Кэмерон Маккензи. Лютер проповедует спасение

ЛЮТЕР ПРОПОВЕДУЕТ СПАСЕНИЕ
Кэмерон Маккензи (1998)

В любом томе, посвященном Реформации, некоторая трактовка Мартина Лютера почти неизбежна, можно даже сказать - необходима. В конце концов, Лютер был первым из протестантских реформаторов XVI века, и он сделал оправдание краеугольным камнем своего богословия. Хотя историки все еще спорят о том, когда именно Лютер пришел к своему новому евангельскому пониманию, уже в 1518 году в Хайдельбергском диспуте, он высказал вещи, которые уже были в его умонастроении: "Праведник не тот, кто делает дела, но тот, кто без дел верит во Христа".  «Праведность Бога не приобретается посредством повторяющихся дел, но передается через веру... Дела не способствуют оправданию... Оправдание верой во Христа достаточно для верующего. Христос - это его мудрость, праведность и т.д." (1).
Оправдание верой было однажды приобретенным Лютером убеждением, которому он никогда не изменял. И молодым реформатором, и зрелым церковным деятелем он придерживался этой доктрины. В 1537 г. в Шмалькальденских артикулах, точно описанных как "богословское завещание" Лютера, он определил оправдание верой как "первую и главную статью христианской религии" и настаивал, что "ничто в этой статье не может быть изменено или скомпрометировано, даже если небеса и земля и весь временный мир будут разрушены". Со всем своим пылом Лютер продолжает: «В этой статье все, чему мы учим и что практикуем против папы, дьявола и мира.  Поэтому мы должны быть совершенно уверены и не сомневаться в ней. В противном случае все потеряно, и папа, дьявол и все наши противники получат победу" (3). Приверженность Лютера оправданию верой была абсолютной (4).  Однако можно сказать, что одно - отметить что-то как важное в документе, переданном церковному собору, и совсем другое - проповедовать его. Доктринальные заявления и проповеди - это совсем разные вещи, и проповедники обычно всерьез размышляют над тем, что включается в проповеди. Поэтому будет полезно изучить  проповеди Мартина Лютера, чтобы проверить важность оправдания верой в его практическом служении. Как и в какой степени реформатор использовал эту доктрину, когда он проповедовал (5)?
Мартин Лютер был проповедником. Согласно одной оценке, Лютер прочел за свою карьеру около 4000 проповедей, и около 2300 из них сохранились в той или иной форме (6). Реформация не начала возрождение в церкви (7), но реформаторы, начиная с Лютера, считали проповедь необходимой  для истинного христианского богослужения и рассматривали ее как его важнейшую часть (8). В одной из своих первых попыток реформировать поклонение Лютер заявил о проповеди: "Прежде всего, знайте, что христианская община никогда не должна собираться вместе без проповеди Божьего Слова и  молитвы, независимо от того, как кратко, как  говорит Псалом 102: «Когда цари и народы собираются служить Господу, пусть вознесут хвалу имени Его". И Павел в 1 Кор.14 говорит, что когда они собираются вместе, должно быть пророчество, учение и увещевание. Поэтому, когда Божье Слово не проповедуется, лучше не петь, не читать и вообще не собираться вместе для поклонения" (10).
Именно такое, по сути миссионерское значение имела проповедь для Лютера.   Отчасти его  приверженность проповедованию была вызвана его убеждениями, касающимися устного характера Евангелия. В своем предисловии к Новому Завету, впервые опубликованном в 1522 году, но впоследствии регулярно переиздававшемся, Лютер определил Евангелие как «хорошее сообщение, хорошая весть, хорошие новости, которые поются и произносятся с радостью" (11), а затем описал его как "добрую историю", возвещенную всему миру апостолами об истинном Давиде, который вышел на бой с грехом, смертью и дьяволом и одолел их" (12). Эту весть, настаивал Лютер, "Сам Христос после Своего Воскресения повелел проповедовать во всем мире...    Бедный человек, мертвый во грехе и уже отправленный в ад, не может услышать ничего более утешительного,  чем это драгоценное и нежное послание о Христе" (13). Через несколько абзацев Лютер снова обобщил Евангелие как «проповедь о Христе", то есть "о Сыне Божьем и сыне Давида, истинном Боге и Человеке, Который Своей смертью и Воскресением  преодолел грех, смерть и ад для всех людей, которые верят в Него" (4). Только эта Весть заслуживает титула Евангелия. Недостаточно, настаивал Лютер, просто узнать, что сделал Христос или что с Ним произошло. Такое сообщение становится Евангелием, лишь если утверждается, что "Христос - ваш, со Своей жизнью, делом, смертью, Воскресением и со всем, что Он   есть, имеет, делает и может". Истинная проповедь говорит именно это: Христос ваш (15). Для Лютера Христос, Евангелие и проповедь идут вместе.
