Схиархимандрит Илий старец или провидец

Схиархимандрит Илий: старец или провидец.
[статья из серии по истории пророчеств].

    Сначала августа в Челябинске в православных магазинах при церквях начали распространять листовки с молитвой, которую якобы благословил отец Илий:
    «Дорогие Братья и Сестры!
    Наша Родина – в опасности!
    Бездействовать больше нельзя!
    Настало время расплаты за все наши грехи. Приближаются события последних времен, известные нам по пророчествам святых отцов. Одумаемся скорее и поймем, что мы виновны перед Богом. Ибо нам вверена была Россия – духовная опора всего человечества, хранительница главного сокровища – Православия, право славящего Бога на земле, без которого сама земля Ему не нужна. Рухнет Россия – рухнет и мир, и всё идёт к этому, и враги, порождённые и вооружённые нашими грехами, добьют безвольную Россию.
    Спасение только в одном – в покаянии людей за грехи общие и личные. Это покаяние сметёт врагов разделённого Отечества и покажет всему миру Величие Божие. Давайте отдадим все силы на борьбу за общее Отечество, используем все возможности распространения этого призыва в народе вширь и вглубь как в Российской Федерации, так и в Белоруссии и Украине, чтобы едиными устами обратиться к Богу искренне и сердечно с такими словами:
    «Спаси нас, Боже Праведный, всех вместе, отврати Лице Твое от грех наших общих и личных! Верни нам обратно наше достояние – Россию и помоги возродить её! Обрати врагов наших вспять!» (3 раза).
    Важно успеть использовать в условиях начавшейся апостасии последнюю такую возможность, пока есть ещё государство и средства связи, объединяющие нас. Наступающее время чревато событиями неожиданными и грозными, поэтому промедление – недопустимо.
    Эту молитву возносят по всем великим и двунадесятым праздникам. И, по возможности, каждый день в строго определённое время.
    Время молитвы по соглашению – 14 часов по московскому времени.
    Творить эту молитву три раза подряд, остальное – своими словами, вслух или «про себя», на коленях или стоя, в Церкви или вне Её, на улице или дома, в пути или на работе, смотря по обстановке каждого, лишь бы как можно большее количество народа одновременно вознесло молитву – все, кому дорога Россия и кто боится потерять Её. Иметь каждому на сердце память о всех грехах, содеянных в своей жизни. Каяться надо сердечно и искренне, со слезами, кто сможет, как в последний час своей жизни, помнить о грехах, содеянных народом нашим за последние 100 лет, которые по Промыслу Божию лежат на потомках до четвёртого колена, влияя на нашу теперешнюю жизнь, особенно цареубийство и безбожие. За всё это надо просить у Бога прощения от лица всего народа, неделимого для Него во времени и пространстве.
    Покаемся все вместе, и Господь отпустит грех нашего народа за то, что одуматься сумели и пошли вперёд к Победе, а не назад к смерти. Этим мы защитим себя, свой дом, свою Родину от полного разрушения и гибели за счёт всеобщего сопротивления духовного, в котором сокрыта невиданная Мощь Божия, ибо мы ещё – русские и с нами Бог!
    Размножайте и раздавайте другим».
*    *    *
    [Историческая справка.
    Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин – священнослужитель РПЦ, духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
    Родился 8 марта 1932 года в селе Становой Колодезь Орловского района (ныне – Орловской области) в крестьянской семье. При крещении в церкви соседнего села Лукино был наречён в честь святого Алексия, человека Божьего. По собственному признанию, молиться начал с трёх лет.
    В 1949 году окончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии, где старшина уговорил его вступить в комсомол. По возвращении домой он глубоко раскаивался в этом, видя в этом грех против Бога, и тотчас сжёг свой комсомольский билет.
    С 1955 по 1958 год обучался в машиностроительном техникуме в Серпухове, а после окончания распределён на работу в город Камышин Волгоградской области. Посещал единственную в городе действующую церковь в честь свт. Николая, где его первым духовником стал священник Иоанн Букоткин, который рекомендовал молодому человеку поступить в Саратовскую духовную семинарию. После закрытия Саратовской семинарии был переведён в Ленинградскую духовную семинарию, а позднее окончил Ленинградскую духовную академию.
