Часть 14. Шорник. Пруссия

Я спокойна за моих старших детей, говорила Вильда, делая при этом печальные глаза. Старшие сыновья освоили профессии и сейчас заняты каждый своим делом. У одного своя кузница, у другого сапожная мастерская, а третий у нас бондарь. Как видите у всех нужные профессии. Вся округа пользуется услугами их мастерских. Две наши дочери Вильда и Мария уже замужем. Я их подготовила к самостоятельной жизни по всем нашим требованиям, они умеют всё что должна уметь жена менонита, а вот мой младший сын Вильгельм, это наша печаль, я не могу без боли в сердце говорить и думать об этом. А говорить об этом матери, что её сын ленив, это очень тяжело. Но что поделаешь, лучше самой это признать, чем скажут об этом люди. Уж сколько сил приложил мой муж Самуил, чтобы уговорить его поехать на учёбу. Что только не предлагал он сыну, тот не в какую не соглашался. Далась ему эта мысль стать купцом. Видно было, что не первый раз слушают прихожанки их церкви, в перерывах между службой, печальную речь Вильды о своей семейной проблеме. Сидевшая рядом Хелена Паульс огляделась ещё раз, на всякий случай, и как будто только сейчас спохватившись, стала так же говорить лишь вопросами, а я не видела сегодня ни Самуила, ни Вильгельма. Что-то случилось и что ты сейчас сказала, на что вам удалось уговорить вашего сына. Вильда сидела не подвижно, не просто им далось принятое решение и им и их сыну. Да, сегодня нет на службе ни моего сына, ни моего мужа, тихо ответила женщина. Они ещё во вторник уехали, это тоже в нашем районе Трагхаймервайде деревня Кульм. Ой Вильда, я была в той деревне, радостно сообщила Хелена, и это от нашей деревни совсем и не далеко. Шонзее расположен в десяти милях к северу от кульма примерно в двух милях от правого берега реки Вислы. Мой муж Самуил уже давно договорился с господином Францем Кливер взять нашего сына к себе на учёбу. Вильда снова замолчала, но теперь уже окружающие её прихожанки церкви не хотели ждать. Когда она продолжит, они засыпали Вильду вопросами. Немного переждав, когда стихнет волна вопросов, Вильда продолжила. Господин Кливер из Кульма славится на всю округу как опытный шорник. Вот и решили мы нашего сына отдать ему в обучение. Профессия шорник очень даже нужная, и, если наш Вильгельм освоит её, Самуил пообещал помочь ему открыть своё дело. А Вы, госпожа Вильда, тогда с кем приехали, робко спросила дочь Хелены Паульс, она недавно только вышла замуж и теперь может сидеть в перерывах со взрослыми женщинами. Это всегда вот так молодые женщины стараются как-то дать возможность себя заметить, ещё бы собираясь замуж, они уже тогда начинают заглядываться на первые ряды где сидят, обычно, замужние дамы. Можно даже и не спрашивать, если и забыл, у кого скора свадьба. Молодёжь всегда забивается на последние ряды, замужние на первые. А ряды что по серёдке занимают просватанные, или объявленные невесты. Они уже не молодёжь, но ещё не замужние. А это ты Сара, молодая жена спрашиваешь, я отвечу тебе, сегодня я приехала с семьёй моего старшего сына Самуила. Они с женой любезно предложили мне свои услуги, я, конечно, не отказалась. И вот я здесь, и присутствовала на службе и вот сейчас сижу с вами. Молодая женщина сидела на сторожась, она знала, что вот этот их диалог не только слушают, но и следят за всем что в этот момент происходит, и, если всё пройдёт как надо, больше ничего не будет в дальнейшем препятствовать Саре общаться со всеми дамами. Вот такой не гласный экзамен проходят молодые женщины вливаясь в группу замужних женщин. Вильда подала руку Саре, ты молодец, мне понравилась твоя наблюдательность. Сара слегка смутилась, но быстро нашлась, да госпожа, Вильда, я рада за вас что у вас такие заботливые дети.
