3. Интервью для журнала Субкультура

1.Вы всю жизнь занимаетесь наукой - получили докторскую степень, стали профес-
сором в университете, получили более 150 патентов на изобретения. А можете
вспомнить, кем мечтали быть в детстве?
ОТВЕТ: С 8-летнего возраста я воспитывался только матерью-одиночкой. С отцом она
развелась через 3 года после окончания ВОВ. Она работала целыми днями на заводе.
Поэтому до самой школы она водила меня в детский сад. Воспитательницы Зоя Ва-
сильевна и Лидия Ивановна не сомневались, что я буду художником. Некоторые мои
детсадовские рисунки сохранились до сих пор. Позже,- уже в пионерском лагере и
в кружке художественного слова Дома пионеров,- очень не плохо читал со сцены
на всякого рода праздничных и торжественных мероприятиях стихи. В общем, будучи
"ребёнком войны" совершенно не задумывался на тем, кем я буду.

2.Вы пишете рассказы и повести, стихи для детей и взрослых, сочиняете афоризмы
и миниатюры. Есть ли определённый жанр, в котором вам работается привычнее? Или
вы предпочитаете экспериментировать в новых жанрах? Что пользуется большей попу-
лярностью у читателей?
ОТВЕТ: Действительно, стараюсь проявлять свои творческие способности во многих
жанрах. Однако, главное моё кредо - постоянно чередовать: науку, изобретатель-
ство и литературу. Если же говорить о литературном творчестве, то надеюсь доби-
ться наибольших успехов в создании "поэтических портретов" знаменитостей всех
времён и народов, а также - афоризмов, причём и в стихах, и прозе. Читатели на
них наиболее остро реагируют.

3.Ваши произведения очень популярны на порталах Проза.ру и Стихи.ру, их читают
более 130 тыс. человек. Как давно вы стали публиковаться там? Когда появились
первые читатели?
ОТВЕТ: На этих порталах я присутствую лет пять. Читатели появились сразу же
после моей регистрации на сайтах. Особенно ценным считаю, что все мои произве-
дения проходят "читательский фильтр". Кроме того, за мной автоматически закре-
пляется авторство всех произведений. На обоих порталах получено около 2.500
рецензий от читателей. Это ли не читательское признание?

4.Вы много пишете о женщинах и о любви. А что такое "любовь" в вашем понимании?
ОТВЕТ: О любви можно говорить и писать до бесконечности. Поэтому подавляющее
большинство моих произведений посвящено счастью, смыслу жизни и любви. Доста-
точно вспомнить мои книги: "О любви каждый день", "О счастье и любви", "Сто
сонетов о любви", "Каждый день о любви: афоризмы в стихах и прозе" и др.
О счастье могу сказать короче: "Здоровье плюс деньги, друзья и любовь в одном
флаконе. Это и есть счастье!"

5.Детские шуточные стихи-потешки, например, про Кнопика и Кнопулю, написаны с
юмором, понятном любому ребёнку. Они способны вызвать у детей любопытство и
привить интерес к чтению, что в современном мире сделать достаточно сложно.
Как у вас получается понимать маленьких читателей?
ОТВЕТ: Для детей написал уже не мало: "Азбука в стихах", "Кем я буду?", "Зодик
и Зодичка в волшебной стране", "Кнопик и Кнопуля развлекаются", "Архип и Аглая
- юные афористы" и мн. др. Все детские стихи в обязательном порядке раздаются
детям: в детсадах и школах, а также моим знакомым, у которых есть дети. При
этом успокаиваюсь только тогда, когда слышу детский смех, т.е. непосредствен-
ную реакцию на свои стихи для детей.

6.Расскажите, как вы придумываете такие остроумные и точные афоризмы? Записыва-
ете приходящие идеи, а потом их формулируете в афоризм, или же просто садитесь
и пишите, а мысли приходят уже в процессе?
ОТВЕТ: Афоризмы пишу ежедневно, перемежая стихи и прозу. Что-то выбираю из
своих повестей и рассказов в виде цитат. Или наоборот, то что пришло в голову,
вкладываю в уста своих литературных героев. Частенько записываю новые афоризмы
или сонеты, пока еду в электричке на работу - из Дубны в Москву или обратно.
Однако главный "урожай" собираю в выходные и праздничные дни.