    В духовной академии познакомился с будущим Патриархом Кириллом:
    «Я поступил в семинарию, а он в том году кончал академию. И мы его все любили. Он был еще мирянином, просто Алёшей Ноздриным, но отличался удивительным характером и замечательным стилем отношений с людьми».
    13 марта 1966-го митрополитом Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мученников Севастийских. Позднее митрополитом Никодимом был последовательно рукоположён в сан иеродиакона и иеромонаха.
    С 1966 по 1976 провёл в Псково-Печёрском монастыре, под влиянием прочтения книги о Силуане Афонском принял решение о поступлении в Пантелеимонов монастырь на Афоне.
    3 марта 1976 года определением Священного Синода был направлен нести иноческое послушание на Афоне. Проживал в Старом Русике, исполнял обязанности духовника Пантелеимонова монастыря.
    В 1989 году был призван в Россию и направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся Оптину пустынь. Настоятелем обители архимандритом Евлогием (Смирновым) был пострижен в великую схиму с именем Илий (в честь одного из мучеников Севастийских).
    После Поместного собора 2009 года был избран духовником своего сокурсника по Ленинградской духовной академии – новоизбранного патриарха Московского Кирилла (Гундяева).
    4 апреля 2010 года на Пасху в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве патриархом Кириллом был возведён в сан схиархимандрита. Проживает в Переделкине на территории Патриаршего подворья].
    *    *    *
    Просмотрев интернет, обнаружила такую статью «Старец Илий такого благословения не давал» от 09.09.2014 года:
    ««Русская народная линия» провела расследование в связи с распространением молитвы, которую якобы благословлял читать духовник Святейшего Патриарха Кирилла.
    8 сентября редакция РНЛ получила такое письмо от нашей читательницы Елены Стаценко:
    «Здравствуйте. Еду от старца Илия Ноздрина. На мой взгляд молитву, которую я ему показала с вашего сайта «Спаси нас Боже праведный всех вместе. Отврати лице твое от грех наших...», он видел впервые.
    Я ему сказала, что её распространяют в интернете от Вашего имени. Спросила, можно ли её читать.
    Он ответил: «НЕТ», и порвал листок с этой молитвой.
    Просьба написать опровержение на опубликованную на ваших сайтах и группах эту молитву».
    Чтобы не было кривотолков в отношении того, что РНЛ распространяет недостоверные сведения, мы приводим наше краткое расследование. Мы установили, что впервые текст этой молитвы был опубликован на «Русской народной линии» в обращении к народу общественных деятелей из Нижнего Новгорода в апреле 2011 г. Там нет никакого упоминания имени старца Илия.
    Вот полная цитата из публикации РНЛ:
    «Как подчеркивают авторы воззвания, «спасение только в одном – всенародном покаянии одновременном по соглашению за грехи общие и личные».
    «Всероссийское покаяние сметет всех врагов разделенного Отечества и покажет всему миру Величие Божие. Мать-Россия – живи во век!!! Отдать все силы на борьбу за общее Отечество, использовать все возможности распространения этого призыва в народе вширь и вглубь как в Российской Федерации, так и в Белоруссии и Украине, чтобы едиными устами обратиться к Богу искренне и сердечно с такими словами: «Спаси нас, Боже Праведный, всех вместе, отврати Лице Твое от грех наших общих и личных и отдай нам обратно наше богатство – Россию, обрати врагов наших вспять. Аминь»».
*    *    *
    (Ссылка на публикацию от 05.04.2011:
    «За Родину – на соборное покаяние!
