Елеонский некрополь. Архимандрит Иоаким Cтрогилу

Елеонский некрополь: aрхимандрит Иоаким (Cтрогилу) и его родная мать Анастасия Панагопулу-Строгилу

Через дорогу напротив часовни Вознесения и пещеры преподобной Пелагии находится  территория греческого участка,  называемого в некоторых справочниках  «монастырем во имя преподобной Пелагии». Этот покатый  участок был приобретен в 1845 г. Иерусалимской патриархией. На его территории сегодня   видны  развалины  недостроенного  храма в честь Вознесения Господня.  Слева от входа в сохранившийся нижний храм имеется  пристроенная к нему маленькая часовня. В ней находятся  два расположенных друг против друга мраморных надгробия. Справа – надгробие греческого архимандрита Иоакима (Cтрогилу;  1950 – 2009). Cлева –  надгробие  его  родной матери  – Анастасии Панагопулу-Строгилу (1912 – 1995 ).
 
В последние годы жизни отца Иоакима покатый участок  обрамлял высокий каменный забор с колючей проволокой в несколько рядов. Территория от дороги до забора была покрыта пожухлой травой и захламлена местными жителями мусором. В заборе  была встроена   металлическая решетчатая калитка, которая  открывалась ранним утром по четвергам и по праздникам, для  приходивших сюда на службы богомольцев. Архимандрит Иоаким рассказывал автору этих строк, что когда-то  землю с масличными деревьями площадью для греческого участка  в 10 гектаров купил патриарх Иерусалимский Кирилл II, желавший построить тут церковь Вознесения. Однако всевозможные препятствия помешали осуществлению его планов. Греческая Патриархия не прекращала своих усилий по поиску способов возведения церкви.

В 1984 г. патриарх Иерусалимский Диодор I поручил заниматься елеонским участком архимандриту Иоакиму (Строгилу), приехавшему в Иерусалим с греческого острова Хиос. Еще в раннем возрасте он возжелал стать монахом и жить на Елеонской горе. Говорили, что отец Иоаким   вступил на иноческий путь в 18 лет.  При архимандрите Иоакиме вокруг участка возвели стену, построили скрываемые в зелени оливковых деревьев добротные домики для паломников.  Здесь стояли  на земле и два ржавых автофургона без колес.  За небольшую плату у отца Иоакима можно было  гостям остановиться на ночлег. Городские власти Иерусалима запретили на этом земельном участке всякое строительство. Однако это не остановило отца Иоакима, и он, не взирая на запреты, начал рыть котлован для фундамента будущей церкви Вознесения. Во время земельных работ обнаружилось, что крутой склон Елеонской горы изобилует засыпанными землей древними гробницами. Семь из них отец Иоаким очистил от земли и поставил на них иконки с горящими лампадами. Он раскопал на участке и небольшую естественную пещеру, где, по его мнению, на  горе мог  отдыхать Спаситель. Доказывая свою точку зрения, он открывал собеседнику  Евангелие от Луки: «Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою» (Лк. 21: 37). Архимандрит Иоаким с благоговением относился к этой пещере,  расположенной недалеко от  входной калитки. Он поставил в пещере  лампады перед тремя иконами Иисуса Христа.

Однажды во время строительных работ в котловане обнаружили древний деревянный крест, бережно хранимый ныне  в  иконостасе  нижней церкви. В него вмонтировано небольшое распятие из слоновой кости, принадлежавшее, по преданию, равноапостольной царице Елене. Горненские монахини-экскурсоводы   рассказывали паломникам, что этот крест  якобы действительно принадлежал   самой равноапостольной царице Елене. Однако мало кто верил  этой информации. «Если бы мы нашли такую великую христианскую святыню, как крест самой равноапостольной царицы Елены, то, уверяю вас, у нас бы его забрала Греческая Патриархия», – говорил отец Иоаким, комментируя информацию  о  его кресте в  одном из путеводителей по Святой Земле.

Здесь имеется и еще один напрестольный крест с вкраплением частицы Святого Креста Господня и  мощей преп. Евфимия. Этот богато украшенный драгоценными камнями крест – дар Иерусалимского патриарха Кирилла II, освящавшего когда-то елеонский участок. По другим данным, это  крест, которым 3 мая 1991 г., в праздник Вознесения, благословил строящийся храм Иерусалимский Патриарх Диодор.
Начатое в 1991 г.  строительство нижней церкви было  завершено  через год. Отцу Иоакиму было известно, что израильские власти не разрешали  возводить христианские церкви в Иерусалиме, но они не противились   желаниям православных и католиков    поддерживать и   ремонтировать уже построенные и обветшалые  старые церковные здания. 

