Голубая Надежда. Корень Зла ч. 25

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
 Корень Зла
Бриллиантовые королевы
 
Королева потерянного времени
Палата №6
 
"Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым"
 (Эпикур)
 "Палата № 6" Антона Павловича Чехова – одно из самых известных произведений писателя.(1) Впервые повесть была опубликована в 1892 году. Автор так образно описывает происходящие события, словно сам был их участником. Давайте и мы посмотрим со стороны, одним глазочком...
  Это произошло в уездном городе. Каком, Чехов не называет по известным причинам. Догадайтесь сами...Конец XIX века... Цензура... Чтобы не проводили параллелей и не искали совпадений с действительностью.
"Любые совпадения с реальными событиями или людьми - случайны". Ибо предугадать заранее, кто и что примет из твоих слов на свой счёт, практически невозможно"
(Арина Забавина)
    Городская больница  на окраине города.   Поодаль от основного здания, у самого забора, за которым раскинулось широкое поле, среди зарослей репейника, полыни и крапивы прячется старый флигель. Проржавевшая крыша с покосившейся трубой, обшарпанные серые и невзрачные стены наводят на тоскливые и безрадостные мысли.(2)
  Впечатление не меняется, когда поднявшись по подгнившим деревянным ступенькам, через тёмные сени заходишь в большую просторную комнату, с железными решётками на окнах. Душа сжимается и  трепещет, словно попадая в клетку, из которой нет выхода. И не зря. Подкопчёный потолок, серый пол, неприятный запах лекарств, кислой капусты, гари и аммиака приводит в заторможенное, полуобморочное состояние. Хочется бежать, но ноги не идут, приросли к полу, как привинчены к полу железные кровати, на  которых лежат, сидят,  пять человек в голубых блеклых халатах и  колпаками на голове. Вид довольно смешной, когда бы не были так печальны глаза, горестны и отрешенны  выражения  лиц.
   Это  больничная палата № 6. Палата для душевнобольных. Не будем их называть сумасшедшими. Ведь они не сами сошли с ума, их к этому подвели внешние обстоятельства. Впечатлительная душевная организация, привела к расстройству их психики. Тем не менее, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз имеют генетическую природу. Эти болезни (да, да! болезни) нельзя вызвать, но можно спровоцировать. Психотропные препараты убирают симптомы. Такие побочные явления, как сонливость, заторможенность оказывают положительное действие, а передозировка может вызвать тяжелое отравление. (3)
  Хотя термин "душевнобольной" был подвергнут критике Европейским судом по правам человека. По данным ВОЗ (Всероссийской Организации Здравоохранения)  каждый 4-5 человек в мире имеет психическое или поведенческие расстройство. 
   Так кто же находится в  чеховской палате номер 6? Среди пациентов - старик-еврей  Моисей,  Мойсейка, как здесь его называют. Двадцать  лет назад он был владельцем  шапочной  мастерской.  То ли происки конкурентов, то ли неосторожное обращение с керосиновой лампой, а может искра от печи, но помещение сгорело. А это было всё, что имел мастер-шапочник Моисей. Ведь мастерская служила ему и местом работы, и домом. Всё, что имел - потерял. Родных у него не было, как дальше жить и куда податься не знал, вот  и помешался  от горя.  И живёт без печалей и забот в больничке. Здесь же и закончит свои дни, однажды не проснувшись утром.
   Мойсейке единственному разрешено покидать больничный двор. Он безобиден, никому не причинит зла.  В халате и колпаке, босым, ходит, побирается и просит:
- Подааайте копеечку!
  Люди дают, кто кусок хлеба, кто бутыль кваса, а кто и монетку. Сытый и довольный возвращается блаженный Мойсейка в палату. Но все деньги у него забирает сторож Никита - бывший солдат. Зло и грубо он выворачивает карманы, приговоривая:
-  Бог свидетель! Больше не выпущу со двора! Не порядок!
  Блаженный чуть не плачет, но тут же отвлекается, принесли ужин и он с улыбкой помогает раздавать еду. Сам поел наскоро и стал кормить соседа. Нет, не из-за сострадания, а подражая соседу с правой стороны - Ивану Дмитричу Громову - бывшему судебному  приставу.
   Молодой человек страдает манией преследования. Он или лежит на кровати, свернувшись калачиком , или в волнении ходит по палате из угла в угол. Изредка поднимая голову, прислушиваясь к малейшему шороху: не за ним ли идут. Лицо его при этом выражает крайнее беспокойство, но вместе с тем и отвращение.