    Православные нижегородцы призывают граждан России к всенародному покаянию…
    «Дорогие братья и сестры! Соотечественники! Великое Отечество – в опасности! Нужно действовать! Настало время расплаты за все грехи человечества и огонь карающей десницы пришел уже на всю землю; скоро увидим все своими глазами и услышим своими ушами. Одумаемся скорее и поймем, что мы виновны перед Богом больше других народов мира, ибо нам вверена была Россия – духовная опора всего человечества, хранительница главного сокровища – Православия, право славящего Бога на земле, без которого сама земля Ему не нужна. Рухнет Россия – рухнет и мир, и все идет к этому, и враги, порожденные и вооруженные нашими грехами, добьют безвольную Россию», – говорится в поступившем в редакцию «Русской народной линии» воззвании нижегородцев к гражданам Великороссии.
    Как подчеркивают авторы воззвания, «спасение только в одном – всенародном покаянии одновременном по соглашению за грехи общие и личные».
    «Всероссийское покаяние сметет всех врагов разделенного Отечества и покажет всему миру Величие Божие. Мать-Россия – живи во век!!! Отдать все силы на борьбу за общее Отечество, использовать все возможности распространения этого призыва в народе вширь и вглубь как в Российской Федерации, так и в Белоруссии и Украине, чтобы едиными устами обратиться к Богу искренне и сердечно с такими словами: «Спаси нас, Боже Праведный, всех вместе, отврати Лице Твое от грех наших общих и личных и отдай нам обратно наше богатство – Россию, обрати врагов наших вспять. Аминь»», – пишут авторы воззвания.
    «Важно успеть использовать в условиях начавшейся апостасии последнюю такую возможность, пока есть еще государство и средства связи, объединяющие нас. Наступающее время чревато событиями неожиданными и грозными, поэтому промедление – смерти подобно. Провести это мероприятие необходимо в этот Великий Пост по нарастающей в три этапа: 7 апреля – на Благовещенье Пресвятой Богородицы; 17 апреля – на Вход Господень в Иерусалим; 21 апреля – на Воспоминание Тайной Вечери в Великий Четверг. Как можно скорее начать подготовку и организацию этого спасительного мероприятия, ибо на весах этих – жизнь нам или смерть», – отмечают авторы документа.
    «Время покаяния – 14 часов по московскому времени. Творить эту молитву три раза подряд, остальное – своими словами, вслух или «про себя», на коленях или стоя, в Церкви или вне Ее, на улице или дома, в пути или на работе, смотря по обстановке каждого, лишь бы как можно большее количество (не менее 300 тысяч) человек одновременно приняли участие – все, кому дорога Россия и кто боится потерять Ее вместе с жизнью. Иметь каждому на сердце память о всех грехах, содеянных в своей жизни, наипаче – о грехах продажи всеми нами за чечевичную похлебку американскую Великой и Святой Руси. Каяться надо сердечно и искренне со слезами, кто сможет, как в последний час своей жизни, помнить о грехах, содеянных народом нашим за последние 100 лет, которые по Промыслу Божию лежат на потомках до четвертого рода, влияя на нашу теперешнюю жизнь, особенно цареубийство и безбожие. За все это надо просить у Бога прощения от лица всего народа, неделимого для Него во времени и пространстве», – сказано в воззвании.
    «Покаемся все вместе, и Господь отпустит грех нашего народа за то, что одуматься сумели и пошли вперед к Победе, а не назад к смерти. Этим мы защитим себя, свой дом, свою Родину от полного разрушения и гибели за счет всеобщего сопротивления духовного, в котором сокрыта невиданная Мощь Божия, ибо мы еще – русские и с нами Бог! Во веки веков. Аминь», – такими словами заканчивается воззвание к гражданам Великороссии.
    Документ подписали:
    Георгий Яхнисов, член правления АНО «Союз православных граждан в Приволжском федеральном округе», ветеран организации крестных ходов;
    Павел Солнцев, сопредседатель Нижегородского регионального отделения ПФО «Народный Собор»;
    Олег Фомин, председатель АНО в защиту Традиции «Третий Муром»;
    Сергей Волков, зампредседателя Родительского Комитета по Нижегородской области;
    Дмитрий Макаренко, зам.председателя Нижегородского Комитета защита семьи, детства и нравственности;
    Владимир Цветков, главный редактор газеты «Отчизна», писатель, юрист-правовед;
    Геннадий Патаракин, автор-исполнитель, лауреат международных фестивалей православной авторской песни;
    Сергей Фадеев, АНО «Союз православных граждан в Приволжском федеральном округе»;
    Сергей Цветков.
