23 из газеты о нём

27.04.2004г.
Из газеты "М (Мордовия)" – СЕГОДНЯ"
                ЖРЕЦЫ ХРАМА СМЕРТИ
    КАЖДОЕ УТРО ЛЮДИ СПЕШАТ ПО СВОИМ ДЕЛАМ:
КТО В ОФИСЫ, КТО НА ЗАВОДЫ, КТО НА СТРОЙКУ.
...ВОТ БИЗНЕСМЕН СЕЛ В МАШИНУ,
ВОТ РАБОЧИЕ ЗАВОДА ЗАГРУЗИЛИСЬ В ТРОЛЛЕЙБУС,
ВОТ МОЛОДЕНЬКАЯ ВРАЧИХА СЕМЕНИТ ПО ТРОПИНКЕ
В БОЛЬНИЦУ... О ЧЕМ ДУМАЮТ ОНИ? УТРОМ,
ВИДИМО, ВСЕ-ТАКИ О РАБОТЕ.
ГЕРОЙ НАШЕГО МАТЕРИАЛА ВИДНЫЙ МУЖЧИНА
ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ ВНЕШНОСТИ,
ПО ДОРОГЕ НА РАБОТУ ДУМАЕТ
...О ТРУПАХ. О ТЕХ ТРУПАХ, КОТОРЫЕ ЖДУТ ЕГО В МОРГЕ,
ИЛИ А ТОМ, СКОЛЬКО ПРИВЕЗУТ ЕЩЕ СЕГОДНЯ.
ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ПО ПРОФЕССИИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИЙ ЭКСПЕРТ.               
             СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ПРИТОРНО-СЛАДКИЙ               
             ЗАПАХ МЕРТВОГО ТЕЛА, ВОЛНАМИ               
             ВРЫВАЮЩИЙСЯ В КОРИДОРЫ ЗДАНИЯ БЮРО
             СУДМЕДЭКСПЕРТИЗЫ, КОГДА ОТКРЫВАЕТСЯ               
             ДВЕРЬ В МОРГ, РАБОТНИКИ УЖЕ НЕ ЗАМЕЧАЮТ.               
             ОН ЩЕКОТИТ НОС ЛИШЬ НОВИЧКАМ, КОТОРЫЕ ЗДЕСЬ ВПЕРВЫЕ.               
             ДА И ТО, ПО СЛОВАМ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА               
             БЮРО ВЛАДИМИРА КОНСТАНТИНОВИЧА ЦЫКАЛОВА,               
             К НЕМУ ПРИВЫКАЕШЬ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СЕКУНД.
                НАБЛЮДАВШИЙ  СМЕРТЬ - ПРЕКРАСНЫЙ  ЖИЗНЕЛЮБ
          Великий сыщик всех времен Шерлок Холмс сказал: «Наблюдавший смерть - прекрасный жизнелюб». Ему виднее, ведь по некоторым данным, он был прекрасным анатомом, занимающимся исследованием трупов человеческих. Только тогда это воспринимали как нечто из ряда вон выходящее, такого человека побаивались, считали, что он связан с нечистыми силами. Ныне к профессии анатома более спокойное отношение. Хотя... Любая профессия ведь откладывает отпечаток на характер человека, на его мировоззрение.
          Мы как-то привык¬ли называть работников морга патологоанатомами, но название это очень общее. По-настоящему больше работают с трупами судебные эксперты.
          Владимир Цыкалов занимается судебной экспертизой 30 лет. Он - из первого выпуска медфака нашего университета. Уже в те годы, будучи студентом, Цыкалов заинтересовался анатомией. Каждый врач проходит через морг, где исследуют учебные трупы, плавающие в чане с формалином. Правда, не все выдерживают. Кто-то падает в обморок, кого-то тошнит прямо на кафельный пол морга. "Но я знал, куда шел, - рассказывает Владимир, -прекрасно понимал, что это учеба, потом будет работа. Как же я могу изучать медицину, если не узнаю строение человека?"
          В процессе учебы Цыкалов открыл для себя удивительную вещь: тело человека - это книга, которую нужно прочитать. Естественно, интереснее читать ее тогда, когда не знаешь о ней ничего абсолютно. Вместе с Цыкаловым на курсе нашлись еще 5 единомышленников, которые организовали своеобразный кружок и ходили после занятий на покрытия, изучали причины смерти, своими глазами видели огнестрельные, ножевые ранения, видели отравления, сердечные приступы изнутри. И чем больше они вскрывали трупов, тем меньше эмоций оставалось. Все они перерастали в профессионализм. "А если бы я боялся всего, будь то трупы или болезни, - говорит эксперт, - я бы, наверное, давно с ума сошел".
          В то время, когда Цыкалов только начинал свою деятельность судебного эксперта, специалистов в этой области было так мало, что на каждого приходилось 5-6 трупов в день для вскрытия. Рекорд Владимира - 14 тел. Это очень много. Всего же под секционным ножом эксперта прошло около 2 тысяч трупов. Было время, когда врач проводил почти весь рабочий день в морге. Сейчас нагрузка на одного человека стала поменьше.
                ЛАБОРАТОРИЯ СМЕРТИ
          Всего в судебно-медицинской службе республики заняты около 400 человек, среди них около 80 врачей. Филиалы его существуют в 11 районах республики. В структуре бюро несколько лабораторий, в которых медики занимаются исследованием частиц человеческого организма. Самые, пожалуй, во¬стребованные в этом плане - судебно-гистологическое и судебно-химическое отделения, где работают с материалом, который изымается при вскрытии. Наиболее частая экспертиза - определение этилового спирта в организме человека. Есть специалисты, которые занимаются исследованиями самых разных человеческих выделений.
