каРРРтавить!

[Эр] - согласный, твердый, звонкий, непарный.
Прям как я в последнее время!

То ли от природы, то ли от собственной лени, но я не выговариваю букву "Р". Нет, я не картавлю. И бронетраспрартер три тысячи триста тридцать три говорить не буду. Я грассирую! А картавят, чтобы вы знали, другие, такие же коллеги по несчастью. Их слабое место - буква "Л". А я грассирую!

Думаю, Эр стала моим спутником по жизни. Это как мечта, которая так и не сбылась, будь то старший брат в детстве, или супер сила в подростковом возрасте, или родственная душа во взрослой жизни. Мне всегда не хватало Эр. Так сложилось, что назвали меня Юлей. И как не крути, и в какую страну не переезжай, в этом имени отродясь не было и никогда не будет буквы "Р". Казалось бы, что такую мелодику  можно компенсировать отчеством, но и тут промах! Папа мой оказался Валерием, отчего Эр смягчается мягким знаком до плавного Юлия Валерьевна. Но постойте, скажите вы, а как же фамилия? Она характеризует человека чаще всего; в школе твое имя вообще не используется, ты и сам его забываешь, оставляя дома, для родных; а после фамилия фигурирует во всем; фамилия - наше все! Ну и тут Эр обошла меня стороной, ускользнула, затерялась среди гласных, распевом слилась с "И" в четыре слога.

Гаврилова.

Вот если бы я родилась мальчиком, родители назвали бы меня Юрием.

Ох, эта их страсть к "Ю"! Они что союз с каким то богом заключили, покровителем всего начинающегося на "Ю", или какой нибудь клан свидетелей "Ю" им доплачивает? Так и представляю, приходят такие ю-филы в роддом:
не хотите ли ребеночка на Ю назвать? Вот можем предложить отличные варианты: Юлия, Юрий, Юлиан, Юлиана... Что простите? Однообразно как то? Но вот у нас тут спец предложение есть, для оптовых покупателей: Юнона. Очень редкое имя. Как вы сказали? Слишком вычурное? Ну позвольте! Как никак греческая богиня! Ну, подождите, - снижает голос до шепота, - мы обычно такое не практикуем, но только вам мы готовы предложить - Юнна. Кратко, изящно, броско, современно и главное, эксклюзивно! Ну как берете? - замешательство, - Подумать хотите... С мужем посоветоваться... Давайте тогда так: вы берете сейчас Юлию, а Юнона в подарок, с правом упростить до Юнны? А если мальчик второй будет? Юрий! Наша сервисная служба с радостью вам обменяет имена!
Вот так я думаю все и было. Я стала Юлей, а моя младшая сестра - Юнной. А как то родители подумывали о третьем ребенке и выбора особого не было... Но не сбылось.

Но если имя и отчество это навсегда, но фамилию можно поменять. Я наверно и замуж пошла только ради его фамилии - Петров. Вы скажите, избитая, пошлая, в каждом примере и анекдоте светится? Пусть так. Но зато какая Эр!

Мне она сразу понравилась. Ни тебе ни мелодики, ни мягкости, ни плавности, все твердо, звонко, согласно, непарно! Я как будто долгожданную супер силу получила. Петррррррррррова! Как рычание мотора. Вот она желанная жесткость, которой мне так не хватало!

Но за пару лет до этого, один профессор в моем университете попросил меня стать его стенографисткой. Он защитил очередную докторскую. На этот раз по философии, и искал студента, который перенесет все это на бумагу. Когда работа была сделана, я заинтересовалась его трудами, и оказалось, что в своей прошлой работе он исследовал происхождение звуков в славянском языке.

- Вот ты знаешь, что означает твое имя? - спросил он как то.
- Я где то читала, что оно произошло от римского Юлий. Цезарь наверно?
- А сам Юлий по твоему откуда взялся? Можешь не отвечать. Я тебе расскажу.

Почему в нашем языке слова именно такие? Я не говорю о тех, что сейчас заполонили нашу речь, все эти американизмы, варваризмы, измы, короче. Я говорю об исконно русских словах. Потому что буквы несли свой символ, свой шифр, а слово, составленное из них, означало основные качества этого предмета. Вот, пример твоего имени: Ю-Л-И-Я. Ю - это символ энергии, бесконечной, неиссякаемой. Л - люди. И - всегда и везде союз, соединение и объединение всего. И последнее, Я.

- Это очевидно, - проговорила я, - это сам человек. Его ЭГО, его персона, его собственное уникальное Я.
- Ты уже разбираешься в моей теории! - похвалил он, - и что мы получаем? Юлия - это человек, личность которого объединяет вокруг себя людей своей неисчерпаемой энергией!

Woooooooooow!..

Наверно, так оно и есть. Не зря Цезарь был Юлием. Родители не прогадали, связавшись со свидетелями "Ю".
После этой беседы к имени претензий больше не было. Полная реабилитация в моих глазах.

Но вернемся к Эр.