    Воззвание принято в Нижнем Новгороде в марте 2011 года).
*    *    *
    «Затем в феврале 2012 года одна из участниц форума РНЛ Тамара Голева сообщила со ссылкой на свою знакомую, что старец Илий благословил читать эту молитву.
    Вот текст её реплики:
    «Позвонила знакомая и продиктовала молитву, которую схиархимандрит Илий благословил читать каждый день до 15 марта в 14.00 трижды (видимо, коленопреклоненно)». Далее следовал текст этой молитвы, как она приведена выше.
    В марте 2012 участница форума РНЛ Елена Сергеевна привела текст этой молитвы, сообщив, что ее прочитал и благословил читать сам старец Илий в передаче на радио Радонеж.
    Вот буквальная цитата:
    «Старец Илий на днях выступал по Радонежу, призвал молиться.
    Вот его краткая молитва:
    «Спаси нас, Боже Праведный, всех вместе. Отврати лице Твое от грех наших общих и личных, и отдай нам обратно наше богатство – Россию. Обрати врагов наших вспять. Аминь».
    Старец Илий читает эту молитву каждый день в 14 часов трижды.
    «Россия на острие ножа, – говорит он, – молитесь».
    В сентябре 2012 года текст этой молитвы привел в своей статье «Железные сапоги старца Илия» поэт и публицист из Харькова Станислав Минаков.
*    *    *
    (Статья Станислава Минакова была опубликована на сайте Фонда «Русское единство» 29.09.2012 года:
    «Старцы-то духоносные нынче есть ли на Руси?
    Сам почитаемый старцем архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кирилл (Павлов), который был и духовником патриарха Алексия II, утверждает, как говорят, что «стариков» знает, а старцев – нет. Может, и шутит самокритично, мы знаем это особенное веселие духа у наших старцев, вспомним хоть и оптинскую плеяду XIX века.
    Ну что ж, зовите хоть как, но и к отцам новейших времен (достигавшим преклоннейших лет и не достигавшим) наш народ, взыскующий духовного совета, тоскующий по духовной опеке, приклонялся и приклоняется сердцем как к благодатным батюшкам. Среди которых и тот же о. Кирилл, и архимандрит Иоанн (Крестьянкин) из Псковских Печер, и протоиерей Николай (Гурьянов) с псковского же острова Залита, и белгородский ракитянский архимандрит Серафим (Тяпочкин), и донецкий схиархимандрит Зосима (Сокур), и другие.
    В их числе особое место занимает схиархимандрит Илий, вернувшийся с Афона по приглашению патриарха Алексия II и являвшийся на протяжении двадцати лет братским духовником Оптиной пустыни. Ныне он – духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
    Отец Илия родился Алешей Ноздриным в селе Становой Колодезь на Орловщине в 1932 г. Конечно, не могла провидеть мать мальчика, Клавдия Васильевна, что через много лет сын пострижет ее в монахини. После ее кончины сын напишет на могильном кресте слова из Апостолов: «Спи, дорогая...»
    Отец Алеши, рядовой Афанасий Ноздрин, скончался после ранения во владикавказском госпитале в декабре 1941-го. Дед же, Иван Ноздрин, был старостой Покровской церкви в родном селе. Нрава он, судя по всему, был весьма строгого, несгибаемого. В знак протеста против обобществления крестьянской собственности и разорения крепких хозяйств изготовил себе железные сапоги и демонстративно ходил в них по деревне. И даже мог сказать: «Я самому Сталину за правду голову оторву!». Уцелел.
    Когда читаешь эту историю про Ивана Ноздрина в железных сапогах, то вспоминается другой Иван, по фамилии Железо, который полтыщи лет назад стойко боролся с униатами, с предательством православных, сползавших под протекторат папы римского. Теперь мы почитаем его как преподобного Иова Почаевского.