По завершении строительства нижнего  храма отец Иоаким освятил его   в честь  преп. Пелагии, а верхний, еще незавершенный храм  он решил назвать "в честь Вознесения Господнего – Второго Пришествия". 23 июля  1992 г., когда архимандрита Иоакима в Иерусалиме не было, поднимающиеся из земли бетонные стены церкви были разрушены на основании специального распоряжения иерусалимских властей. Говорят, «церковь изменила бы горизонт и сложившийся силуэт Елеонской горы», потому что закрывала бы собой древнюю мечеть. По рассказу отца Иоакима, израильская техника, громившая церковь, вынуждена была прекратить свою работу. Бульдозерист утверждал, что из-за перегрева вышел из строя мотор, а отец Иоаким считает, что «произошло чудо, остановившее варваров». Речь идет о вынесенной    ( другой вариант – "чудом выкатившейся") из нижней церкви круглой  иконы Христа Вседержителя («Пантократор»), представшей ("остановившейся") перед бульдозером. Нижняя церковь  (крипта) осталась цела, в ней и  сегодня проводятся  богослужения. Из возводимых стен наземной  церкви  остались  только  развалины  алтаря. На этих развалинах  архимандрит  Иоаким установил специальный  столик с  большим макетом  недостроенной церкви Вознесения.
 
Отец Иоаким жил на участке со своей матерью по имени Анастасия, учительствовавшей до выхода на пенсию в Греции. Некоторое время она даже возглавляла мэрию маленького городка Вронтадо на острове Хиос. По словам архимандрита, она стала «жертвой и приношением Богу на святом месте Вознесения Спасителя на Елеонской горе», и потому его покойная мать – "местночтимая мученица Анастасия Иерусалимская". Отец Иоаким рассказывал паломникам, что  "нетленные мощи мученицы Анастасии  почивают в специальной гробнице, примыкающей к нижнему храму".

Архимандрит находился в конфликтных отношениях с местным арабским населением на Елеонской горе. Хулиганы из числа молодых арабов угрожали и всячески пакостили священнику. Устраивали поджоги, выбрасывали через забор мусор или демонстративно оставляли хлам  перед железными воротами греческого участка,  воровали у архимандрита  коз и кур,   а также овощи и фрукты.  Рассказывают, что священника  не раз  избивали, требуя, чтобы он покинул Елеонскую гору.

Ночью 8 июля 1995 г. неизвестные злоумышленники в масках появились на территории участка, связали архимандрита Иоакима  и пытались лишить  его жизни.  Они безжалостно нанесли ему тяжелые побои и  хотели выколоть острием карандаша глаза,  наносили ему раны. На шум  и крики о помощи выбежал из кельи временно живший здесь  в качестве паломника иконописец из Москвы Владимир Рыло, принявший впоследствии постриг с именем Варсонофий в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Этот Владимир, рассказывал отец Иоаким, был высокого роста и очень сильным. Он и помог иеромонаху вырваться из рук бандитов. Отец Иоаким поспешил в келью матери, чтобы рассказать ей о случившемся. Однако нашел ее на земле уже мертвой: неизвестные злодеи связали и задушили ее.
История гибели на Елеоне гречанки  Анастасии Панагопулу-Строгилу породила несколько преданий, распространяемых русскими монахинями, выполнявшими послушание "экскурсоводов" по Святой Земле. В узком кругу православных в Иерусалиме Анастасию  Панагопулу-Строгилу стали называть "мученицей".  Рассказывали, что  в 1998 г., спустя три года после погребения погибшей от рук неизвестных  пожилой женщины, отец Иоаким согласно  греческому обычаю вскрыл могилу своей матери, "чтобы помазать кости елеем". Но мощи  "оказались нетленными", а "на сохранившемся лике  Анастасии выступили капельки мира". Свидетелей этого события на Елеоне нет.  Останки покойной Анастасии вновь  были  преданы земле. А спустя семь лет после кончины  Анастасии сын  вновь вскрыл могилу матери. Отец Иоаким  объявил, что "мощи всё так же пребывают нетленными". До сих пор неизвестно,  кто  и где "прославил мученицу Анастасию в лике местночтимых святых".  Архимандритом Иоакимом "мощи" матери  были положены в часовню.