Редко Самуил Эверт пропускал воскресную службу у себя в Шонзее. Это происходило, в момент вынужденного отъезда, как вот и сегодня. Он проснулся рано, и готовился основательно, когда вышел к завтраку, даже сын отметил это, промолчать, конечно он не смог. Но отец и не очень-то прислушался к глупостям сына. Наоборот ответил на его шутки спокойно. Мы, наверняка, встретим в церкви много знакомых. Потому что многие наши родственники издавна служат при церквях, и наше фамилия здесь распространена. Я уверен, что сегодня будет очень важный день. Ты бы лучше. сын мой, поторопился с завтраком, мы с тобой идём в церковь куда ты будешь ходить всё время обучения. Хорошо, отец, я потороплюсь, из-за меня не будет задержки нашей поездки. Вильгельм сдержал слово, из-за стола он вышел одновременно с отцом, они сразу же отправились к пролётке, ехать до церкви не далеко. Дом Франца Кливера был, практически, на перекрёстке основных дорог, тянувшихся от соседних, сел к церкви. Хоть и ехали они не быстро, всё равно к церкви приехали одними из первых. Но уже скора вся площадь вокруг церкви была заполнена прихожанами. По оживлению площади, Самуил понял, что едет кто-то не простой, да, это был Иоганес Квиринг. Самуил сразу узнал его, и не отрывая глаз от его пролётки стал рассказывать сыну. Помнишь я тебе говорил, что, когда господин Проповедник Иоганес Квиринг был избран Старшим в их церкви он совершал объезд по соседним церквам. Это был визит знакомства. Отец посмотри, господин Квиринг смотрит в нашу сторону, и тут и Самуил это заметил. Старший ещё не много посмотрел и пошёл прямо к ним, и ещё из дали начал говорить. Я вижу Бог послал нам гостей. Я рад приветствовать вас Братья. Кто вы и откуда и какие дела вас занесли к нам. Услышав, что Самуил привёз сына учиться, господин Квиринг заулыбался, да, да, я слышал и приветствую это. Вы молодец, господин Эверт, что заботитесь о своих детях. Это было приятно слышать Самуилу, и он уловил момент и напомнил господину Квирингу, что был на той встречи, когда он приезжал к ним в церковь с визитом после своего избрания. О! я помню, как меня встречали, я тоже хочу принять вас у нас соответственно. Я приглашаю вас c сыном в нашу церковь на обед между службой. И после этого слегка наклонив голову направился дальше. Самуил повернулся к сыну, вот видишь, как удачно мы здесь оказались, это совсем не плохое знакомство с таким господином. И это только начало, будь сегодня рядом со мной, тебя узнают больше влиятельных людей. А на обед не опаздывай, это не плохая возможность себя здесь зарекомендовать. И снова площадь зашевелилась. И все пошли к церкви. Смотри, отец, у них, как и у нас места в церкви распределены, я пойду к молодёжи, не переживай, к обеду я не опоздаю. Вильгельм побежал к толпившейся возле входа кучки молодых людей, вот что с ним делать, сказал сам себе отец, как вразумить этого бестолкового сына. Господи, столько мы с матерью просили тебя помочь нам, но нам всем вместе не удаётся что-то поменять в его сознании. Вот для чего я ему сегодня всё утро говорил о предстоящих встречах, он послушал, согласился и снова убежал к молодёжи. О! Всевышний! Смилуйся ты над нами! Самуил вошёл в церьков. Народу было много. Он не спеша подошёл к свободному месту и опустился так как будто только этого сейчас хотел. Он понял, что ноги его не хотят держать и может вовсе не от того что уже часто старость хочет о себе напомнить, а проблема в другом, проблема в их сыне.  Сколько он так сидел, когда вдруг услышал голос, это началась служба. Господин Квиринг вёл службу спокойно, говорил не торопясь, донося каждое слово до слушающих его. В зале было тихо, была такая атмосфера, когда ты ощущаешь присутствие в зале нашего любимого Господа. Он с нами! Он заботится о нас!  Служба подходила к концу, когда господин Квиринг сказал, Братья и Сёстры, сегодня у нас присутствуют гости с Шонзее. Это господин Самуил Эверт с сыном. Господин Эверт привёз своего сына к господину Францу Кливеру на учёбу профессии шорник. Я уже говорил господину Эверту, что это очень благородный поступок от родителей, они проявляют заботу о своём сыне.  И я уже пригласил наших гостей к нам на обед. Я уверен, что среди собравшихся есть кто связан родственными связями с нашими гостями. Я приглашаю всех собравшихся на обед в наш обеденный зал. Не успел Старший закончить свою речь, как из зала, со всех углов послышались голоса, господин Эверт, я ваш кузен, или у нас общие корни. Услышав эти возгласы Вильгельм насторожился, отец был прав, здесь столько много родственников и он тут же поспешил к отцу. Ему тоже вдруг захотелось с ними познакомится, Отец уедет, а он не будет одинок, как казалось ему раньше. Самуил тоже заметил, как сын пробирается к нему, вот я не ошибся, Господь был здесь, он меня услышал, он вразумил сына. Господи, Всемогущий!! Спасибо тебе!