Таким образом, задача исследования спасения в проповеди Лютера может породить смущение из-за изобилия, а не отсутствия доказательств. Одним из способов конструктивного сужения фокуса темы является изучение ряда проповедей Лютера, определяемых, возможно, темой, текстом или контекстом. Среди многого другого домашние проповеди Лютера заметно выделяются обстоятельствами своего возникновения. В начале 1530-х годов Лютер из-за болезни по большей части оставил проповедь в приходской церкви Виттенберга, но он не прекратил проповедовать. Вместо этого он проповедовал дома своей семье и друзьям, часто большой группе родственников, друзей и коллег, которые жили или бывали в его доме в дополнение к его семье (16). Эти проповеди, записанные некоторыми из слушателей, позже были опубликованы в нескольких разных версиях. Единственная из них, появившаяся при жизни Лютера, была выпущена Вейтом Дитрихом в 1544 году. Редакторы признают, что  Дитрих часто объединял две или три проповеди Лютера в одну и иногда использовал материалы, которые Лютер проповедовал публично, а не приватно. Иногда он публиковал вместе с ними проповеди и других лиц. Тем не менее, Дитрих основал "Домашнюю постиллу"  на личной проповеди Лютера, признавшего это во введении, которое он написал для своего друга (17). Итак, представленный здесь Лютер - это не просто проповедь Лютера его друзьям, но Лютер, опосредованный его друзьями для публикации. Не будучи идеальным источником, домашние проповеди по-прежнему обеспечивают понимание мысли зрелого Лютера о том, что людям нужно было слышать из Слова Божьего. Не удивительно, что оправдание было их основной темой (18). В качестве библейских текстов для этих проповедей Лютер использовал традиционные евангельские чтения средневекового церковного года. Он часто проповедовал по этим текстам, поскольку Церковь Виттенберга продолжала использовать их в своих службах. Очевидное преимущество нашей перспективы заключается в том, что это облегчает сравнение этих и других текстов Лютера по различным трактовкам отдельных библейских отрывков (19).
В дополнение к "Домашней постилле" у нас есть также проповеди, написанные на многих этапах церковной карьеры Лютера. Они сильно отличаются от домашних по условиям своего возникновения, поскольку Лютер изначально предполагал их как гомилетическую помощь проповедникам, а не как собственно проповеди. Когда Лютер скрывался в 1521-22 гг, он подготовил комментарии к уже традиционным  урокам Писания для церковного года от Адвента до Богоявления.   Таким образом, некоторые ранние гомилетические материалы Лютера, подготовленные специально для евангельской проповеди, относятся к тем же библейским текстам, что и домашние проповеди, прочитанные годы спустя. Поэтому эти проповеди обеспечивают основу, исходя из которой мы можем судить о непрерывности или изменениях в отношении Лютера к оправданию по проповедям, которые были прочитаны спустя десятилетие, а опубликованы еще позже.
Еще одна веская причина для изучения этого более раннего цикла проповедей -  это тот факт, что Лютер подготовил для них введение, озаглавленное «Краткое наставление о том, чего искать и ожидать в Евангелиях". В  в этой работе он определил некоторые приоритеты для евангельской проповеди. Например, в отношении определения Евангелия Лютер был обеспокоен тем, что проповедники не ограничиваются первыми четырьмя книгами Нового Завета. Вместо этого он настаивал на том, что действительно существует «только один Господь, хотя и описанный многими апостолами". Будь Евангелие изложено пространно или коротко, оно имеет одно существенное содержание: «Евангелие есть весть о Христе и не может быть и не должно ничем больше". В основе своей это рассказ, "что Он - Сын Божий и стал человеком для нас, что Он умер и воскрес, и возвышен как Господь над всем" (21).
Примечательно, что описание Лютера включало два маленьких слова, которые сделали Евангелие чем-то большим, нежели возвещение фактов: "для нас". Он - Сын Божий и стал человеком для нас. Является ли Евангелие на самом деле хорошей новостью или нет, зависит от того, почему Бог стал человеком, пострадал и умер, и как Он осуществляет Свое правление.  Поэтому следующий главный пункт Лютера состоял в том, чтобы подчеркнуть и объяснить характер Евангелия "для нас", настаивая, что проповедники должны представлять Христа как Дар, прежде чем описывать Его как Пример (22). И то и другое законно,  но Лютер предупреждал против такого подчеркивания Христа как примера, которое превратит Его во второго Моисея или Законодателя, "как будто Христос сделал не что иное, как научил и представил пример святым, и как если бы Евангелие было просто учебником учения или законов". Для Лютера такая проповедь вряд ли заслуживает того, чтобы ее называли Евангелием, потому что она никак не помогает слушателю с его грехами.  На этом уровне, объясняет Лютер, "Христос помогает нам не больше,  чем какой-либо святой. Его жизнь остается Его собственностью и ничего не дает нам. Короче говоря, этот способ проповеди не дает христиан, а только лицемеров ». Грешникам нужен Спаситель, а не просто пример" (23).
