Утро короля

Фантазия


С утреца я люблю поваляться с закрытыми глазами, пока сон не уйдёт. Но попробуйте удерживать глаза закрытыми, когда на вас смотрят! До конца я ещё не был в этом уверен, но с каждой минутою это чувство усиливалось. Да, наблюдают, притом не одна, а много пар глаз!

Первой моей мыслью было – пришли за долгами. А вдруг и почище – судебные приставы! Хех, отмахиваюсь я: пусть выносят что угодно… хотя нет, постойте: комп не отдам – лучше убейте! Неужели я дожил до таких долгов, что понадобилось беспокоить службу судебных приставов! А вдруг… коллекторы или даже бандиты?! Аж спина моя похолодела: неужто-таки придётся открыть глаза?

Представшее взору поразило меня. Вместо маленькой полутёмной комнатки – моей безвылазной обители, её хлама и беспорядка, – я обнаружил себя в светлой опочивальне с высокими потолками, под которыми парили кудрявые малыши с крылышками, вооружённые луками и стрелами. Что удивило меня больше – пышное ложе с резными колоннами или сиявшая великолепием хрустальная люстра с позолотою, – нет, не это, а участливо склонившиеся ко мне фигуры в парчовых одеждах.

Одного мига хватило мне понять, кто они: это – мои придворные! Догадка была столь хороша, что показалась фантастичной, но придворные, заметив моё пробуждение, разом заговорили:

– С добрым утром, ваше величество!

– Как спалось повелителю?

– Виват королю!

Сомненьям – исчезать; да, я – король! Что тут удивительного? Вы думали, что я сижу дома и играю в компьютер, что у меня нет ни работы, ни подруги, ни друзей? Хех! Стоило мне заделаться королём, как все бросились гнуть предо мной спины.

Пока эти волнующие мысли искрились в моей голове, придворные начали меня одевать. Боже мой! эти вельможи, статные и важные, почитают за честь помочь мне облачиться в королевский костюм! Так, а что делать мне? – догадался: одаривать их благосклонными улыбками. Вот и мои первые королевские милости. Теперь все при деле и каждый получает, что ему причитается.

Будучи одет, я вышел на середину залы, встал на расшитый райскими птицами ковёр и потянулся, промычав что-то радостное и довольное. Среди придворных произошло движение, а один из них, приблизившись, молвил:

– Не угодно ли вашему величеству умыться?

Не угодно: я уж и позабыл, когда тратил время на это бессмысленное занятие. Впрочем, произносить это вслух я поостерёгся (хоть я и король, но вовсе не дурень) и проследовал в ванную комнату, где меня встретили две дородные женщины. Ни красотой, ни молодостью они не отличались.

То что они стали выделывать со мной, иначе как насилием над королевской особою не назвать! Одна осмелилась мокрыми руками тереть королевское чело и ланиты; другая же бесцеремонно раскрыла мне уста и, запихивая что-то подобное мелу, принялась орудовать щёткой.

Я сопротивлялся, как мог, но настойчивые тётки довели экзекуцию до конца. Видимо, я громогласно выражал своё неудовольствие, потому что обуянные беспокойством придворные выскочили мне навстречу.

– Старые ведьмы, чтоб духу их здесь не было! – закричал я, хоть и запыхавшийся, но с чистым и раскрасневшимся лицом. – Сжечь их на костре – и то мало им!

Придворные, кланяясь на бегу, устремились выполнять приказание, и спустя несколько мгновений из ванной комнаты понеслись женские вопли.

Тем временем я отдышался и успокоился.

– На костёр не нужно, – остановил я придворных: – Довольно, чтобы они больше не докучали мне.

Придворные восхитились моей милостью, а отпущенные из цепких рук тётки от счастья бросились на колени:

– Спасибо, ваше величество! Вы – наш спаситель. Век будем вас благодарить!

Это были первые подданные, спасённые королём.

Женщин вывели, а придворные позвали меня на завтрак. Наконец, что-то стоящее, подумалось мне, и желудок заинтригованно проурчал. Усевшись за стол, я тут же ощутил заботу придворных, повязавших на шею салфетку. Баранчик был поднят, и я увидал знатный кусок мяса в соусе и с приправами.

Моя рука потянулась было к тарелке, но, почувствовав на себе взгляды, я был вынужден одёрнуть её. Воткнув вилку в мясо, я собрался узнать, чем тут потчуют голубую кровушку, как неожиданно моя рука была бережно перехвачена придворным, который переложил вилку в левую руку, а в правую всунул нож.