Возвращался Самуил в дом к учителю сына в приподнятом настроении. И даже отложил свой отъезд. Хотел ехать домой сразу утром в понедельник, но передумал и принял приглашения господина Кливера посетить с ним и с сыном летние пастбища его лошадей. Он уже видел, что по мимо мастерских возле дома господина Кливера были зимние конюшни, но сейчас они стояли пустыми. Они были вычищены и стояли открытыми. Летом коней угоняли на заливные луга, где было много травы. Меннониты много трудились, отвоёвывая сушу у воды, у них были сделаны всевозможные дренажные системы, места где было посуши использовали для заготовки сена, а где ещё было не совсем сухо, там пасли скот и коней. Когда начинались дожди, и дренажная система не справлялась, животных возвращали на зимние стойбища. Да, он не ошибся в выборе учителя для сына. И был рад что и учитель им не отказал. И дом, и постройки у дома и здесь на лугах выглядело ухоженным и чувствовалась рука хозяина. Господину Кливеру тоже было приятно слышать похвалу в свой адрес, и он видел с каким интересом господин Эверт все осматривает. Они подошли к лошадям и оживился Вильгельм, он сразу подбежал к одному жеребцу, который при виде незнакомого человека враз превратился в натянутую струну. Казалось, что он вот сейчас рванёт с места и полетит стрелой по прекрасным не объятым лугам. Но мужчина, который за ними ухаживал, завидя гостей, и зная нрав этого жеребца успел вперёд подойти к нему и просто Вильгельм ещё не заметил, что от жеребца тянулась уздечка, за которую держал его хозяин. Хорошо у вас всё, господин. Кливер, мне даже уезжать не хочется, я со спокойным сердцем оставляю у вас моего сына.
Завтрак прошёл быстро, проводы тоже. По-мужски просто отец похлопал сына по плечу и на ходу добавил, ну смотри сын, не подведи. У крыльца его ждала пролётка, отец подошёл к учителю, подал руку и повернувшись быстро сел в экипаж. Вильгельм с учителем ещё немного постояли, и учитель сказал, ну что, начнём прямо сегодня, ты как не возражаешь. Вильгельм подёргал плечами. Что, вроде, всё равно. Ну тогда пойдём, сначала я покажу ещё раз наши мастерские. Мы их смотрели с твоим отцом. Но одно дело смотреть, а другое там работать. Ты же не хочешь работать в захламлённом помещении. И по ходу дела я буду рассказывать про твою будущую профессию шорник. Разбирая накопившееся здесь изделия, ты сам увидишь, что тебе предстоит научится делать. Они не спеша отправились по тропинке, ведущей к хозяйственным постройкам, там же находились и мастерские. Ну вот и пришли, ну давай заходи. Теперь ты сюда можешь заходить без приглашения, это твоё рабочее место. Вильгельм не спеша переступил порог, и правда, вчера, когда они всё осматривали, сделать это было легче просто ходи и смотри. Учитель был прав, в помещении было излишне много всяких вещей, больше подходящих для конюшни. Завидев растерянный вид своего ученика, он спросил, что ты можешь рассказать о твоей будущей профессии. Ты знаешь кто такой шорник. Вильгельм не задумываясь ответил, да, я знаю шорник изготавливает конскую сбрую. Молодец, основное ты знаешь, а я тебе расскажу больше. Во-первых, наша профессия на сегодняшний день является одной из наиболее востребованных. Многие знают, что лошади-это пугливые животные. Малейший шорох или резкое движение могут встревожить нервное животное. Именно поэтому используются шоры, с помощью которых можно ограничить боковой обзор и сосредоточить внимание лошади на дороге. Вот смотри, они подошли к стеллажу, где размещались всевозможные шоры. Вильгельм, конечно, знал, как выглядят шоры, и казалось, что ещё к этому можно было добавить. А учитель продолжал, приспособление изготавливается из дерева или кожи, кроме этого шорник может делать поводья, седло, стремена, а также другие изделия, которые используются в упряжке. Вот это ты и будешь учиться делать. Вот если бы я тебя сейчас попросил сделать мой заказ, например, я хочу заказать шоры для того жеребца которого мы вчера видели, и вот твои действия, с чего бы