7.Трагикомедия "Матильда Бумс" - это единственное ваше произведение в таком
жанре? Расскажите, как проходила работа над ним?
ОТВЕТ: Сначала, лет 12...15 назад я написал книгу "Похождения Матильды Бумс",
а потом,- по просьбе своего хорошего приятеля,- трагикомедию "Матильда Бумс"
в виде пьесы. В них проза нашей действительности переплетается с буйным вооб-
ражением автора. Что-то взято из жизни, что-то приснилось, а что-то осталось
лишь в мечтаниях и надеждах... Думаю, что на новую пьесу у меня уже в этой
жизни времени не будет...

8.Мини-рассказы из шести слов - ещё один любопытный жанр, в котором вы работаете
Почему именно из шести слов? Идея принадлежит Эрнесту Хемингуэю?
ОТВЕТ: О мини-рассказах. Действительно, это идея Хемингуэя. Однако, я снабжаю
все свои мини-рассказы ёмким и чётким заголовком. В этом отличие. Заколовок
несёт дополнительную смысловую нагрузку и повышает интерес читателя к произ-
ведению. Когда я понимаю, какие мои мини-рассказы больше понравились чтателям,
пишу на их основе уже полновесный рассказ. После этого он уже снова в новом
объёме и качестве выносится на суд читателей.

9.Давайте поговорим о "Портретах в сонетах". Как давно вы их пишете? Как возник-
ла идея посвящать сонеты известным личностям?
ОТВЕТ: Портреты в сонетах я начал писать вначале 90-х годов, т.е. в самые тя-
жёлые и смутные годы России. Идея писать сонеты, посвящая их известным и вели-
ким личностям всех времён и народов, была для меня заманчива тем, что "портрет"
любой персоналии должен был умещаться в 14 строк. Однако некоторые "горе-кри-
тики" стали придираться к форме, а не содержанию сонета, сравнивая его то с
английским, то французским классическими стилями. В результате, я стал назы-
вать свои опусы "портретами в стихах" и перестал в ряде случаев укладываться
в обязательные для сонета 14 строк. Тем самым я выбил у критиканов козырного
туза!

10.Вы называете создание портретов в сонетах основным направлением вашего поэ-
тического творчества. В 2014 году выпустили книгу "История в лицах. Портреты
в сонетах". Есть ли в планах продолжение серии таких сборников?
ОТВЕТ: Портреты в стихах буду писать до конца своих дней. Ибо с каждым годом
на горизонте появляется всё больше интересных личностей. Продолжают поступать
заказы от читателей на портреты разных персоналий. Однако, от названия "порт-
реты в сонетах", в связи с вышеуказанным, скорее всего, откажусь.

11.Считаете ли вы, что не стоит ждать вдохновения - оно само приходит в про-
цессе работы? Случается ли у вас творческий кризис?
ОТВЕТ: Специально вдохновения ожидать не приходится. Оно само приходит через
какое-то время, после того, как сел за письменный стол. Когда наступает кризис
в литературе, переключаюсь на науку или на изобретательство. Поэтому и полу-
чил почётное звание "Заслуженный изобретатель России" и под моим руководством
защитились уже 10 кандидатов и 2 доктора технических наук.

12.Можете ли вы процитировать афоризм, который относится лично к вам?
ОТВЕТ: Я могу процитировать афоризм, который относится ко всем людям, в том
числе и ко мне: "Ребёнок - это загадка, мужчина - загадка в квадрате, а жен-
щина - бесконечная загадка..."

13.Каких поэтов читаете? Что для вас самое главное в хорошей поэзии?
ОТВЕТ: С возрастом на перечитывание поэтов остаётся всё меньше и меньше времени.
Поэтому в основном перечитываю отечественных и зарубежных классиков. Главное
при знакомстве с хорошей поэзией или прозой - это не равнодушно перелистывать
страницы, а заливаться слезами или подпрыгивать на стуле, испытывая буйный
восторг!

14.Какими из своих достижений вы гордитесь больше всего?
ОТВЕТ: Горжусь тем, что состоялся как учёный, изобретатель и литератор. А глав-
ное - состоялся, как неравнодушный ко всему происходящему, человек.

15.Можете дать напутственный совет читателям? Можно в форме стихотворения или
афоризма.
ОТВЕТ: Вот, например, два совета.
1) УБРАТЬ ИЗ ЛЕКСИКОНА
Из лексикона, милый, убирайте матерщины гадость,
А в сердце оставляйте лишь любовь и радость!
2) ЛЮБОВЬ СИЛЬНА И ВСЕМОГУЩА!
Любовь бывает и сильна, и всемогуща -
Тогда приводит она прямо в "рая кущи"...

                *     *     *


Рецензии