    Алеша Ноздрин рос очень религиозным мальчиком. Говорят, что ребята постарше посмеивались, завидя его: «Вот, Алешка Божественный пришел». Рассказывают односельчане красиво, поэтично. Про случай в голодном 1947-м, когда отчаявшийся подросток Алексей, выйдя из дому, отправился куда глаза глядят и нашел горячий хлеб на рушнике, уже тогда, по словам соседей, знала «вся вселенная».
    Характерен и апокриф, что 11-летний Алеша Ноздрин нашел утерянный пьяными немцами секретный планшет с картой укрепрайона на Курской дуге и передал взрослым, которые сумели им верно распорядиться. Факт многолетней давности подтвержден о. Илием. А историческим фактом является то, что командующий Центральным фронтом маршал Рокоссовский, пользуясь информацией из четырех независимых источников, нанес по вражеским позициям мощный упреждающий удар ночью 5 июля 1943 г., с которого и началась знаменитая Курская битва. Апокрифичность рассказа в том, что одним из источников вполне могла быть карта, найденная мальчиком Алексеем.
    С 1955 по 1958 гг. Алёша Ноздрин учился в Серпуховском механическом техникуме, затем работал по распределению на строительстве хлопчатобумажного комбината в г. Камышине Волгоградской обл. Своим духовным образованием (сначала в Саратове, а затем, по закрытии при Хрущеве многих семинарий, в Ленинграде) обязан наставничеству своего первого духовника прозорливого батюшки – Иоанна Букоткина, фронтовика-гвардейца, орденоносца. В городе на Неве Алексей и принял монашеский постриг с именем Илиан (по-древнегречески – «солнечный») в честь одного из сорока Севастийских мучеников. (Имя – Илий, означающее «солнце», в честь другого мученика Севастийского, пострадавшего на заре христианства, он получит позже, при пострижении в великую схиму, уже в Оптиной пустыни).
    Благословил отца Илия на иночество тоже о. Иоанн Букоткин. Постриг совершил знаменитый митрополит Никодим (Ротов), он же рукополагал батюшку в дьяконы и священники. Митрополит Никодим рано ушел (в 1978 г.) из жизни, в 49 лет. Известно, что владыка шутливо говаривал: «Мы с тобой родственники: ты – Ноздрин, а я – Ротов».
    Десять лет служения о. Илиана связаны с Псково-Печерским монастырем, насельником коего он стал ещё при архимандрите Алипии (Воронове).
    3 марта 1976 г. по решению Священного Синода иеромонах Илиан вместе с четырьмя другими монахами был направлен нести иноческое послушание в считающийся русским Свято-Пантелеимонов монастырь на святой греческой горе Афон.
    В 1989 г. о. Илиан был направлен в восстанавливавшуюся Оптину пустынь. Сохранилась видеозапись, где отец Илий рассказывает о своем начальном, на излете советских времен, пребывании на калужской земле:
    «Без малого год, как я нахожусь здесь, в Оптиной пустыни, и я еще ни разу не сказал себе, что я напрасно сюда пришел. Я доволен всем, здесь устроился. Правда, конечно, она еще представляет несовершенный вид <...>
    Провидением Божиим я оказался здесь. Конечно, для верующего сердца она очень дорога прежде всего своими известными века прошлого старцами. А самое главное то, что чувствуется прежний духовный созидательный труд – хотя они далекие, от нас отстоят, ушедшие в Иной Мир, но для нас, верующих людей, их молитвы очень чувствительны, и каждый, кто приходит с добрым верующим сердцем, это чувствует...».
    Отец Илий предвидел трагедию, которая произойдет в Оптиной пустыни на Пасху 18 апреля 1993 г. – убийство трёх оптинских братьев помраченным человеком.
    Рассказывают, что несколько человек, а это были взрослые женщины – реставраторы, иконописцы, позже ссылались на батюшку, говорившего, что в Оптиной прольется мученическая кровь. Разговор был в присутствии одного из трех будущих мучеников, который тогда улыбнулся и тихо сказал: «Ну, это, наверное, вряд ли».
    А через 20 лет старец Илий поселился на Патриаршем подворье Троице-Сергиевой лавры в поселке Переделкино.