ты начал. Вильгельм огляделся потом пошёл к лежащим остатком материала, потом посмотрел инструмент. Я вижу инструмент у вас есть, а где лежит материла из которого я буду что-то делать. Учитель довольный рассмеялся, ты просто молодец парень. Мы с тобой всему научимся, мне кажется, что ты не совсем уж такой неспособный. Ты правильно заметил, работа начинается с выбора материала. В подавляющем большинстве случаев предпочтение отдаётся коже большого рогатого скота, реже используют дерево. Выбор кожи-по сути, отдельный процесс. Специалист выбирает материал, который хорошо держит форму и сохраняет свойства. Что бы изделие имело правильную форму, специалист использует заготовку, по контурам которой вырезаются шоры. Иногда их украшают всевозможными деталями, вот посмотри здесь есть ещё немного остатков. Вильгельм склонился над коробкой и с таким интересом стал перебирать содержимое. Франц не без интереса стал наблюдать за парнем, не знаю размышлял он сам с собой или я что-то не так понял или что-то здесь не так. Когда мы говорили о вещах касающихся его будущей профессии, он равнодушно смотрел на всё, а вот сейчас эти безделушки его привлекли, и он их рассматривает, или ещё когда говорили о том, как и где и какой материал приобрести лучше, он тоже оживился и даже какие-то свои мысли высказал, а почему я не послушал что он хотел сказать. Нет, надо его про это расспросить. Господин Учитель, неожиданное обращение Вильгельма заставило Франца вздрогнуть, но он быстро нашёлся, да, что ты хотел. Господин Учитель снова сказал парень, а почему вы не найдёте торговцев, которые будут сами поставлять вам подобные украшения, у вас будет разнообразней выбор и вы получите больше заказов. Послушай, парень, а можно я тебя спрошу. Да, конечно, учитель, спрашивайте. Скажи мне, Вильгельм, это было твоё решение стать шорником. Нет, не моё, даже ни на минуту не задумываясь ответил ученик. Это решение моего отца, а я всегда хотел быть купцом. Но отец наотрез отказал мне, а самому мне не осилить. Ну если тебе не нравится эта профессия, как же ты собираешься работать после окончания, это же будет не один день или год, это на всю жизнь. Нет учитель, я буду хороший шорник, я заработаю денег и смогу сам оплатить свою учёбу и стану ещё и хорошим купцом. Послушай, парень, ты мне определённо нравишься, а особенно твоё желание достичь своей цели. Давай на сегодня закончим, мне кажется, что мы оба нуждаемся в отдыхе. Не забудь на обед прийти, твой отец хорошо о тебе позаботился, он нам заплатил за тебя и за обеды, хотя мы об этом не говорили. Он сам проявил такую инициативу. Вильгельм одобрительно покачал головой и пошёл в сторону дома. В доме учителя ему была выделена отдельная комната, там было всё и мебель, и много книг, и прекрасный вид из окна. Это была комната старшего сына хозяев. Сын давно вырос и не живёт теперь здесь. А главное, из окна комнаты открывался прекрасный вид. Дом господина Кливера был типичным голландским, в их районе тоже было много таких домов. Да в самом городе, конечно не так, там всевозможные замки, дома стоят рядом друг с другом и тянутся в длинные улицы, а у учителя отдельный дом, он стоит на искусственно сделанном холме, который должен был защищать от наводнений. Когда он ехал сюда с отцом они вместе обсуждали всё что видели вдоль дороги. Хоть это был типичный голландский ландшафт с каналами, дамбами, ветряными мельницами и ивами, но всякий раз они вдруг видели что-то другое. Как всё здесь просчитано и взвешено, и просчитано не только на короткое время, но и на века. Все дороги ведут к набережным, а каналы и реки расположены выше, чем прилегающие поля. Видишь, Вильгельм, какой здесь труд говорил ему отец. Всё это придумано и сделано нашими братьями меннонитами. Ты тоже должен выучиться и быть достойным наших братьев.