Жестяная кружка

Утро было теплое.  Так мне показалось ,  когда я вышла из вагона на платформу городского вокзала. Но, просидев полчаса на скамейке,  ожидая начала работы общественного транспорта,  я порядком замерзла, все- таки воздух был уже по-осеннему холодным и по тротуарам гулял легкий ветерок. Простудиться в последние дни лета было бы не очень здорово, и я решила зайти  за кофе в привокзальный буфет, расположенный прямо в зале ожидания. Я стала в очередь и, достав кошелек,  стала пробегать глазами меню, выискивая цену  горячих напитков. Мужчина, покупающий пиво передо мной (хотя было 5 утра, продажа алкоголя обычно запрещена в это время), недовольно пожаловался буфетчице: « Что-то у вас тут дохлятиной воняет, а? Не знаете почему?» На что буфетчица только вежливо улыбнулась, протягивая ему стакан вспенившейся жидкости. Когда мужчина отошел, настала моя очередь заказывать. Когда я уже расплатилась и ожидала свой кофе, слева от меня чья-то сухая несмелая рука аккуратно поставила на прилавок рядом с подставкой под монеты  жестяную кружку.  Я  успела обратить внимание на замусоленный рукав коричневой рубашки и заживающие, словно от ссадин, раны на загорелой старческой коже.
Слегка повернув голову, я увидела старика с костылями нерешительно и покорно смотрящего на делающую мне кофе буфетчицу.
«Я же вам сказала, -   раздраженно сказала она, - чайник стоит далеко от меня у другого прилавка, мне неудобно наливать вам чай, идите туда».  Старик молча помялся на месте, взял свою кружку и подошел ко второму прилавку. Тем временем мне выдали мой кофе и я присела в зале ожидания. Грубость буфетчицы  меня раздосадовала, ведь только что она продала  незаконное пиво мужику и слова ему не сказала, а несчастному деду отказала в кружке чая, ссылаясь на то, что чайник стоит далеко, хотя сама только что залила им  мой кофе!
Я стала наблюдать за стариком. Вторая буфетчица оказалась добрее,  и через минуту дед присел на противоположной стороне зала ожидания  с пускающей пар жестяной кружкой в руках. Пил он медленно, причмокивая, а на его старческих тонких губах виднелась радостная улыбка.
Я. Должна была. Купить ему чай. И застыдить эту злую буфетчицу. Но постеснялась.
Эта мысль крутилась в голове и мучила меня.  Но вдруг он не бомж, а просто путешественник со своей кружкой  и просто не первый раз  просит кипятка к своей заварке?
Я стала внимательно разглядывать деда. На нем был старый, поношенный, но чистый сюртук,  черные такие  же старые штаны и  сандалии одетые на черный носок.  Также при нем был большой, когда-то наверняка имевший цвет хаки, а теперь выцветший армейский рюкзак. Не похоже на типичного бомжа в моем представлении. Пока я его рассматривала он уже допил свой чай, сложил кружку  в рюкзак, встал на костыли и заковылял к выходу .
Я в нерешительности застыла.  Вдруг если он не бомж, а я ему предложу помощь и тем самым оскорблю его?  Он не грязный и не пьян, может все-таки не бомж, а просто дед с маленькой пенсией и инвалидностью?  Если даже так, я могу своими действиями оскорбить его…  Но эта кружка.. Жестяная… и раны на руках. Буфетчица его явно не первый раз видела и не хотела обслуживать, а он смотрел на нее так покорно… Так смотрят только люди которых жизнь сильно прижала, научив смирению ради выживания…  Да, он все таки бомж.
Я рывком встала со своего места и кинулась к выходу, куда направился дед, выйдя на улицу я смотрела из стороны в сторону , но деда и след простыл.  Расстроенная  и корящая себя за несообразительность я вернулась назад в зал ожидания. Люди, сидящие на скамьях, подозрительно на меня покосились типа  «чего это она ходит туда-сюда, все места себе не найдет».
Справившись со своим разочарованием и почти простив себя, я достала книжку и попыталась углубиться  в чтение, но все никак не могла сосредоточиться. На ум пришла притча  о человеке, который после смерти был определен в ад. Человек спрашивал у Бога: «Ну как я мог быть лучше, ведь ты покинул меня!» На что Бог ему отвечал «Это не так, я приходил к тебе трижды. Первый раз я пришел плачущим ребенком, потерявшим свою мать. Я просил тебя о помощи, но ты прошел мимо, очень спешил на работу. Второй раз я пришел к тебе в образе дряхлого старика и просил кусочек хлеба и стакан молока, но ты оттолкнул меня и сказал идти просить милостыню у других. В третий раз я был сбитой машиной собакой жалобно смотрящей тебе в глаза, но ты решил, что мне уже ничем не поможешь и прошел мимо».
Возможно, я, как  человек в притче, уже упустила свой шанс.
Вдруг, размышляя,  я услышала шаркающие шаги, подняла голову и увидела того самого старика. Мне дали второй шанс! Я вскочила и подошла к нему, ощущая, как взгляды всех присутствующих с любопытством обратились в мою сторону.
-Здравствуйте, дедушка, вы не голодны?
Старик замер и обратил ко мне свое морщинистое лицо.  На нем расплылась польщенная беззубая улыбка, наверное, редко к нему обращаются молодые девушки. Один  глаз у него был  полуприщурен, затянут пеленой и будто впал глубоко в глазницу, а второй смотрел на меня ясным и твердым взглядом.  Такого взгляда не бывает у алкашей и сумасбродов.
-Что-что?
- Вы не голодны, спрашиваю?  Может вам чего-нибудь купить?  - Дед с удивлением смотрел на меня.
- Было бы неплохо, голубушка, но знаете, наверное, лучше не надо, я не хочу  доставлять вам неудобства.
-Вы мне их не доставите,  мне это совсем нетрудно!
-Спасибо вам большое, но все-таки, наверное, не стоит. Знаете, сейчас молодежь совсем другая стала, люди забыли о моральных качествах указанных в Библии в слове Бога. Там много качеств: и добропорядочность, и милосердность,  и сострадательность, и честность… Люди нарушают Божьи заповеди и не задумываются даже, что их потом  ждет.  А Он все видит, понимаете?
- Понимаю вас…
- Вы на кого учитесь или кем работаете?
-Я только что отучилась на ветеринара.
- Ветеринара? Замечательная профессия! Вы умница, что ее выбрали. Желаю вам открыть свою клинику  и дай Бог вам крепкого здоровья и социального благополучия.  Я не буду вас задерживать, иду в храм сейчас, до свиданья и счастья вам.
-До свиданья, дедушка.
 И дед заковылял к автобусной остановке, а я пошла назад к своему месту, по пути замечая недоуменные взгляды случайных свидетелей этого странного диалога.


Рецензии