Часть 16 - Память о страхе
Но у меня было детство. И даже, могу сказать, счастливое детство.
Можно ругать "совок" последними словами, но кто помнит сколько стоили детские кружки или спортивные секции?
Рисование, авиамоделирование, дзю-до, каноэ, альпинизм, музыкальная школа, факультативы по физике, математике
Всё это шло по дотациям государства. Да, часто надо было ловить и доставать
буквально всё. И я помню это ощущение праздника - папа достал... да что угодно. Яйца, сгущенку, куртку, сапоги, мясо, путёвку в пионер лагерь (от какого-нибудь большого завода)
Да мы не видели и не знали практически ничего о западе. Всё западное казалось чудом. Качество, красота... это сейчас мы понимаем, что это то, что мы называли "ширпотреб". Но как нам его хотелось?
Кстати, о чём это я? К страху это не имеет никакого отношения.
Хотя, те кто фарцевал помнят, что такое попасться с парой, другой импортных шмоток. Страшно было.
Но это всё прошло мимо моего детства. Семья у меня была комунистически правильная. Один дед не последний экономист, другой, коммунист с 1938 года, в прошлом занимал высокие должности в управлении Ж/Д средней азии. Нас не коснулись проблемы "свободной" торговли.
Но у нас был другой страх. И в детстве я не особо его и замечал. Да и как мне его замечать, откуда. Жил себе и жил счастливый ребёнок.
Но все детки когда-то вырастают. И пришел момент, когда я услышал, уж не помню от кого, выражение "культ личности". Пацан я был любопытный, было мне тогда лет 9-11 (в аккурат 3-4 классы) и мне захотелось понять, а что же это такое. И без особых сомнений я пристал к своей учительнице истории.
И вот тут началось странное. Взрослые люди не могли ответить на вопрос. Меня футболили от одной учительницы к другой. Я был юн и глуп чтобы заметить, что каждый раз меня отсылали к учителю стоящему чуть выше предидущего в некоей неписанной "табели о рангах" принятой в нашей школе. И когда ко мне в коридоре подошла завуч школы и попросила не спрашивать вопросы "не по школьной программе", вот только тогда до меня начало доходить, что в этим вопросом что-то не в порядке. Как выяснилось это было ещё не всё. Из школы позвонили к нам домой и вечером того же дня меня ожидала "доверительная" беседа с бабушкой (негласным главой нашей семьи). Где мне популярно объяснили, что не со всеми вопросами можно бегать к учителям или вообще кому-то вне дома. Ну и некое скомканное объяснение о пресловутом "культе личности" я тоже получил наконец. Кстати именно тогда мне бабушка и рассказала, что это было связанно именно со Сталиным. Постепенно мне рассказали, что с 1938 по 1953 год дома, в шкафу около парадного, хранился этакий тревожный чемоданчик.
Каждый месяц бабушка обновляла в этом чемоданчике набор белья, сухарей и сгущёнки.
И что говорить о Сталине можно было только трижды проверив, что дом заперт и никто не может подслушать. И что вне дома власть можно только хвалить. И до меня начало доходить, что в нашей (самой лучшей стране мира) наказать могут просто потому что.
А был тогда уже 1979-80 годы...
Прошло много лет. Я уже был повзрослее. Страна уже пережила перестройку. Вернее не пережила. СССР развалился на состовляющие.
Я пережил институт, армию, неудачную женитьбу. Эмигрировл в Израиль в одиночку.
И будучи уже более полугода в Израиле, я позвонил к родителям которые ещё оставались в бывшем союзе. Я старался звонить почаще. И говорил со своей бабушкой, той самой, что просвещала меня в детстве о культе личности. И по ходу разговора я позволил себе какую-то довольно резкую критику правительства, премьер министра. И всё это на эмоциях и... в ответ в трубке повисла тишина.
Потом, очень осторожно, моя бабушка пережившая всех советских вождей, начала мне объяснять, что "такие вещи" обсуждать по телефону... очень опасно!!!
А было это уже в 1994 году!
На територии бывшего союза всё ещё жили люди, боящиеся говорить правду по телефону.
Страх пережил дедушку Сталина аж на 40 с лишним лет
Часть 17 - http://www.proza.ru/2018/08/31/174
Свидетельство о публикации №217082701323