В коридоре послышался шум, Вильгельм отвлёкся от окна и в этот момент почувствовал приятный запах с кухни. Надо бежать, опаздывать к столу не очень хорошо. Он открыл дверь и сильный порыв чуть не вырвал из его рук дверь, это, наверно, на крыше открыли отверстие для просушки. В крыше дома делали специально такие отверстия, чтобы в период высокой воды не замочило кукурузу или муку. Их через эти отверстия подавали на чердачное помещение. В столовой собрались к обеду, но за стол не садились, все ждали хозяина. Вильгельм решил воспользоваться создавшейся паузой и спросил о молодом человеке, который был в группе тех молодых людей в церкви, к которым он на воскресной службе подошёл. Долго объяснять не пришлось, видно было что его здесь знали. Но тут раздался голос хозяина, ты скора с ним познакомишься, он работает у нас, а сейчас прошу всех к столу. Хозяин сложил руки и слегка склонив голову, начал читать обеденную молитву. Он благодарил Господа за обед, за гостя, которого послал им Бог, за то, что они могут спокойно сесть к столу и отобедать всем что они смогли с Его помощью приготовить. Жаркое из свинины выглядело не только аппетитным, но было и правда очень вкусным. Потом со стола убрали всё мясное и то что осталось от обеда и принесли молоко и рибелькухе. Да, после такого сытного обеда можно продолжить мечтать, подумав так, Вильгельм сам рассмеялся над своими мыслями. После обеда время было у него свободным. Он опять вспомнил утро в мастерской и снова сказал сам себе, что учитель у него человек с понятием. Я постараюсь делать всё что скажет мне учитель. Он быстро вышел за ворота дома, огляделся и взял направление в сторону посёлка. День был прекрасный, тепло, но не жарко, одно удовольствие — вот так идти в никуда. Дорога пошла через деревню, похоже, что эта деревня строилась не давно, потому, что здесь были дома уже нового вида. Это были дома с выступающими аркадами, выступающий пол поддерживался колоннами, такие дома у них тоже строили, и он знал почему счёт колон в каждом доме был разный. Оказывается, это зависело от благосостояния хозяина. Вот даже и тут свои тонкости. Возле следующего дома он не мог не остановиться, уж больно интересным был этот дом. Деревянный каркас был заполнен декоративно расположенными кирпичами, а спереди, на поперечной балке, было выгравировано имя владельца и год постройки дома и что-то ещё, пока он рассматривал надпись, не заметил, как на крыльце дома появилась женщина и тоже рассматривала его, конечно, он же здесь новенький. Вильгельм перевёл взгляд и тут заметил женщину, ой, прошу меня простить, что я тут стою и рассматриваю ваш дом, но мне так была интересна эта надпись, а вот что ещё там нарисовано не пойму. Вы, наверно, не местный, спокойно ответила женщина. Вы не первый кто здесь стоит, вот такую загадку сделал для всех отец моего мужа, это он построил этот дом. Вильгельм сразу по одежде определил, что это женщина из меннонитов, на ней было тёмное платье, застёгнутое на все пуговицы, и было видно, что она оторвалась от какой-то повседневной работы, а может и была рада, что может передохнуть.  Женщина продолжила, а вы здесь гостите или по каким-то делам. Меня звать Вильгельм Эверт, я приехал на учёбу. Господин Кливер мой учитель, он будет учить меня профессии шорник. Женщина враз оживилась, и даже взмахнула руками, да как же я вас не узнала господин Эверт. Я же тоже была на воскресной службе, где вас с вашим отцом нам представляли. Ну какая я не внимательная, да вы проходите в дом. Ой нет, спасибо, я просто вышел прогуляться, познакомиться с местностью, и загляделся на ваш дом, ещё раз спасибо за информацию и за приглашение. Ну вы не забудьте, как будет время, заходите к нам. Вильгельм уже было собрался уходить, как женщина снова спохватившись заговорила, да что же это я в самом то деле, вы же меня спросили, что там ещё на доме нарисовано, так это знак нашей семьи. А хотите знать, как наше фамилия. Мы тоже Эверт, вот так, так что, возможно, у нас есть общая связь. Вильгельм смотрел как заворожённый на этот символ семьи, вот это интересно, да, я обязательно к вам зайду, я хочу про всё подробней узнать. Когда у меня будет свой дом, я тоже вот