    В праздник Пасхи 4 апреля 2010 года Патриархом Московскими и всея Руси Кириллом он возведен в сан схиархимандрита.
    В 2004 г. был удостоен награды «За вклад в духовное возрождение Отечества» (первым лауреатом этой награды был Святейший Патриарх Алексий II).
    А к 80-летию батюшки не только орловчане, но и козельчане присвоили ему звание почетного гражданина. Кто не помнит, Козельск – город Воинской славы России; это тот самый стоический, мужественный Козельск, в котором монголо-татары когда-то в живых не оставили ни одного жителя!
    8 марта с.г. патриарх наградил старца орденом Сергия Радонежского I степени. Патриаршее поздравление схиархимандриту Илию (Ноздрину) с 80-летием со дня рождения завершается такими словами:
    «Молитвенно желаю Вам, дорогой отец Илий, крепости сил и преуспеяния в Вашем дальнейшем служении во благо всех приходящих к Вам за духовной помощью и утешением. Да хранит Вас Господь в добром здравии на многая лета!»
    Схиархимандрит Илий в этом году 22 апреля был с народом и на молебенном стоянии за отчую веру у храма Христа Спасителя в Фомино воскресение, завершающее Светлую пасхальную седмицу. Это был общий, единый ответ русского православного мира на осквернения святынь, словно по вражьей отмашке прошедших в храмах разных городов России.
    В связи с беспрецедентными атаками вражьих сил, немыслимо обострившимися в последнее время, о. Илий начал даже публичную деятельность, и сам этот факт говорит о серьезности момента.
    «Дорогие о Господе русские люди! –  этими словами старец Илий завершил одно из радиовыступлений. – Дорогие соотечественники! Хотелось бы, чтобы вы понимали суть нашего времени и не были бы сообщниками для смуты, в которой некоторые наши неверующие люди вступают в ряды беспорядка и всякого наглого оголтелого разрушения стабильности в нашей стране».
    «Россия на острие ножа», – говорит старец. И дает нам молитву, которую он троекратно повторяет каждый день в 14 часов; хорошо бы каждому из нас в этот час присоединять свой молитвенный голос к голосу старца, умножив таким образом общее прошение.
    «Спаси нас, Боже Праведный, всех вместе. Отврати лице Твое от грех наших общих и личных, и отдай нам обратно наше богатство –  Россию. Обрати врагов наших вспять. Аминь».
    Порою думается, что все служение, подвижничество о. Илия есть своего рода хождение по Руси в железных сапогах – таких, какие носил его дед Иван, староста сельского храма из орловского села с родниковым по вкусу названием Становой Колодезь. Носить такие сапоги, такие вериги – дано далеко не всякому.
    Многая лета, отче!»).
*    *    *
    И вот вчерашнее свидетельство читательницы, предлагающей нам сделать опровержение со ссылкой на самого старца.
    У нас нет оснований не доверять Елене Стаценко. Однако неизвестно сообщила ли она старцу, что речь идет о конце 2011 – начале 2012 года, когда инспирируемая американским посольством белоленточная оппозиция пыталась спровоцировать в России беспорядки. Священноначалие Русской Православной Церкви (в том числе и духовник Святейшего Патриарха схиархимандрит Илий) тогда поддержало действующую власть, чем поставило себя под удар либеральной оппозиции.
    Благословлял ли тогда старец читать такую молитву, или это только народная молва, ставшая посредством «сарафанного радио» фактом, сказать трудно.
    В любом случае редакция «Русской народной линии» обращается к нашим авторам, в том числе и к участникам форума РНЛ, с настоятельной просьбой распространять только достоверные сведения, особенно, когда речь идет о молитве. Многие наши читатели привыкли с доверием относиться к тому, что публикует «Русская народная линия». И нам всем надо ответственно относиться к тому, что мы публикуем».
*    *    *
    Я то же обращаюсь к читателям моих статей с настоятельной просьбой, распространять только достоверные сведения, особенно, когда речь идёт о молитвах и о пророчествах.
*    *    *
ДТН.


Рецензии