Нож был совершенно тупой: разрезать им мясо никак не получалось. Я вспомнил, что в моей старой комнате (когда я ещё не был королём, хех) есть удобный складной ножичек. Я всегда брал его с собой на улицу – для самозащиты. Правда, когда три здоровенных парня попросили у меня деньги и телефон, про ножик я совсем забыл. Ну как «попросили»: мне ударили прямо в лоб, отчего он загорелся и пламя вмиг переметнулось на щёки. Я вывернул всё содержимое карманов, однако ножик мне удалось сохранить… С тех пор я старался не показываться лишний раз на улице.

Эта история заставила меня погрустнеть, но, вспомнив, что теперь я – король, я пришёл в раздражение и гневно швырнул столовые приборы.

– Нет ли чего получше? – недовольно спросил я и лица придворных вытянулись недоумённо и испуганно.

– Вашему величеству стоит только назвать, – участливо проговорил придворный.

– Ну там, чипсы, кола или хотя бы сухарики, – ответствовал король.

Придворный отвесил поклон и выскочил на кухню узнать об этом у повара.

Пока длилось ожидание, за моей спиной шептались. Я понял, что придворные обсуждают мой конфуз. Мне хотелось проучить их, но пока я не знал, как это сделать.

Меж тем придворный вернулся.

– Повар ничего не слышал о чипсах и коле, – доложил он. – Сухари же назвал едой простолюдинов, не достойной вашего величества.

– Кто такой этот повар, чтобы решать, что достойно короля, а что – нет?! – оскорблённо вскричал я. – Или он забыл, кто я? Ну-ка, напомните ему.

Придворные, кланяясь на бегу, устремились выполнять приказание и спустя несколько мгновений из кухни раздались мужские крики.

И тут я снова догадался, как надлежит поступить королю.

– Велите прекратить! – распорядился я, и тут пришло время для первой королевской мудрости: – Никто не заслуживает кары только за то, что он невежда. Выгоните его и закупите чипсов и колы.

Придворные учтиво раскланялись. Выскочивший из кухни повар бросился на колени и благодарил меня за то, что остался цел, а не разорван стаей придворных.

Как, однако, трудно, будучи королём, заиметь выгоду, подумалось мне. Вот уж сколько протекло королевского времени, а я не получил никакого профита: напротив, меня умыли против моей воли, а вот поесть-то и не дали. Но таков удел короля, размышлял я: осчастливил подданных – тем и будь доволен.

– Что теперь будем делать? – преданный волнениям, произнёс я.

– Не угодно ли вашему величеству развлечь себя музыкой? – предложил придворный. – Музыканты ждут.

Со свитой его королевское величество (то бишь я, хех) проследовал в салон, где нас ждали пятеро музыкантов во фраках. В руках они держали музыкальные инструменты, похожие на маленькие гитары.

– Франц Шуберт, струнный квинтет до мажор! – объявил придворный.

Я не понял значения этих слов, но ещё более непонятной показалась мне манера игры: музыканты забавно подносили гитарку к шее и водили по струнам какой-то палочкой. Дивные дела творятся, смеялся я про себя: чего только люди ни выдумают от собственного незнания!

Музыка, которую придворные называли классикой, показалась мне однообразной, монотонной и внутренне напрягала. Посему я остановил концерт элегантным и в то же время властным взмахом руки:

– Нельзя ли поставить что-то более современное?

– Что пожелает ваше величество? – спросили меня.

– Ну хотя бы… Джастина Бибера.

Однако музыканты оказались настолько непросвещёнными, что не слыхали этого имени. Государь рассердился не на шутку (это короли могут позволить себе так сердиться, а вы лучше не пробуйте).

– Мало того, что вы не знаете современную музыку, – вскричал я, – так вы даже инструменты не можете держать правильно!

Музыканты, словно ошпаренные, повскакивали со своих стульев.

– Мы сейчас же рассчитаем этих скоморохов, – подхватили возмущение короля придворные. – Их больше не примут на работу. А если выйдут на городскую площадь, их забросают тухлыми яйцами!

– Можно ещё зелёнкой облить, – подсказал один придворный.

– Притеснять не стоит, – пресёк я излишнюю инициативу: – Если это кому-то нравится, пусть слушают. Но и поддерживать мы их не будем: это – не государственное искусство.

Музыканты выглядели виноватыми.

– Извините, ваше величество, – признали они свою некомпетентность и в смущении засеменили к выходу.

– К своему стыду, я не знаком с творчеством маэстро Бибера, – заговорил один из придворных, – но, с позволения вашего величества, мы можем разослать гонцов в иноземные королевства и привезём его во дворец.

Идея увидеть Джастина, который выступит для тебя-любимого, выглядела заманчиво, но я не выдал своей заинтересованности.

– Когда управитесь? – вымолвил я довольно сухо.

– К завтрашнему дню, – отвесил поклон придворный.

– Знаю я вас! – махнул я королевской рукой (другой не было, хех): – Наобещаете только, а ничего не сделаете. О себе печётесь, лишь я один – о пользе государства!

