Книжный бумс для детей

Вот и лето на исходе. Школьный список, рекомендованный к прочтению, осилен, даже сверх меры. Я рада, ребёнок любит читать! Но уже не в первый раз задаюсь себе вопросом, у которого ноги растут из моего детства – А как, по какому принципу формируется этот список? На что опираются педагоги, рекомендуя какие-то произведения? Основываются на личных предпочтениях или существуют какие-то строгие рамки, на выход за пределы которых наложен табу? Или какой-то принцип отбора отсутствует напрочь, и мы видим только список известных имён?
Пожалуй, я отношусь к числу «несогласных» родителей. Раз уж дети должны читать литературу по определённому списку, значит, выбор произведений должен быть тщательным. Чтобы чтение было в радость и имело определённый смысл, к примеру, формирование его вкуса, жизненной позиции, необходимых качеств, наконец, соответствовать предпочтениям самого ребёнка, а не было бы целью просто занять чтением. А ещё хуже, если неправильная интерпретация прочитанного выльется в неверное восприятие окружающего мира. Очень много того, что начисто отбивает любовь к литературе. Почему? Да потому что скучно! Да, классика важна и нужна. Но иногда, честное слово, наша школа бежит впереди паровоза и предлагает то, до чего ребёнок ещё не созрел. Я не говорю о каком-то конкретном ребёнке. Не об одном, не о двух. Я говорю об основной массе. Ведь списки рассчитаны на массы. Может быть, пора уже, как в фармацевтике, прибегнуть к строгой дозировке?
Отчего же мне вдруг захотелось поговорить на тему летнего чтения? В целом, можно было бы быть довольной. Подборка оказалась интересной и значимой в плане духовного воспитания и формирования литературного вкуса. Но вот «Голубая змейка» Бажова вызвала ряд вопросов у ребёнка и, лично у меня- не очень приятные эмоции. В целом, ребята в рассказе умнички оказались, мораль хороша. Слава труду и честности! Только до неё нужно докопаться, до морали, и обсудить прочитанное. А многие ли родители обсуждают прочитанное с детьми? Вряд ли…
«Она, видишь, эта Марьюшка из сердитеньких была. Который год в невестах, а женихов не было. Девушка будто и вовсе хорошая, да маленько косоротенька. Изъян вроде и невелик, а парни все же браковали ее из-за этого. Ну, она и сердилась»
А кто знает, какие мысли возникают в детских головах и что формируется в детском сознании? Не дай Бог, чтобы ребёнок подумал, что людей можно отсортировывать по принципу – норм – брак! Упаси Боже, чтобы пришла в детскую голову нелепая мысль, что физические недостатки – это обречённость на одиночество и прозябание за бортом счастливой жизни. А что могут подумать дети с какими-то ни было недостатками, явными или неявными? Им жить с комплексом неполноценности?
Это взрослый читает, и кривую правду жизни пропускает, не акцентируя внимания, а может быть даже, рассматривая этот мир через такую вот призму. Только детям зачем это?
Ясное дело, что автор в своём произведении несёт совсем другую смысловую нагрузку- добра, заботы о близких, неподдельной искренней дружбы, отторжение алчности. но всё же. Я бы лично не хотела, чтобы мои дети относились с жалостливой снисходительностью к детям особенным. Да, они чаще всего, действительно, особенные! Они талантливее, добрее, жизнелюбивее, упорнее. Это более чуткие сердца. Это такой мощный интеллектуальный потенциал, которому может позавидовать подчас обыкновенный не то, что ребёнок, но и взрослый.
У Тофика Шахвердиева есть замечательный фильм « Про любовь». Очень сильная фраза прозвучала в этом фильме. Бабушка девочки Жени, которая родилась без ручек, сказала-« она не несчастная, она нормальная. У нас люди есть без мозгов и ничего, живут». Золотые слова мудрого человека.
Я не задавалась целью взять на карандаш все антидетские моменты в литературе. К сожалению, сегодня читателю предоставляется возможность сталкиваться с ними в огромном количестве. Так может быть, стоит уже сделать генеральную уборку в сфере образования и воспитания и дать возможность юным читателям подняться на «взрослый рост», не утрачивая детской природы. Помочь им научиться строить отношения и новые жизненные пути по законам доброты, чуткости и духовной целостности. Быть может, тогда наступит переломный момент, и деградация общества перестанет расти с безумной скоростью, как снежный ком, и катиться в бездну.


Рецензии