Владимир Высоцкий - Трагедия творчества

Владимир Высоцкий: трагедия творчества

           Наверное, каждый, кто более-менее знаком с творчеством Владимира Семеновича Высоцкого, знает о том, что ушел он из жизни в расцвете лет – в сорок два, едва переступив «границу зрелости», сорокалетие. Почему так рано? В чем причина его безвременного ухода? Почему его жизнь закончилась так трагично?
       Если вспомнить «зри в корень!» Козьмы Пруткова, то становится очевидным, что трагедия В. Высоцкого коренится в самом устройстве того мира, в котором мы живем. И трагедия эта стара как мир. Это известный антагонизм талантов и гениев. А так как «гений и злодейство несовместимы», то этот антагонизм является по сути игрой в одни ворота – таланты стремятся заклевать гения.
       История Моцарта и Сальери весьма показательна. Способ, которым Сальери отправил Моцарта на тот свет, очень символичен. «Отравление» - слово, однокоренное слову «травля». Гениев травят. Травят собратья по перу. И началось это давным-давно, так давно, что современная историческая наука не обладает почти никаким археологическим материалом, способным пролить свет на причину нелюбви, мягко выражаясь, талантов к гениям. Ключ к этой тайне могут дать только Посвященные. Нам же остается довольствоваться тем материалом, который общедоступен. Итак:
       «Первыми были созданы ангелы – из света». Ангелическое человечество было бесполым и безгрешным.
       «Затем из бездымного огня были сотворены джинны». Огонь – это символ творческого начала Космоса. Как известно, джинны, (это арабское произношение слова «гений»), не все покорны Свету. Часть из них предпочла служение Тьме.
        Люцифер, отказавшийся совершить поклон первому человеку, Адаму, был зачинателем того бунта, который в греческой мифологии получил название восстания Титанов. Один из Титанов, Прометей, был прикован к скалам Кавказа, но это тема для другого разговора. Нас же интересует вот что: души Белых Титанов приходят к нам как те, кого мы называем гениями. Это как раз те, про которых восточная мудрость гласит: - «Поэты – следующие после пророков». Черные Титаны воплощаются среди нас теми, кого мы называем «талантами», «творческими личностями». Это те, про которых в Коране сказано: «Одержимые».
      И действительно, джинны в человеческом облике одержимы идеей своей исключительности, отчаянно стремясь выдать желаемое за действительное, провозгласить себя гением: «Я гений Игорь Северянин!». Джинны – злобные, ревнивые, завистливые существа, рабы своих страстей, носящие в своем подсознании память о своей извечной борьбе с носителями Света, приходящими на землю как гении, наследники пророков. Гений, в силу своей богоизбранности всегда одинок – он не от мира сего. Таланты же слеплены из одного теста, а потому легко находят общий язык друг с другом, организуются в группы и сообщества, и единодушны в стремлении заклевать белых ворон, не вписывающихся в их ограниченные рамки.
       Чем же выделяется творчество В. Высоцкого из той массы поэтического материала его современников, что побудило собратьев по перу всеми силами противиться тому, чтобы включить его в свою когорту? Ведь сам он ставил превыше всего звание Поэта, считая вторичными свои артистическое и певческое дарования…
       Я бы использовал такой музыкальный термин, как «полифония» - многозвучие. Гений в сравнении с талантом то же, что симфонический оркестр рядом с балалайкой – несоизмеримо большая степень выразительности. Высоцкий как бы стереоскопичен. Его композиции – это всегда синтез Инь и Ян, далеко отстоящих друг от друга точек зрения, совмещение несовместимого. Это как бы панорамное, объемное изображение действительности, например – описание высоких чувств простонародными словечками, или же простого, обыденного – с помощью научных, глубоко интеллигентных образов. Соединение двух полюсов реальности в его произведениях определяет большую широту охвата действительности.
       Размеры же поэтического полотна Владимира Семеновича по вертикали раздвигаются чрезвычайной амплитудой методов его творческой реализации: от «плебеев» песни «Диалог у телевизора»:
       - А энто кто в короткой маечке?
         Я, Вань, такую жа хочу!
до «патрициев» науки в «Марше физиков»: «Бомбардируем мы ядра протонами».
       Ограниченный интеллект «эстетствующих» литераторов выхватывает лишь малый сектор грандиозной панорамы творчества В.В., и потому весь массив своего жалкого дарования выставляется ими против малой доли творческой потенции гения. Используя рыночную терминологию, можно сказать, что целый поэт Лови-Догоняев весит больше кусочка Владимира Высоцкого. «Большая собака может съесть маленького тигра» - говорят в Китае.