Поэтому Лютер продолжал настаивать на том, что «главная статья и основание Евангелия - это то, что до того, как вы примете Христа в качестве примера, вы принимаете и узнаете Его как дар". Используя эту формулировку, Лютер подчеркнул: «Это означает, что, когда вы видите или слышите нечто о Христе или о Его страданиях, вы не сомневаетесь, что Сам Христос со Своими делами и страданиями принадлежит вам. На это вы можете положиться так же, как если бы вы сделали все сами, как если бы вы были самим Христом» (? - Пер.). И, следовательно, в ожидании Христа человек получает то, что Христос получил благодаря Своей спасительной работе. "Когда вы восхваляете Христа как Дар, который дается вам ни за что, и не сомневаетесь в этом, вы христианин. Вера отведет вас от греха, смерти и ада и позволит вам одолеть все это" (24).
Короче говоря, Евангелие - это история о Христе. Бог дал нам Того, Кто спас грешников, встав на их место, спас от смерти и ада. Бог предоставляет этот Дар тем,  кто доверяет Ему. Мы называем это оправданием верой, и Лютер сказал, что это должно быть проповедано. Но Лютер также признал, что «когда у вас есть Христос как основа и главное благословение вашего спасения, тогда следует другая часть: что вы принимаете Его в качестве примера». Затем Лютер вводит тему добрых дел: "отдавая себя в служении своему ближнему, вы видите, как Христос отдал Себя за вас" (25). В отношении таких дел Лютер настаивал на двух вещах: сначала на том, что они не являются частью спасающей веры. "Как дар отличается от примера, так вера отличается от дел, потому что вера не имеет ничего, только дела и жизнь Христа". Только Христос - это Спаситель, и наши дела ничего не добавляют к Нему. Однако  другой момент взгляда Лютера на добрые дела - это то, что они обязательно следуют за верой: "Эти дела не делают вас христианином; собственно, они исходят от вас, потому что вы уже христианин" (26).
Ясно, что "Краткое наставление" Лютера предлагает критерии для оценки его учения в проповедях, особенно об оправдании. Итак, давайте рассмотрим его презентацию Евангелия в "Домашней постилле" по сравнению с первым циклом на Рождество 1522 года (27). Имея в виду "Наставление",  нужно прежде всего изучить, как Лютер представил Иисуса Христа в каждом наборе гомилетических материалов. Является ли Христос поистине центром Евангелия, и есть ли это тот же Христос и в поздних проповедях, и в более ранних? Ответ на оба вопроса: безусловно да! 
Как и следовало ожидать, Лютер подробно остановился на Личности Христа в своей проповеди на Рождество.  Особенно трудно избежать этого, когда ваш текст по литургическому году - Иоан.1.14, и реформатор включил в "Постиллу" именно его.   Лютер кратко изложил намерения евангелиста: «Он хотел указать, что должно было быть написано о Христе во всем Евангелии, а именно о том, что Он истинный Бог и человек, сотворивший все, и что Он был дан людям, чтобы они имели от Него жизнь" (28). Лютер поддерживал целостность каждой природы, а также единство Личности Христа (29) и настаивал на том, чтобы отличать Личность Сына от Отца. Другими словами, он действовал в рамках халкидонской христологии (31) и продолжил это и в "Домашней постилле". К сожалению, этот набор проповедей не включает в себя экспозицию Иоан. I, но включает  четыре проповеди на Рождество по Лк. 2. И в первых двух из них Лютер проповедовал непосредственно и широко о Воплощении. Он выражается здесь так же ясно, как и в раннем сборнике гомилетических заметок: «Сам Бог становится истинным Человеком, в результате чего из Бога и человеческой природы возник Богочеловек... Теперь Бог стал человеком и все еще остается Богом" (32).
Один из примечательных элементов в обращении Лютера к Личности Христа заключается в том, что он нашел назидательный материал для верующих в простом факте Воплощения почти без упоминаний об искуплении. Помимо указания на пользу Воплощения, Лютер утверждал, что это была честь (Ehre)  для человечества, что Бог стал человеком. Он не сделал этого для ангелов. Дьявол не может этого сделать, но Бог может и сделал. "Мы должны хорошо постичь, прежде всего, ту честь, которую мы получили в том, что Христос стал человеком. Это такая честь, что если бы кто-то из нас  был ангелом, он бы наверняка хотел похвалиться: "Плоть и кровь выше ангелов". Таким образом, существо, которое называется человеком, действительно является благословенным" (33). Очевидно, что воплощение должно побудить людей радоваться. Лютер как-то сетовал о "несчатных людях", которые ничего не знали о «чести» воплощения, и тем более о тех, кто слышал об этом, и все же не имел в этом радости. «Как это может быть, - спрашивает он, - что мы не радуемся этому,  не находим в этом радости, не хотим принять это близко к сердцу, и  не благодарим и не хвалим Бога, что Он, наш Бог, вошел в нашу плоть и кровь и теперь воссел одесную Бога, Господа превыше всей твари?" (34).