    В палате - тишина, нарушаемая лёгким скрежетом   ложек о дно железных тарелок.
- Отбой! - слышится  громогласный голос сторожа. 
  Врача нет. Он приходит изредка,  в основном утром на обход.
      Мойсейка  подходит по очереди к каждому,  укрывает одеялом, тихо шепчет:
- Вот завтра пойду и принесу много копеечек, сошью каждому по шапке.
 А для чего шапки, если они вот уже в течении нескольких лет никуда не выходят, сидят взаперти.
  Изо дня в день одно и тоже. Утром  водные процедуры в сенях из корыта. Только без полотенец - больные  вытираются фалдами халатов. Потом  завтрак - чай из оловянных кружек, который приносит из главного корпуса сторож Никита.  По одной кружке, без добавки. В полдень щи из кислой капусты и каша. Вечером ужинают той же кашей. Обязательный послеобеденный сон - тихий час, хотя часы всегда тихие - тишина  и покой. Больные ведь не шумные.  Никита пресекает возможные нарушения, порой и руку поднимает на больных.  А рука у него тяжёлая. Как же,  на безобидных-то? Что они ему сделали, ведь и пожаловаться не могут...
  Так что  лежат по-тихому, спят или  ходят из угла в угол, углубляясь в свои мысли. Глядят в окна на поле, небо, облака,  которые  не спеша плывут в те места, в которых  уже побывать не удастся. Всё как всегда, ничего не меняется. Непонятно, какое прописано лечение, да и доктор  Андрей Ефимович Рагин  приходит изредка,  в основном утром на обход. Разочаровался он в своей работе, а ведь рьяно начинал! Многое изменилось в городе и распорядке больницы, как приехал. Ведь "богоугодное заведение"  до него находилось в плачевном состоянии. Порядок навёл, но не  столь кардинально. Средств -то было недостаточно. Больных принимал, лечить пытался, но, как оказалось,  их было так много, как и мнимых больных, что Андрей Ефимович просто махнул рукой.
   Доктор даже знает, что в палате № 6  сторож Никита поколачивает больных и что Мойсейка каждый день ходит по городу и собирает милостыню. Даже то, что всё подаяние достаётся сторожу. Знает, но ничего не предпринимает. А зачем?  Дома отвлекается на чтение книг по истории и философии, читая, чувствует себя счастливым человеком. 
     Два года назад на помощь Андрею Ефимовичу городским начальством  был приглашён уездный врач Евгений Федорович Хоботов. Это был молодой человек года на три младше самого Рагина. В больнице появлялся  два раза в неделю, обходил палаты и принимал  больных. Андрею Ефимовичу тайно завидовал и  с удовольствием  занял бы  его место.
Как будто я живу в палате номер 6,
Ем, сплю, пишу и иногда гуляю...
В душе у каждого лазейка есть,
Куда мы прячемся, но ото всех скрываем.
Порой мечтаем не о том,
Ругают нас и очень обижают,
И не пускают в душу, как в стеклянный дом,
На сто запоров сердце закрывают.
Не разберёшься, что и как?
Понять другого даже не пытайся,
"Въезд запрещён" - увидишь знак,
Войти и въехать даже не старайся...
(стихи автора)
   Однажды Рагин появился в  палате № 6 и ввязался в спор с  Иваном  Дмитриевичем Громовым. Он показался доктору приятным молодым человеком. Вот какой  разговор произошёл  между ними в самом начале:
- А за что вы меня здесь держите? - спрашивает  доктора Громов.
Рагин тут же отвечает:
-  За то, что вы больны.
- Да, болен, - соглашается Иван Дмитриевич. -   Но ведь десятки, сотни сумасшедших гуляют на свободе, потому что ваше невежество неспособно отличить их от здоровых. Почему же я и вот эти несчастные должны сидеть тут за всех? Почему же мы сидим, а вы нет? Где логика?
 Рагин, не задумываясь, ответил:
-  Всё зависит от случая. Кого посадили, тот сидит, а кого не посадили, тот гуляет, вот и всё. В том, что я доктор, а вы душевнобольной,  одна только пустая случайность. Никакой логики...
-  Отпустите меня, - просит дрогнувшим голосом  Иван Дмитриевич.
  Но на это пойти Рагин не может. Побег сумасшедшего из психушки не останется незамеченным. И горожане, и полиция вернут его назад.
 Доктору  становится жалко своего пациента.