В детстве я была ребенком застенчивым, ранимым, пугливым, робким, где то нерешительным, где то слабохарактерным, совершенно не конфликтным. Я и сейчас такая, но теперь я этим горжусь! Знаете, как в анекдоте про психолога:

"Доктор, спасибо, спасибо вам за все, я вам очень благодарен!
А какая проблема вас беспокоила?
А писал в штаны!
Так за что вы благодарите?
Ну как же? Раньше я этого стыдился, а теперь горжусь!"

Меня водили к логопеду. Но его занятия не помогли. Потом дед вычитал где то технику тренировки Эр. Надо не открывая рта и не произнося ни звука, говорить: кар, кар, кар. Как ворона. Твой язык должен двигаться внутри рта. И таким образом, мышцы укрепляются и звук произносится правильно.

Что им всем далась моя Эр?

Как будто грассирование приравнивалось к уродству или неполноценности. Наверно, в какой то момент я сдалась и сама стала стыдиться своего изъяна. Сначала предала, а потом всю жизнь скучала за ней и искала.

Когда я была подростком в моей компании был один парень, который доставал меня с этим. Он коверкал все слова, которые я произносила. Передразнивал мою речь. Даже те слова, где Эр отродясь не было! Один раз он так разозлил меня, что я врезала ему в нос. Но он был выше и успел увернуться. Так что мой кулак слегка задел кончик носа.

- Что? Дгака? - прокричал он сквозь смех, передразнивая меня.

Я ушла. Но в тот день моя дорогая Эр была надолго изгнала из моей личной фонетики. Я просто перестала использовать слова с буквой "Р". Я натренировала свой мозг так, что он в доли секунды находил нужный синоним. Если же без Эр было не обойтись, например в имени, я упрощала до: Эй, ты?, или произносила слово максимально тихо.

Так прошло несколько лет. Пока я не поступила в институт и не сбросила с себя эти глупые комплексы.

Сейчас некоторые мужчины по прежнему передразнивают меня. Но я воспринимаю это как флирт. Отчаянную попытку привлечь мое внимание. Своего рода "дергание за косички", только версия для взрослых. Для очень ограниченных взрослых. Единственный мужчина, кому  позволено так дразнить меня, это папа. Я когда звоню ему, всегда говорю: Привет! - так высоко, немного с вопросительной интонацией, как то по детски звонко. И он всегда, таким же тоном, отвечает: Пгивет!

Конечно, поиск и возвращение моей Эрочки был долог и труден. От того профессора философии я узнала, что почти во всех культурах звук Эр несет энергию разрушения, агрессии, активного стремления, иногда и насилия! Революция, террор, повторюсь, агрессия, рев, рык, победный клич "ура!", курортный роман, в конце концов!.. Звук Эр необходим нам. Хотя бы для самозащиты.

Примерив, а после и надев, свою новую фамилию, я сразу ощутила себя уверенней! Ведь, что такое Петрова? Дочь Петра. А Петр был одним из учеников Иисуса. Изначально его звали Симон, но Иисус нарек его Петром, что значит "камень". Твердость, неизменность, постоянство, крепость. А если прицелиться, то можно еще и в голову попасть! Ну, не разбивать же свои кулачки об всякие там носы, всяких там придурков, правильно?..

Став Петровой я словно обрела ту решительность и характер, которого мне так не хватало.

Однажды на курсе "Специальной психологии" преподавательница, рассказывая про технику работы с детьми с ограниченными возможностями, упоминала и логопедию. Потом перевела взгляд на меня и сказала:

- Вот вы, Юля, отличный пример запущенной Эр. Если хотите, за пару занятий, я подтяну мышцу, отвечающую за этот звук? Таким образом вы овладеете одной из техник в логопедии и заодно избавитесь от картавости.

- А кто вам сказал, что я картавлю? Я грассирую!

На самом деле моя Эр была сломана. Когда мне было 4 года, бабуля начала учить меня немецкому. Звуки родного языка только начали формироваться, а тут грубая фонетика немецкого. И его безжалостная Эр. Побед было много: в шесть лет я могла без запинки с отличными произношением рассказать свою биографию и всю подноготную моей семьи, а когда начала учить английский в школе, он прекрасно лег на благодатную немецкую почву, и развитие памяти, и страсть к языкам - все работает до сих пор, только вот Эр пришлось пожертвовать.

Чтобы впредь избежать посягательств на право грассировать, я начала искать примеры в истории, описывающие грассирующих людей, которые добились определенных высот. Получилось что то вроде: Жизнь Грассирующих Людей (ЖГЛ).

Что далеко ходить? Ленин!

Господи, да целая французская нация! А там, я вам скажу, от Наполеона до Пьера Ришара, все сплошь с неразвитыми мышцами языка! Мы, грассирующие, как и все французы, говорим на языке любви, мы знаем в ней толк, ибо любовь не терпит агрессии, насилия, террора и революции...

Тогда почему я не учу французский, спросите вы, ведь моя Эр так отлично подошла бы французской фонетике?
Потому что я учу испанский. А для меня это язык страсти. Я подумала, что решительность, твердость и упорство иногда стоит разбавить страстью, эмоциями и самой жизнью. А еще потому, что испанский - это искупление, попытка получить прощение за то предательство.


Рецензии