Лютер несколько раз возвращался к этой теме чести в этих проповедях и разработал ее двумя взаимодополнительными способами. Один из них был связан с тем, что Воплощение приносит утешение бедным грешникам. Поэтому тот, кто имеет в своем сердце эту идею, - что Сын Божий стал человеком - не может ожидать ничего плохого от Господа Христа, но только добро. Такая идея, будь она действительно в наших сердцах, "мгновенно затмила бы все ужасные примеры Божьего гнева, подобные потопу и наказанию Содома и Гоморры. Все это должно исчезнуть в один момент, когда я думаю о единственном Человеке, Который является Богом и столь почтил бедную человеческую природу" (35). Как мы увидим, это едва ли не полное учение Лютера о евангельском утешении, но, тем не менее, важно, что здесь Лютер утверждал это на основании Личности Христа, а не Его дела, поскольку обычно  Лютера утверждает именно дело Христа как сердце Евангелия (36).
Второе применение воплощения - это поощрение, которое оно обеспечивает для проявления нашей любви к другим. В конце концов, Лютер утверждал, что если Бог так почтил человечество и проявил такую любовь к нему, пожелав стать человеком, то кто мы такие, чтобы делать что-то меньшее, чем следовать Его примеру и любить других? "Если бы мы действительно приняли это близко к сердцу, тогда мы никогда не были бы враждебны никому из наших ближних. Это касается всех, кто хочет быть враждебным или делать что-то плохое плоти и крови, которую принял Бог мой и ваш. Разве мы не должны ради чести, которую Бог оказал нам, также любить всех людей и делать им добро?" (37).
«Честь» воплощения является основным мотивом в первых двух домашних проповедях на Рождество. Но это не единственная тема для учения Лютера в целом, а на самом деле и не главная. Для Лютера человечество Христа   всегда является предварительным условием Его дела. Конечной целью Божьего становления человеком является искупление Богом человечества. Это видно уже в его церковных проповедях начиная с 1522 г., включая Лк.2.1-14 (оправдание в связи с возвещением Рождества) и 2.15-20 (ответ пастухов). В этих текстах Лютер подтвердил воплощение, но он также подчеркнул характер Евангелия «для вас». В особенности он находит его в вести ангела, которую и называет Евангелием: "Ангел лучше всего демонстрирует Евангелие своими словами ... Он не говорит: «Я проповедую вам», но «я говорю вам Евангелие» ... И отсюда - что значит Евангелие? "Ибо рожден для вас Спаситель, Христос Господь". Вот что есть Евангелие: радостная проповедь о Христе, Спасителе ... Таким образом Евангелие не просто учит истории и словам Христа, но дает Его Самого всем, кто верит" (39).
Что же значит верить, что Христос был «нашим Спасителем»? Это значит верит не только в то, что Он есть Бог и человек, но в то, что все, что Он сделал как Бог и человек, Он сделал для нас. "Евангелие учит, что Христос родился ради нас и что Он сделал все и пострадал ради нас" (40). Но помимо пассивного качества веры, которое получает то, что Христос  сделал для грешников, Лютер также описывает преображающий характер веры. С одной стороны, он отделил дела от оправдания: "Этот человек, если он имеет веру, может похвастаться таким сокровищем, как то, что Мария является его настоящей Матерью, Христос его Братом и Бог его Отцом. Ибо все это истинно и будет нашим, если мы верим этому. Это главная часть во всех Евангелиях, прежде чем извлечь из них учение относительно добрых дел. Христос ... должен стать нашим, и мы Его достоянием, прежде чем мы сможем творить добрые дела. Это происходит не иначе, как через такую веру" (41). Но, с другой стороны, Лютер настаивал на том, что из этой спасительной веры исходят дела: "Эта [вера] обеспечивает правильное знание Христа. Через Него наша совесть становится счастливой, свободной и довольной, от Него растут любовь и слава Богу... Тогда наш ум желает творить добрые дела, делать, воздерживаться и терпеть каждый день, творя угодное Богу (42). Такая вера не требует особых «религиозных» дел, таких, как пост или ношение особой одежды. Вместо этого истинный христианин продолжает жить, как всегда, но с новым отношением. «Христианин знает, что все зависит от веры; По этой причине он ходит, ест, пьет, одевается, работает и живет, как любой обычный человек в своем призвании" (43). Дела, которые хороши в глазах Бога, исходят из верующего сердца и направлены на других. Фактически, теперь, но только теперь - верующий должен смотреть на  пример Христа: «Теперь следует пример добрых дел, которые вы делаете своим ближним, смотря на то, что Христос сделал для вас" (44).