- Ничего не изменить!  Когда общество ограждает себя от преступников, психических больных и вообще неудобных людей, то оно непобедимо.
-   Но что же мне делать? Что? -  голос Ивана Дмитрича срывается.
  Он не кричит, кричать здесь нельзя, поэтому переходит на хрип.
  Рагин пытается успокоить и образумить своего пациента:
-  Вам остается одно: успокоиться на мысли, что ваше пребывание здесь необходимо. Раз существуют тюрьмы и сумасшедшие дома, то должен же кто-нибудь сидеть в них. Не вы -  так я, не я -  так кто-нибудь третий. Погодите, когда в далёком будущем закончат свое существование тюрьмы и сумасшедшие дома, то не будет ни решёток  на окнах, ни халатов. Конечно, такое время рано или поздно настанет.
-  Вы шутите, -  сказал Громов, прищурившись.
 Возвращаясь домой,  Андрей Ефимович  всё время думал о разговоре с понравившися пациентом. За всё время, пока  он  здесь  живёт,  для него это первый, с  кем можно поговорить.   Рагин  втягивается в эти философские беседы о жизни, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они много  спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить и с болью,  и со страданиями.
  В его рассуждениях есть рациональное зерно. Вот, например:
-  Покой и довольство человека не вне его, а в нём самом.
Рагину это заинтресовало и он спрашивает:
- То есть как?
Послушайте, что ответил Громов:
-  Обыкновенный человек ждёт хорошего или дурного извне,  а мыслящий -  от самого себя.
  Получается, что Иван Дмитриевич не верит в Бога? Но нет. Вот, что он говорит дальше:
-  Я знаю, что бог создал меня из тёплой крови и нервов, да-с! А органическая ткань, если она жизнеспособна, должна реагировать на всякое раздражение. И я реагирую! На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это собственно и называется жизнью. Чем ниже организм, тем он менее чувствителен и тем слабее отвечает на раздражение, и чем выше, тем он восприимчивее и энергичнее реагирует на действительность. Как не знать этого? Доктор, а не знает таких пустяков!  Извините, я не мудрец и не философ, — продолжал Иван Дмитрич с раздражением, — и ничего я в этом не понимаю. Я не в состоянии рассуждать.(4)
- Напротив, вы прекрасно рассуждаете, - Рагина это просто потрясло.
 Его  приятно поразила  склонность Громова к подобным  к обобщениям. Он был вынужден признать, что   беседа с душевнобольным пациентом   доставила  ему громадное удовольствие.  Рагин  стал ходить во флигель каждый день. А ведь раньше появлялся там не часто. 
  Скоро по больнице разнеслись слухи.
- Доктор Андрей Ефимыч стал посещать палату № 6.
- Зачем он ходит туда, зачем просиживает там по целым часам?
-  Он что, там говорит с ними? И о чём можно разговаривать с сумасшедшими?
-  Но  почему доктор не прописывает рецептов?
  У молодого доктора Хоботова частые посещения отдельной палаты вызывают  подозрения в невменяемости Рагина. Ведь  карьерист Хоботов мечтает занять место Рагина, стать главврачом.  И что вы думаете?  Доктора Рагина отстраняют от должности и он сидит дома.
   Сосед почтмейстер, который раньше был едва ли не единственным другом Рагина однажды  заявил:
 - Вы нездоровы! Извините меня, мой дорогой, но это правда, это давно уже заметили все окружающие. Послушайтесь совета: ложитесь в больницу!
  Андрея Ефимовича тронуло  подобное участие почтмейстера.
-  Уважаемый, не верьте!  Не верьте им! Это обман! Болезнь моя только в том, что за двадцать лет я нашёл во всём городе одного только умного человека, да и тот сумасшедший. Болезни нет никакой, а просто я попал в заколдованный круг, из которого нет выхода. Мне всё равно, я на всё готов.
 В конце длинной тирады он  сник.
-  Ложитесь в больницу, дорогой мой, - участливо шептал почтмейстер.
Рагин подумал, что его не понимают и никогда не поймут. В слух он вынужден был сказать:
-  Мне всё равно, хоть в яму.
 В тот же день, к  вечеру, к Андрею Ефимовичу заявился Хоботов и с порога заявил:
-  А я к вам по делу, коллега. Пришёл приглашать вас  на консилиум.
Интереснейший случай! Мне уж давно хотелось показать вам...  Как вы, а?
 Андрей Ефимович согласился. Он  оделся и пошёл с Хоботовым, ни о чём не подозревая.