       Когда «собратья» по перу и критики (а в критики обычно подаются неудавшиеся литераторы) обнаружили, что Высоцкий гораздо более популярен в народе, чем они сами, и началась та самая травля, которая привела Володю (да простит мне Бог фамильярность!) к преждевременной смерти. Чтобы скрыть собственную ущербность, была извлечена на свет убогая теория «искусство ради искусства». Говоря языком поэтической серости: - «количество поклонников – не показатель качества поэзии».
         Эта философия бездарей очень живуча. По ней выходит, что С. Есенин, например, – просто бумагомарака, ведь он невероятно популярен, одному Богу известно, сколько его стихов стали песнями. А Пушкин и Лермонтов – так вообще жуткие графоманы, ведь их любят все. Чем шире дарование – тем больше общечеловеческого в стихах поэта, тем большее родство со своей собственной душой находит читатель в его стихотворениях – «это же про меня!». И действительно, чем выше башня, тем больше людей ее видит.
       Возвратимся к роли Поэта в космической эволюции – «они – следующие после пророков». Всевышний все создал в паре, и наследники пророков разделяются на две ветви, одна из них – ученые, вторая – поэты. Поэты подобны пророкам в том, что они являются медиумами, воспринимающими информацию свыше – «Поэт не делает нового - оно создается в нем. Поэт не демиург, а медиум. Он сторожит материю там, где она истончается до духа. Занимаясь языком, расположенным между конечным и бесконечным, поэт помогает неодушевленному общаться с одушевленным». (Александр Генис).     Естественно, поэт не является пророком Божиим в строгом понимании этого слова, тот, кто способен воспринимать высшие миры, как правильно сказал об этом Мишель Нострадамус, не пророк, а провидец. Высоцкий осознавал свою провидческую миссию. И хотя очень многие его тексты – от первого лица, в них нет гипертрофированного личного эго, самовыпячивания. Его «я» это «я» общечеловеческое, надличностное.
        Он никогда не отказывался от своих ранних произведений, когда «собратья» по перу стремились обвинить его в примитивизме, ибо сознательно искал слова для простоты изложения – все гениальное просто.
        И ни для кого не секрет, что единственным мерилом богоизбранности поэта является его востребованность. Трудно представить Иисуса, принесшего рукопись Евангелия какому-нибудь священнику, и преспокойно удалившегося восвояси – мол, кто хочет прочесть, пусть ищет.
       «Даже травинка не шелохнется без дозволения Всевышнего» - нет ничего случайного в нашем мире. Поэты, преемники пророков, являются на Землю с определенной миссией. И если он, поэт, следует своей миссии, то его богосотворчество является вкладом в космическую эволюцию, просветление сознания именно тех, кто более всего нуждается в помощи.
       Серость представляет определенный прогресс в сравнении со тьмой невежества, поэтому таланты тоже являются двигателями эволюции человечества, выполняя узкоспециализированные, частные задачи, вроде развития языковых средств или обогащения лексики.
      В. Высоцкий – провозвестник грядущей эволюции человечества. Он показал своими произведениями, в каком направлении должно двигаться человеческое развитие – к расширению сознания каждого до вмещения белого и черного, плебейского и патрицианского, изысканного и простенького в неразрывном гармоничном Единстве, именуемом Тайцзи (Космос), - ведь Космос един.
       Своим творчеством Владимир Семенович дал импульс многим для движения к этой цели расширения сознания. К примеру, мне довелось познакомиться со стихами группы «квалитистов». «Квалитизм» (от английского «качество»), на мой взгляд, объединяет тех, кто созвучен В.В. в «горизонтальном измерении» - в их стихах можно встретить соседство таких слов, как «надысь» и «экзистенция», или что-то в этом роде.
      Это только первые ростки «Розы Мира» - культурного течения, которое, как предуказано, сумеет объединить три непримиримых, казалось бы, направления постижения Реальности – религию, науку и искусство. Отрадно, что большая роль в этом громадном скачке человеческой эволюции отведена Дагестану. Информационный взрыв конца двадцатого и начала двадцать первого веков постепенно приведет человечество к осознанию необходимости развития объемности сознания, чтобы индивидуум не потерялся в любом кругу общения – и в среде эстетов, и в толчее базарной толпы.
        И что бы ни говорили заклятые враги гениальности – таланты, Владимир Высоцкий – явление в мировой культуре, и этого никак не перечеркнуть…


25 августа


Рецензии