От человека и дела Христа к вере и плодам веры в христианах - так Лютер изложил план спасения в рождественских проповедях 1522 года. Много лет спустя в "Домашней постилле" он сделал то же самое. Как и в более ранней работе, Лютер определил новость о том, что Христос был Спасителем, как самую важную часть послания ангела пастухам: "Вся превосходная честь и радость [в Воплощении] такова, что Он, Человек Иисус, есть также Спаситель. Это первое и главное для нас, и самая большая причина, почему человек должен быть счастлив" (45). И снова: «То, о чем говорили раньше, а именно, что Бог стал человеком, само по себе есть славное и великое дело. Но гораздо больше то, что Он есть наш духовный и вечный Спаситель" (46).
Но что сделал Христос, чтобы спасти человечество? Во-первых, Он смирился Сам. В своем изложении рождественского повествования Лютер подчеркнул обстоятельства рождения Иисуса, которое было "настолько убогим и несчастным" (47). Таким образом, Иисус присоединился к человечеству, которое Он пришел спасти. Помимо греха, Он разделял по Своей природе все с обычными людьми. Он ел, пил, голодал, жаждал, страдал от холода - точно так же, как и другие люди. Эти и  аналогичные природные слабости, которыми Он обладал так же, как и мы,  Лютер противопоставлял как прежнее уничижение нынешнему состоянию нашего возвышенного Господа. "Он мог легко стать человеком, каким Он сейчас является на небесах. Он имеет плоть и кровь, как мы, но не делает того, что мы делаем" (48).
Уничижение Христа в Воплощении Лютер понимал как предпосылку для Искупления. Рождественская история проповедуется каждый год по этой причине. "Каждый должен держать Его в своем сердце и быть благодарным Богу и сказать: "я не нуждаюсь ни в ком и ни в чем другом, потому что у меня есть Брат, Который стал таким же, как я. Я счастлив, что Он избавил меня от греха и вечной смерти" (49). Примечательно, что «я» в этом утверждении универсально: Христос искупил не просто каждого, но всех (МЫ НЕ СОГЛАСНЫ. - Пер.).  "Маленькая фраза «для вас» в словах ангела для пастухов делает нас счастливыми с тех пор, как мы оправданы верой. Ибо с кем он говорит? С деревом? Или с камнями? Нет, но с людьми, и не с одним или двумя, но со всеми людьми.  Неужели не замечательно, что ангел с неба приносит такие новости людям? И поэтому так много тысяч ангелов так счастливы, желая возвестить это нам, людям, чтобы мы также были счастливы и приняли такую милость с благодарностью" (50).
Но как Сын Божий, униженный и воплощенный, соотносится с людьми? Богословы ответили на этот вопрос различными способами, и сам Лютер предложил несколько объяснений (51). В домашней проповеди на Рождество Лютер объяснил работу Христа главным образом, но не исключительно, как победу над дьяволом: дьявол - наш враг, и Христос спас нас от него. В нескольких местах Лютер указал, что дело Христа также примирил Бога с человечеством: "Для чад Христовых будет помощью и утешением, что впредь всякий гнев между Богом отнят и настала чистая любовь и дружба ». Но это все. Лютер не описал здесь искупление только как умилостивление гнева Божия на грех или наказание за грех, возложенное на нашего Заместителя. Это правда, что грех наша главная проблема (53), но реформатор рассматривал грех вместе со смертью как механизм дьявола для порабощения человечества. Он писал: "Через грех и смерть дьявол поверг нас в состояние крайнего страдания. Мы не только увязли в первородном грехе и подлежим вечной смерти, но нам следует ожидать ежедневно всевозможные несчастья в мире. Поэтому практически никто не застрахован ни на одну минуту от любого зла его телу или имуществу" (54). В другом месте Лютер назвал мир «ужасным адом» и объяснил, что в нем нет ничего, кроме таких зол, как "ложь, обман, жадность, обжорство, пьянство, проституция, насилие и убийства, то есть вся скверна... Нет ни любви, ни верности. Никто не уверен в ком-либо другом. Нужно держать ухо востро с друзьями, как с врагами, и неизвестно, с кем больше. Это царство мира сего, где орудует дьявол" (55).
Но Христос пришел именно для того, чтобы спасти человечество от сатаны. Комментируя слова ангела, «Христос Господь,» Лютер пояснил: Из того факта, что Христос называется Господь, мы должны понять... что Он защищает нас как Свое достояние, и что Он потребует свое от дьявола и скажет ему: "Отдай человека, которого ты держишь в плену. Он не твой, а Мой, он на самом деле Мое творение, которое Я не только создал, но которое принадлежит Мне в душе и теле. Поэтому иди сюда и отдай его, ибо он принадлежит Мне" (56).  Кроме этого обращения Христа к дьяволу, Лютер не описывает здесь специально, что Христос победил сатану тем, что удалил гнев Божий от грешников (57). Вместо этого Лютер довольствовался просто тем, что Иисус был единственным Спасителем человечества: "Только в этом Младенце наш Спаситель; только в Нем все наше утешение и радость, наше величайшее сокровище" (58).