Это была первая публичная критика придворных государем.

Придворные замерли с видом полного морального преклонения. Мне это нравилось. Я знал, что они подличают, но такова их натура и я не мог их винить. Они хотели сохранить свои привилегии и богатства, а когда дело касается таких вещей, помнишь только о том, как угодить хозяину.

Взволнованный такими мыслями, я прохаживался внутри круга, образованного моими придворными, будто император среди маршалов.

– Позорно, что мы так отстали! Как будто живём в средневековье, – изрёк я (как король я имею право изрекать, а вы – нет). – Весь мир ест чипсы и слушает Бибера, а у нас до сих пор говядина по-французски и Шуберт. Мы должны двигаться вперёд, внедрять инновационные технологии… Кстати!

Внезапно я понял, как ещё можно ткнуть этих нерадивых глупцов носом в грязь.

– Полагаю… – начал я («полагаю» – настоящее королевское слово), – в нашем государстве никто не слыхал о таких штучках, как CS, DotA или WoT?

– О мой король, – промолвил придворный, – специально для вашего величества оборудован компьютерный зал, где в любое время можно сгонять катку с корешами…

– Не будем терять время! – нетерпеливо перебил его я, и все мы, будто взволнованная стая птиц, понеслись в компьютерную залу.

Вбежав, я остановился, потрясённый: вдоль стен выстроились ряды компьютеров, а перед троном главу государства ждала мощная суперсовременная машина. Я оценил «железо»: несмотря на то, что последние годы я тратил все деньги на улучшение домашнего компа, он не шёл ни в какое сравнение с этим монстром! На моём лице расплылась счастливая улыбка, и мне стоило немалых усилий замять её.

– За дело, господа, вперёд! – крикнул король и придворные заняли свои места.

Юзер под ником «Король» был неотразим! Честно признаюсь (но только вам, хех), что игрок я так себе. Ник, взятый от моей фамилии Корольченко, обыкновенно лишь в первые минуты вводил в заблуждение игроков, после чего они ожидаемо обзывали меня «ракалом» и обвиняли в том, что я «сливаю мид».

Но это всё там – в мире, который остался в прошлом, а здесь я был настоящий Король! Я косил ряды придворных, будто лазером; они падали наземь даже прежде, чем я прикасался к ним. Вот где настоящий каеф!.. Да, закрадывалась мысль, что они поддаются, но я не давал ей хода.

Войдя во вкус, я стал подшучивать над непутёвыми соперниками. Постепенно весёлые шутки сменились колкими насмешками. Придворные хохотали вместе со мной, обещали исправиться и тут же совершали новые, ещё более несуразные ошибки. Мы играли девять часов без перерыва, когда мне совершенно надоела эта бестолковщина, и я объявил об окончании сеанса.

С весьма озабоченным видом я повёл придворных в залу для совещаний. Они неслись за мной беспокойной стайкой.

– Будет серьёзный разговор, – начал я и придворные приготовились внимать слову государя.

Они достали блокноты для записей; впрочем, и не блокноты это были, а планшеты.

– В нашем королевстве – кризис. Мы должны предпринять ряд эффективных мер по поддержанию благосостояния граждан. Забота о каждом жителе страны – вот долг мудрого, справедливого и ответственного правительства!

После сего вступления я перевёл дух и продолжал:

– Вот вы – понимаете нужды простого народа? Нет. И не думаете о них. А когда думать, если у вас только и дел, что перед начальством на цыпочках выплясывать! А народ, простые люди – что с ними будет?!

Лица придворных выражали понимание, смирение и кротость. Иногда они с задумчивым видом кивали головами в знак согласия с королевской речью.

– Думаете, вы – министры, советники, директора – такие важные да особенные! вы даже – не при-дворные, вы – при-дурки! челядь при барине, обслуга.

Придворные грустнели от моих слов.

– Вот вы стоите по струнке, говорите «есть» и «так точно», – горячился я, – а сами даже не понимаете, о чём вам говорят. А спросить – боитесь: как же, подумают, что тупой!.. Докладываете «всё нормально» – а повсюду разруха, бедствия и пьянство. Докладываете «всё сделано» – а ничего и делаться не начиналось, только все деньги разворовали. Да и как сделано будет, если вы в своём деле не разбираетесь.

Уши бедных придворных стали алыми, а один даже пережил обморок: ему поднесли чашку воды, из которой он стал пить.

– Вы посмотрите на себя в зеркало: раскормленные брюха, бычьи шеи и отвислые подбородки. А лица – красные, так жиром и блестят!.. – кричал я до боли в горле. – Здесь вы вежливые, а на своих подчинённых матюгаетесь!

Некоторые придворные насупились, стали обеспокоенно переглядываться между собой.

