекается в материальные игры и роли.

Также такая практика дхьяна-йоги никогда не дает полное умиротворение страсти, как и полную отрешенность. Это слишком пассивная практика, чтобы за нее Бог дал такую Милость. Здесь необходимо полноценное преданное служение и в некотором роде и теми качествами, которые Бог дал йогу в  такой медитационной йоге.

Также никогда Бог не дает йогу состояние величайшего счастья (но некоторое удовлетворение и то не устойчивое). Если йог такое состояние испытывает, то он просто глупец и ему еще предстоит пострадать и в материальном мире, и в практике йоги. От кармических реакций человек полностью или в хорошей степени вообще не может очиститься, но н в некоторой мере и то не через такую йогу. Ибо она все же не полноценная и далеко не все дает так практикующему человеку.

Что касается слияния с Богом, то и это иллюзия, такое ощущение Бог дает йогу через Божественные энергии. В этом есть некоторая необходимость, йога надо удержать в такой практике, пообещать ему, дать ему некий аванс.

Йога ведет Бог и такой практике есть начало, середина и конец; и все йог должен пройти в полной мере согласно Плану Бога на данного человека. Поэтому Бог сопровождает его так называемую йогу (дхьяна-йогу) определенным состоянием, обозначая его, как слияние с Богом. Но все же надо понимать, что это не истина, невозможно такое слияние с Богом ни в какой мере и ни на каком уровне.

Несоизмеримы Бог и душа. Несоизмеримы качества Бога и души. Душа для Бога всегда неразвитая и невежественная, падшая, адсолютно греховная, как бы инородная по степени развития, нет по сути никаких для этого соединения или слияния точек соприкосновения, нет ничего общего при всем при том, что душа есть частица Бога. Душа энергия Бога и приучается Богом преданно Богу служить. И материя и даже религиозный путь и духовная практика не дает ей при всем при том тех качеств, чтобы можно было бы хоть очень отдаленно говорить о слиянии Бога и души. Душе еще предстоит очень долгий и отнюдь не простой путь развития на духовном плане. Но и там нет слияния. Душа всегда есть и будет для Бога индивидуальной и подчиненной Богу энергией, Его продолжением, но в очень осторожном смысле. Не может быть душа и очищенной от кармических реакций, но весьма условно, ибо всегда была, есть и будет греховной.

28.Таким образом, всегда, всей своей сущностью вовлекаясь в практику йоги, йог, свободный от кармических реакций, счастливо находящийся в постоянном контакте со Всевышним, испытывает высочайшее счастье.

КОММЕНТАРИЙ:

Никогда йог всей своей сущностью не вовлекается в практику йоги, его вовлекает Бог и на столько, на сколько позволяет его ступень материального и духовного развития. Входя в йогу, человек, приняв надлежащую позу, дав себе внутренние указания, и понятия не имеет, что все делает строго по Воле Бога; и все подготовительные и сопровождающие процедуры, все это дает и направляет Бог, как и дает состояние полного как бы погружения в йогу, которое похоже на оцепенение, где человек не может пошевелить даже пальцем. Создается видимость, что человек ушел в йогу всеми чувствами, умом, разумом, телом, буквально отключился и все внимание направил в себя и Бога в себе, выжидая проявление в себе Бога, именно это имея целью и непременно прослеживая за своим умом, готовый в любую секунду уловить малейшее движение ума и его приостановить, заглушить, устранить… Все это у такого йога – есть заготовки Бога, то, что Бог дает чувствовать, улавливать, переживать…

Но невозможно сказать, что этот человек свободен от кармических реакций, что он все правильно делает, правильно воспринимает и правильно реагирует и толкует все внутренние события. Отнюдь. Поскольку о его чистоте говорить не приходится, то и Бог не дает ему особых и чистых переживаний и успехов. Непременно его будут одолевать и беспокоить и мысли, и желания, и прочие внутренние чувства… Отнюдь не скоро может проявить в нем Себя Бог. Также постоянный контакт с Богом весьма проблематичен. Но едва, уверенно и неуверенно, точно и не точно, вводя в сомнения, в надежды и ожидания, как и в некоторую внутреннюю борьбу с умом и чувствами. Радости особой человек может не переживать, но если он старателен, то Бог может ему дать вспышку радости и далее просто удовлетворение, которое будет перемежаться и с другими чувствами. Труд йога в медитационном процессе отнюдь не простой и не однозначный и может очень не слабо потрясать своими результатами человека, как и приносить ему и страдания, и сомнения, и давать толику отчаяния. Ибо это не самый лучший путь к Богу и таким образом Бог об этом человека уведомляет.