И этот Спаситель совершил все, что требуется для нашего спасения. Весть об искупительном деле Христа есть то Евангелие, которое Бог открыл нам  в Своем Слове и которое раскрывается в проповеди. Как мы видели, Лютер уже в молодости был особенно настойчив с тем, чтобы Слово проповедовалось. Это верно и для его домашних проповедей.  Комментируя ситуацию в папской церкви, которая сохранила крещение, текст Евангелия, молитвы Господней, и тому подобное, Лютер сетовал, что люди не знают, что они поют или читают. Проблема, говорит он, "с проповедниками, которые, как предполагается, открывают уши народу, а на самом деле замутняют Слово так, что люди не понимают, что они слышат, читают или поют. Такие проповедники спят на ходу, и сонный проповедник может усыпить даже страстного слушателя" (60). Предположительно, евангелические проповедники, как и сам Лютер, должны были возвещать Слово точно и действенно. Но как на них реагировали слушатели и что такое вера? Лютер указал, что усвоение дела Христа предполагает доверие к вести, а не заслуживание благосклонности Бога.  Что касается утверждения ангелов, что «ныне родился вам Спаситель,» Лютер назвал его "дивным, драгоценным словом, обращенным к людям, чтобы показать им их Спасителя от греха и смерти". "Только тот, кто действительно принимает ее и верит в это, - говорит Лютер, - знает настоящую радость" (61).
Лютер напоминал о тирании религии до Реформы, когда "все были угнетены и никто не мог найти настоящего утешения, состоящего в оправдании верой" (62). Слишком многие, сетовал он, забыли то время. Именно поэтому он призывал своих слушателей подражать Марии как "примеру того, кто по праву слышит Божье Слово" (63) - слово Евангелия, что ее Сын есть действительно Сын Божий и Спаситель всего мира (64).
 Лютер не всегда использовал слово «вера» (Glaube), но он всегда говорил о зависимости от Христа Спасителя. Закон, утверждал он, "не может избавить от греха и смерти, и наши дела и благочестие здесь ничем не могут помочь... Ангелы проповедуют, что Христос есть Тот, Кто сделает это, и в Нем мы можем найти все, что принадлежит к прощению грехов и вечной жизни". Но если только Христос есть  Спаситель, то следует отвергнуть все альтернативные учения и религии, "с помощью которых люди хотят направить человечество к вечной жизни без Христа" (65). В этом же тексте Лютер отверг культ святых и монашество как подделку (66). В другом месте он называет пышную мессу и ее антураж идолопоклонством, потому что люди зависят от нее как от дела для спасения.
С точки зрения Лютера, таким образом, христианин призван полагаться на Христа как Спасителя и ни на кого другого. Тем не менее, как и в работах 1522 года, Лютер настаивал на том, что такая вера будет изменять всю жизнь. Она начинается в сердце, так как вера не есть просто интеллектуальное согласие с истиной  Евангелия, но она участвует в изменении отношения к Богу. Лютер сказал: «Это реальное изменение, для которого пришел Христос, а именно,  человек становится совершенно иным в своем сердце ... так что может сказать: «Я знаю , что Бог принимает меня и по- настоящему любит меня,  ибо Он послал Сына Своего" (68). Но это только начало веры, которая реально изменяет все отношение к жизни. Лютер продолжал: «Наш дорогой Господь Христос делает тапк, что сердце и душа должны стать полностью новыми, возникнут другое понимание, воля, радость и любовь" (69). Как и в 1522 году, однако, новое отношение не уводит от мирских занятий в монашество, но вместо этого дает новую мотивацию к исполнению обычных обязанностей. «У сердца есть новое желание и воля, но человек остается в своем призвании с теми же внешними обстоятельствами, что и раньше" (70). "Человек должен признавать и поддерживать все сословия ... Они не препятствуют христианской вере, и Христос не спрашивает, каково ваше внешнее положение, будь вы мужчина или женщина, император или конюх, бюргер или рыцарь. Он позволяет всем таким вещам остаться как они есть, и говорит: «Люди должны быть послушными Богу в каждом звании и пути жизни и не должны воздерживаться от него" (71). Служение Богу с исполнением своего призвание, доверие к Слову Божию, обещающему прощение и вечную жизнь ради Христа, познание того, что Христос, Бог и человек, спас человечество от греха, смерти и ада, от власти дьявола - вот что относится к нашим обязанностям. Так первый из протестантских реформаторов не только сформулировал оправдание верой в трактатах и комментариях и не просто рекомендовал другим использовать его в своих проповедях, он также проповедовал его сам громко и ясно. Бог стал человеком в лице Иисуса Христа для того, чтобы спасти грешников. Людям необходимо услышать это, поэтому Лютер говорил об этом громко и ясно.
 
1 LW31,55-56 (WA 1,364,1-5, 11, 14-15).
2 Лютер составил их для возможного церковного собора в то время, когда он был серьезно болен. См. William R. Russell, Luther's Theological Testament: The Schmalkald Articles (Minneapolis: Fortress Press, 1995).