– Костюмчики, галстучки да часики прикупили в заграничных бутиках – на какие деньги? Воры! Взяточники! Коррупционеры! Друзей и родственников лишь бы пристроить получше, а детей – за границу? Виллы все ваши да яхты… Думаете, я не знаю? – я всё знаю!

Придворные смотрели в пол угнетённо, как смотрят люди, не имеющие выхода.

– Думаете, это будет продолжаться вечно? никто из вас не вечен! Народ вам не верит – народ верит только королю! Вот я вас к народу и выведу. Завтра же – слышите, завтра! – соберётся народный трибунал, и всех вас, прихвостней, судить! А кого надо, казним: от гнева народного вам не спрятаться! – прокричал я и провозгласил, воздевая руки к небу: – Народ и я! я и народ! И никого – между нами.

Победным взглядом я оглядел придворных: они сбились в жалкую кучку, ссутулились и не поднимали взглядов. Я не испытывал к ним сочувствия: столько времени они праздновали, утопая в роскоши и разврате, занимаясь хищениями да угодничеством. И мне казалось, они выходили из залы в осознании своих вин, раскаиваясь…

Его величество ложится спать в приподнятом настроении. Стоит как следует взяться за дело, размышлял я, и оно сразу готово разрешиться. Это как хорошо ухватиться за корнеплод: р-р-раз! – он на свет и покажется… На то и поставлен надо всеми король, чтобы одним махом решать сложные государственные дела!

В голове моей бурлили мысли о преобразованиях. Я чувствовал, что ещё ничего не сделал, но вот-вот готов сделать многое. И что мои труды произведут необыкновенное волнение; дело сдвинется с мёртвой точки и весь народ разом поймёт, что жить надо совсем по-другому. Каждый человек осознает, что нельзя больше пребывать в болоте, его смрадный запах станет невыносим, и все захотят выбраться на твёрдую сушу. А тех, кто не сможет выйти сам, мы обязательно вытащим – протянем руки помощи, верёвками обмотаем, тракторами отбуксируем, – лишь бы каждый чувствовал, что он не один, а все вместе и заодно.

Все эти мысли не давали мне покоя. Воля короля – лечь спать скорее, чтобы с рассветом дать старт реформам. Я отослал почёсывательницу пяток; королевская укрывальщица закутала меня в одеяла, и свет погас.

…Было темно, но я не мог удержать глаза закрытыми. Я чувствовал: за мной наблюдали, притом не одна, а много пар глаз. Представшее взору изумило меня: королевское ложе тесно обступила армия придворных.

Я не успел вымолвить ни слова, как подушка была положена на королевский лик и одновременно сдавлена десятком рук в парчовых рукавах. Сильнейший испуг охватил меня – даже трое моих обидчиков с улицы уже не казались так страшны…

Сперва я желал вырваться и учинить расправу, предав изменников лютой казни. В следующий момент – был готов примириться с ними, сделав равноудалёнными от королевского трона. Ещё чрез мгновение – хотел устроить примирительный пир для моих чудесных придворных, осыпав их милостями и подарками.

Ничего этого сделать мне не позволили и за руки держали крепко.

Чувствуя, что окончательно задыхаюсь, я рванулся и… подушка упала с кровати.

– Что у тебя за манера – залезать под подушку? – спросила мама. – В комнате и так хоть топор вешай.

Она приоткрыла фрамугу, и из окна повеяло свежим воздухом.

– Ты просил разбудить в три часа дня. Сейчас полчетвёртого.

– Ну ма-а-ам, – недовольно протянул я, – у меня же катка. Миха и Костян уже наверно в игре, а я тут дрыхну из-за тебя!

– Может, пообедаешь? – сказала мама, собирая со стола пустые пластиковые бутылки и пакетики. – Желудок ведь себе испортишь… поешь супа!

– Я, мам, тороплюсь, – проворчал я, кое-как ставя ноги на пол. – Не мешай.

– А на работу думаешь устраиваться? Или так в квартире до старости и просидишь?

– Хех, не могу на работу, – отвечал я. – Я и так занят!

– Чем это?

– Я – киберспортсмен!

– Спортсмен, на себя в зеркало посмотри! – улыбнулась мама. – Валерка приходил, спрашивал, когда отдашь долг. Сказала, дома нет – опять из-за тебя врать приходится!

– Ладно-ладно. Разберусь я, сам знаю.

Мама забрала какие-то вещички в стирку и, покачав головой, вышла из комнаты. Я посмотрел на часы: до катки ещё оставалось с полчаса. Чувствуя себя злым и разбитым, побрёл к компьютеру, чтобы провести за ним следующие девять часов… А в это самое время в моей вселенной маэстро Бибер, сопровождаемый гонцами, во весь опор мчался в королевский дворец.


Август–сентябрь 2016 г.


Рецензии