- А где ваш больной? - спросил Рагин.
- У меня в больнице. - Хоботов был рад, что он смог провести бывшего главврача.
 Когда вошли во флигель, Хоботов сразу же завёл Рагина в палату №6. Обманным путём оставил его в палате и закрыл за собой дверь.
Сначала Рагин   пытается  выйти из палаты, но Никита его не пускает. Они с Громовым начинают бунт, и Никита бьёт Рагина в лицо. Так Рагина тоже сделали  душевнобольным пациентом.
- Всё равно... - думает он, -   Всё равно, что фрак, что мундир, что этот больничный халат...
  Но как никогда доктору Рагину стало страшно. Он подошёл к постели Ивана Дмитриевича, присел на краешек кровати.
-  Я пал духом, дорогой мой, - пробормотал он, дрожа и утирая холодный пот. -  Пал духом.
   Андрей Ефимович осознаёт, что из этой палаты ему никогда не выйти. Он впадает в состояние безразличия и на другой день  умирает от апоплексического удара.
     Подобный трагичный конец ожидает Галину Брежневу.  Она пытается бороться, но у неё ничего, ничего не выходит. Все забыли про "кремлёвскую принцессу". Да и из "бриллиантовых королев" она уже была низвержена. А про дочку Брежнева, как и о нём самом, старались не вспоминать. Многие считали то время потерянным.
Безумие и разум равноценны,
Как равноценны в мире свет и тьма,
В нём два пути...
(Константин Бальмонт "Похвала уму")
Чудеса творит вера!
   Один из самых знаменитых врачевателей древности Авиценна говорил: "У врача есть три средства в борьбе с болезнью - слово, растение, нож".
Обратите внимание - слово на первом месте.
  В одном из парижских госпиталей молодой психолог Эмили Кьи на свой страх и риск, ссылаясь на главврача, вменила в обязанность своим больным три раза в день вслух или мысленно повторять по 10 раз фразу "С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше". Причем повторять это не механически, а по возможности ярко.
   И что вы думаете?  Тяжелобольные выздоравливали в течение месяца, у некоторых больных даже исчезла необходимость в хирургическом вмешательстве.  Удивительно, но факт.  О молодом психологе и её пациентах заговорили по  всей Франции.
  То есть подтвердилась догадка великого ученого древности Парацельса, который утверждал: "Чудеса творит вера".
  Наше здоровье - прямое следствие мышления человека. Никто уже не ставит под сомнение, что между психическим и физическим состоянием людей существует прямая связь.
"Лучшая защита от всех болезней, от любой инфекции - это твёрдая вера в собственное здоровье и положительные эмоции,- утверждает психотерапевт с  двадцатилетним стажем Андрей Метельский.;-  Негативные мысли разрушают. Например, злость вызывает болезни желудочно-кишечного тракта. Обида со временем приводит к болезням печени, поджелудочной железы, холециститу". (5)
  Один из самых важных психологических законов гласит:  "Словесное выражение любви, симпатии и восхищение усиливает жизненную энергию того, к кому оно обращено. А злые и недобрые слова уменьшают энергию слушателя".
   Общее число заболеваний, связанных с плохими мыслями, продолжает неуклонно расти.
Чтобы противостоять им, надо следовать совету древних мудрецов -  радоваться жизни, как бы тяжела она ни была!
   Итак, здоровье, жизнь и судьба человека напрямую зависят от его мыслей.
Думаешь о хорошем - жди хорошего.
Думаешь о плохом - плохое и получишь. То, о чём мы постоянно думаем, перерастает в убеждение, что это должно или может случиться. И эта вера рождает событие…
   Именно поэтому с сегодняшнего дня начинаем думать только о хорошем, надеяться только на лучшее.
   Возьмите  на вооружение два золотых правила американского кардиолога Роберта Элиота, признанного специалиста по профилактике инфарктов и сердечной недостаточности.:
Правило первое: "Не огорчайтесь по пустякам!"
Правило второе: "Всё пустяки!"
 
(1)Антон Павлович Чехов (17.01 1860- 2.07. 1904) -  русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. За 25 лет творчества Чехов создал более 300 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.
(2) вольное прочтение автора повести А.П.Чехова "Палата 6"
(3) по данным Википедии
(4) Читайте: А.П. Чехов "Палата №6"
(5) читайте: "Лучшая защита от всех болезней" с сайта " Ьолтай 6 соток"


Рецензии