29.Душа, вовлеченная в практику йоги, везде равно видя, видит Меня, расположенного во всех живых существах, а также все живые существа – во Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Увидеть Бога именно везде через такую практику йоги может далеко не каждый. Скорее это можно видеть глазами знания. А вот практически это дает другой путь, путь именно через материальный мир и здесь отношения, пути преодолений и страданий, то, от чего йог бежит. Но если йог, практикующий дхьяна-йогу, очень старателен, продолжительное время ведом Богом в этом направлении и никогда не прекращает практику такой йоги, если ему удается в себе увидеть Бога, почувствовать связь с Богом, выйти на контакт с Богом, начинать понимать в себе Волю Бога и Мнение Бога, то такому йогу Бог дает понимание, что точно также, как в нем присутствует Бог, Бог присутствует и в других живых существах, присутствует Лично, реально, милостиво, неизменно, управляя мыслительным процессом каждого, каждому давая чувства, желания, энергетические состояния. Бог расширяет постепенно такое понимание в йоге и переносит это видение буквально на все живые существа. Йог начинает видеть Бога в животных, растениях, во всем движущемся и неподвижном, в видимом и невидимом, начинает осознавать, что Бог не только присутствует, но и работает с каждым, каждого направляет, каждому дает свой мыслительный процесс, каждому дает свое состояние, движет телом, направляет ноги, работает руками. По сути нет ничего, что было бы в человеке не от Бога. Потому человек полностью есть подчиненное Богу живое существо, управляемое Богом, неотъемлемое от Бога, постоянно развивающееся Милостью Бога. Все это и более того йог начинает извлекать из практики йоги и опять же не благодаря своим усилиям, но потому, что все это подает ему Бог через мысль, чувства, анализ, логику, обобщение. Таким образом, йог понимает, что Бог пронизывает Собой материальный мир и остается в каждом, в каждом присутствует и работает непрерывно. Все в Боге, в теле Бога. И тогда возникает понимание о Величии Бога, о могуществе и Милосердии Бога, ибо Бог работает со всеми живыми существами, а их миллионы и миллиарды, и всех Бог ведет  к Себе через путь материального развития и в теле человека через путь духовного развития. К йогу приходит откровение за откровением. Но не бесконечно. Ибо эти откровения надо заработать. А зарабатывают у Бога такую Милость только через преданное служение, включая все, что оно в себе содержит.

30.Тот, кто видит Меня везде и все видит во Мне, для него Я не потерян, и он также для Меня не потерян.

КОММЕНТАРИЙ:

Если человек получит в практике медитационной йоги такое понимание, то понятно, что он уже достиг той ступени развития, когда следует и можно говорить о полноценном преданном служении. Действительно, Бог его не отпустит  в материальный мир, но обретенные им качества и понимание будут ему служить если не в этой, то в следующей жизни, когда Бог ему не только напомнит азы совершенных знаний и некоторый опыт и навыки, но и непременно поведет по пути преданного служения, не упуская из виду, но давая возможность  и дальше следовать в добывании качеств, угодных Богу, но средствами более авторитетными и непременно впоследствии выводящими за пределы материального существования на духовный план.

31.Тот, кто преданно служит Мне, расположенному во всех живых существах, зная Меня как Парам Атму, такой йог, как бы ошибочно не был расположен его ум, остается во Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Однако, в очень большой степени ум преданного не должен мыслить ошибочно. Не допустит Бог к преданному служению все же того, у кого проблемы с пониманием и умом. Если такой дефект имеется, если это отклонение признано Богом и считается не в пределах допустимого, но более того, то в таком случае придется человеку все же повращаться в колесе сансары и выпрямить то, что реально будет камнем преткновения. Не станет Бог тратить Божественные силы на того, кто еще не готов. С ним Бог работать будет через инструменты материального мира, проводя через путь страданий и преодолений, пока качества и ум человека не будут в своей мере угодны Богу и пока они не позволят дать ему путь преданного служения. Это также надо знать.

32.Любой, о, Арджуна, кто,  сравнивая с собой живые существа, видит их равенство во всем, будь то счастье или страдание, такой йог считается достигшим успеха.

КОММЕНТАРИЙ:

Именно Бог на всех этапах пути и развития йога постоянно наводит его мысль на другие живые существа, понуждает в разных ситуациях их сравнивать с собой и осознавать, что все они наделены телом, чувствами, желаниями… что в каждом присутствует Бог, каждому Бог дает и мыслительный процесс, и эмоциональное восприятие мира, все могут очень похоже реагировать на те или иные ситуации. Бог делает йога более внимательным к внешнему миру и ко всем его проявлениям и  находит те средства  и те убеждения для преданного, которые заставляют человека согласиться, что живые существа, даже разного вида, обитающие в разных средах, все  они примерно одинаково проявляют себя и в радости и в страдании, также и люди… Такое понимание особенно свойственно тем,  в ком развиты добро, милосердие, смирение, терпение, кто постоянно видит и очень болезненно воспринимает страдания других… такое видение есть опыт и материальный и духовный плюс качества, плюс религиозность. Но при всем этом невозможно говорить решительно о том, что такой йог считается достигшим успеха. Успех измеряется по другим параметрам и не столько по видению или по наблюдению за другими живыми существами, сколько и единственно по преданному служению и других мнений здесь быть не должно. Но Бог указал Арджуне на такое видение тоже не спроста, ибо, прежде, чем стать преданным, человек должен извлечь уже главную аксиому из своего материального существования и некоторого религиозного опыта и практики. Человек должен понять, что все перед Богом равны. А это означает и то, что все есть творение Бога, в каждом Бог и Бог ведет и управляет своим творением в лице каждого. И каждому дает по его ступени и радость и страдания, и все другие переживания и все в этом плане между собою равны, как и перед Богом.


Рецензии