Однажды, по рассказам  отца Иоакима, его мать  явилась во сне: "на лбу ее были видны три кровоточащие раны". Мать сказала сыну: «Кровь пролилась ради этого святого места, чтобы здесь стояла церковь». Отец Иоаким и его помощники показывали паломникам  в нижнем храме  и расположенной рядом с ним  часовне   небольшую икону "новомученицы Анастасии Иерусалимской", которую прислали на Елеон украинские иконописцы из Донецкой области.

...Летом 2003 г. об истории греческого участка на Елеоне узнал  вышедший на пенсию россиянин Олег Агобабов. Он  приехал в Святую Землю  паломником и решил присоединиться к архимандриту Иоакиму.  О своем желании  паломник передал  отцу Иоакиму через гида-переводчика. В конце августа того же года Олег поселился в старом вагончике  на территории греческого  участка. Архимандрит Иоаким  получил в подарок от Олега 10 тысяч долларов. После этого  он на ломаном английском языке  объяснил  труднику, где и как тот должен убирать территорию и управлять хозяйством. А последнее у отца Иоакима состояло  из голубятни, клеток с курами и  утками, проволочными  заграждениями с  козами, кроликами, овцами, а также  двух собачьих будок. Собаки бегали  на цепи и всегда были начеку. Над большим садом с виноградными лозами, фисташковыми, гранатовыми и  масличными деревьями стремительно летали ласточки, построившие  себе гнезда на участке под крышами нескольких строений.

В октябре 2003 г. архимандрит Иоаким  постриг Олега  в монашество с именем Поликарп. Вначале отец Иоаким и его монах из России   жили ладно и питались вместе. Однако это продолжалось недолго. По четвергам на богослужение в нижний храм приходили паломники-одиночки и  местные богомольцы.  Все они говорили на своих языках  и общались    друг  другом на  сленге из английских слов и оборотов речи. После богослужений гостеприимный архимандрит Иоаким  приглашал своих гостей   на трапезу, проходившей  на просторной веранде. Трапезничали за столом не более десяти человек. Сам  отец  Иоаким не присядет, а обслуживает гостей, называя им на греческом и  английском подносимые в маленьких, почти кукольных, тарелочках блюда. У него всегда  было много хлеба, жареных пшеничных зерен, печенья, козьего сыра, сладостей, винограда, фруктов и сушеных маслин собственного приготовления. Вино, кофе и мед подавались им тоже в малюсеньких стаканчиках.

Отец Иоаким очень любил козье молоко и козий сыр и  употреблял их очень часто. Хвалил привозимый мною из Мюнхена в качестве подарка-сувенира  козий сыр в металлической фольге. Монах Поликарп отворачивался  только от одного запаха козьего молока или сыра.  Он был молодцом и быстро   научился доить елеонских  коз. Монах  Поликарп, в прошлом артист оперетты и руководитель театра музыкальной комедии,  кажется, совсем недавно на театральной сцене во время вечерних спектаклей  держал за талию своих партнерш, а вот на Елеоне  ему приходилось  сильными руками ловить по утрам  во дворе коз, прижимать их ногами, чтобы  найти их соски и  подоить. Ежедневно ему приходилось возиться с десятью вертлявыми козами, с которыми он разговаривал то строго, то нежно, называя их всех почему-то "Мельницами" – "Коричневой", "Черной", "Слепой", "Пятнистой"...

Архимандрит Иоаким сначала молча относился к тому,  что постриженный им монах стал отдельно  и на свои сбережения питаться, потом  приобрел себе в Иерусалиме  подержанный автомобиль, часто отлучался с участка, посещал богослужения в Русской духовной миссии Московского Патриархата и уезжал в Россию. Через пару лет что-то  и другое, неизвестное нам, развело двух монахов в разные стороны.  Однажды отец Иоаким  во время  очередного  отъезда своего собрата  в Москву неожиданно сменил замок в двери его кельи и передал сторожу все  вещи монаха Поликарпа.  Таким вот  образом отец  Иоаким без всяких  предварительных слов  выпроводил из участка приютившегося у него на время человека из России. Огорченный монах Поликарп приобрел у игуменьи Моисеи (Бубновой) домик-келию на территории Елеонского монастыря  и переселился на новое место.

...Помню, архимандрит  Иоаким показывал на своем участке такие точки, откуда с Елеонской горы взору его гостей  открывалась величественная и незабываемая панорама Иерусалима, который для верующих людей «радость всей земли» (Пс. 47: 3).

Окончил отец Иоаким  свои земные дни на горе Елеон 28 мая 2009 г.


 


Рецензии