3 Шмалькальденские Статьи 2.1.1-5. Эти статьи являются частью Лютеранских Исповеданий,
Die Bekenntnisschriften der evangelisch-lutherischen Kirche, herausgegeben im
Gedenkjahr der Augsburgischen Konfession 1930, 4- е изд. (Gottingen Vandenhoeck&Ruprecht) The English translation is from Theodore G. Tappert (ed.), The Book of Concord: The Confessions of the Evangelical Lutheran Church (Philadelphia: Fortress Press, 1959).
4 Литература о Лютере и оправдании очень велика. Лучшее, наиболее ясное изложение см.: Bernhard Lohse, Martin Luther's Theology: Its Historical and Systematic Development (Minneapolis: Fortress Press, 1999), 258-66.
5 Конечно, этот вопрос уже рассматривался. См. Fred W. Meuser, Luther the Preacher (Minneapolis: Augsburg, 1983), 16-25; Detlef Lehmann, 'Luther als Prediger', in Oberurseler Hefte, Heft 17 (Oberursel: Fakultiit der Luth. Theo I. Hochschule Oberursel, 1983), 13-15; Gerhard Heintze, Luthers Predigt von Gesetz und Evangelium (Miinchen: Chr. Kaiser Verlag, 1958); Ulrich Asendorf, Die Theologie Martin Luthers nach seinen Predigten (Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1988), 65-66, 116-32, 139-44, 373-76.  В этом эссе мы смотрим очень узко на вопрос об оправдании в "Домашней постилле"
6 Fred W. Meuser, 'Luther as Preacher of the Word of God', in Donald K. McKim (ed.), The Cambridge Companion to Martin Luther (Cambridge: Cambridge University Press, 2003), 136. See, also, John W. Doberstein, 'Introduction' to Sermons I, LW 51.xi-xiii; Martin Brecht, Martin Luther (Philadelphia: Fortress Press, 1985), 1.150-55.
7 Andrew Pettegree, Reformation and the Culture of Persuasion (Cambridge: Cambridge University Press, 2005), 10-17; John M. Frymire, The Primacy of the Postils:Catholics, Protestants, and the Dissemination of Ideas in Early Modern Germany
(Leiden: Brill, 2010), 10-25. . Фример убедительно доказывает, что поздняя средневековая проповедь -
была намного более обширной - за пределами городов и поселков, нежели считали прежде
8 Pettegree, Reformation, 10-11. See, also, Larissa Taylor (ed.), Preachers and People in the Reformations and Early Modern Period (Boston: Brill, 2003), особенно статьи Beth Kreitzer ('The Lutheran Sermon', 35-63) and James Thomas Ford
('Preaching in the Reformed Tradition', 65-88). О евангельском характере ранней Реформации в Германии см.: Bernd Moeller, 'What Was Preached in German Towns in the Early Reformation?' in C. Scott Dixon (ed.), The German
Reformation: The Essential Readings (Oxford: Blackwell, 1999), 36-55.
9«О порядке общественного поклонения» (1523), LW 53.11 (WA 12.35.19-25).
10 См. Meuser, Luther the Preacher, 11-34. II LW 35.358 (WA DB 6.2.23-25).
12 LW35.358 (WA DB 6.4.4-6).
13 LW 35.359 (WA DB 6.4.15-22), добавлено выделение. К устному характеру Евангелия у Лютера, см. Jaroslav Pelikan, Luther the Expositor: Introduction to the Reformer's Exegetical Writings (St. Louis: Concordia, 1959), 63-70
14 LW 35.360 (WA DB 6.6.22-26).
15 LW 35.360-61 (WA DB 6.8.17-19). Для Лютера христианская проповедь была речью Божией. См. Meuser, Luther the Preacher, 11-16
 16 Brecht, Luther, 2.204.
17 WA 52.1.3-8.
18 Андреас Пош выпустил вторую версию Домашней Постиллы в 1559 году, более чем cпустя десятилетие после смерти Лютера. Для фона для обеих версий см. введение
Георга Бухвальда в WA 52.vii-xii. Веймарская версия также содержит данные о разнице между изданием Дитриха и рукописными заметками одного из переписчиков, Георга Рирера. См. также вступительные комментарии Эмануэля Хирша к каждой версии в  Luthers Werke in Auswahl: Predigten, 3rd ed. (Berlin: Walter de Gruyter, 1962), 7.69, 84.
19  Gerhard Ebeling, Evangelische Evangelienauslegung: Eine Untersuchung zu Luthers
Hermeneutik (Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1962), 21-25, объясняет, как 
Как Лютер сохранил перикарную систему и указывает, что Лютер пришел к тому, чтобы оценить преимущества ежегодного повторения некоторых текстов Библии для простецов и молодежи.
20 Церковная постилла  имеет долгую и сложную историю, которая все еще продолжалась к 1544 году, когда была первая публикация лютеровской Постиллы. См. Doberstein, «Introduction, xiv-xv; Ebeling, Evangelienauslegung, 30-37;  Frymire, Primacy, 31-37.