так сделаю, и символ семьи придумаю. Спасибо вам госпожа Эверт, я был рад с вами познакомиться. Вильгельм был рад от такой встречи и настроение было прекрасным. За поворотом он увидел какие-то постройки больше похожие на что-то не жилое. На территории были видны люди, запряжённые конские упряжки, тоже не для перевозки людей. Наверно это какая-то фирма, интересно, чем они занимаются. Когда он приблизился, почувствовал запах напоминающий запах в мастерской учителя. Интересно, что это связано как-то или показалось. Мимо не спеша тянулась гружёная кожей повозка. Извозчик шёл рядом, видно, что он уже долго так идёт, что поделаешь, такая у него работа.  Я прошу прощения, вы не подскажите мне, что это за строения такие. Это коже перерабатывающие склады господина Пеннера. Вот так да, оказывается совсем рядом с учителем Кливером вот такие склады, а он покупает где-то сырье. Нет я должен это посмотреть. Он повернул в сторону складов, среди рабочих, явно выделялся один господин, на нём был дорогой костюм, уж в таком наряде обрабатывать кожу не будешь. Его тоже заметили и когда Вильгельм подошёл, господин в дорогом костюме подал ему руку для приветствия, и видно, только хотел что-то спросить, как тут же сам и ответил, уж не тот ли вы господин, которого нам представляли на воскресной службе. Не ожидал такого, и даже было приятно, его здесь узнают, как теперь понимаю отца, он так и говорил, надо идти на службу и про тебя там узнают и будут потом узнавать. Они пожали руки, и господин Пеннер жестом руки и словами пригласил Вильгельма в помещении. Вот почему запахи одинаковые, у них в мастерских тоже кожи, но здесь запах сильней, здесь ещё и переработка. Так значит вы решили получить профессию шорник, продолжил разговор господин Пеннер, это очень востребованная профессия и как мне кажется, у нас с вами могут быть общие интересы в будущем. Я думаю тоже, обнадеживающе ответил Вильгельм. А что у вас здесь только склады, а где у вас лавка. Да, вы правильно заметили, мы здесь готовим наш товар, а самa лавка в городе, сами понимаете, что в городе заниматься вот этой работой нам не разрешат, у нас стоят такие запахи, что нас сразу выдворят из города. И они оба рассмеялись. И как у вас идёт торговля, если это не вопрос, на который вы не хотели бы ответить. Почему не отвечу, вы же не спрашиваете меня о выручке или ещё о какой тайне. А про торговлю почему бы не ответить. Да, наш товар пользуется спросом, и я рад, и мы следим за качеством нашего товара. И не примите это за хвастовство, но наш товар пошёл и за пределы Пруссии. Да, вы что, это очень интересно и как вам это удалось. Совершенно случайно. У нас в городе проездом были Николай Карл Гибнер с женой Юлией Эмилией и дочерью Луизой Марией Бертой. Когда они узнали про мою лавку, посетили её и остались очень довольны моим товаром. Господин Гибнер занимается коммерческой деятельностью. У него в Петербурге свой кожевенный завод. И там же в Петербурге у них есть своя лавка по продаже изделий из кожи. Эти господа осмотрели и мою лавку и побывали здесь на складах, а вскоре от них прибыл ко мне представитель и мы заключили сделку. Вот так мой товар пошёл в Петербург. Я восхищён, почти прокричал Вильгельм. А вы, молодой человек, как мне кажется не без интереса к торговле задаёте мне такие вопросы. Вы меня правильно поняли, господин Пеннер, моя давняя мечта стать купцом. Но я дал слово отцу что стану шорником, а потом время покажет. Я прошу Господа быть со мной, и дать мне силы и умения всё это осилить. С таким купцом я бы хотел иметь дела, вы целеустремлённый и слово умеете держать. И понимаю, ослушаться отца это не делает чести мужчине. В свою комнату Вильгельм вернулся, когда на улице уже смеркалось. Настроение было отличным, он столько прошёл, но усталость не чувствовалась. О Господь! Я ещё раз сегодня убедился в том, что отец плохого не посоветует. Утром он пришёл в мастерскую настроен на учёбу, на то что он будет хорошим шорником.



Продолжение следует


Рецензии