          Вскрыть труп и узнать, от чего скончался этот человек - вот одна из главных задач эксперта.
          В Республиканское бюро судебномедицинской экспертизы - они попадают в том случае, если причина смерти не установлена. Многие путают патологоанатомов с экспертами, мол, и те и другие занимаются тем, что трупы вскрывают, однако разница в их работе довольно существенная...
          Анатом по сути просто "чистит" тело, а вот эксперт его исследует... Хотя и тех и других больше интересует все-таки мертвый человек.
                ТРУП - ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
          Каких только трупов не приходилось видеть и вскрывать нашим экспертами. При этом существует в их практике беспрекословное правило - вскрытие производить не ранее 6-12 часов после смерти человека. Делается это для того, чтобы убедиться в том, что человек действительно мертв (за это время у тела развиваются окоченение и трупные пятна). Нередко на стол экспертам попадают трупы далеко не первой свежести. Весной и зимой - не самое страшное, потому что их находят замороженными. А вот летом... Сутки-двое пролежит тело на солнце - развиваются гнилостные изменения, труп увеличивается в размерах, появляется смрадный запах. Без масок вскрывать такой труп невозможно. Ужас!
          "Вы говорите об этом слишком эмоционально, - говорит корреспонденту Цыкалов, - а мы к этому уже привыкли. За 1-2 минуты после того, как входишь в морг, все эмоции остаются за дверью. Для нас есть тело человека, и нужно разобраться, от чего он умер, нужно поставить диагноз. Для вас это "ах, бывший человек!" А для нас - объект исследования.
Тем не менее, в практике Цыкалова бывали такие тела, которые даже его выводили из равновесия, воспоминания о некоторых из них Цыкалов описал в своей книге.
          "Это было как гром среди ясного неба: в городской речке плавали части человеческого тела... (Их вытащили и привезли в морг.) С первым вдохом тяжелого морговского воздуха предстало жутковатое зрелище..., которое трудно описать. На секционном столе лежало пять частей (не хватало только головы). Все части были грязно-темно-зелено-коричнево го цвета, увеличенные в объеме, исторгавшие целый букет неприятно-приторно-отвратительных запахов. Однако это была "лирика", ибо уже через несколько минут простое человеческое эмоциональное потрясение прошло, и началась скрупулезная экспертная работа, которая принесла определенные результаты.
          Расчленение тела неустановленной женщины... было произведено топором. В области левой молочной железы, невзирая на гнилостно измененные ткани, выявлен послеоперационный рубец". После этого с рентгенологами определили по костям возраст умершей женщины. И обнаружили еще одну находку - повреждение двух ребер. Исследовав эту находку, специалисты выяснили, что это след от колюще-режущего орудия месяца полтора-два до наступления смерти. Изучив ворох историй болезни, эксперты нашли-таки ту самую, которая, по их заключениям, совпадала с историей операции исследуемой женщины. И оказались правы. Позже уже следователи восстановили картину произошедшего. Оказалось, что женщину убил сожитель, находясь в пьяном угаре, потом бросил тело в подпол. Но когда появился запах, расчленил тело и пустил по реке.
          Множество подобныx преступлений раскрыли следственные органы    совместно с судебно-медицинской экспертизой.   И   порой последнее слово оставалось именно за экспертами.
          P.S. Вскрывая труп, судмедэксперт не знает, от чего тот скончался (если,конечно, не от-крытая рана), чем болел этот человек при жизни. Был случай, когда при вскрытии было подозрение на холеру, а заразиться от мертвого тела живому человеку - дело нехитрое. Тогда вроде бы все обошлось. А вот в Березниковском районе был случай, когда анатом поранился при вскрытии, инфекция попала в кровь и он умер. Условия, в которых работают эксперты, оставляют желать лучшего. По словам Владимира Цыкалова, те 25% доплаты к зарплате за вредность - это как насмешка, в то время как медики лаборатории ВИЧ получают по 60%, работая, в абсолютно стерильных условиях, с прекрасной вытяжкой, они практически не касаются руками исследуемого материала. "А мы всем этим дышим, -рассказывает Цыкалов, - вскрываем и туберкулезных. Ведь сначала не знаем, кого положили на стол, все инфекции выясняются позже. Тот же бомж, где-то ходил-бродил, потом умер. Какие заразы в нем? В общем, риск заразиться просто огромный".
           И в заключение нашей беседы Владимир Константинович добавил: "Было бы
неправильным, если ваш читатель сложит для себя впечатление о судебно-медицинской экспертизе как о службе, основная работа которой - исследование мертвого тела. В круг вопросов, решаемых экспертами, входят освидетельствование потерпевших, подозреваемых и обвиняемых лиц, определение степени вреда, причиненного здоровью, и процента утраты трудоспособности, установление возраста, идентификация личности, исследование вещественных доказательств и многое другое... Да всего сразу не перечислишь! Кроме того, эксперту дано эксклюзивное право оценивать деятельность медицинских работников, включая полноту обследования больных и пострадавших, правильность диагностики и примененного лечения. В связи с этим эксперта зачастую называют "врач врачей". А это, поверьте, много¬го стоит! А чтобы стать настоящим профессионалом, эксперт должен много знать и уметь. На мой взгляд, он должен быть в первую очередь всесторонне развитым и любознательным человеком. Ведь не зря слово "эксперт" в переводе означает "опытный, искусный знаток". Ему много дано, и с него много спрашивается".
          Никто не знает, сколько трупов за плечами хирурга или другого врача. Но об этом знает судебно-медицинский эксперт. Его слово, заключение судебно-медицинской экспертизы, во многом становится решающим на судебном процессе, слово жреца храма смерти.
                Т. РОМАНОВА
==============================


Рецензии