Военные дороги Николая Конюкова

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди», -
писал Константин Симонов о военной поре.
Николай Конюков хорошо помнит эти дороги – разбитые и ухабистые, с воронками от бомбежек, тревожные при отступлениях и боевые победные, когда войска наши двигались вперед.
Николай Тимофеевич Конюков родился в 1921 году в Колыванском районе Новосибирской области. До войны окончил курсы шоферов, затем была хлебоуборка на Алтае, работа в автобазе № 179 на станции Кривощеково. В апреле 1941 года его призвали в армию в автомобильные войска. Он попал в Северную Буковину город Черновицы (по - молдавски Черновцы).
А вскоре началась война и отступление длительное, выматывающее, под бомбежками, с боями, потерями, тревожными сообщениями. Часть их армии юго-западного направления, штаб, командующий генерал-полковник Карпонос, с первых дней войны попали в окружение и погибли.
Николаю Конюкову пришлось отступать до Москвы.
Вязьму, Смоленские дороги все это он прошел и проехал.
5 декабря 1941 года, когда выпал снег и ударили морозы наши войска пошли в наступление. К этому времени Николай Конюков воевал в армии Конева шофером в 69 артиллерийской бригаде, перевозил снаряды и дальнобойные пушки. И мчалась машина во время боя, ждали бойцы снарядов и погибали. Он включался в общее дело, подавал снаряды заряжающему пушки, и звучала команда: «Огонь!».  Чумазые и оглохшие артиллеристы били снова и снова.
И в разведке, и в пехоте, и в артиллерии всюду воевал он на своей полуторке. Всюду поспевал, где проскочит, где попросит: «Братцы пехотинцы, поднапрягитесь, подтолкните Христа ради!» И напрягались, и помогали, и он в долгу не оставался, где подбросит, где поможет. На войне, как на войне.
Летом 1944 года он с войсками оказался в Молдавии на границе с Румынией. Близилось наступление на Бухарест, и военные находились в предчувствии грандиозных событий.
Но вдруг ранение в левое плечо и контузия. Николай Конюков попадает в госпиталь, но не унывает. Ведь известно, что раны у победителей заживают быстрее. А тут еще приходит командир батальона и уговаривает принять участие в наступлении на Яссы. Перевязанный с осколком в плече (который в нем до сих пор), Николай Конюков с помощью командира батальона убегает из госпиталя.
Наступление на Яссы произошло 2 августа 1944 года, следующим планировалось наступление на Бухарест. Но 20 августа 1944 года румынские коммунисты подняли восстание. Испугавшись, король Румынии подписал капитуляцию и сдал главнокомандующего Антунесску нашим войскам. Румыния становилась союзником Советской армии и переходила на её сторону. Огромные войска гитлеровской Германии были окружены на Днестре и попали в плен. Колонны немецких пленных нескончаемым потоком двигались по улицам Бухареста.
А затем артиллеристский полк № 675, в котором воевал Николай Конюков, передислоцируют на Западную Украину, оттуда в Польшу и в Германию. День Победы он встретит в 26 километрах от логова фашистов Берлина. Но война для него не закончится. Его направят в Чехословакию для чистки от оставшихся там немецких формирований и военизированных групп. Из Чехословакии он проделает обратный путь в Германию, Польшу и Западную Украину город Николаевск Львовской области.
«И где бы я ни был, и что бы ни делал я,
Куда бы меня, ни бросала судьба,
Я все-таки горд был за самую милую,
За Русскую землю, где я родился», - писал Константин Симонов. И эти строки были созвучны с чувствами русского солдата.
В июне 1946 года рядовой Советской армии Николай Конюков, награжденный орденом Славы III степени и медалью за Победу над Германией демобилизуется и вернется к мирной жизни в родные края. Он снова сядет за шоферскую баранку. 50 лет Николай Тимофеевич Конюков отдаст шоферскому делу и всю жизнь посвятит своей семье – любимой жене и двум дочерям.
Простой рядовой человек, с открытой душой и большим сердцем.
На таких людях и держится земля наша.
2006
Галина Шевцова


Рецензии