21 LW35.l 17-18 (IVA 10 11 .9.6-7, 11-12, 19-20).
22 LW35.119 (WA 10 11 .11.12-14).
23 LW35.1 19 (WA 10 11  I0.20-11.1, 11.8-10).
24 LW35.1 19, 120 (WA 10 11,11,12-18, 12,7-10).
25 LW35.120 (WA 10 11,12.12-15).
26 LW35.120 (WA 10 11 .12.19-13.1).
27 Первая публикация Постиллы Лютера включала в себя гомилетическую помощь для уроков Посланий,
 Евангелия, служб Нового года и Богоявления, а также Рождества  См. Doberstein, «Введение», xiv-xv. Подробнее см. W. Kohler, «Ein / ei-Tung zur Wartburgpostille ', WA 10 12 .xli-lxxix. Для краткости
ограничим наше сравнение в этом эссе проповедями о Евангелиях на Рождество.
28 LW52,65 (WA 10 11,213,20-24).
29 LW52,54 (WA 10 11,198,22-24, 199,6-8)
30 LW52,43-44 (WA 10 11 .183,25-28, 184,13-18).
31 См. Lohse, The Luther's Theology, 207-21, к традиционной у Лютера христологии и триадологии с учетом его собственных реформационных акцентов.
32 WA 52,43,1-6. См. также WA 52.47.38-39. Домашние Постиллы не были переведены для собрания сочинений Лютера. Существует перевод XIX в.  Martin Luther, Sermons on the Gospels [2 vols; Rock Island, IL: Augustan a Book Concern, 1871  который может оказать некоторую Помощь, но перевод в тексте является моим.
33 WA 52,43,35-36, 40,31-35. В другом месте (WA 52.48.2-8) Лютер комментирует, как люди и ангелы разделяют славу одного и того же Господа и, следовательно, являются соседями и членами одного и того же сообщества.
34 WA 52,44,19, 27-29. См. Также WA 52.45.12-16.
35 WA 52,44,37-39, 45,3-7.
36 См., например, статьи Шмалкальда, 2.1-3.
37 WA 52,43,36-40.
38 Lohse Theologie Luthers , 223-25.
39 LW52.20 (WA 10 11,78,20-79,13).
40 LW52,14 (WA I0 11,71,9-IO).
41 LW52.15-16 (WA 10 11 .72.20-73.6).
42 LW52.16 (WA I0 11,73,7-1,1).
43 LW 52,38 (WA 10 11,132,22-138,2). Для доктрины Лютера о призвании см. Paul Althaus, The Ethics of Martin Luther (Philadelphia: Fortress Press, 1972), 36-42.
44 LW 52,16 (WA 10 11 .74.2-4). Лютер tor, более чем Христос, использует пример пастуха и  стад, чтобы обсудить ответ веры в делах и отношениях, таких как смирение, любовь к ближнему, радость в обмене Евангелием,  исповедь, призвание и восхваление Бога (LW 52.33-38).
45 WA 52,45,23-25.
46 WA 52,46,28-30.
47 WA 52,38.5.
48 WA 52.39.28-31, 34-36, добавлено выделение.
49 WA 52.40.3-7.
50 WA 52.46.4-6, 19-22.
51 Lohse Theologie Luthers, 223-28. Классическая трактовка этого вопроса у Лютера и других - это  Gustaf Aulen, Christus Victor: An Historical Study of the Three Main Types of the Idea of the Atonement (New York: Macmillan, 1986), но см. также  Paul Althaus, The Theology of Martin Luther (Philadelphia: Fortress Press, 1966), 218-23, который счел позицию Аулена существенно неверным толкованием Лютера.
 52 WA 52.48.36-37. Смотрите также, WA 52.50.22-29.
53 «Это рождение принадлежит вам , убогим, развращенным и потерянным людям » WA 52.46.25-26.
54 WA 52.42.10-14.
55 WA 52.55.35-37, 56.1-4.
56 WA 52.47.24-25, 27-32. См. также, WA 52.48.4-6, 49.7-10, 55.8-9.
57 Он, однако, обращается к Воплощению дальше, когда говорит, что Христос сказал сатане:   
"Я Господь. Он принадлежит мне по своей природе , а не тебе, и Я должен править над людьми» WA 52.47.35-36, подчеркивание добавлено.
58 WA 52.48.41-49.2. См. также, WA 52.52.23-30.
59 WA 52.53.2. См. также, WA 52.48.35-37.
60 WA 52.51.23-25, 27-28.
61 WA 52.46.23, 30-31. См также, WA 52.47.3-5.
62 WA 52.58.35-36.
63 WA 52.59.18-19.
64 WA 52.59.31-33.
65 WA 52.50.33-39.
66 WA 52.50.39-51.12.
67 WA 52.52.23-28.
68 WA 52.61.25-26, 35-37.
69 WA 52.62.3-4.
70 WA 52.62.15-17.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии